Проблемно-диалогическая технология: методы постановки учебной проблемы

721

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

Проблемно-диалогическая технология сегодня гарантирует ответ на вопрос в развернутой форме, который состоит в том, как научить учащихся решать проблемы. Данная технология предполагает введение нового материала на уроке, в процессе чего должны быть проработаны два звена:

1) постановка учебной проблемы

2) поиск ее решения.

Постановка проблемы – этап, на котором формулируется развернутая тема урока или вопроса. Поиск решения – этап, когда ученик получает новое знание. Постановку проблемы и поиск ее решения учащиеся реализуют в процессе выстроенного учителем диалога. Эта технология задействует регулятивные универсальные учебные действия(УДД), обеспечивая навык решения проблемы.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Также формируются и другие УУД:

  • посредством использования диалога – коммуникативные;
  • необходимости извлекать информацию и делать выводы – познавательные.

Рассмотрим методы постановки учебной проблемы подробнее.

Постановка учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог

1. Побуждающий диалог. Эта методика постановки учебной проблемы считается очень сложной для педагога, так как требует последовательной реализации четырех действий:

  • формирования проблемной ситуации «с удивлением» и «с затруднением»;

  • побуждения к пониманию противоречий проблемной ситуации;

  • побуждения к пониманию учебной проблемы;

  • принятия формулировок учебной проблемы, предлагаемых учащимися.

На уроке реализация данной постановки учебной проблемы осуществляется так: педагог формирует проблемную ситуацию, произносит особые реплики, подводящие учеников к осознанию того, что здесь есть противоречия, и дальнейшему формулированию проблемы. В процессе поиска решения педагог предлагает обучающимся проверить гипотезы, чтобы в процессе обсудить ошибки.

В этой задаче становятся актуальными открытые вопросы, рефлексивные задания, провокации, создание ситуации риска, ловушки. Неожиданное препятствие, как правило, вызывает удивление и способствует вопросу, который, в свою очередь, генерирует мышление. Нет удивления – нет диалога. Если же удивить детей не удается, то проблемная ситуация может и не получиться, и тогда ребенок останется равнодушным к происходящему.

Приведем примеры создания на уроках проблемной ситуации «с удивлением» и «с затруднением».

Прием 1. «Предъявление противоречивых фактов, мнений»

Скачать пример "Предъявление противоречивых фактов, мнений"
Скачать в .docx

Урок литературы в 4-м классе по теме «Образ Матвея Кузьмина»

1. Предъявление факта.

Учитель: Кто главный герой рассказа Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина»?

Ученики: Лесник.

Учитель: Как описывает его автор?

Ученики: Слыл среди односельчан угрюмым, нелюдимым, злым, скрытным.

Учитель: Ребята, а вам самим понравился лесник?

Ученики: Да, он нам понравился (проблемная ситуация).

Учебный диалог продуктивен при наличии следующих факторов:

  • доброжелательность;
  • соблюдение правил взаимодействия;
  • взаимоуважение;
  • внимание к каждому;
  • открытость;
  • возможность для каждого высказаться и быть услышанным;
  • возможность задать вопрос;
  • готовность слушать и слышать;
  • наличие собственной позиции и ее аргументация;
  • готовность озвучить собственную позицию;
  • готовность к совместному обсуждению;
  • коллективное решение задачи;
  • комфортность атмосферы.

2. Побуждение к осознанию.

Учитель: Что вас сейчас удивляет? Какое противоречие налицо?

Ученики: Матвей Кузьмин нам понравился, но жители деревни наделили его плохими качествами (осознание противоречия).

Учитель: Какой возникает вопрос?

Ученики: Почему нам понравился этот мрачный старик?

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Ученики: «Образ лесника Матвея Кузьмина».

Прием 2. «Столкновение мнений учеников»

Скачать пример "Столкновение мнений учеников"
Скачать в .docx

Урок русского языка в 1-м классе по теме «Правила переноса»

1. Постановка проблемы

Учитель: Отгадайте загадку. (Читает загадку о березе.) Ученики: Это береза.

Учитель: Правильно. (Учитель записывает слово «береза» на доске в строчку пока не возникает потребность перенести слово на другую строку.) Что же мне делать?

Ученики: Надо перенести. Учитель: Какой знак нужен? Ученики: Знак переноса.

Учитель: Ребята, помогите мне перенести слово «береза».

(Учащиеся в парах добавляют знак переноса в данное слово на своем листе. Учитель фиксирует все варианты учащихся на доске: бер-еза, бере-за, бе-реза, берез-а.)

Учитель: Задание было одно?

Ученики: Да.

2. Побуждение к осознанию

Учитель: А выполнили вы его как?

Ученики: Все по-разному (осознание противоречия). Учитель: Почему так получилось? Чего мы не знаем?

Ученики: Как переносятся слова (неточная формулировка темы).

Учитель: Верно. Тема нашего сегодняшнего урока «Правила переноса слов».

Для уроков окружающего мира проблемные ситуации «с удивлением» или «с затруднением» организуют разными приемами:

1) одновременно преподносят ученикам противоречивые факты, теории, мнения;

2) сталкивают разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал;

3) организуют ситуации на противоречии житейского представления учащихся и научного факта и др. В любом случае возникает проблемная ситуация «с удивлением» или «с затруднением», дальше побуждающий диалог.

В качестве постановки учебной проблемы на уроке математики рекомендуется применять проблемную ситуацию с затруднением. Сначала детям предлагается решить задачку на пройденный материал, с которым они всегда успешно справлялись. В самом конце дается задание на новую тему, которое, как правило, вызывает у учащихся затруднение, тогда как новых знаний недостаточно. После чего происходит побуждающий диалог с целью понимания учащимися противоречия. Этот диалог может начинаться с вопроса: «В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока?». Тема фиксируется на доске, постановка проблемы завершается.

Создание проблемной ситуации с затруднением на уроке математики

1. Задание на известный материал

Учитель: Найдите площадь прямоугольника со сторонами 12 см и 4 см.

(Учащиеся выполняют задание учителя.)

2. Задание на новый материал

Учитель: А теперь найдите площадь прямоугольника со сторонами 38 см и 26 см. (Учащиеся испытывают затруднение.)

3. Побуждение к осознанию проблемы

Учитель: Смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Ученики: Это новое умножение. Надо умножить на двухзначное число, а мы такого еще не решали.

Учитель: Какая сегодня тема урока?

Ученики: «Умножение на двухзначное число».

После всего перечисленного нужно приступать к поиску решения. Здесь обучающиеся сотрудничают в группах, каждая из которых получает карточку с выражением 38 × 26 и пытается предложить свою гипотезу. В конце занятия начинается фронтальная дискуссия. Представители всех групп предлагают классу свой вариант. Принимается каждое решение, даже если оно ошибочно. Карточки фиксируются на доске. Затем начинается подводящий диалог, который должен помочь определиться с выбором верного варианта ответа. И далее, посредством своих наблюдений, составляется алгоритм умножения на двузначное число, который сверяется с выводами в пособии.

Таким образом, складывается сотрудничество. В результате учащиеся открывают и осваивают новые знания. Благодаря диалогу на уроке нет пассивных детей, все думают и выражают свои мысли. Диалог приводит к интенсивному развитию речи.

Постановка учебной проблемы: подводящий к теме диалог

2. Подводящий диалог. Этот метод постановки проблемы можно назвать более простым, чем предыдущий, поскольку он не нуждается в проблемной ситуации. С помощью подводящего диалога учитель сначала советует учащимся, как сформулировать тему или вопрос, тем самым вызывая интерес, а потом, уже посредством дискуссии он старается организовать «открытие» новых знаний, добиваясь понимания материала, так как нельзя не понимать то, что ты «открыл» сам.

Этот процесс способствует тому, что обучение становится более демократичным, направленным на обучающихся с разными интересами и способностями. Составляя подводящий к теме диалог, выбирается логическая цепочка вопросов и заданий, которые постепенно приводят класс к формулированию темы. В структуру подводящего диалога, как правило, входят разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (выполнить по образцу); мыслительные (на анализ и синтез).

Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. Если в ходе подводящего диалога случаются ошибочные ответы учащихся, внимание на них не акцентируется и, чтобы не нарушить ход и логику диалога, задаются следующие вопросы: «Ребята, кто думает иначе?»,

«Все согласны с ответом предыдущего ученика?» и др. Подводящий к теме диалог развивает речь учащихся и логическое мышление.

Постановка учебной проблемы: сообщение темы с мотивирующим приемом 

3. Сообщение темы с мотивирующим приемом – это самый простой метод постановки учебной проблемы. Основывается он на том, что педагог собственноручно сообщает тему урока, однако применяет при этом один из двух мотивирующих приемов. Так, в качестве первого приема, который называется «яркое пятно», классу сообщается интригующий материал, который должен захватить внимание учащихся. Здесь могут использоваться сказки и легенды, фрагменты из художественной прозы, шутки, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента. Второй прием, который имеет название «актуальность», предполагает обнаружение смысла и значимости темы для самих учащихся. Главный вопрос этого приема «Для чего мне это нужно знать?».

При построении диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог:

1. Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке. Навязывание своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм.

2. Отсутствие внимания учителя к ребенку (улыбка, обращение по имени, физический и зрительный контакт). 3. Закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые вообще отвечать не нужно.

4. Неумение учителя быть хорошим слушателем. Слушание бывает критическим: перебивание, негативная оценка услышанного.

Есть еще один метод постановки учебной проблемы, который предполагает, что создание вопросов будет принадлежать учащемуся – это метод эвристического диалога. Данную методику можно назвать уникальной, если сравнивать ее с традиционным подходом. Основывается эвристический диалог на умении учеников продуцировать вопросы, добывать информацию, уметь логически и образно мыслить, расширять кругозор. Коммуникативная компетенция данного метода базируется на умениях учеников правильно вести учебный диалог, искать и компромиссы, иметь положительный навык общения в поликультурном и полиэтничном социуме. Этот метод актуален и применяется на уроках, в основном в процессе литературного чтения. Касается это как изучения новой темы, так и подведении итогов.

В качестве заключения можно сказать, что традиционная методика не гарантирует полноценное усвоение материала. Так, сообщение темы не способствует появлению интереса к ней, сообщение знания не предполагает его понимания, репродуктивные упражнения бессмысленно зазубриваются. Разное качество знаний предполагает то, что после реализации проблемного диалога материал запоминается быстро и легко, а после традиционного занятия нередко нужно объяснять все заново.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль