Изменение гигиенических требований к школе

240

Новая редакция гигиенических требований к школе соответствует требованиям Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Внесение Изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (далее — СанПиН; санитарные правила), утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, продиктовано рядом обстоятельств.

Часть поправок носит уточняющий характер и не меняет смысл гигиенических и санитарных требований к школе. Например, «образовательный процесс» заменен «образовательной деятельностью», «образовательное учреждение» — «организацией, осуществляющей образовательную деятельность», «дезинфицирующие средства» — «дезинфекционными средствами».

Пункт 10.5 СанПиН закрепляет гигиенические требования в школе к максимальному общему объему недельной образовательной (аудиторной и внеурочной) нагрузки для учащихся всех возрастов. Вместе с дополнениями, которые определяют условия реализации внеурочной деятельности, новые формулировки гармонизируют гигиенические требования к школе и федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Пункты 22, 23 и 24 Изменений № 3 устраняют избыточные и трудновыполнимые в практике школьного обучения гигиенические требования к школе к составлению расписания уроков. В первую очередь это касается проведения уроков физической культуры. Согласно новой редакции п. 10.20СанПиН впервые эти уроки могут быть реализованы не только в урочной, но и во внеурочной деятельности школьников. В России, к сожалению, еще довольно много образовательных организаций, которые не располагают необходимой материальной базой для проведения обязательных трех уроков физической культуры для учащихся всех возрастов. Так, по данным Минобрнауки России, почти 20% школ не имеют спортивных залов. Во многих школах нет возможности провести не только три, но даже два урока физкультуры в неделю. Площади спортивных залов в подавляющем большинстве школ не соответствуют современным требованиям. Подобная ситуация вынуждает руководство проводить в одном зале уроки физической культуры одновременно для учащихся двух классов. Эффективность таких физкультурных занятий весьма сомнительна. В этой связи новые возможности в организации важных для сохранения здоровья детей уроков физической культуры будут способствовать и повышению их качества.

Максимально допустимый общий объем образовательной нагрузки в средних и старших классах в течение дня увеличен на один академический час: в 5-7-х классах до 7 уроков, а в 8-11-х классах — до 8 уроков (п. 10.6 СанПиН). Эта поправка устраняет проблемы, связанные с переходом школы на пятидневную учебную неделю при сохранении максимально допустимых объемов образовательной нагрузки. Вместе с тем такая продолжительная дневная занятость приводит к выраженному утомлению большинства учащихся и делает последние уроки малопродуктивными. Кроме того, увеличение дневной образовательной нагрузки влечет за собой и увеличение объема домашних заданий. Поэтому применение технологий, снижающих утомляемость детей, не теряет своей актуальности. Одна из эффективных мер — составление модульного расписания, в котором предусмотрены сдвоенные уроки по одному предмету. Такое расписание гигиенисты рекомендуют для учащихся 5-11-х классов.

Изменения в гигиенических требованиях к школе коснулись организации обучения первоклассников (п. 10.10 СанПиН). Новые требования ограничивают максимальную продолжительность урока в 1-м классе до 40 мин (вместо 45 мин). В этом же пункте дифференцированы требования, относящиеся непосредственно к организации образовательной деятельности, и требования к осуществлению ухода и присмотра в группах продленного дня. Последние включают организацию полдника и прогулок учащихся, а для первоклассников необходим еще и дневной сон.

К устранению избыточных гигиенических требований к школе можно отнести и пересмотр п. 4.28 СанПиН в части нормирования высоты помещений. По мнению разработчиков, важна не столько конкретная высота помещений школы, сколько соблюдение кратности воздухообмена в них. Выполнить эти гигиенические требования к школе можно в т. ч. с помощью современных инженерно-технических технологий.

Увеличилась продолжительность непрерывной работы за компьютером, оснащенным жидкокристаллическим монитором (п. 10.18 СанПиН). Жидкокристаллические экраны обладают большей разрешающей способностью и обеспечивают комфортные условия для зрительной работы пользователей. Между тем в санитарном законодательстве до последнего времени продолжали использоваться регламенты непрерывной работы за персональным компьютером, которые были научно обоснованы для мониторов предыдущего поколения. Теперь педагоги могут взять на вооружение новые, более продолжительные и безопасные регламенты непрерывной работы за компьютером для детей разного возраста.

Справедливости ради необходимо заметить, что степень утомительности компьютерных занятий (включая различные электронные средства обучения) зависит не только от их длительности, но и от степени интенсификации учебной деятельности учащихся на уроке: она должна соответствовать 60–80% (п. 10.9 СанПиН).

Впервые в санитарных правилах появились гигиенические регламенты использования интерактивных досок на школьных уроках. При этом введены ограничения — не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения (п. 10.18 СанПиН).

Невозможно обойти вниманием изменения в регламентации наполняемости классов.

Вместо привычного норматива — не более 25 человек — новая редакция п. 10.1 СанПиН предлагает определять количество детей в классе, исходя из нормативов площади на одного ребенка и соблюдения требований к расстановке мебели в учебном помещении.

Может сложиться впечатление, что такой подход дает определенную свободу при формировании классных коллективов. Однако простой расчет (64 м2 : 2,5 м2 = 25,6) показывает, что наполняемость класса не должна превышать установленный ранее норматив, поскольку площадь учебных кабинетов в большинстве школ составляет в среднем 62–64 м2. В школах, выстроенных 30–40 лет назад, площадь классных помещений существенно меньше.

Кроме того, для занятий с использованием персональных компьютеров с жидкокристаллическими мониторами на одно рабочее место требуется еще большая площадь — не менее 4,5 м2, т. е. в этом случае в стандартном учебном помещении невозможно разместить всех учащихся одного класса, даже если их число не превышает 25 человек.

Если для повышения наполняемости класса свыше 25 человек пойти по пути увеличения площади учебных помещений, то такой подход не позволит обеспечить соблюдение других важных гигиенических требований. Установлено, что для обеспечения благоприятных условий для зрительной работы учащихся расстояние от классной доски до первых парт не должно быть ближе 2 м, а до последнего ряда столов или парт — не должно превышать 9 м.

Аналогичный подход регламентации наполняемости детских групп используется и в гигиенических требованиях к школе. Исключением из этого правила являются классы компенсирующего обучения и классы-комплекты в малокомплектных сельских школах, а в детских садах — компенсирующие и разновозрастные группы, а также группы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Их предельная наполняемость имеет конкретный норматив, который по понятным причинам всегда ниже, чем для детей в общеобразовательных классах и группах детского сада.

Особое внимание в гигиенических требованиях к школе уделено малокомплектным школам. Глава 5 СанПиН, содержащая требования к помещениям и оборудованию, дополнена развернутым п. 5.19, в котором сформулированы требования к обязательному набору помещений, спортивным залам, столовым, гардеробным, помещениям пищеблока в малокомплектных сельских школах.

Заключая обзор обновлений гигиенических требований к школе, хотелось отметить, что современное общество предъявляет высокие требования к выпускникам. Очевидно, что школа должна обеспечивать гармоничное интеллектуальное, духовное и физическое развитие личности. Между тем, как свидетельствуют данные официальной статистики, лишь 10% выпускников общеобразовательных организаций могут быть отнесены к категории здоровых. В этой связи каждая школа, в которой дети проводят значительную часть своей жизни, должна иметь мощный ресурс для поддержания, укрепления здоровья своих подопечных.

Здоровье школьников — результат многих слагаемых, и важнейшее из них — обеспечение безопасных условий обучения, которое напрямую связано с выполнением гигиенических требований к школе.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль