Здоровьесберегающие технологии на уроках

260

Здоровьесберегающие технологии на уроках: новые компетенции педагога

Приказом Минтруда России от 24.07.2015 № 514н утвержден профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Данный профессиональный стандарт применяется к должностям «психолог», «педагог-психолог», «психолог образовательной организации». Вместе с тем многие позиции этого профессионального стандарта прямо пересекаются с новыми трудовыми функциями педагогических работников, требования к которым установлены профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)», утв.приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (применяется в отношении должностей «учитель» и «воспитатель»).

В таблице приведены примеры смежных трудовых действий педагога-психолога и учителя, требования к которым заложены обозначенными профессиональными стандартами.

Примеры смежных трудовых действий педагога-психолога и учителя

Направленность деятельности

Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)»

Развитие и формирование УУД

Разработка программ развития универсальных учебных действий (далее – УУД), учащихся, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программ. Разработка и реализация мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) по уровням общего образования

Формирование и реализация программ развития УУД учащихся, образцов и ценностей социального поведения. Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка

Инклюзивная педагогика

Психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в т. ч. инклюзивных, необходимых для адресной работы с различным контингентом обучающихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью

Индивидуальный подход к обучающимся

Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей

Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка

Работа с документами

Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

Понимание и использование документации специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т. д.)

Приведенные примеры позволяют сделать вывод о целесообразности для учителя (в т. ч. для учителя начальной школы) соотносить свою профессиональную деятельность и профессиональный стандарт педагога-психолога.

Задачи здоровьесберегающих технологий на уроках

Далее в статье мы рассмотрим лишь один из названных аспектов деятельности учителя начальных классов, который касается здоровьесберегающих технологий на уроках и в процессе подготовки к нему.

Общеизвестно, что здоровье – это состояние не только полного физического, но и психического и социального благополучия.

Если говорить о психологическом здоровье учащихся, то данный показатель состоит из совокупности личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации и успешной самореализации. Сюда входит:

  • состояние психического и душевного комфорта;
  • адекватное социальное поведение;
  • умение понимать себя и других;
  • более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
  • умение делать выбор и нести за него ответственность.

Неэффективное использование учителем на уроках педагогических приемов и способов воздействия негативно влияет на психологическое здоровье ученика.

Признаками нарушения психологического здоровья могут служить:

  • повышенная утомляемость, раздражительность;
  • возникновение состояний стресса;
  • снижение восприятия, внимания;
  • ухудшение запоминания; формирование негативного отношения к обучению;
  • нарушение дисциплины;
  • сонливость;
  • неустойчивое настроение.

Урок – основное пространство деятельности по укреплению и сохранению психического здоровья школьников. Именно в уроке находят применение здоровьесберегающие технологии на уроках. Урок должен строиться с использованием психологических приемов. Рассмотрим основные структурные элементы здоровьесберегающих технологий на уроках.

Здоровьесберегающие технологии на уроках: приветствие учащихся

Приветствие учащихся – не только элементарный акт вежливости, но и одновременно начало педагогического процесса, начало общения учителя и учеников. Приветствие должно выражать взаимное уважение, симпатию, желание добра друг другу. Приветствие учителя – это заявка на то, в каком психологическом режиме он поведет урок, ответ учащихся – реакция на заявку.

Приветствие способствует повышению мотивации учащихся к предстоящему занятию, а также создает положительный учебный настрой. Если учитель заведет традицию определенным образом использовать ритуал приветствия вначале каждого урока, то учащиеся заранее будут готовы и настроены на продуктивную работу.

Здоровьесберегающие технологии на уроках: организационные моменты

Несмотря на то что ритуал приветствия уже обеспечивает положительный настрой учащихся на урок, необходимо проявить интерес к эмоциональному самочувствию учащихся. Так, например, сообщение в начале урока не только темы, но и порядка организации учебной деятельности (наличие плана) может способствовать снижению уровня тревожности учащихся перед предстоящими видами деятельности, при этом ученик на каждом этапе урока будет активен и вовлечен в реальные взаимодействия.

На организационном этапе урока используются вербальные и невербальные приемы оптимизации психоэмоционального настроя учащихся: похвала, улыбка, интонация и др. Атмосфера доброжелательности стимулирует веру учащихся в свои силы, помогает каждому ребенку преодолевать трудности учения постепенно, шаг за шагом.

В процессе урока необходимо создавать условия для проявления познавательной активности учащихся и достижения успеха каждым учеником, повышать степень самостоятельности в учебной деятельности, создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса. Это можно сделать с помощью различных психотерапевтических методов.

Здоровьесберегающие технологии на уроках: психотехники урока

Существует достаточное количество психотерапевтических здоровьесберегающих технологий на уроках, которые может применять учитель начальных классов. Остановимся на них.

Технику арт-терапии хорошо использовать на уроках чтения и литературы (попросить учащихся нарисовать свои впечатления и ощущения от прочитанного рассказа); на уроках истории (рисунки исторических сражений, костюмов, замков и т. п.); на уроках географии и биологии в процессе изучения животного, растительного мира; на уроках музыки после прослушанной мелодии.

Более того, просмотр всевозможных картин, пейзажей, ярких иллюстраций, фотографий также может нести в себе арт-терапевтический эффект: поднимается настроение, пропадает усталость, повышается интерес к занятию.

Технику музыкотерапии можно применять абсолютно на всех уроках, начиная с математики и русского языка и заканчивая уроком физкультуры и труда. Музыка может быть быстрой и медленной, веселой и грустной, пробуждать и усыплять. Под музыку можно делать все: читать, писать, решать задачи, выполнять схемы и чертежи, бегать, прыгать, готовить и мастерить по дереву и т. д. И что самое главное, данный метод повышает мотивацию учащихся и способствует эмоциональной разрядке.

В настоящее время существует много учебных видеофильмов, которые с большим успехом применяются учителями во время занятий. Это называется кинотерапией. Однако в данном случае фильм не обязательно должен быть учебным. Это могут быть как съемки самих детей о каких-либо событиях жизни. Это могут быть фильмы, разработанные и снятые педагогом по специальному сценарию к определенной теме урока. По окончании просмотра всегда требуется обсуждение увиденного сюжета, при этом учащиеся также могут записать или зарисовать свои ощущения и впечатления от просмотра.

Терапия цветом может стать дополнительной здоровьесберегающей технологией на уроке. Терапия цветом может применяться не столько на уроке, сколько в процессе учебной деятельности: красиво оформленный кабинет, стены, правильно подобранные по цвету занавески и обои, грамотное использование учителем нужных цветов в компьютерной презентации или на стендах. Все это будет способствовать улучшению психологического самочувствия учащихся, повышению настроения и активизации учебной деятельности.

Сказкотерапия – самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии. Известное выражение «на ошибках учатся» можно сказать иначе: «На сказках учатся». Конечно, ведь в сказках герой преодолевает всевозможные трудности и преграды, совершает ошибки и исправляет их, добивается намеченной цели. Читая сказку, мы сравниваем главного героя с собой: «А как бы я поступил в такой же самой ситуации?», «А что бы я сделал, что сказал?», «Пошел бы я туда…». Психотерапевтические сказки являются лучшим способом передачи знаний о мире. При этом сказкотерапия не имеет возрастных ограничений. Этот метод можно использовать как с младшими школьниками, так и со старшеклассниками.

Элементарные упражнения психогимнастики способствуют укреплению и повышению мышечного тонуса, увеличению мозговой активности, снятию напряжения, а также разрядке всего организма. Основные задачи данных здоровьесберегающих технологий на уроках– научить ребенка справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения.

Мы перечислили основные здоровьесберегающие технологии на уроках, которые учитель может применять в своей педагогической деятельности с целью профилактики психологического здоровья учащихся. Главное, что методы психотерапии можно использовать как отдельно, так и в совокупности друг с другом.

Здоровьесберегающие технологии на уроках: роль психогимнастики

Ученые утверждают, что каждая часть нашего тела отвечает за поведение и эмоции. Таким образом, выполняя определенные физические упражнения, мы можем избавиться от негативных переживаний и беспокоящих мыслей, выплеснуть отрицательные эмоции, накопившиеся внутри.

Главная цель психогимнастики – сохранение психического здоровья, коррекция и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

Здоровьесберегающие технологии на уроках:елаксация

Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация – очень эффективное средство для борьбы со стрессом, которое к тому же не отнимает много времени.

На уроке релаксацию лучше применять после продолжительной и трудной работы (диктант, контрольная, проверочная работа). К методам релаксации можно отнести:

  • аутогенную тренировку;
  • психомышечную тренировку (саморасслабление);
  • релаксационные истории;
  • релаксационные упражнения (для лица, головы, глаз, рук, ног, тела и т. п.);
  • визуализации.

В качестве техники релаксации часто используются видеоролики, которые представляют собой меняющиеся под спокойную, мелодичную музыку слайды красочных фотографий и картин с изображением природы. На каждом слайде отражены аффирмации.

Если релаксация станет привычкой, то и педагог, и ученики почувствуют ее результаты. После правильно проведенной релаксации появляется необычайный прилив сил, приходит бодрость, повышается настроение.

Здоровьесберегающие технологии на уроках: тренировка рефлексии

Рефлексивные приемы используются педагогом в конце урока. Рефлексия мысленно обращает ученика ко всему ходу урока, к своим ощущениям, переживаниям, способствует осмыслению роста ученика. Содержательная рефлексия является ведущим приемом формирования мотивации учения.

Приемы рефлексии:

  • незаконченные предложения: ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске;
    • сегодня я узнал…
    • было интересно…
    • было трудно…
    • я выполнял задания…
    • я понял, что…
    • теперь я могу…
    • мне захотелось и т. п.;
  • упражнение «Плюс-минус-интересно»: это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф: в графу «П» (плюс) записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей; в графу «М» (минус) записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций; в графу «И» (интересно) учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться;

  • лист обратной связи: учитель пускает по рядам лист обратной связи, в котором заранее написаны фамилии всех учащихся класса. Некоторые учащиеся (кто хочет) записывают свои впечатления от урока, настроение до и после урока, а также пожелания и предложения учителю по проведению урока.

Здоровьесберегающие технологии на уроках: профессиональный стиль педагога

Овладение учащимися программного материала во многом зависит от личности учителя, его педагогического стиля. Например, такие особенности поведения учителя, как монотонность речи, металлический, резкий, крикливый голос, однообразие ораторских приемов, отсутствие художественных оборотов в речи, окрики и упреки типа «Сидеть!», «Молчать!», «Не вертеться!», «Тихо!» и др., закрытая поза учителя, безразличие к пассивной позиции учащихся, констатирующий характер объяснения, отсутствие заинтересовывающей эмоциональной окраски при изложении материала (особенно нового), запреты, выговоры и претензии, ирония и сарказм, негативно сказываются на самочувствии и настроении учащихся.

Искусство улыбки, интонация голоса, поощрение взглядом – это все слагаемые психотерапевтического воздействия на ученика. Учитель должен обладать определенными личностными качествами, основой которых является положительное эмоциональное отношение к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре и искусству.

Учителю рекомендуется переносить в процесс обучения приемы эмоционального воздействия на ученика, накопленные в искусстве. Возбуждать воображение учащихся, вызывать состояние ожидания, эффект сопереживания можно следующими приемами: перестановкой логических событий, акцентом на деталях, использованием недосказанности. Надо помочь ученику найти ту сферу деятельности, в которой он может проявить себя и завоевать уважение одноклассников.

Все приведенные приемы использования здоровьесберегающих технологий на уроках в процессе проведения учебных занятий подтверждают, что требования к профессиональной деятельности педагога и педагога-психолога пересекаются. В содержании внутрикорпоративной системы развития кадрового ресурса ОО это следует учитывать, включая в план методической работы ОО мероприятия, позволяющие интегрировать педагогический потенциал различных групп педагогических работников.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль