Развитие УУД с помощью дидактических игр в школе

398

Е.А. Балабанова, педагог-психолог, эксперт журнала

Т.Ю. Медузова, учитель начальных классов ГБОУ «Гимназия № 1636 “НИКА”», г. Москва

Педагоги часто сталкиваются с необходимостью иметь под рукой базовые заготовки дидактических игр в школе, которые не требуют больших материальных и временных затрат. Авторы подготовили такие игровые заготовки, которые при необходимости легко могут использовать и педагог-психолог, и педагоги начальной школы на различных уроках или во внеурочной деятельности. Представленный материал  дидактических игр для школы— лауреат 1-й степени Открытого международного конкурса педагогических идей «Образовательный процесс — 2015».

Универсальные дидактические игры в школе с карточками-картинками

Дети в силу своих индивидуальных психологических особенностей лучше усваивают большой объем информации в игровой деятельности. В игре формируются и совершенствуются некоторые универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Дидактические игры с карточками-картинками — это универсальное средство организации учебной деятельности учащихся, которое может быть дополнением к другим формам и видам деятельности. Игры позволяют также равивать наглядно-образное мышление детей, мотивируют учащихся, развивают их познавательную активность, внимание, память, речь, мышление, коммуникативные способности, помогают быть успешными не только в игре, но и в жизни.

Решение кроссворда — тренировка в процессе подготовки к олимпиадам, в т. ч. Всероссийской олимпиаде школьников по иностранным языкам. Многие задания олимпиады основаны на использовании словарного запаса и без него не могут быть выполнены1.

Игры рекомендуется использовать регулярно. При необходимости они могут модифицироваться в зависимости от целей и задач работы.

Продолжительность — не более 15 мин. При проведении необходимо помнить: длительное ожидание своей очереди снижает интерес учащегося к игре.

Систематическое применение дидактических игр дает следующие результаты:

  • увеличивается мотивация к деятельности;
  • развиваются внимание, память и мышление;
  • формируется устойчивый интерес к деятельности;
  • дети активно включаются в речевые ситуации;
  • в игровой деятельности принимают участие все дети независимо от уровня подготовки;
  • снижается тревожность;
  • развиваются навыки сотрудничества и взаимодействия;
  • развиваются навыки само- и взаимоконтроля;
  • дети с любым уровнем подготовки имеют возможности для реализации;
  • повышается качество знаний.

Приведем примеры игр.

Примеры дидактических игр в школе для уроков окружающего мира

Предлагаемые игры разработаны для уроков окружающего мира, посвященных животному миру средней полосы России, но могут быть модифицированы в зависимости от предмета (русский язык, чтение, математика и т. д.), темы и цели. Анализ результатов игры проводится обязательно. В ходе проведения возможны импровизации.

Дидактическая игра в школе «Кроссворды»

Цель: правильно классифицировать объекты указанной группы и верно записать их названия в сетку кроссвордов.

Игра способствует:

  • развитию навыков классификации;
  • развитию навыков мыслительных операций (анализа, синтеза и комбинирования);
  • закреплению знаний об основных группах растений и животных московского региона;
  • организации проверки полученных знаний.

Возраст участников: от 7 лет.

Количество участников: данную игру можно использовать для организации парной или групповой работы. При этом количество играющих в группе не должно превышать 4 человек.

Дополнительные материалы: заготовки для кроссворда по количеству играющих (приложение 1), бланки для проверки (приложение 2).

Правила игры. Ведущий раскладывает на столе карточки лото, названия объектов которых предполагается вписать в сетки кроссвордов. Количество групп объектов природы должно совпадать с количеством игроков или участвующих групп. Участники получают заготовки кроссворда, которые нужно заполнить. Для этого каждый играющий из всех предложенных карточек должен выбрать только те, изображения которых относятся к его группе, а затем вписать их названия в кроссворд. Месторасположение первых букв слов указано стрелками.

По окончании участниками выполняется проверка с использованием бланка с ответами.

За каждый правильный ответ ставится плюс.

Побеждает тот, кто правильно (или с минимальным количеством ошибок) заполнил кроссворд.

Дидактическая игра в школе «Загадки»

Цель: правильно описать объект живой природы, используя только его признаки — цвет, размер, форму и т. п.

Игра способствует:

  • развитию навыков устной речи;
  • снятию тревожности при монологическом ответе;
  • закреплению знаний об основных группах растений и животных московского региона;
  • организации проверки полученных знаний.

Возраст участников: от 5 лет.

Количество участников: 2–6.

Правила игры. Ведущий выкладывает на столе стопкой, лицевой стороной вниз, карточки с изображениями различных объектов живой природы: деревья, травы, звери, птицы и др. Далее он предлагает одному из игроков взять верхнюю карточку из стопки и объяснить другим участникам, используя только признаки объекта или загадку, что на ней изображено. Например: «Он небольшой, серый, колючий», «Под соснами, под елками лежит мешок с иголками».

Если объект угадывается верно, игрок получает один балл, ход переходит к следующему участнику. Игрок, первым отгадавший описание или загадку, также получает один балл.

Побеждает тот, кто в ходе игры наберет наибольшее количество баллов.

Дидактическая игра в школе «Я хочу вам рассказать…»

Цель: составить интересный связный рассказ о двух объектах живой природы.

Игра способствует:

  • развитию межличностных отношений;
  • развитию воображения;
  • развитию логического мышления;
  • развитию навыков устной речи;
  • снятию тревожности при монологическом ответе;
  • закреплению знаний об основных группах растений и животных московского региона;
  • организации проверки полученных знаний.

Возраст участников: от 5 лет.

Количество участников: 2–6.

Обратите внимание: в данной игре нет конкретного победителя или победителей.

Правила игры. Ведущий перемешивает и выкладывает на столе стопкой, лицевой стороной вниз, карточки с изображениями различных объектов живой природы: деревья, травы, звери, птицы и др. Затем один из игроков берет из стопки две верхние карточки, называет объекты и составляет рассказ о них, начиная его словами: «Я хочу вам рассказать…».

Например:
«Я хочу вам рассказать о липе и муравье. В одном лесу росла старая липа. Была она высоким и сильным деревом, а весной распространяла вокруг себя сладкий аромат, который так любили все лесные насекомые. Внизу у самых корней липы стоял муравейник, в котором обитали труженики-муравьи. Один из них очень любил забираться по стволу липы на самый верх. И вот однажды…».

Дидактическая игра в школе «Художники»

Цель: нарисовать интересный рисунок, в котором несколько разных объектов живой природы объединены общим сюжетом.

Игра способствует:

  • развитию межличностных отношений;
  • развитию воображения;
  • развитию логического мышления;
  • закреплению знаний об основных группах растений и животных московского региона;
  • организации проверки полученных знаний.

Возраст участников: от 5 лет.

Количество участников: 2–6 при индивидуальной работе, от 4 и более — при групповой (но не более 4 человек в одной группе).

Обратите внимание: в данной игре нет конкретного победителя или победителей.

Дополнительные материалы: листы формата А4 (по количеству участников) — для индивидуальной работы, формата А3 (по количеству групп) — для групповой работы; цветные карандаши или фломастеры.

Правила игры. Ведущий перемешивает и выкладывает на столе стопкой, лицевой стороной вниз, карточки с изображениями различных объектов живой природы: деревья, травы, звери, птицы и др. Затем ведущий выкладывает перед каждым участником лист формата А4 и предлагает взять из стопки две любые карточки, не открывая их. Далее участники должны перевернуть карточки и назвать объекты, изображенные на них. После чего ведущий предлагает играющим нарисовать рисунок таким образом, чтобы два разных объекта живой природы были бы объединены общим сюжетом. Например: ворона на березе, лягушка под грибом, яблоня и кустарник малины в саду и т. п.

Время работы ограничено, например 10 мин. По окончании каждый участник демонстрирует свой рисунок остальным и рассказывает, что на нем изображено.

Систематическое использование универсальных дидактических игр в школе обеспечивает в дальнейшем возможность обучающихся самостоятельно учиться, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Что в свою очередь создает условия для гармоничного развития личности и ее самореализации, обеспечивает успешность усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Приложение 1

Материал к игре «Кроссворды»

Развитие УУД с помощью дидактических игр в школе

Развитие УУД с помощью дидактических игр в школе

Приложение 2

Бланки для проверки

Развитие УУД с помощью дидактических игр в школе

Развитие УУД с помощью дидактических игр в школе

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль