Психодиагностика школьников с ДЦП в младших классах, исследование их воображения

172

Оценка творческого потенциала младших школьников с ДЦП

Используется методика исследования творческих способностей С.В. Коноваленко, которая позволяет оценить творческий потенциал учащихся с ДЦП при конструировании из плоскостных геометрических фигур.

Оборудование для проведения исследования: геометрические фигуры (вырезанные из плотной бумаги) и предметные картинки с изображением различных животных (медведя, зайца, волка, лисы, белки, пингвина, мыши, кошки, синицы). У экспериментатора находятся картинки животных, составленные из предложенных геометрических фигур.

Процедура проведения и оценка результатов школьников с ДЦП. В начале исследования испытуемым предлагаются для беглого просмотра и сопоставления предметные картинки с натуральным изображением животных и их аналоги из геометрических фигур, а затем – для более длительного и глубокого изучения – геометрические фигуры, из которых методом подбора необходимо составить изображение животных. После того как испытуемый определится с тем, какое животное он хочет собрать (сконструировать), педагог-психолог просит рассказать все, что он о нем знает (какой у этого животного внешний вид, какие повадки и пр.). Это позволяет изучить умение испытуемого вербализировать свои действия и выявить у него уровень развития связной речи.

На выполнение задания школьникам с ДЦП со средней степенью тяжести двигательных нарушений отводится 10 мин.

При оценивании учитываются качество выполнения и количество сконструированных изображений животных, а также комментарии испытуемого к ним.

Критерии оценки:

• 1 балл – не собрал ни одного изображения животного (но замысел свой озвучивает);

• 2 балла – сконструировал изображение одного животного, однако историю про него не придумал (задание выполняет только с помощью наводящих вопросов);

• 3 балла – собрал два изображения животных и придумал историю про каждого в отдельности, не сумев включить своих персонажей в единый сюжет;

• 4 балла – собрал три различных изображения животных с характерными особенностями, придумал историю про каждого в отдельности, изобразил данных животных с помощью мимики;

• 5 баллов – сконструировал четыре изображения животных с характерными особенностями, придумал историю, в которой задействованы все персонажи, причем мимические портреты узнаваемы без труда.

Автор методики, анализируя выполнение данного задания, констатирует, что практически все школьники с ДЦП испытывали значительные трудности. По мнению С.В. Коноваленко, это связано с недостаточной способностью концентрировать внимание, а также   с недостаточно развитой манипулятивной функцией кистей рук.

Психодиагностика школьников: выявление специфики интеллектуального развития

Используется апробированный независимыми специалистами психодиагностический комплекс взаимодополняющих методик, позволяющий выявлять сильные и слабые стороны индивидуального развития познавательной деятельности ребенка, а потому особенно полезный для практического педагога-психолога, работающего в общеобразовательной школе, встречающегося с необходимостью формирования разноуровневых классов.

Получаемая в ходе применения психодиагностики школьников совокупность качественно-количественных характеристик процессов регуляции деятельности (произвольного внимания), наглядно-образного и словесно-логического мышления, особенностей запоминания и воспроизведения в регистре кратковременной и долговременной памяти позволяет решать вопросы дифференциальной психодиагностики; обоснованно выбирать средства, направленные на уточнение причин отклонений, наблюдаемых в развитии каждого отдельного испытуемого; осуществлять поиск рациональных, индивидуально ориентированных мероприятий для оказания помощи педагогам и родителям в обучении и воспитании детей; контролировать корригирующее воздействие.

Комплекс проведения психодиагностики школьников включает три методики:

1) методику исследования особенностей прогностической деятельности («Угадайка») Л.И. Переслени и В.Л. Подобеда;

2) методику диагностики уровня развития  словесно-логического мышления Э.Ф. Замбацявичене на основе словесных субтестов Р. Амтхауэра;

3) цветные прогрессивные матрицы Дж. Равенна (детский вариант) в модификации Т.В. Розановой. В отсутствие цветных  матриц  для исследования особенностей зрительной перцепции, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления предлагается использование трех разрезных картинок – методика, разработанная Л.И. Переслени совместно с О.И. Шурановой и апробированная при обследовании более 200 испытуемых в возрасте 6,5–10 лет.

Методики психодиагностики школьников

Исследование особенностей прогностической деятельности по методике «Угадайка»

Методика разработана с учетом данных нейрофизиологического исследования механизмов нарушения познавательных процессов у аномальных детей. В ее основу положены результаты психофизиологической разработки проблемы вероятности прогноза, антиципации и его механизмов, обусловливающих формирование адаптивного поведения организма в окружающей среде. Процедура исследования позволяет исследовать прогностическую деятельность, которая обеспечивается всеми психическими функциями: вниманием, памятью, восприятием, мышлением. По мнению Е.М. Мастюковой, Л.И. Переслени и М.С. Певзнер, изучение прогностической деятельности у школьников с ДЦП представляет интерес в связи с тем, что повреждение корковых и подкорково-стволовых структур головного мозга может оказывать влияние на динамику прогнозирования за счет нарушения механизмов ориентировочной реакции и формирования энграмм.

В ходе психодиагностики школьников в рамках данного исследования используются три набора карточек с изображенными на них буквами:

  • в первом наборе регулярно чередуются блоки из двух букв – АБ (10 блоков, 20 букв);
  • во втором – из четырех букв – ББАА (15 блоков, 60 букв);
  • в третьем – из трех букв – АББ (20 блоков, 60 букв).

Испытуемый самостоятельно выявляет принцип чередования букв. После предъявления всех наборов он должен воспроизвести порядок элементов в каждом из них. По ходу опыта в протоколе фиксируются ошибки предсказаний. Их количество отражает скорость формирования адекватного прогноза, связанную с эффективностью запечатления информации в регистре кратковременной памяти (первый показатель). Если правильно предсказываются три блока набора, считается, что учащийся выявил принцип чередования букв. Ошибки, появляющиеся после правильно предсказанных трех блоков, оцениваются как ошибки отвлечения. Их количество позволяет судить об устойчивости внимания (второй показатель). По воспроизведению порядка чередования элементов используемых наборов после окончания опыта можно косвенно судить о состоянии механизмов консолидации следов в регистре долговременной памяти (третий показатель). Предложенная методика психодиагностики школьников позволяет оценить специфику стратегий, избираемых ребенком для выявления принципа чередования элементов в симметричных и асимметричных последовательностях (четвертый показатель). Кроме того, разность между количеством ошибочных предсказаний при предъявлении второго и третьего наборов отражает такое свойство произвольного внимания, как переключаемость.

Во время психодиагностики школьников на основе различных сочетаний названных показателей были определены четыре уровня успешности выполнения прогностической задачи, которые обозначены как типы прогностической деятельности (далее – ПД).

Наиболее продуктивным является тип I, для которого характерны высокая скорость формирования прогноза (в среднем до 11,5 ошибок прогнозирования), отсутствие ошибок отвлечения, воспроизведение выявленных порядков чередования элементов использованных наборов, применение рациональных стратегий.


ПРИ ТИПЕ II ПД СВОЙСТВЕННО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ, ПРАВИЛЬНОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ПОРЯДКОВ ЧЕРЕДОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ВСЕХ НАБОРОВ


В типе II ПД в соответствии с выбранными критериями выделяются два варианта. Первый определяется количеством «ошибок отвлечений» при высокой скорости прогноза (IIа), второй – снижением скорости формирования адекватного прогноза (12–17,5 ошибочных предсказаний), сочетающимся или не сочетающимся с «ошибками отвлечения» (IIб). При типе II ПД свойственно использование рациональных стратегий, правильное воспроизведение порядков чередования элементов всех наборов.

Тип III ПД характеризуется отсутствием воспроизведения одного или более порядков чередования букв. Замедление формирования прогноза при этом типе прогнозирования может сочетаться со случайными предсказаниями (нерациональными стратегиями).

Тип IV ПД отличается невыполнением задания в сочетании с нерациональными способами предсказаний. Повторение элементарного порядка букв первого набора при переходе к другим последовательностям указывает на инертность мыслительных процессов.

Психодиагностика школьников: уровень развития словесно-логического мышления

Используемая в исследовании методика словесно-логического мышления объединяет разные виды словесных заданий и позволяет получить достаточно полное, надежное и валидное представление об уровне развития словесно-логического мышления. Существуют два варианта методики: полный (Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Чупров) и краткий – для проведения экспресс-диагностики (Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупров), который был использован в исследовании.

Характеристика субтестов при проведении психодиагностики школьников:

•    субтест I направлен на выявление осведомленности. Задача испытуемого – закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на основе индуктивного мышления, имеющегося запаса знаний и представлений;

•    субтест  II направлен  на выявление  сформированности логического действия (классификация), способности к абстрагированию. При качественном   анализе результатов выполнения заданий появляется возможность установить, может ли испытуемый отвлекаться от случайных и второстепенных признаков, от привычных отношений  между  предметами, судить о его способности использовать такой мыслительный прием, как классификация;

•    субтест III направлен на выявление сформированности логического действия «умозаключение по аналогии». Для выполнения заданий этого субтеста испытуемый должен уметь устанавливать логические связи и отношения между предметами;

• субтест IV направлен на выявление сформированности обобщающих понятий (подведение двух понятий под общую категорию – обобщение). Обследование – индивидуальное; время – не ограниченное.


ПРИ КАЧЕСТВЕННОМ АНАЛИЗЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПОЯВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ СУДИТЬ О ЕГО СПОСОБНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТАКОЙ МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРИЕМ, КАК КЛАССИФИКАЦИЯ


Исследование особенностей зрительной перцепции, наглядно-действенного  и  наглядно-образного мышления во время психодиагностики школьников

Одной из широко применяемых методик невербального характера является тест с использованием цветных прогрессивных матриц, разработанный Дж. Равеном. Ряд авторов отмечает, что при решении заданий по матрицам Дж. Равена большое значение имеют концентрация активного внимания в течение сравнительно продолжительного временного интервала, его достаточный объем и распределенность.

В дефектологии при психодиагностике школьников во время анализа умственного развития особое внимание уделяется тому, как ребенок использует помощь. При оказании различных видов помощи повышается дифференциально-диагностическая ценность методик, используемых для разграничения тех или иных форм интеллектуальной недостаточности. С этой целью Т.В. Розанова модифицировала процедуру предъявления цветных матриц – ввела различные виды помощи. Т.В. Егорова апробировала модифицированный Розановой вариант методики и продемонстрировала, что получаемые количественные и качественные результаты дают возможность адекватно оценить особенности восприятия и наглядно-образного мышления у учащихся с ЗПР.

Авторы отмечают, что при психодиагностике школьников 6,5–10 лет для выявления уровня развития познавательной сферы целесообразно использовать цветные прогрессивные матрицы в модификации Т.В. Розановой. Эти положения данной методики и ее дефектологическая направленность являются очень важной составляющей для работы.

Методика с применением цветных прогрессивных матриц Дж. Равена включает 36 заданий, составляющих три серии: A, Ab и B (по 12 проб в каждой серии).

Инструкция, сообщаемая испытуемому доступными для него коммуникативными средствами, содержит указание на отсутствие кусочка в «коврике», изображенном в верхней части каждой матрицы. Ребенку предлагается подыскать подходящий «кусочек» среди шести, расположенных в нижней части той же страницы альбома. Модификация Розановой предполагает, что первое задание в серии «А» используется как обучающее. При этом если ребенок совершает ошибку, исследователь рассматривает вместе с ним возможные решения и выясняет, почему «кусочек 4» правильный. При подсчете итогового результата в баллах ответ по матрице А1 не учитывается.

Остальные задания во время психодиагностики школьников применяются для тестирования. По каждому из них испытуемый должен найти ответ самостоятельно. В случае ошибки экспериментатор говорит: «Неправильно! Подумай еще!» (т. е. оказывает стимулирующую помощь). То же самое говорится испытуемому, если и вторая попытка оказывается неуспешной. Если же и третья попытка не завершается правильным решением, то внимание ребенка может быть привлечено к наглядным условиям задачи (фигурам, их частям, взаимному расположению и т. п.).

Оценка результативности осуществляется следующим образом:

•    за правильный ответ с первой попытки – 1 балл;

•    за правильный ответ со второй попытки – 0,5 балла;

•    за правильный ответ с третьей попытки – 0,25 балла;

•    за неправильный ответ после третьей попытки – 0 баллов.

Итоговый результат успешности выполнения матричных заданий равен сумме баллов, полученных за решение задач всех трех серий. Показатель успешности (ПУ) решения матричных задач может быть выражен как в абсолютных, так и в относительных единицах. В последнем случае:

ПУ = Х × 100 / 35,

где Х – сумма баллов, полученных испытуемым при решении заданий всех трех серий с первой – третьей попыток.

В результате анализа распределения индивидуальных данных в рамках психодиагностики школьников можно определить четыре уровня успешности решения матричных задач (Т.В. Егорова):

•    уровень IV (высший) – 28 баллов и более (80–100%);

•    уровень III – 27,9–22,75 балла (79,9–65%);

•    уровень II – 22,5–17,5 балла (64,9–50%);

•    уровень I (самый низкий) – 17 баллов и менее (менее 50%).

Как видно из описания, модификация способа исследования, предложенная Т.В. Розановой, отличается от общепринятого: испытуемый получает 1 балл за правильное решение и 0,5 или 0,25 балла за решение после оказания стимулирующей помощи. Традиционная процедура данного исследования во время психодиагностики школьников позволяет выявить лишь уровень «актуального развития», но не дает возможности определить зоны ближайшего развития ребенка. Отдельный подсчет суммы дополнительных баллов, полученных за решение проб со второй и третьей попыток, может рассматриваться как отражение особенностей произвольного внимания или импульсивности. Увеличенное количество проб, решенных со второй и третьей попытки, может также указывать на широту «зоны ближайшего развития».


«…ДЛЯ НЕГО [РЕБЕНКА. – ПРИМЕЧ. РЕД.], В ОТЛИЧИЕ ОТ ЛЮДЕЙ ПОСТАРШЕ, ЗНАЧИМО ВСЕ, ЧТО СВЕРКАЕТ, ПАХНЕТ, ЛИПНЕТ, ХОЛОДИТ, ЗВЕНИТ И ШУРШИТ. А ИЗ ВСЕГО ЭТОГО И СКЛАДЫВАЮТСЯ ПЕРВИЧНЫЕ ФОРМЫ ТОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ, НА ПОЧВЕ КОТОРОГО РАСЦВЕТАЕТ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО. ЯРКО ВЫРАЖЕННОЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ – ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ И НЕЗАМЕНИМОЕ СВОЙСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО  ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА…»

А.А. МЕЛИК-ПАШАЕВ


Психодиагностика школьников: выявление эстетического отношения к миру

В специальной литературе, посвященной проблемам творчества, указывается на необходимость проводить работу по изучению отношения к жизни (художественное или эстетическое). Благодаря развитому воображению, человек предвосхищает будущий художественный образ и потому замечает в окружающем мире, отбирает, акцентирует именно те чувственные признаки предметов и явлений, которые ему «нужны». Те особенности формы, цвета, интонации, движения и т. п., которые позволят воплотить рождающийся образ. Только при учете эстетического отношения ребенка к миру можно осуществить целостный подход при рассмотрении изучаемой проблемы.

Эстетическое отношение к миру – способность человека воспринимать чувственный облик предмета как выражение внутренней жизни, родственной его собственной. Когда предмет не «безгласная вещь», а «выразительное и говорящее бытие» (М.М. Бахтин). В психодиагностике школьника могут участвовать и сами родители ребенка. Именно они могут обнаружить этот потенциал, наблюдая за играми ребенка дома, т. к. в «одинокой» игре он строит самостоятельно сюжет, творчески создает те или иные значимые для него события и отношения. Поэтому эстетическое отношение   к жизни важно распознавать, поддерживать и развивать не только в специально созданных условиях, но и во время пребывания ребенка дома.


У РЕБЕНКА ДО ТРЕХ ЛЕТ ДОМИНИРУЮЩЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ЕГО СОБСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ, А У УЧАЩЕГОСЯ – ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ


Обсуждая проблему соотношения обучения и развития на разных возрастных этапах, Л.С. Выготский писал, что у ребенка до трех лет доминирующей является его собственная программа развития, а у учащеося – программа учителя. Это положение о способностях учиться приобретает особое звучание, если в образовательный процесс включаются дети с ОВЗ. Известно, что их развитие в гораздо большей степени, чем развитие нормально развивающихся сверстников, зависит от качества образовательной среды, от содержания и характера сотрудничества, помощи взрослого, который вначале является для проблемного учащегося «его разумом, его волей, его деятельностью». Культурное развитие ребенка с ОВЗ способствует его успешной социализации и адаптации к современным условиям жизни, пониманию и принятию окружающего мира, несмотря на существующие  проблемы.

Важно, чтобы школьниками с ДЦП занимались не только специалисты, но и сами родители в домашних условиях. Ведь это является приоритетным положением в области образования – семья в современном обществе становится основным социальным институтом воспитания и домашнего образования ребенка.

Эти теоретические положения стали основой для разработки анкеты, направленной на выявление эстетических установок (приложение 1).

Сразу отметим, что обследование начинается именно с анкетирования – это позволяет экспериментатору войти в контакт с ребенком, установить доверительные отношения и снизить тревожность (многие из испытуемых ждут, что с ними будут делать что-то неприятное и давать сложные задания, которые у них могут вызвать затруднения).

Анкета помогает выяснять первичную информацию о семье ребенка, его интересах, условиях воспитания, общем культурном уровне семьи, что способствует прогнозированию некоторых результатов  эксперимента.

Исследование особенностей воображения у младших школьников с ДЦП включает в себя анализ анкет, психолого-педагогических протоколов, изучение продуктов детской деятельности (рисунков, анкет), проведение проективных тестов и бесед. Анализ  протоколов  психолого-педагогического  наблюдения и результаты наблюдений за учащимися в учебной и свободной игровой деятельности (на переменах), в ходе обследования, бесед с детьми и их родителями позволит выявить некоторые закономерности в поведении обследуемых с нарушением опорно-двигательного аппарата. Данные наблюдений заносятся в протокол (приложение 2). Для удобства записи результатов, полученных при обследовании, можно использовать протокол качественно-количественной оценки (приложение 3).


Приложение 1

Анкета для учащихся младших классов с нарушением опорно-двигательного аппарата для выявления эстетического отношения к миру

1. Фамилия, имя, отчество.
2. Возраст, класс.
3. Кем работают родители (мама и папа)?
4. Чем ты любишь заниматься в свободное время? 

5. Как часто ты смотришь телевизор?

6. Есть ли у тебя любимая передача (как она называется)?
7. Смотришь ли ты канал «Культура»?
8. Любишь ли ты рисовать?
9. Что ты чаще всего рисуешь (какова твоя любимая тема)?
10. Сколько раз в неделю (в день) ты рисуешь?
11. Если бы тебя спросили, куда ты хочешь пойти в выходные, то что бы ты выбрал(а)? 12. Ходишь ли ты в театр?
13. Был(а) ли ты в музее или на выставке? Если да, то сколько раз?
14. Какую музыку ты любишь слушать?
15. Умеешь ли ты сам(а) играть на музыкальном инструменте?
16. Если бы тебе предложили выбрать, куда пойти (в кино, театр, на выставку, в музей, на концерт, в цирк или еще куда-нибудь), то что бы ты выбрал(а)? Почему?
17. Нравится ли тебе читать?
18. Какие книги ты любишь читать?
19. Что читаешь сейчас? (Составь маленький рассказ о прочитанном.)
20. Что тебе нравится делать больше всего (рисовать, читать, лепить, слушать музыку, делать фигурки из природного материала или что-либо другое)?
21. Какой урок в школе тебе нравится больше всего? Почему?
22. На какие дополнительные занятия ты ходишь после уроков?
23. Чем бы ты хотел(а) еще заниматься после уроков?


Приложение 2

Протокол изучения процесса воображения у школьников с ДЦП

1. Ф. И. О., возраст ребенка .

2. Основной диагноз .

3. Способ передвижения .

4. Ведущая рука .

5. Контакт .

6. Краткая характеристика поведения ребенка во время обследования .

7. Способы выполнения задания.

7.1. Умение действовать по инструкции (достаточное, недостаточное, несформированное) .

7.2. Целенаправленность деятельности (достаточная, недостаточная, несформированная) . 

7.3. Критичность в оценке результата (сформированная, несформированная) .

7.4. Особенности внимания . 7.5. Работоспособность (достаточная, сниженная, низкая) .

7.6. Темп деятельности (высокий, сниженный, низкий) .

8. Результаты обследования.

8.1. Познавательная деятельность:

  • фигура Тейлора (особенности зрительно-пространственного восприятия) ;
  • тест Равенна ;
  • методика «Угадайка» ;

словесно-логический тест .

8.2. Особенности эстетического отношения к миру (анкета) .

8.3. Воссоздающее воображение .

8.4. Исследование творческого потенциала.
8.4.1. Тест Торренса .

8.4.2. Тест «Эскизы» .

8.5. Оценка творчества потенциала школьников с ДЦП, авторская методика С.В. Коноваленко (достаточный, сниженный, низкий уровень) .

9. Заключение .

10. Рекомендации (педагогам, родителям) .


Приложение 3

Качественно-количественные оценки результатов психологического обследования школьников с ДЦП

No

Методика

Баллы (уровень)

Примечание

1

2

3

4

1

Исследование воссоздающего воображения

2

Исследование творческого воображения (КТТМ), автор П. Торренс

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

1

2

3

4

3

Исследование творческого воображения (тест «Эскизы»), автор Е. Туник

Беглость

Гибкость

Оригинальность

4

Оценка творческого потенциала детей с ДЦП, авторская методика С.В. Коноваленко

5

Словесно-логический тест

Аналогия

Уровень

6

Методика «Угадайка», автор Л.И. Переслени

Количество ошибок предсказаний

Ошибки отвлечения

Воспроизведено последовательностей

Тип прогностической деятельности

7

Тест Равена (разрезные картинки)

Количество баллов

Уровень

8

Гештальт-тест Бендер (Фигура Тейлора)

35



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль