Постановка спектакля в школе: основы сценарной драматургии

497

Анестратенко М.В.,режиссер, преподаватель академического вокала колледжа им. Гнесиных ФГБОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных», г. Москва

Методические рекомендации по постановке спектакля в школе

Каждый, кто хоть раз бывал в театре и видел спектакль, мечтал оказаться на месте актера и почувствовать магию сцены. Многих поклонников манит таинственная способность актера на несколько мгновений «вжиться в роль»: показать жизнь другого, совершенно неизвестного публике человека. Эти мечты разбиваются о человеческие страхи: сценическое волнение, боязнь сцены, риск забыть текст и т. п.

Люди, напрямую связанные с театральным искусством (актеры, режиссеры, искусствоведы), могут назвать перечисленные страхи основными проблемами в сценической практике профессиональных артистов, требующих детального изу-чения и описания. Вышеуказанные проблемы не являются ключевым звеном в алгоритме подготовки актером целостного художественного образа и воплощения его на сцене. Почему мы говорим о слове «алгоритм»? Казалось бы, оно имеет отношение к физико-математической сфере деятельности, а не к гуманитарной. Тем более, как оно может быть связано с театральным искусством?

Необходимо понять смысловое значение этого слова. «Алгоритм – это набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий, при любом наборе исходных данных»1.

Взяв за основу вышеназванное утверждение можно представить, что у каждого художественного образа или спектакля существует определенный алгоритм (последовательность действий), который необходимо выполнить актеру или режиссеру для достижения результата – создания полноценного произведения искусства (спектакля).

Возможность освоения такого алгоритма драматическим актером была детально изложена великим деятелем отечественного театрального искусства К. С. Станиславским в его системе. Если существует набор действий, то, следовательно, его можно попытаться максимально упростить и сделать доступным для понимания широкого круга людей, заинтересованных в создании любительского или учебного спектакля.

Рассмотрим алгоритм создания учебного спектакля для средней образовательной школы, основанного на литературном произведении (водевиле) В.А. Соллогуба «Беда от нежного сердца».

Подготовка спектакля в профессиональном театре делится на несколько этапов: от зарождения художественного замысла до его реализации в эскизах художника-сценографа и в актерской игре артистов. Конечно, учебный спектакль крайне ограничен в материально-технических возможностях, однако это не умаляет ценность его эмоционально-психологического значения для зрительской аудитории. Материально-техническая база, конечно, нужна, но гораздо важнее предварительная подготовка, осуществляемая режиссером и актерским коллективом.

Этапы подготовки спектакля в школе

Перечислим этапы подготовки спектакля, которые наиболее важны для режиссерской и актерской работы, и применимы в учебном спектакле:

  1. Знакомство с драматургией литературного произведения.
  2. Составление «событийного ряда» произведения.
  3. Составление «биографии» каждого персонажа.
  4. Создание эскизов костюмов персонажей к спектаклю.
  5. Составление «постановочного плана» спектакля.
  6. Организация репетиционного процесса в аудитории.
  7. Составление «плана-схемы» освещения спектакля.
  8. Составления плана звукового оформления спектакля.
  9. Организация репетиционного процесса на сцене.

Рассмотрим подробно каждый из вышеперечисленных этапов.

Постановка спектакля в школе: Знакомство с драматургией литературного произведения

Знакомство с драматургией литературного произведения представляет собой первоначальное изучение всеми участниками будущего театрального действа литературного текста произведения. Тщательное изучение монологов и диалогов персонажей, анализ их взаимоотношений друг с другом необходимо для подготовки роли.

Ученикам, задействованным в подготовке спектакля, следует продемонстрировать профессиональную театральную постановку того произведения, которое им предстоит поставить. В целях развития артистического воображения детей делать это необходимо после того, как литературный текст будет хотя бы единожды ими прочитан. Посмотрев аудио- или видеозапись, в первую очередь начинающий актер невольно будет стараться подражать увиденному и услышанному, не сформировав в сознании собственное представление о внешнем и внутреннем облике исполняемого им персонажа. Проще говоря, на суд широкой публики может явиться «шаблонная» актерская игра, а не собственное творчество подростков. Это тупиковый путь, который может дать кратковременный результат для одноразовой постановки, но не для развития актерских способностей ученика.

 Постановка спектакля в школе «Событийный ряд» произведения

«Событийный ряд» – это набор ключевых событий в тексте литературного произведения, влияющих на его драматургию. Главная роль в создании «событийного ряда» учебного спектакля отводится тому человеку, который берет на себя обязанность режиссера. К обсуждению могут привлекаться и актеры (обучающиеся). Чем больше творческих идей относительно каждого события будет задействовано, тем выше шанс артиста найти точную реакцию своего персонажа в основных смысловых моментах сценического действа.

В режиссерской практике принято характеризовать название ключевых событий наиболее краткими и емкими формулировками, способными максимально точно настроить актера на нужный эмоциональный лад и подсказать ему варианты создания элементов пластического взаимодействия (жесты, телодвижения и др.) с партнерами по мизансцене.

Приведем пример составления «событийного ряда» учебного спектакля на основе текста водевиля В. А. Соллогуба.

Действующие лица: 1) Золотников; 2) Александр; 3) Дарья Семеновна; 4) Маша; 5) Настенька; 6) Кубыркина; 7) Катя; 8) Слуга; 9) Парикмахер; 10) Лакей.

Исходное событие (определяет вектор развития драматургии всего спектакля): решение Золотникова женить нерадивого сына – Александра.

Явление 1

Событие № 1: Сборы на бал – часть 1.

Событие № 2: Платья нет!

Событие № 3: Скандал.

Явление 2

Событие № 4: Сборы на бал – часть 2.

Событие № 5: Чужак в доме!

Явление 3

Событие № 6: Знакомство Золотникова с Настенькой.

Событие № 7: Желание Золотникова сосватать сына Настеньке.

Событие № 8: Отказ Настеньки.

Явление 4

Событие № 9: Встреча бывших влюбленных (Золотникова и Дарьи Семеновны).

Событие № 10: Новость для Дарьи Семеновны (у Золотникова есть неженатый сын).

Событие № 11: Новость для Золотникова (Настенька – племянница Дарьи Семеновны).

Событие № 12: Новость для Дарьи Семеновны (Наследство у Александра – 2 миллиона!).

Явление 5

Событие № 13: Ностальгия Золотникова по юности.

Явление 6

Событие № 14: Решение Александра жениться на Настеньке.

Событие № 15: Новость для Александра (Золотников ошибся. Настенька – племянница Дарьи Семеновны).

Событие № 16: Отказ Александра от знакомства с другой невестой.

Явление 7

Событие № 17: Смотрины.

Явление 8

Событие № 18: Александр влюбился в Машу.

Событие № 19: Признание Александра в любви к Маше.

Явление 9

Событие № 20: Разговор Золотникова с Александром.

Событие № 21: Запутанный рассказ Александра о Маше.

Явление 10

Событие № 22: Приезд Кубыркиной и Кати.

Явление 11

Событие № 23: Знакомство конкуренток (Кати и Маши).

Явление 12

Событие № 24: Неожиданная встреча Александра со своей бывшей возлюбленной – Катей.

Событие № 25: Обвинение Кати (Александр бросил ее после предложения руки и сердца!)

Событие № 26: Обвинение Александра (Катя была ему неверна!)

Событие № 27: Александр видел улики, подтверждающие неверность Кати (письма гусара).

Событие № 28: Оправдание Кати (Это письма к ее сестре!)

Событие № 29: Александр «клюнул» на ответ Кати.

Событие № 30: Александр опять влюбился в Катю.

Явление 13

Событие № 31: Золотников «спугнул» Катю.

Событие № 32: Решение Александра жениться на Кате.

Событие № 33: Решение Золотникова женить Александра спустя четверть часа, если тот не одумается.

Явление 14

Событие № 34: Размышления Александра.

Явление 15

Событие № 35: Ссора Дарьи Семеновны и Кубыркиной.

Событие № 36: Новость для Кубыркиной (Александр просил руки Маши).

Событие № 37: Новость для Дарьи Семеновны (Александр просил руки Кати).

Событие № 38: Оскорбление Кубыркиной (Дочь Дарьи Семеновны кривобока!).

Событие № 39: Оскорбление Дарьи Семеновны (Дочь Кубыркиной изменяла Александру с гусаром!).

Явление 16

Событие № 40: Александр слышал разговор Кубыркиной и Дарьи Семеновны.

Событие № 41: Александр делает предложение руки и сердца Настеньке.

Событие № 42: Отказ Настеньки принять предложение Александра.

Явление 17

Событие № 43: Разговор Александра с Золотниковым.

Событие № 44: Скандал Маши.

Событие № 45: Кубыркина увела конкурентку.

Событие № 46: Скандал Кати.

Событие № 47: Дарья Семеновна увела конкурентку.

Событие № 48: Финальный скандал Маши и Дарьи Семеновны с Катей и Кубыркиной.

Событие № 49: Афера Золотникова (они с Александром разорились).

Событие № 50: Обещание Александра всегда быть с Золотниковым, чтобы ни случилось.

Событие № 51: Настенька влюбилась в Александра.

Событие № 52: Отказ Маши выйти замуж за Александра.

Событие № 53: Отказ Кати выйти замуж за Александра.

Событие № 54: Согласие Настеньки выйти замуж за Александра.

Событие № 55: Золотников объявляет новость о своем банкротстве шуткой («афера удалась!»).

«Событийный ряд» к учебному спектаклю составлен на основе текста водевиля В. А. Соллогуба, электронный вариант которого размещен в открытом доступе на сайте: http://az.lib.ru/s/sollogub_w_a/text_0110.shtml.

Постановка спектакля в школе: «Биография» каждого персонажа

Актер совместно с режиссером должен ответить на определенные вопросы, имеющие большое смысловое значение для характеристики внутреннего и внешнего облика персонажа.

Так как время и место действия определено драматургом довольно точно – город Санкт-Петербург середины XVIII столетия, режиссеру и актерам следует изучить данный исторический период в русской истории, чтобы получить представление о жизни тех слоев общества, к которым принадлежат герои водевиля. Детальный анализ поможет обучающимся найти верный художественный образ своего персонажа, осмыслить его и потом с помощью актерской игры воплотить на сцене.

Пример составления «биографии» персонажа.

Золотников Василий Петрович – откупщик из Тамбова, обладает внушительным состоянием, оцененным в два миллиона российских рублей, занимается торгами на бирже, решает женить нерадивого сына Александра.

Для того чтобы понять внутренний характер данного героя водевиля, необходимо понять, чем он занимается. Откупщик – «…лицо, приобретающее у государства за определенную плату право на какой-либо откуп – систему сбора с населения налогов и других государственных доходов».

Так как жанр водевиля подразумевает комедийный сюжет, можно представить, что Золотников – человек очень непростой, хитрый, способный на любую аферу, умело распоряжающийся собственным материальным положением. Однако Василий Петрович – заботливый отец, искренне переживающий за будущее семейное благополучие своего сына Александра. Это подтверждает тот факт, что Золотников показал Александру письма Кати, в которых она признается в любви гусарскому офицеру. Тем самым отец уличил несостоявшуюся невесту в измене.

Постановка спектакля в школе: эскизы костюмов персонажей к спектаклю

В процессе поиска внешнего облика персонажей обучающимся следует изучить изображения людей, живших в Российской Империи в середине XVIII столетия, отраженные на картинах известных живописцев или на старинных фотокарточках. Это расширит кругозор начинающих актеров и даст им вектор для размышлений в области поиска верных пластических решений мизансцен (жесты, движения и др.).

На изображениях вышеуказанного исторического периода можно заметить множество деталей точно характеризующих внешний облик людей помещичьего и рабочего класса. Важно помнить, что для учебной постановки необязательно шить классические костюмы середины XVIII столетия. С помощью характерных деталей можно выполнить достаточно точную стилизацию внешности персонажей.

Предложите детям самим нарисовать эскизы костюмов персонажей водевиля, а затем организуйте выставку работ. По наиболее удачным эскизам создаются сценические костюмы.

Постановка спектакля в школе: «постановочный план»

В «постановочный план» спектакля обычно входит перечень декораций, костюмов и другого театрального реквизита, характеризующих атмосферу времени и действия вокруг персонажей, а также их внешний облик. Человеку, взявшему на себя обязанности режиссера в учебном спектакле, следует назначить ответственного за реквизит в процессе репетиций в учебной аудитории, на сцене и в день спектакля.

Количество театрального реквизита, необходимого для проведения спектакля, напрямую зависит от материальных возможностей. Однако стоит помнить, что сценическое решение любой театральной постановки можно решить минимальными средствами. Не стоит стремиться к излишней помпезности сценического оформления, т. к. основу театрального действа прежде всего составляет живая актерская игра, отсутствие которой невозможно скрыть даже за самыми дорогими костюмами и декорациями.

Постановка спектакля в школе: репетиционный процесс в аудитории

Репетиционный процесс в учебной аудитории включает в себя читку ролей актерами, задействованными в спектакле и проработку ключевых мизансцен.

В процессе чтения вслух роли начинающие актеры запоминают текстовый материал, привыкают к звучанию своего голоса в камерном пространстве, а также совместно с режиссером находят в творческом поиске интонации, точно характеризующие внутренний облик персонажа.

После того как все ученики выучат роли «на память», следует приступать к проработке ключевых мизансцен водевиля. Совместно с режиссером дети продумывают оптимальные жесты и телодвижения персонажей, необходимые для каждого сценического действия (в нашем случае «явления», т. к. это жанр водевиля).

Постановка спектакля в школе: «план-схема» освещения спектакля

Наряду с «постановочным планом» человеку, взявшему на себя обязанности режиссера в учебном спектакле, следует разработать «план-схему» освещения того помещения, где он будет ставиться. То есть оптимально разместить на эскизе все имеющееся световое оборудование. На основе «событийного ряда» водевиля режиссер должен прописать, как меняется освещение от действия к действию, от явления к явлению. Назначить ответственного за освещение в процессе репетиций на сцене и в день спектакля.

Пример:

В распоряжении режиссера четыре прожектора («световые пушки»). Их оптимальное расположение – ровно в ряд параллельно всей длине сцены.

Явление 1. Утро. Сборы на бал. Все прожекторы включены и светят вполовину своей мощности.

Явление 2. Свет без изменений.

Явление 3. Знакомство Золотникова с Настенькой. Все прожекторы включены и светят на полную мощность и т. д.

Постановка спектакля в школе: план звукового оформления спектакля

На основе «событийного ряда» водевиля режиссер должен прописать, как меняется музыкальное и звуковое оформление спектакля (будут ли актеры, исполняющие роли, петь или танцевать) от явления к явлению, назначить человека, исполняющего обязанности звукорежиссера в процессе репетиций в учебной аудитории, на сцене и в день спектакля. Также необходимо составить перечень звукового оборудования, задействованного на протяжении театрального действа (микрофоны, колонки-мониторы и т. д.).

Постановка спектакля в школе: репетиционный процесс на сцене

Репетиционный процесс на сценической площадке представляет собой завершающий этап в подготовке спектакля.

Прорабатывая с актерами ключевые мизансцены, режиссер должен проверить слаженность работы всего актерского коллектива и ответственных за театральный реквизит, освещение и музыкальное оформление спектакля.

Если все этапы подготовки водевиля были выполнены участниками театрального действа качественно, то это приведет к положительному результату во время показа спектакля публике. Богатый сценический опыт, полученный в процессе актерской игры, пригодится обучающимся в дальнейшей жизни, даже если они не будут связывать свою профессиональную карьеру с театральным искусством. Умение выступать перед широкой аудиторией – тоже своеобразная актерская игра, и воспитать его в себе можно таким интересным творческим способом.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник классного руководителя»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль