Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы

268

В рамках проекта «Региональная система психолого-педагогического обеспечения ФГОС ОО» лабораторией обеспечения реализации ФГОС ООО АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», в 2011–2013 гг. на основе мониторинга деятельности специалистов службы сопровождения, анализа планов и программ работы специалистов в рамках аттестационных мероприятий, а также в рамках деятельности рабочей группы педагогов-психологов была проанализирована сложившаяся практика проектирования психолого-педагогических условий реализации ООП ОО, разработаны рекомендации по конкретизации содержания данной группы условий, модели организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

В условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов основного образования (далее – ФГОС ОО), определяющих требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы основного образования (далее – ООП ОО), законодательно закрепленной обязательности оказания психологической помощи учащимся, особую актуальность приобретает проблема организации эффективного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

В соответствии с требованиями ФГОС ОО психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы ОО должны быть описаны в организационном разделе ООП и обеспечены в каждой образовательной организации (далее – ОО). И здесь, как показывает практика, руководство школы может столкнуться с определенными трудностями в проектировании и реализации данной группы условий (если, конечно, не подходит к этому формально, ограничиваясь простым копированием соответствующего текста из примерной ООП, часто работая в условиях дефицита специалистов сопровождения).

Эти трудности могут быть связаны как с конкретизацией содержания психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы, их представления в тексте ООП, так и с интеграцией необходимых ресурсов для их реализации.

Рассмотрим подробнее.

Описание психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы ОО

С одной стороны, ФГОС ОО предъявляет требования к психологопедагогическим условиям реализации основной образовательной программы (закрепляет их обязательность), с другой стороны, в тексте ФГОС ОО скорее определяется функциональное назначение данной группы условий («должны обеспечить…»), нежели раскрывается их содержание. Примерная основная образовательная программа под редакцией А.М. Кондакова* (единственный рекомендованный источник для написания ООП) фактически повторяет текст ФГОС ОО, заменяя частично текстовую информацию на графическое ее представление.


Ни в одном нормативном документе нет четкого определения психолого-педагогического сопровождения, отсутствует конкретизация данной группы условий, что существенно затрудняет последовательное и содержательное раскрытие данного раздела ООП для конкретной образовательной организации.


Анализ ООП образовательных организаций Вологодской области (всего было проанализировано 17 ООП, размещенных на сайтах) позволил выявить два варианта описания психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы ОО, получивших наибольшее распространение:

1) раскрытие каждой позиции ФГОС ОО, касающейся психолого-педагогических  условий сопровождения;

2) раскрытие содержания психолого-педагогического сопровождения по этапам (например, 5–7-е классы, 8–9-е классы).

Среди наиболее распространенных ошибок в конкретизации содержания основных позиций ФГОС ОО в части психолого-педагогических условий следует отметить следующие:

  • формальный характер описания, который сводится к простому переписыванию текста соответствующего пункта ФГОС НОО (п. 28), ФГОС ООО (п. 25) или текста из примерной ООП;
  • отсутствие описания особенностей психолого-педагогического обеспечения в конкретной ОО;
  • фиксация факта наличия службы сопровождения без конкретизации содержания ее деятельности;
  • краткое раскрытие содержания традиционных направлений психолого-педагогического сопровождения (при этом, отсутствует экспертиза как обязательное направление);
  • подмена описания условий планом работы специалистов с указанием мероприятий и сроков их реализации;
  • включение в организационный раздел ООП информации, дублирующей содержание других разделов программы (например, описываются особенности подросткового возраста, реализуемые образовательные технологии и т. п.).

Для конкретизации содержания данного раздела можно воспользоваться разработанной нами таблицей.

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы ОО

No

Требования ФГОС ОО к обеспечению психоло- го-педагогических условий реализации ООП

Обеспечение психолого-педагогических условий в ОО
(что должно быть отражено в программе)

1

2

3

1

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования

  • Фиксируется наличие Службы / специ- алиста/ иных кадровых и организацион- ных ресурсов, включая сетевое взаимо- действие

  • Определяется цель психолого-педагоги- ческого сопровождения

2

  • Преемственность содержания и форм органи- зации образовательного процесса по отноше- нию к начальной (основной) ступени общего образования.
  • Учет специфики возрастного психофизическо- го развития обучающихся
  • Наличие программы преемственности между дошкольным, начальным и основным уровнями образования и отдельных программ, включая программу подготовки детей к обучению в школе, программу адаптации к системному обучению и переходу в среднее звено.
  • Психолого-педагогическое сопровождение детей в период подготовки к школе.
  • Организация мониторинга здоровья обучающихся.
  • Отражение разнообразных форм работы со всеми участниками образовательного процесса (учениками, родителями, педагогами), включая адаптационные тренинги, тематические родительские собрания, консультации, консилиумы.
  • Планированиепсихолого-педагогической работы в соответствии с актуальными возрастными задачами и индивидуальными особенностями обучающихся

3

Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся

  • Консультирование и просвещение обучающихся, педагогических и административных работников, родителей.

  • Участие специалистов сопровождения в общешкольных программах по развитию психолого-педагогической компетентности субъектов образовательного процесса.

  • Отражение разнообразных форм психолого-педагогического просвещения

4

  • вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся; 
  • формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; 
  • развитие экологической культуры;
  • дифференциация и индивидуализация обучения; 
  • мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, учащихся с особыми образовательными потребностями; 
  • психолого-педагогическая поддержка участников олимпи- адного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; 
  • формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления)
  • Описание модели психолого-педагоги- ческой службы / сопровождения специ- алистом.

  • Раскрытие специфики реализации каж- дого направления психолого-педагогиче- ского сопровождения

5

Диверсификация уровней психологопедагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации)
  • Наличиепсихолого-педагогического консилиума как основы взаимодействия специалистов сопровождения.

  • Осуществление сопровождения комплексно-целевых программ ОО

6

Вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образо- вательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза)

Фиксация нормативно-правовых оснований деятельности специалистов сопровождения (локальные документы ОО, являющиеся основанием для организации деятельности по психолого-педагогическому обеспечению).

1

2

3

  • Фиксация наличия планов работы специ- алистов (педагога-психолога, педагога- логопеда и др.).

  • Описание модели психологического со- провождения личностного развития обу- чающихся.

  • Фиксация результатов, подтверждающих психологически благоприятную образо- вательную среду в ОО

Интеграция и концентрация ресурсов для реализации психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы ОО

С введением ФГОС ООО, с одной стороны, необходимость в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса становится очевидной, с другой стороны – оптимизация образования, реализуемая в последние годы, привела к существенному сокращению числа специалистов психолого-педагогического сопровождения, включая педагогов-психологов.

В условиях реализации ФГОС ОО организация деятельности педагога-психолога (психолого-педагогической службы) может осуществляться на основе разных моделей, которые выбирает образовательная организация совместно с муниципальными органами образования исходя из имеющихся возможностей и условий: модель со штатным специалистом ОО (рис. 1) и модель сетевого взаимодействия (рис. 2).

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы

В условиях перехода ОО на новую систему финансирования психолого-педагогическое сопровождение учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ОО может быть обеспечено как в рамках штатного расписания ОО (в рамках нормативного финансирования), так и в условиях аутсорсинга со стороны ПМССцентров (ч. 4 ст. 42 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), педагогов-психологов базовых школ, иных учреждений.

Таким образом, эффективное решение выявленных затруднений будет содействовать более полной условий реализации ООП основного общего образования в решении задач ФГОС ООО.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.png



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль