Диагностика первоклассника: содержание и организация

57

Первый класс в жизни ребенка подобен старту космической ракеты. В зависимости от качества организации работы в первом классе будет определён успех и неуспех всей дальнейшей учебной деятельности первоклассника. Значительную роль здесь должны играть родители. Затронув в предыдущем номере вопрос о специфических и неспецифических трудностях первоклассника, поговорим о том, как диагностировать последние в домашних условиях

Диагностика причин неспецифических трудностей первоклассника

Очень информативным и совсем несложным может быть анализ общего и школьного режима дня в сочетании с анализом расписания и объема домашних заданий. Такой анализ позволит увидеть реальную нагрузку ребенка, понять, есть ли нарушение режима дня, не перегружен ли ребенок дополнительными занятиями, не проводит ли он все свое свободное время у телевизора или у компьютера. Для того, чтобы провести анализ общего режима дня и внеучебных занятий можно использовать анкету «Режим дня школьника» (табл. 1). Она позволит выявить предпочтения ребенка при выборе занятий по интересам, а также понять, каким образом распределяется его время в течение каждого дня. Диагностика первоклассника включает также анализ учебной нагрузки. Общие показатели смогут дать полную картину распределения времени на учебу и отдых. Также они продемонстрируют, насколько рационально это распределение. Основной параметр, на который стоит обратить внимание, - поглощение учебной нагрузкой всего свободного времени ребенка. Необходимо оценить, как распределяется свободное время, когда школьник готовит уроки, не жертвует ли он отдыхом. Не менее важно знать, как используется свободное время школьника. 

Для того чтобы провести диагностику режима первоклассника, нужно знать нормативы рекомендуемой продолжительности сна, прогулок. Приведем эти нормативы в соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (табл. 2–4). 

Диагностика первоклассника: содержание и организация

Диагностика первоклассника: содержание и организация

Диагностика первоклассника: содержание и организация

В последние годы все чаще отмечаются не только учебные, но и внеучебные перегрузки, особенно в начальной школе (становясь старше, дети просто отказываются от большинства дополнительных нагрузок). Приведем реальный пример: у второклассника – ученика гимназии, кроме 6 уроков в гимназии и 2–3 часов на приготовление домашних заданий, три раза в неделю музыкальная школа, два раза – плавание, два раза – дополнительный английский, два раза – теннис.

ВНЕШКОЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ МОГУТ СТАТЬ ПРИЧИНОЙ ПЕРЕГРУЗКИ И СОЗДАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОБЛЕМ У ПЕРВОКЛАССНИКА В ШКОЛЕ

Нетрудно предположить, что ребенок практически не бывает на воздухе, уроки готовит с 8 до 11 часов вечера, потом долго не засыпает, утром с трудом встает и на уроках не может сосредоточиться.

Конечно, внешкольные нагрузки – выбор родителей, но они могут стать причиной перегрузки и создать дополнительные условия для возникновения школьных трудностей. В проведении диагностики первоклассника важна специальная карта наблюдения за поведением ребенка позволит увидеть первые проявления ухудшения его состояния, выявить пограничные нарушения психического здоровья по поведенческим реакциям (табл. 5).

Диагностика первоклассника: содержание и организация

РЕБЕНКА НЕЛЬЗЯ ЗАСТАВИТЬ ИЗМЕНИТЬ СВОЕ СОСТОЯНИЕ, НО МОЖНО ИЗМЕНИТЬ УСЛОВИЯ ЕГО ЖИЗНИ ИЛИ ОБУЧЕНИЯ, И ТОГДА, ВОЗМОЖНО (И НЕ СРАЗУ), СОСТОЯНИЕ ИЗМЕНИТСЯ.

Карта заполняется по результатам наблюдения за ребенком в течение недели. Не следует торопиться ставить балл, если нет уверенности. Нередко представления о поведении ребенка расходятся с результатами собственных наблюдений, поэтому лучше понаблюдать за ним еще несколько дней.

По результатам диагностики первоклассника подсчитывается суммарный балл. Если суммарный балл меньше 15 – состояние ребенка не вызывает тревоги, он справляется с учебной нагрузкой, нет перенапряжения.

Если суммарный балл от 15 до 20, то следует обратить внимание на режим дня, проанализировать дополнительные нагрузки, выявить трудности, которые возникают.

Если суммарный балл больше 20, то это свидетельствует о значительном функциональном и эмоциональном напряжении, ухудшении состояния психического здоровья. В этих случаях рекомендуется обратиться за консультацией к детскому неврологу или педиатру.

Памятка для родителей

Десять советов по преодолению проблем первоклассника в школе

1. Школьные проблемы возникают почти у всех детей, поэтому реакция должна быть спокойной, но помощь – реальной.

2. Помощь ребенку будет эффективной, если разобраться в причинах трудностей.

3. Наблюдение за ребенком, его деятельностью позволит увидеть многие проблемы. Не стоит торопиться с выводами, считая, что ребенок ленится, не старается, не хочет учиться.

4. Диагностика режима дня первоклассника позволяет выделить проблемы и исключить их. Любые нарушения режима дня могут стать причиной снижения работоспособности и школьных трудностей.

5. Рекомендуется несколько раз в течение учебного года анализировать режим дня ребенка (стоит сделать это в октябре и в феврале).

6. Не стоит «отмахиваться» от жалоб ребенка, считая, что он «отлынивает от учебы», следует внимательно разобраться в них.

7. Хронические заболевания, частые простуды, любые нарушения психического здоровья (неврозоподобные расстройства) также могут стать основой проблем первоклассника в школе. Таким детям необходим щадящий режим и снижение внеучебных нагрузок.

8. Фиксированное наблюдение за состоянием и поведением ребенка помогает увидеть изменение его состояния и вовремя принять необходимые меры. 9. Все действия по организации помощи ребенку должны быть согласованы с учителем.

10. Самый неэффективный вариант преодоления проблем первоклассника в школе – «больше заниматься», не разобравшись в причинах трудностей.

В тех случаях, когда ребенок здоров, спокоен, бодр, с удовольствием ходит в школу, у него нет проблем общения со сверстниками и учителем, если он все успевает и в то же время достаточно двигается, бывает на воздухе, спит 9–10 часов, но у него есть проблемы с учебой, стоит (сначала обсудив проблемы с учителем) обратиться за консультацией к специалистам.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.png
  • Документ №2.png
  • Документ №3.png
  • Документ №4.png
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль