Развитие коммуникативной компетенции младших школьников: диагностика

404

Ольга Горлова,канд. пед. наук, зав. дошкольным отделением ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1584»

Наталья Горлова,д-р пед. наук, проф., педагог-организатор ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1584»

Главное в статье

  1. Учитель использует диагностическую карту и выявляет уровень развития коммуникативной компетенции младших школьников.
  2. Для повышения качества наблюдения за детьми учитель предлагает родителям заполнить таблицу. Педагог сопоставляет результаты диагностики своей и родителей.
  3. В диагностике коммуникативной компетенции преобладают критерии невербального общения, которые редко учитываются.
  4. Для повышения качества коммуникативного развития учитель преобразует диагностику в самодиагностику и предлагает учащимся 4-х классов самонаблюдение.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Совершенствование компетенций учителя» — это современные методы и технологии обучения и диагностики, проектирование образовательных программ в соответствии с требованиями профстандарта и ФГОС.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Программа диагностики развития коммуникативной компетенции

Образовательная программа «Озарение» (Н. А. Горлова, О. А. Горлова) – это программа, которая реализует преемственность требований федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и начального общего образования.

Внедряется в ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1584» и ГБОУ г. Москвы «Школа № 2044» и др. Одной из составляющих программы является «Оценочный навигатор». Диагностические методики в составе «Оценочного навигатора» позволяют с помощью целенаправленного наблюдения и познавательно-развивающих заданий заполнять «Шкалу достижений ребенка», выстраивать траекторию его персонального развития, определять динамику развития универсальных учебных действий.

Общение в программе «Озарение» рассматривается как приоритетная для детей социальная деятельность. Поэтому развитие коммуникативной и информационной компетенции младших школьников как образовательный результат связано с совершенствованием способности ребенка выстраивать конструктивные отношения со взрослыми и сверстниками в процессе общения и совместной деятельности.

Методики по диагностике развития коммуникативной компетенции

Для определения динамики развития учащихся начальных классов, в т. ч. социального и коммуникативного развития личности, используются следующие методики, разработанные авторами программы:

  • «Диагностическая карта уровня развития коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста»;
  • «Диагностическая карта уровня развития коммуникативной компетенции младших школьников»;
  • «Шкала социального развития личности ребенка» и др.

Диагностика детской коммуникативной компетенции проводится путем наблюдения, в ходе которого заполняется таблица (см. приложение). В диагностике преобладают критерии невербального общения, которые редко учитываются, но влияют на развитие коммуникативных способностей детей.

Учитель в таблице фиксирует наиболее частые проявления коммуникативных способностей учащихся начальных классов. Количественные показатели он определяет суммой баллов.

Способности, влияющие на развитие коммуникативной компетенции

При оценке коммуникативной компетенции детей педагог опирается на развитие следующих способностей:

  • проявлять активность и инициировать общение;
  • поддерживать общение, начатое собеседником;
  • внимательно слушать речь собеседника;
  • учитывать интересы, мнение и потребности собеседника;
  • использовать тон общения, соответствующий ситуации;
  • использовать стиль общения, соответствующий ситуации;
  • воздерживаться от доминирования в беседе;
  • перестраиваться при изменении темы разговора;
  • не копировать ответы сверстников;
  • задавать вопросы и отвечать на них.

Каждый из этих показателей имеет пять критериев оценивания. Педагог использует критерии для определения динамики развития коммуникативных способностей детей.

Диагностическая карта уровня развития коммуникативной компетенции младших школьников представлена в приложении.

Приложение

Развитие коммуникативной компетенции младших школьников: диагностика

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.pdf
Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас

    Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

    Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

    Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Справочник заместителя директора школы


      Оформить бесплатный доступ к журналу




      © МЦФЭР, 2018. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить вас качественными и актуальными материалами по общему образованию и одновременно защитить авторские права наших экспертов, мы закрыли доступ к статьям для незарегистрированных пользователей. Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты. После регистрации вы получите доступ к эксклюзивной видеолекции Л. Фальковской “Аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ” на ваш email.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      и продолжить чтение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль