Личностно ориентированные тесты в профильной подготовке учащихся 9-х классов

24

Основу развития личностного потенциала составляет идея са­моразвития, самоактуализации личности. Формирование личностного потенциала в подростковом возрасте предста­ет как вероятностная характеристика проявления личност­ной зрелости в будущем.

Профильная подготовка учащихся 9-х классов строится на основе стимулирования интереса к собственной личности. Ис­пользуются методики: «Опросник локализации субъективного конт­роля» А.А. Бодалева и В.В. Столина и «Измерение мотивации дости­жения» А. Мехрабиан.


Важно, чтобы структура применяемых методик позволяла проводить обработку данных каждому ученику самостоятельно, получать конкретный результат и понимать, что он значит.


Структура занятий выстроена таким образом, что вначале ученики знако­мятся с основными психологическими понятиями (в соответствии с их воз­можностями и возрастными особенно­стями восприятия подобной информа­ции), затем происходит диагностика. Важно, чтобы структура применяемых методик позволяла проводить обработку данных каждому ученику самостоятельно, получать конкретный резуль­тат и понимать, что он значит. Поэтому тесты используются в раз­личных вариантах. Когда необходимо провести диагностику по всем параллелям старшеклассников с возможностью дальнейшей статистической обработки, применяются компьютерные вариан­ты тестов. Учащимся раздаются распечатанные бланки методик, проводится диагностика, данные заносятся в компьютер, полу­ченные результаты анализируются. В этом случае диагностика «работает» в большей степени на педагога-психолога, а не на уче­ника, ее цель - изучение качественных и количественных харак­теристик личности.

Когда во главу угла ставится развивающий компонент занятий,

применяются упрощенные, но доступные для понимания подрост­ков методики: «Диагностика локус контроля» (приложение 1), «Диа­гностика степени выраженности мотивации достижения» (приложе­ние 2).

В процессе профильной подготовки учащихся необходимо объяснить им, для чего предназначен тест, почему важно проводить его так, а не иначе, как обрабатывать ре­зультаты, что значат полученные данные в целом и конкретно для каждого. Тогда у девятиклассников появляется возможность по­чувствовать себя психологом-экспериментатором, исследующим самого себя. Для некоторых, возможно, пробудившийся интерес может стать в дальнейшем делом жизни, для кого-то откроется та­инственный «внутренний мир», и в любом случае это будет нео­бычное занятие, не так, как на других уроках.

Диагностика локуса контроля в процессе профильной подготовки учащихся

В психологическую литературу понятие «локус контроля» ввел американский психолог Дж. Роттер. Он предположил, что люди различаются между собой по тому, где они локализуют контроль

над значимыми для себя событиями.


Одной из важных интегральных характеристик самосознания, связывающих чувство ответственности, готовность к активности и переживание «Я», является качество личности, получившее название локуса контроля.

А.А. Бодалев, В.В. Столин


Возможны два полярных типа такой ло­кализации: интернальный (внутренний) и экстернальный (внешний). В первом случае человек считает значимые собы­тия результатом своей собственной деятельности, т. е. они зависят от его лич­ностных качеств - компетентности, целеустремленности, уровня способностей. Во втором случае человек убежден, что его успехи и неудачи определяет действие таких внешних сил, как везение, слу­чайность, давление окружения и т. п.

Ответственность как форма произвольной активности челове­ка является необходимым атрибутом зрелых поступков. Она предполагает внутреннее согласие на трату ресурсов и усилий в дости­жении определенных целей, является средством внутренней регуляции, а ее показателем служит уровень субъективного конт­роля, или локус контроля. Диагностика в процессе профильной подготовки учащихся 9-х классов позволя­ет зафиксировать их готовность принять ответственность за собы­тия в своей жизни, сделать осмысленный выбор.

Отмечается существенный разброс результатов диагностики в различных классах. Это связано и со статусом класса по профи­лю обучения, и с историей его существования на протяжении всей школьной жизни, зависит от характера взаимоотношений с класс­ным руководителем и учителями-предметниками.

За три года работы были получены следующие усредненные результаты:

  • низкий уровень локуса контроля выявлен у 2% учащихся;
  • средний - у 38%;
  • выше среднего - у 44%;
  • высокий - у 16%.

В целом можно говорить о достаточном уровне стремления взять ответственность за свою жизнь в свои руки. Речь идет о стремлении, о намерении, потому что в таком возрасте инфор­мация о локусе контроля, проведение теста является открытой дверью в новый, не освоенный на практике мир взрослости. Это своеобразная репетиция, проба, имеющая огромное значение для формирования позитивного я-образа и укрепления фунда­мента личностного потенциала. Концентрация внимания на во­просах, анализировать которые ранее не приходило в голову, ка­сающихся взрослых семейных, рабочих взаимоотношений, воспитательных проблем, дает подросткам возможность приме­рить на себя и сыграть новую роль.


В той или иной степени все вовлекаются в проживание предложенных обстоятельств, результаты чаще всего отсрочены во времени, но развивающий эффект несомненен.


Кому-то интересно, новизна щекочет нервы, кто-то не очень хочет размыш­лять и напрягаться, у кого-то появляют­ся вопросы по смысловой нагрузке те­ста, и в этом случае объяснения слушают все, а иногда возникает дискуссия. Тогда обработку теста и анализ результатов приходит­ся переносить на следующий урок. Таким образом, в той или иной степени все вовлекаются в проживание предложенных обстоятельств, результаты чаще всего отсрочены во времени, но разви­вающий эффект несомненен.

Диагностика мотивации успеха, как часть профильной подготовки учащихся

Мотивацию достижения впервые выделил американский психолог Г. Мюррей. Он дал следующее определение этого вида мотивации: «справляться с чем-то трудным. Справляться с физическими объектами, людьми или идеями, манипулировать ими или организовы­вать их. Делать это настолько быстро и независимо, насколько это возможно. Преодолевать препятствия и достигать высокого уров­ня. Превосходить самого себя. Соревноваться с другими и превос­ходить их. Увеличивать свое самоуважение благодаря успешному применению своих способностей». Иные представления о мотивации достижения развиваются не­мецким психологом Х. Хекхаузеном. Согласно его взглядам мотива­ция достижения - это «попытка увеличить или сохранить макси­мально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успеш­ности и где выполнение подобной деятельности может, следова­тельно, привести или к успеху, или к неудаче».

Характерные признаки мотивации успеха в процессе профильной подготовки учащихся:

  1. из двух возможностей: достигнуть успеха и потерпеть неуда­чу, лица с высокой мотивацией достижения ориентированы на первую;
  2. она проявляется тогда, когда деятельность предоставляет возможности для совершенствования. Задачи должны быть сред­ней степени трудности;
  3. ориентирована на определенный конечный результат, на цель, при этом типичен постоянный пересмотр целей;
  4. для людей с высокой мотивацией достижения свойственно возвращаться к уже прерванным занятиям и доводить их до конца.

Не вдаваясь в подробности теорий мотивации достижения успехов и избегания неудач, необходимо отметить, что прямой корреляции между деятельностью и силой мотива достижения не обнаружено. Кроме силы и характера мотива достижения успеха, результаты деятельности зависят от множества факторов: сложно­сти решаемых задач, количества и качества неудач в прошлом и др. Зависимость между мотивацией и достижением успехов в де­ятельности не носит линейного харак­тера.


В работе с учащимися 9 классов мотивация достижения понимается как движущая сила реализации личностного потенциала.


Это особенно ярко проявляется в связи мотивации достижения успехов и качества работы: качество является наилучшим при среднем уровне мотивации и ухудшается при слишком низком или слишком высоком. Поэтому в работе с учащи­мися 9 классов мотивация достижения понимается как движущая сила реализации личностного потенциала.

Отметим, что по полученным усредненным результатам у девяти­классников мотивация достижения выражена следующим образом:

  • средний уровень - 69,5%;
  • низкий и ниже среднего - 30,5%.

Интересно то, что результаты меняются во времени: в первом полугодии девятого класса для многих (особенно для мальчиков) еще явственно «отсвечивают» проблемы восьмого класса, им свой­ственна несерьезность, некоторый инфантилизм, неопределен­ность в перспективах и т. п. Во втором полугодии, ближе к десято­му классу или к уходу из школы, меняется отношение к учебе и к исследованиям такого рода, работа педагога-психолога становит­ся эффективнее для него самого и полезнее для ребят.

Выпускники, учащиеся 11 классов показали следующие ре­зультаты: средний уровень мотивации достижения успеха у 82,5%, высокий - у 17,5%.


Крайне важно соблюдать корректность при интерпретации результатов тестирования, делая акцент на том, что данная ситуация является «моментальной фотографией»


Изменения обусловлены и возрастными осо­бенностями, и нацеленностью на по­ступление в вузы, и тем, что после 9 класса отсеивается часть учащихся, имеющих низкую мотивацию к обуче­нию.

При анализе диагностических материалов в процессе профильной подготовки учащихся каждый ученик дол­жен понять, что у него получилось и что это значит. Крайне важно соблюдать корректность при интерпретации результатов тестиро­вания, делая акцент на том, что данная ситуация является «момен­тальной фотографией», что это не «хорошо» или «плохо», а лишь реальность текущего времени, которая подвижна, изменчива и стремится к развитию.

Движущей силой для коррекции всех отслеживаемых тестами параметров будет желание, пробуждающее волю к действию и само активное действие, приводящее постепенно к желаемым результа­там. Если возникает необходимость подробнее остановиться на во­просах «что делать?» и «как это можно делать?», появляется возмож­ность провести несколько практических занятий с элементами тренинга или мозговой штурм на заданную тему, или углубленный анализ конкретных жизненных ситуаций и т. п. Здесь пригодится зна­ние особенностей классного коллектива, направленности его интересов и склонностей.

Диагностику можно использовать как неотъемлемую часть в системе психологического сопровождения развития личности школьников, и не только в профильной подготовке старшекласс­ников, но и в любых (многочисленных) направлениях работы школьного педагога-психолога.

Приложение 1

Диагностика локус контроля

Личностно ориентированные тесты в профильной подготовке учащихся 9-х классов

Личностно ориентированные тесты в профильной подготовке учащихся 9-х классов

Личностно ориентированные тесты в профильной подготовке учащихся 9-х классов

Приложение 2

Диагностика степени выраженности мотивации достижения

Инструкция. Ответь «да» или «нет» на предложенные утверждения.

Личностно ориентированные тесты в профильной подготовке учащихся 9-х классов

Личностно ориентированные тесты в профильной подготовке учащихся 9-х классов

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль