Постановка спектакля в школе: основы сценарной драматургии

404

Анестратенко М.В.,режиссер, преподаватель академического вокала колледжа им. Гнесиных ФГБОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных», г. Москва

Методические рекомендации по постановке спектакля в школе

Каждый, кто хоть раз бывал в театре и видел спектакль, мечтал оказаться на месте актера и почувствовать магию сцены. Многих поклонников манит таинственная способность актера на несколько мгновений «вжиться в роль»: показать жизнь другого, совершенно неизвестного публике человека. Эти мечты разбиваются о человеческие страхи: сценическое волнение, боязнь сцены, риск забыть текст и т. п.

Люди, напрямую связанные с театральным искусством (актеры, режиссеры, искусствоведы), могут назвать перечисленные страхи основными проблемами в сценической практике профессиональных артистов, требующих детального изу-чения и описания. Вышеуказанные проблемы не являются ключевым звеном в алгоритме подготовки актером целостного художественного образа и воплощения его на сцене. Почему мы говорим о слове «алгоритм»? Казалось бы, оно имеет отношение к физико-математической сфере деятельности, а не к гуманитарной. Тем более, как оно может быть связано с театральным искусством?

Необходимо понять смысловое значение этого слова. «Алгоритм – это набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий, при любом наборе исходных данных»1.

Взяв за основу вышеназванное утверждение можно представить, что у каждого художественного образа или спектакля существует определенный алгоритм (последовательность действий), который необходимо выполнить актеру или режиссеру для достижения результата – создания полноценного произведения искусства (спектакля).

Возможность освоения такого алгоритма драматическим актером была детально изложена великим деятелем отечественного театрального искусства К. С. Станиславским в его системе. Если существует набор действий, то, следовательно, его можно попытаться максимально упростить и сделать доступным для понимания широкого круга людей, заинтересованных в создании любительского или учебного спектакля.

Рассмотрим алгоритм создания учебного спектакля для средней образовательной школы, основанного на литературном произведении (водевиле) В.А. Соллогуба «Беда от нежного сердца».

Подготовка спектакля в профессиональном театре делится на несколько этапов: от зарождения художественного замысла до его реализации в эскизах художника-сценографа и в актерской игре артистов. Конечно, учебный спектакль крайне ограничен в материально-технических возможностях, однако это не умаляет ценность его эмоционально-психологического значения для зрительской аудитории. Материально-техническая база, конечно, нужна, но гораздо важнее предварительная подготовка, осуществляемая режиссером и актерским коллективом.

Этапы подготовки спектакля в школе

Перечислим этапы подготовки спектакля, которые наиболее важны для режиссерской и актерской работы, и применимы в учебном спектакле:

  1. Знакомство с драматургией литературного произведения.
  2. Составление «событийного ряда» произведения.
  3. Составление «биографии» каждого персонажа.
  4. Создание эскизов костюмов персонажей к спектаклю.
  5. Составление «постановочного плана» спектакля.
  6. Организация репетиционного процесса в аудитории.
  7. Составление «плана-схемы» освещения спектакля.
  8. Составления плана звукового оформления спектакля.
  9. Организация репетиционного процесса на сцене.

Рассмотрим подробно каждый из вышеперечисленных этапов.

Постановка спектакля в школе: Знакомство с драматургией литературного произведения

Знакомство с драматургией литературного произведения представляет собой первоначальное изучение всеми участниками будущего театрального действа литературного текста произведения. Тщательное изучение монологов и диалогов персонажей, анализ их взаимоотношений друг с другом необходимо для подготовки роли.

Ученикам, задействованным в подготовке спектакля, следует продемонстрировать профессиональную театральную постановку того произведения, которое им предстоит поставить. В целях развития артистического воображения детей делать это необходимо после того, как литературный текст будет хотя бы единожды ими прочитан. Посмотрев аудио- или видеозапись, в первую очередь начинающий актер невольно будет стараться подражать увиденному и услышанному, не сформировав в сознании собственное представление о внешнем и внутреннем облике исполняемого им персонажа. Проще говоря, на суд широкой публики может явиться «шаблонная» актерская игра, а не собственное творчество подростков. Это тупиковый путь, который может дать кратковременный результат для одноразовой постановки, но не для развития актерских способностей ученика.

 Постановка спектакля в школе «Событийный ряд» произведения

«Событийный ряд» – это набор ключевых событий в тексте литературного произведения, влияющих на его драматургию. Главная роль в создании «событийного ряда» учебного спектакля отводится тому человеку, который берет на себя обязанность режиссера. К обсуждению могут привлекаться и актеры (обучающиеся). Чем больше творческих идей относительно каждого события будет задействовано, тем выше шанс артиста найти точную реакцию своего персонажа в основных смысловых моментах сценического действа.

В режиссерской практике принято характеризовать название ключевых событий наиболее краткими и емкими формулировками, способными максимально точно настроить актера на нужный эмоциональный лад и подсказать ему варианты создания элементов пластического взаимодействия (жесты, телодвижения и др.) с партнерами по мизансцене.

Приведем пример составления «событийного ряда» учебного спектакля на основе текста водевиля В. А. Соллогуба.

Действующие лица: 1) Золотников; 2) Александр; 3) Дарья Семеновна; 4) Маша; 5) Настенька; 6) Кубыркина; 7) Катя; 8) Слуга; 9) Парикмахер; 10) Лакей.

Исходное событие (определяет вектор развития драматургии всего спектакля): решение Золотникова женить нерадивого сына – Александра.

Явление 1

Событие № 1: Сборы на бал – часть 1.

Событие № 2: Платья нет!

Событие № 3: Скандал.

Явление 2

Событие № 4: Сборы на бал – часть 2.

Событие № 5: Чужак в доме!

Явление 3

Событие № 6: Знакомство Золотникова с Настенькой.

Событие № 7: Желание Золотникова сосватать сына Настеньке.

Событие № 8: Отказ Настеньки.

Явление 4

Событие № 9: Встреча бывших влюбленных (Золотникова и Дарьи Семеновны).

Событие № 10: Новость для Дарьи Семеновны (у Золотникова есть неженатый сын).

Событие № 11: Новость для Золотникова (Настенька – племянница Дарьи Семеновны).

Событие № 12: Новость для Дарьи Семеновны (Наследство у Александра – 2 миллиона!).

Явление 5

Событие № 13: Ностальгия Золотникова по юности.

Явление 6

Событие № 14: Решение Александра жениться на Настеньке.

Событие № 15: Новость для Александра (Золотников ошибся. Настенька – племянница Дарьи Семеновны).

Событие № 16: Отказ Александра от знакомства с другой невестой.

Явление 7

Событие № 17: Смотрины.

Явление 8

Событие № 18: Александр влюбился в Машу.

Событие № 19: Признание Александра в любви к Маше.

Явление 9

Событие № 20: Разговор Золотникова с Александром.

Событие № 21: Запутанный рассказ Александра о Маше.

Явление 10

Событие № 22: Приезд Кубыркиной и Кати.

Явление 11

Событие № 23: Знакомство конкуренток (Кати и Маши).

Явление 12

Событие № 24: Неожиданная встреча Александра со своей бывшей возлюбленной – Катей.

Событие № 25: Обвинение Кати (Александр бросил ее после предложения руки и сердца!)

Событие № 26: Обвинение Александра (Катя была ему неверна!)

Событие № 27: Александр видел улики, подтверждающие неверность Кати (письма гусара).

Событие № 28: Оправдание Кати (Это письма к ее сестре!)

Событие № 29: Александр «клюнул» на ответ Кати.

Событие № 30: Александр опять влюбился в Катю.

Явление 13

Событие № 31: Золотников «спугнул» Катю.

Событие № 32: Решение Александра жениться на Кате.

Событие № 33: Решение Золотникова женить Александра спустя четверть часа, если тот не одумается.

Явление 14

Событие № 34: Размышления Александра.

Явление 15

Событие № 35: Ссора Дарьи Семеновны и Кубыркиной.

Событие № 36: Новость для Кубыркиной (Александр просил руки Маши).

Событие № 37: Новость для Дарьи Семеновны (Александр просил руки Кати).

Событие № 38: Оскорбление Кубыркиной (Дочь Дарьи Семеновны кривобока!).

Событие № 39: Оскорбление Дарьи Семеновны (Дочь Кубыркиной изменяла Александру с гусаром!).

Явление 16

Событие № 40: Александр слышал разговор Кубыркиной и Дарьи Семеновны.

Событие № 41: Александр делает предложение руки и сердца Настеньке.

Событие № 42: Отказ Настеньки принять предложение Александра.

Явление 17

Событие № 43: Разговор Александра с Золотниковым.

Событие № 44: Скандал Маши.

Событие № 45: Кубыркина увела конкурентку.

Событие № 46: Скандал Кати.

Событие № 47: Дарья Семеновна увела конкурентку.

Событие № 48: Финальный скандал Маши и Дарьи Семеновны с Катей и Кубыркиной.

Событие № 49: Афера Золотникова (они с Александром разорились).

Событие № 50: Обещание Александра всегда быть с Золотниковым, чтобы ни случилось.

Событие № 51: Настенька влюбилась в Александра.

Событие № 52: Отказ Маши выйти замуж за Александра.

Событие № 53: Отказ Кати выйти замуж за Александра.

Событие № 54: Согласие Настеньки выйти замуж за Александра.

Событие № 55: Золотников объявляет новость о своем банкротстве шуткой («афера удалась!»).

«Событийный ряд» к учебному спектаклю составлен на основе текста водевиля В. А. Соллогуба, электронный вариант которого размещен в открытом доступе на сайте: http://az.lib.ru/s/sollogub_w_a/text_0110.shtml.

Постановка спектакля в школе: «Биография» каждого персонажа

Актер совместно с режиссером должен ответить на определенные вопросы, имеющие большое смысловое значение для характеристики внутреннего и внешнего облика персонажа.

Так как время и место действия определено драматургом довольно точно – город Санкт-Петербург середины XVIII столетия, режиссеру и актерам следует изучить данный исторический период в русской истории, чтобы получить представление о жизни тех слоев общества, к которым принадлежат герои водевиля. Детальный анализ поможет обучающимся найти верный художественный образ своего персонажа, осмыслить его и потом с помощью актерской игры воплотить на сцене.

Пример составления «биографии» персонажа.

Золотников Василий Петрович – откупщик из Тамбова, обладает внушительным состоянием, оцененным в два миллиона российских рублей, занимается торгами на бирже, решает женить нерадивого сына Александра.

Для того чтобы понять внутренний характер данного героя водевиля, необходимо понять, чем он занимается. Откупщик – «…лицо, приобретающее у государства за определенную плату право на какой-либо откуп – систему сбора с населения налогов и других государственных доходов».

Так как жанр водевиля подразумевает комедийный сюжет, можно представить, что Золотников – человек очень непростой, хитрый, способный на любую аферу, умело распоряжающийся собственным материальным положением. Однако Василий Петрович – заботливый отец, искренне переживающий за будущее семейное благополучие своего сына Александра. Это подтверждает тот факт, что Золотников показал Александру письма Кати, в которых она признается в любви гусарскому офицеру. Тем самым отец уличил несостоявшуюся невесту в измене.

Постановка спектакля в школе: эскизы костюмов персонажей к спектаклю

В процессе поиска внешнего облика персонажей обучающимся следует изучить изображения людей, живших в Российской Империи в середине XVIII столетия, отраженные на картинах известных живописцев или на старинных фотокарточках. Это расширит кругозор начинающих актеров и даст им вектор для размышлений в области поиска верных пластических решений мизансцен (жесты, движения и др.).

На изображениях вышеуказанного исторического периода можно заметить множество деталей точно характеризующих внешний облик людей помещичьего и рабочего класса. Важно помнить, что для учебной постановки необязательно шить классические костюмы середины XVIII столетия. С помощью характерных деталей можно выполнить достаточно точную стилизацию внешности персонажей.

Предложите детям самим нарисовать эскизы костюмов персонажей водевиля, а затем организуйте выставку работ. По наиболее удачным эскизам создаются сценические костюмы.

Постановка спектакля в школе: «постановочный план»

В «постановочный план» спектакля обычно входит перечень декораций, костюмов и другого театрального реквизита, характеризующих атмосферу времени и действия вокруг персонажей, а также их внешний облик. Человеку, взявшему на себя обязанности режиссера в учебном спектакле, следует назначить ответственного за реквизит в процессе репетиций в учебной аудитории, на сцене и в день спектакля.

Количество театрального реквизита, необходимого для проведения спектакля, напрямую зависит от материальных возможностей. Однако стоит помнить, что сценическое решение любой театральной постановки можно решить минимальными средствами. Не стоит стремиться к излишней помпезности сценического оформления, т. к. основу театрального действа прежде всего составляет живая актерская игра, отсутствие которой невозможно скрыть даже за самыми дорогими костюмами и декорациями.

Постановка спектакля в школе: репетиционный процесс в аудитории

Репетиционный процесс в учебной аудитории включает в себя читку ролей актерами, задействованными в спектакле и проработку ключевых мизансцен.

В процессе чтения вслух роли начинающие актеры запоминают текстовый материал, привыкают к звучанию своего голоса в камерном пространстве, а также совместно с режиссером находят в творческом поиске интонации, точно характеризующие внутренний облик персонажа.

После того как все ученики выучат роли «на память», следует приступать к проработке ключевых мизансцен водевиля. Совместно с режиссером дети продумывают оптимальные жесты и телодвижения персонажей, необходимые для каждого сценического действия (в нашем случае «явления», т. к. это жанр водевиля).

Постановка спектакля в школе: «план-схема» освещения спектакля

Наряду с «постановочным планом» человеку, взявшему на себя обязанности режиссера в учебном спектакле, следует разработать «план-схему» освещения того помещения, где он будет ставиться. То есть оптимально разместить на эскизе все имеющееся световое оборудование. На основе «событийного ряда» водевиля режиссер должен прописать, как меняется освещение от действия к действию, от явления к явлению. Назначить ответственного за освещение в процессе репетиций на сцене и в день спектакля.

Пример:

В распоряжении режиссера четыре прожектора («световые пушки»). Их оптимальное расположение – ровно в ряд параллельно всей длине сцены.

Явление 1. Утро. Сборы на бал. Все прожекторы включены и светят вполовину своей мощности.

Явление 2. Свет без изменений.

Явление 3. Знакомство Золотникова с Настенькой. Все прожекторы включены и светят на полную мощность и т. д.

Постановка спектакля в школе: план звукового оформления спектакля

На основе «событийного ряда» водевиля режиссер должен прописать, как меняется музыкальное и звуковое оформление спектакля (будут ли актеры, исполняющие роли, петь или танцевать) от явления к явлению, назначить человека, исполняющего обязанности звукорежиссера в процессе репетиций в учебной аудитории, на сцене и в день спектакля. Также необходимо составить перечень звукового оборудования, задействованного на протяжении театрального действа (микрофоны, колонки-мониторы и т. д.).

Постановка спектакля в школе: репетиционный процесс на сцене

Репетиционный процесс на сценической площадке представляет собой завершающий этап в подготовке спектакля.

Прорабатывая с актерами ключевые мизансцены, режиссер должен проверить слаженность работы всего актерского коллектива и ответственных за театральный реквизит, освещение и музыкальное оформление спектакля.

Если все этапы подготовки водевиля были выполнены участниками театрального действа качественно, то это приведет к положительному результату во время показа спектакля публике. Богатый сценический опыт, полученный в процессе актерской игры, пригодится обучающимся в дальнейшей жизни, даже если они не будут связывать свою профессиональную карьеру с театральным искусством. Умение выступать перед широкой аудиторией – тоже своеобразная актерская игра, и воспитать его в себе можно таким интересным творческим способом.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль