Отклонения в психофизическом развитии детей: детский церебральный паралич

61

Интеграция отклонений в психофизическом развитии детей

Начиная с 1990-х гг во всем мире происходит переосмысление сложившейся практики обучения и воспитания детей с отклонениями, на смену традиционной системе дифференциро­ванного обучения в образовании внедряется идея интеграции.

Впрочем, осуществление этой идеи не обязывает свертывать уже сложившуюся систему дифференцированного образования учеников разных категорий. Эксперты утверждают, что интегра­ция возможна лишь тогда, когда  система образования будет постоянно совершенствоваться. И сегодня в целях медицинских, социальных и учебных организаций создание специального информационного поля для участников про­цесса интеграции, которое бы учитывало отклонения в психофизическом развитии детей. Кроме того, важно обеспечить родителей информацией об обучении лиц с ОВЗ.


Под интеграцией понимают осуществление права детей-инвалидов на образование в условиях обычной школы. Каждому такому ученику должно быть предоставлено право развиваться в своем персональном темпе. В зависимости от степени выраженности умственной или физической недостаточности дети с особыми образовательными потребностями получают образование в полном или неполном объеме программы общеобразовательной школы.


Создавая специализированные учебные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья, важно подготовить комфортную атмосферу для их обучения. Все ученики должны обеспечиваться современным оборудованием и техническими средствами. Речь идет о инвалидных коля­сках, специально оборудованных местах для детей, у которых наблюдается ухудшение опорно-двигательного аппарата (это парты, вертикализаторы и т. п.). Здания, где будут обучаться такие дети, нужно оснастить пандусами и лифтом.


Прежде чем ученик с детским церебральным параличом (ДЦП) переступит порог класса в массовой школе, должна быть проведена работа среди всех участников образовательного процесса по формированию толерантного отношения.


Церебральный паралич относится к психическим заболеваниям, и прежде чем ребенок с этой болезнью пересту­пит порог кабинета в массовой школе, среди всех участников учебного про­цесса нужно провести работу, направленную на формирование толерантного отношения к таким ученикам. При реализации обучения детей с ДЦП нужно предусмотреть помощь на уроках в соответствии с их потребностями.

Комплексное образование, возможное при отклонениях в психофическом развитии детей, необходимо организовывать посредством подготовки и переподготовки учителей общеобразовательных и специальных учреждений.

Что нужно знать педагогу в процессе обучения детей с ДЦП?

Детский церебральный паралич подразумевает за­болевание нервной системы, зачастую приводящее к инвалидизации. Практика последних лет свидетельствует о том, что это заболевание нервной системы стало одним из самых распростра­ненных у детей. На тысячу новорожденных детей около шести страдают этим заболеванием.


Формы проявления:

  1. спастическая диплегия;
  2. двойная гемиплегия;
  3. гемипаретическая форма;
  4. гиперкинетическая форма;
  5. атонически-астатическая форма.


Двигательные отклонения в психофизическом развитии детей

Клиническая картина предполагает двигательные нарушения. Часто они проявляются совместно с психическими и речевыми дефектами, нарушениями функций других си­стем (это зрение, слух, глубокая чувствительность), судорожными припадками.

Двигательные дефекты имеют различную степень выражен­ности:

  • при тяжелой степени дети не овладевают навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью и не может самостоятельно обслуживать себя;
  • при средней степени дети овладевают ходьбой, но передвигаются неуверен­но, часто с помощью специальных приспособлений (костылей, канадских па­лочек и т. д.) и не могут самостоятельно передвигаться по городу, ездить на транспорте; навыки самообслуживания из-за ухудшения манипулятивной функции частично развиты;
  • при легкой степени дети ходят уверенно как в помещении, так и за его преде­лами, могут самостоятельно ездить на городском транспорте; они полностью себя обслуживают, у них достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, плохая походка, движения недостаточно ловкие, замедленные; снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики.

Двигательные дефекты оказывают неблагоприятное влияние на формирование речи.

Отклонения в психофизическом развитии детей: психические расстройства

В процессе интеграции детей с церебральным параличом следует учитывать специ­фические особенности.


Церебральный паралич не является прогрессирующим заболеванием с возрастом и под действием лечения состояние ребенка, как правило, улучшается.


Нарушено формирование не только познавательной деятельности, но эмоционально-волевой сферы и личности, что усугубляется ограничениями деятельности, социальных контактов.

Структура познавательных отклонений в психофизическом развитии детей предполагает ряд особенностей:

  • неравномерный, дисгармоничный характер дефектов отдельных функций (эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах);
  • выраженность астенических проявлений - повышенная утомляемость, истощаемость всех процессов, что обусловлено органическим пора­жением центральной нервной системы.


Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность.


При этом заболевании отмечается нарушение ко­ординированной деятельности различ­ных анализаторных систем. Патология зрения (около 25%), слуха (20-25%), мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность.


Стереогноз – способность восприятия, узнавания предметов наощупь.

Праксис – способность производить целенаправленные действия, движения.


У таких детей отмечается недостаточность пространственных и временных представлений. Значительно позже, чем у здоровых сверстников, у них формируется пред­ставление о ведущей руке, о частях ли­ца и тела. Часто отмечаются оптико­пространственные дефекты. В этом случае детям трудно копировать геоме­трические фигуры, рисовать, писать. Не­редко у детей присутствует недо­статочность фонематического восприятия, стереогноза, всех видов праксиса.

Психические отклонения в психофизическом развитии детей выражаются в психоорганических проявлениях. Это замедленность психических процессов. Можно отметить и трудности работы с другими видами деятельности, плохую концентрацию внима­ния, замедленность восприятия, падение объема механической памяти. Часто наблюдается низкая познава­тельная активность (медлительность и пони­женная переключаемость психических процессов).

Интеллектуальные отклонения в психофизическом развитии детей

По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормаль­ный или близкий к нормальному интел­лект, у других наблюдается задержка психических показателей, у части детей имеет место умственная отсталость.


Такие дети без ухудшений интеллектуальномго понимания встречаются относительно редко


Дети с умственной отсталостью чаще всего тотально страдают психической дисфункцией. В первую очередь, у них проявляется недостаточность форм познавательной активности (абстрактно-логического мышления), а также гно­стических, функций. Тяжелая степень заболевания преобладает при двойной гемиплегии и атонически-астатической формах детского церебрального паралича.


При гиперкинетической форме дети испытывают затруднения при выполнении задании, требующих речевого оформления, и легче выполняют визуальные инструкции


У детей с правосторонним гемипаре­зом часто наблюдается оптико-про­странственная дисграфия, поэтому чте­ние затруднено и замедленно, т. к. дети путают сходные по начертанию буквы, на письме отмечаются элементы зеркальности, они долго не различают правую и левую руки и т. д.

При гиперкинетической форме дети испытывают затруд­нения при выполнении заданий, требующих речевого оформле­ния, и легче выполняют визуальные инструкции. Трудности обуче­ния чаще связаны с дефектами речи и слуха.

Обучение детей с ДЦП: особенности личности

Болеющие дети имеют расстройства в эмоционально-волевой сфере. Это может проявлятьс повышенной эмоциональной возбу­димостью или, наоборот, заторможенностью. Колебания настроения часто сочетаются с инертно­стью эмоциональной активности. При этом слезы или смех, например, не всегда могут прекратиться . Эмоциональная возбу­димость часто сочетается с плаксивостью, капризностью.

У детей отмечается изменение личности, что связано с действием многих факторов (биологических, пси­хологических, социальных).


Достаточные интеллектуальные показатели у детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью.


Помимо реакции на осознание соб­ственной неполноценности, имеет ме­сто бедность социального опыта и неправильное воспитание. Отмечают­ся такие ухудшения личности, как пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общени­ем, стремление к ограничению социальных контактов.

Процесс обучения детей с ДЦП часто сталкивается с тем, что наблюдается неуверенность в себе и повышенная внушаемость. Это проявляет­ся в наивности суждений, плохой  ориентации в жизненных вопросах. Трудности в социаль­ной адаптации предполагают дальнейшее формирование таких черт личности, как робость, застенчивость. Это сочетается с повышенной чувствительностью и впечатлительностью.

Сниженный интеллект характеризуются низким познавательным интересом, а также низкой критичностью. При этом менее выражено чувство неполноценности, но при этом можно отметить безразличие и сла­бость мотивации.

Отклонения в психофизическом развитии детей: организация обучения

Поскольку психические показатели при церебральном пара­личе характеризуется ухудшением формирования познаватель­ной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности, то перед специалистами, работающими с этими детьми, встает важная задача профилактики и коррекции этих нарушений. Конкрет­ные задачи этой работы могут быть определены только после полного обследования.

Так, педагогами Центра психолого-медико-социального сопровож­дения «Раменки» г Москвы совместно с доктором психологиче­ских наук, заведующим кафедрой специальной психологии и кли­нических основ дефектологии И.Ю. Левченко были разработаны критерии для обучения детей с ДЦП в массовой школе, а также критерии, препятствующие интеграции.

Критерии для интеграции детей в массовую школу:

  • отсутствие сниженного интеллекта;
  • отсутствие сопутствующих дефектов (зрения, слуха, недоразвития речи и т. п.);
  • достаточно развитые навыки самообслуживания (самостоятельно одевается, кушает и др.);
  • хотя бы одна рука способна к различным манипуляциям (это необходимо для овладения компьютерной техникой, в т. ч. мышкой);
  • разборчивая речь.

Критерии, препятствующие интеграции:

  • сниженный интеллект;
  • наличие судорожных припадков;
  • отсутствие речи (анартрия);
  • отсутствие развитой манипулятивной функции рук;
  • отсутствие навыков самообслуживания.

Школы надомного образования сегодня так же могут рассматриваться как вариант для интеграции отклонения в психофизическом развитии де­тей с двигательной патологией. И не имея возможности учиться в условиях общеобразовательной школы, полу­чают образование в пределах государственных стандартов в соответствующих их физическим особенностям условиях. Такая школа реализует программы начального ос­новного и среднего общего образования.

Формы обучения могут быть разными: классно-урочная, груп­повая (до 4 человек), индивидуальная - и определяются общеоб­разовательной организацией в соответствии с медицинскими по­казаниями учащихся.


Школу надомного обучения могут посещать дети с ДЦП с нормальными интеллектуальными  показателями и выраженными двигательными дефектами; дети с задержкой развития и с тяжелыми двигательными нарушениями.


Занятия организуются как в усло­виях посещения школы, так и на до­му. На часть занятий надо­мников приглашают в школу, где их объединяют в группы или классы для проведения отдельных уроков (например, музыки).

Успешными учениками этих школ являются дети, у которых двигательные нарушения сочетаются с хорошим интеллектуаль­ным состоянием. Во всех других случаях педагоги испытывают су­щественные трудности реализации общеобразовательных про­грамм.

Приложение

Протокол психолого-педагогического наблюдения

Отклонения в психофизическом развитии детей: детский церебральный паралич

Отклонения в психофизическом развитии детей: детский церебральный паралич

Отклонения в психофизическом развитии детей: детский церебральный паралич

Отклонения в психофизическом развитии детей: детский церебральный паралич

* См.: Шалагинова К.С. Работа со здоровыми детьми в условиях перехода к инклюзивному образованию / Справочник педагога-психолога. Школа. 2013. № 5-8. – Примеч. ред.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль