Психологическая помощь родителям в половом воспитании школьников

98

Последние исследования показывают, что сейчас половое созревание детей начинается раньше. Поэтому так важно предоставить воспитанникам верную информацию, прежде чем он "нахватается" сведений из сомнительных источников, будь то интернет или друзья. Знания такого характера дети младшего школьного возраста должны получать именно от своих родителей, поскольку именно в семье ребятишки знакомятся с явлениями: рождения сестрички или братика, наблюдают беременность мамы, тети. Все это соответственно вызывает у ребенка большой интерес, возникает множество вопросов. Именно с самых близких людей - мамы и папы начинается половое воспитание школьников .  


«Как грустно, что многие родители ограждают своих детей от сексуальных знаний только потому, что не хотят, чтобы дети знали больше, чем они сами. Это тем более нелепо, что именно благодаря скудности своих знаний или полному невежеству они сами были не особенно счастливы как мужчины и женщины»

В. Джексон, У. Мостен


Предупрежден - значит, вооружен. Но вопрос в том: как предупреждать?

Физиологические и психологические особенности детей и их роль в половом воспитании школьников 

Медики совместно с психологами установили, что для полноценного духовного развития школьника, ему нужно знать, что он рос внутри матери и что его связывает с отцом. 


Для полноценного духовного развития ребенка, ему надо знать, как он рос внутри мамы и что его связывает с отцом


Понимание ребенком какие роли играют мать и отец, готовит его самого к этой функции в будущем. По мнению специалистов по половому воспитанию школьников, об этом нельзя умалчивать. Если родители не разговаривают на такие деликатные темы с сыном или дочерью, либо рассказывают пресловутые сказки про аиста и капусту, у ребенка может возникнуть ощущение, что он не родной, приемный. Тем более, если в семье ожидается еще один малыш, который "поселился в животике у мамы", сомнения ребенка могут перейти в самый настоящий комплекс неполноценности. 

Младший школьный возраст - период накопления знаний. Детей в этом возрасте отличает доверчивость, подчинение авторитету, внимательность, излишняя восприимчивость, наивность, игровое отношение ко многим событиям. На эти психологические факторы должны опираться родители, осущест­вляя половое воспитание школьников. Очень важно не упустить этот момент, развивать в детях такие нравственные качества, как сдержанность, стыдливость, готовность. Крайне необходима на данном этапе психологическая помощь школьникам. Для установления между мальчиками и девочками здоровых отношений следует чаще организовывать совместные мероприятия, такие как походы, посещения музеев, выставок, театров и т.д. 


С семи лет у мальчиков встречается большая, чем у девочек, окружность грудной клетки. С девяти-десяти лет у девочек отмечается небольшое отставание в росте и прибавление массы по сравнению с мальчиками


В школьные годы начинают более четко проявляться различия в физиологии мальчиков и девочек. Например, начиная с семилетнего возраста грудная клетка мальчишек больше, чем у девочек. С девяти-десяти лет девочки немного отстают от ребят в росте, прибавляют в массе в отличие от парней. Организм девочек эволюционно слабее, поэтому у них чаще встречается переутомление, физическое и умственное. Таким образом, в процессе полового воспитания школьников следуют учитывать не только возрастные различия, но и половые. 

Младшим школьникам свойственны поступки, связанные с пробуждением полового влечения. Так, ребята начинают интересоваться взаимоотношениями полов, крутятся у зеркала, стремятся понравится (в особенности девочки). У мальчишек формируются такие качества, как мужественность,возникает готовность защищать девочек и помогать им.  

Влюбленность, возникающая в младшем школьном возрасте, не должна пугать родителей - это чувство практически полностью лишено сугубо полового содержания. Детская любовь, а если быть точнее дружба ничего опасного в себе не таит: она чистая, естественная, прямая.

Детские влюбленности в половом воспитании школьников 

Период от 7 до 12 лет можно смело назвать началом детского романтизма. Стереотипы мужского и женского поведения достаточно прочно усвоены. Фильмы и книги играют в этом далеко не последнюю роль, школьники очень впечатлительны, они отождествляют себя с героями произведений и в жизни стараются вести себя также. Девочки мечтают о шикарной свадьбе и куче детишек, мальчишки - о том, что станут доблестными рыцарями и спасут свою возлюбленную. 

Мальчики и девочки могут часами и днями думать об объекте своего обожания, ходить в школу лишь для того, чтобы его увидеть, репетировать слова, которые произнесет при встрече. Ча­сто детская влюбленность касается людей старшего возраста. Ребята влюбляются в своих учителей, братьев, сестер, друзей, и даже, как ни странно, в родителей. 


Привязанность, начавшаяся в младшем школьном возрасте, может оказаться настоящим серьезным чувством и сохраниться в течении всей жизни


Привязанность, начавшаяся в младшие школьные годы, на самом деле может оказаться серьезным чувством и сохраниться на протяжении всей жизни. Поэтому дети очень мучительно реагируют на разлуку с объектом своей детской влюбленности (например, при переезде в другой город, область, страну, переходе в другую школу). Личного общения не может заменить переписка по телефону или звонки, они еще не такие самостоятельные. К концу младшего школьного возраста у мальчиков и девочек формируется своя стратегия поведения с противоположным полом, и в дальнейшем, в зависимости от опыта, она будет лишь корректироваться. 

Дети начинают анализировать свои чувства и чувства других людей, обращают внимание на малейшие особенности поведения объекта симпатии: он попросил ластик у меня, а не у соседа по парте - значит, любит! На этом этапе родители могут сесть вместе со своим ребенком и подробно разобрать допущенные ошибки, придумать как привлечь внимание объекта детской влюбленности, как помириться, если дети в ссоре. В будущем это научит школьника разбираться в себе и в людях. 

Половое воспитание школьников в 7-12 лет

Российские психологи и сексологи сходятся во мнении: в процессе поло­вого воспитания школьников нужно стремиться к тому, чтобы у ребят были сформированы следующие представления:

  • о начавшемся половом созревании и ожидаемых изменениях в детском организме;
  • о биологической стороне репродуктивной функции;
  • об изменениях в эмоциональной (колебаниях настроения, возможных конфликтах с окружающими, о первых детских влюбленностях и т. п.) и социальной сферах (статус школьника изменяется в связи с наступлением половой зрелости: к нему предъявляются завышенные требования, возрастает отвестственность за свое поведение, некоторая автономия от взрослых и др.);
  • о дружбе как многогранном проявлении отношений между людьми;
  • о том, как можно строить внутрисемейные отношения на принципах равенства и взаимного уважения. 


Не надо бояться детских вопросов на тему взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Это нормальный и естественный интерес


В процессе полового воспитания школьников не нужно бояться детских вопросов на тему любви, взаимоотношений мужчины и женщины, происхождения человека. Родителям следует помнить, что в каком бы возрасте ни задавались эти и иные вопросы - это не признак распущенности, плохового воспитания или озабоченности  - это естественный, абсолютно нормальный процесс, без которого невозможным было бы гармоничное развитие человека, в том числе продолжение рода. 

Приведем простые правила, которыми следует руководство­ваться в половом воспитании школьников 


Правила обсуждения половых вопросов с детьми и подростками

  • Старайтесь вести беседу абсолютно непринужденно, также как при обсуждении других остраненных тем. 
  • Не стоит становится "учительницей" для своего чада. Избегайте длинных лекций по вопросам полового воспитания школьников. Ваш сын (дочь) не могут долго внимательно слушать, им хочется задавать вопросы и получать конкретные ответы. 
  • Позаботьтесь, чтобы ваш рассказ не был составлен из одних только биологических фактов – сыну или дочери захочется узнать о лично вашем к ним отношении, решениях и переживаниях. 
  • Не бойтесь рассказать сыну (дочери) "слишком много" информации о сексе. С большой долей вероятности все непонятные моменты он просто не запомнит. 
  • Если ваш школьник употребляет непристойные, грубые выражения, спокойно объясните ему значения этих слов, а потом добавьте что вам и другим людям не приятно слушать такие слова. Не стоит злиться и шутить по поводу применения ребенком плохих выражений. Такая реакция взрослого побуждает подростка повторять их снова и снова.  
  • Старайтесь с начала полового воспитания школьников правильно называть половые органы.
  • Дети, даже дошкольники и учащиеся младших классов должны знать как защитить себя в ситуации насилия. Необходимо научить малыша говорить «нет» другим взрослым. 
  • Беседовать о грядущем половом созревании следует начинать как можно раньше, по крайней мере прежде того момента, когда сын (дочь) достигнут подросткового возраста. Физические трансформации (начало менструального цикла, поллюции, развитие молочных желез) могут начаться раньше десяти лет. 
  • Мальчишкам нужно рассказать о менструальной функции, девочки должны знать что такое эрекция. Мальчикам надо рассказать о менструациях, а девочки должны понимать, что такое эрекция. Не брезгуйте говорить на такие темы как проституция и гомосексуализм. 
  • Расскажите о СПИДе и других болезнях, передаваемых половым путем. Однако нет необходимости запугивать кроху, рассказывая о летальном исходе СПИДа. В любом случае нужно ориентироваться на реакцию ребенка. 
  • Старайтесь, чтобы ребенок не смущался, говоря на деликатную тему полового воспитания школьников. Не говорите ему: «Ты еще мал для этого, тебе рано такое знать». Если подросток задает подобный вопрос, он хочет услышать конкретный доступный ответ. 
  • Если вы не знаете как ответить на вопрос ребенка, не переживайте, признайтесь в этом. Стоит обратиться к сведущему, опытному человеку, например врачу, которому на сто процентов доверяете.  
  • После того, как ответили на вопрос вашего чада, убедитесь в том, что он вас понял. Удостоверьтесь, что малыш получил исчерпывающий ответ. Будет замечательно, если после беседы у школьника появятся дополнительные вопросы. 

Общее правило – всегда говорите только правду, доступную для ребенка в том или ином возрасте. 

Очень часто взрослый человек не может правильно выразить то, что хотел бы сказать ребенку либо ему не хватает информации. В таких случаях будут очень полезны книги. Конечно, они не ответят буквально на все вопросы и более того породят массу других новых задач, однако в процессе обсуждения взрослый и ребенок выходят на новый доверительный уровень отношений. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль