Психологическая работа с подростками: положительные и отрицательные ответы

255
В подростковом возрасте очень трудно сказать ровесникам «нет», поскольку именно в этот период ведущей деятельностью является общение в группе сверстников и ребенок подвержен давлению и влиянию с их стороны. Найджел Латта, новозеланд­ский специалист по работе с подростками и автор книг для ро­дителей, описывает эпизод, в котором друзья подговорили юношу обнажиться на улице, чтобы привлечь внимание молодой симпа­тичной женщины с маленьким ребенком. Ее муж оказался полицей­ским, и уже через несколько минут юноша был задержан. То, что сначала выглядело веселой выходкой с сексуальным подтекстом (который присутствует в подавляющем большинстве подростковых шуток), обернулось постановкой на учет и годовым наблюдением у психиатра.

Отказать в общении сверстникам практически невозможно, поэтому ос­новным пространством для произнесения «нет» становится дом, а главными слушателями - семья. Подростку трудно соглашаться с семьей, поскольку он находится в присущей этому возрасту конфронтации с ними. В связи с этим цель психологического тренинга - научить ребенка отказывать сверстникам и договари­ваться с членами семьи.


Основной запрос родителей к педагогу-психологу – научить ребенка отказывать сверстникам и договариваться с членами семьи


Подростку важ­но освоить оба эти умения - договари­ваться и отказываться и применять их осмысленно, как по отношению к сверстникам, так и к взрослым людям.

Создать ресурсы для преодоления рассматриваемой ситуации можно с обеих сторон. Приведем примерные планы занятий с подростками и их семьями.

Психологическая работа с подростками на примере программы «Договариваемся с подростком»

Начиная встречу, необходимо сказать родителям, что ведущий не намерен учить их, поскольку уверен, что они лучшие эксперты в вопросах воспитания собственных де­тей.


Продолжительность: от 2 до 3 часов (в зависимости от глубины погружения). Количество участников: 9-12 человек (если желающих больше, лучше провести мероприятие в два захода).


Никто не знает их детей так хорошо и не посвящает им столько времени, сил и забот. Цель педагога-психолога - по­мочь им собрать свой опыт в единую картину, сделать его «работающим», ис­пользуя самые эффективные ходы определить стратегию выжива­ния, ведь быть семьей подростка - это находиться в условиях, приближенных к боевым.

Цель работы педагога-психолога с подростками:

1.Знакомство и сбор ожиданий.

2.Групповая дискуссия «Каково быть родителем подростка».

3.Мини-лекция по специфике подросткового возраста (не боль­ше 10 минут).

4.Групповая дискуссия «Стратегии родительского поведения - план на четыре года вперед».

5.Заключение и сбор откликов.

Рассмотрим содержание работы на каждом из этапов.

1. Знакомство и сбор ожиданий

Ведущий просит семьи представиться и сказать, что они ждут от встречи, с каким результатом хотели бы уйти. Родители от­вечают по очереди (например, по часовой стрелке), а ведущий

фиксирует их запросы и ожидания на доске или на листе ватмана. Таким образом, родители проговаривают цели своего присутствия

на занятии, ставят перед собой кон­кретные задачи на ближайшие пару ча­сов.


На этом этапе выявляются родители, занимающие скептическую позицию, следует завоевать их расположение, иначе на завершающем этапе они обесценят общие достижения и заставят усомниться в полученном опыте


Некоторые взрослые сразу готовы перейти от позиции зрителя к позиции члена эксперимента, и именно на них стоит опи­раться в процессе ведения мероприя­тия. В то же время целью работы педагога-психолога с подростками на данном этапе выступают взрослые, занимающие скептическую позицию. Необходимо спрашивать их мнение и обращать на них внимание в течение все­го занятия, т. е. следует завоевать их расположение, иначе на за­вершающем этапе они найдут возможность обесценить общие до­стижения и заставить некоторых членов эксперимента усомниться в полученном опыте.

2. Групповая дискуссия «Каково быть родителем подростка»

Название дискуссии можно изменять в зависимости от аудито­рии (например, «Как мне живется с подростком»), используя фразу, произнесенную кем-нибудь из участников в момент формулирова­ния запроса. Если родители еще не очень включены, можно пред­ложить им снова говорить по очереди. Ведущий фиксирует на до­ске (листе ватмана) слова - маркеры различных чувств и переживаний, описываемых членами эксперимента: растерянность, бесси­лие, тревога, гнев, страх, непонимание и т. д. Поскольку многим ро­дителям (особенно отцам) трудно говорить о чувствах, задача ве­дущего - помочь высказаться и перевести его опыт на язык чувств и переживаний. Для этого применяются техники уточ­нения, переформулирования и отражения.

После того как все желающие высказались, необходимо спро­сить, есть ли что-то, что важно добавить? Некоторым участникам нужно время, чтобы собраться с мыслями или набраться решимо­сти, и нужно предоставить им шанс высказаться. Затем предлагается обратить внимание на записи на доске и отметить, что из перечисленного их удивляет, что кажется самым главным. Вместе с участниками педагог-психолог проводит анализ получен­ных данных (например, подчеркивает разным цветом слова с нега­тивной и позитивной окраской или считает, какое слово встреча­ется чаще). Задача психологической работы с подростками - «нарисовать» на основе массива откликов картину эмоциональной стороны жизни родителя подростка. В итоге должна по­лучиться небольшая группа ключевых слов (например, «тревога», «надежда», «гнев» и т. д.), которые задают направление для работы.


Этот этап создает смысловое пространство для будущей работы, с другой – мотивирует и включает


Можно спросить родителей: как они относятся к этому перечню, как вос­приняли то, что услышали от других членов лаборатории?

Этот этап очень важен. С одной стороны, он создает смысловое пространство для будущей работы, с другой - мотивирует и вклю­чает участников. Вначале они могут быть настроены скептически или враждебно (из-за ожиданий, что здесь их будут чему-то учить или обвинять в том, что их дети не справляются). Затем родители обнаруживают, что все остальные члены эксперимента сталкиваются с теми же самыми проблемами и это не связано с их родительским про­валом или неудачей. Кроме того, они вовлекаются в процесс и чув­ствуют единение с группой, ощущают себя услышанными и поня­тыми.

3. Мини-лекция по специфике подросткового возраста

Цель психологической работы с подростками, проводимой посредством этой мини-лекции об изменениях, происходящих с эмоцио­нальностью и когнитивными функциями в подростковом перио­де - помочь понять, что их дети еще не могут созна­тельно управлять своим поведением, они подвержены постоянному риску дезадаптации, хотя и выглядят как взрослые. Можно кратко рассказать о том, как гормоны роста, выделяемые щитовидной же­лезой, подавляют деятельность лобных отделов коры головного мозга, отвечающих за программирование и контроль деятельно­сти, или о том, как трудно ребенку справляться с телесными изме­нениями и как он перестает чувствовать почву под ногами. Необ­ходимо объяснить родителям важность работы над хорошими отношениями с ребенком, ведь именно сейчас ему особенно нуж­на поддержка взрослых и при этом ему трудно самому просить о ней.


«Я должен быть тем человеком, к которому мой ребенок придет за поддержкой, как бы он себя ни вел и что бы ни случилось»


Этот этап работы помогает родителям немного снять напряжение («не все, что проис­ходит с моим ребенком, зависит от моих родительских действий») и повысить свою родительскую мотивацию («я должен быть тем че­ловеком, к которому мой ребенок придет за поддержкой, как бы он себя ни вел и что бы ни случилось»).

4. Групповая дискуссия «Стратегии родительского поведения - план на четыре года вперед»

Педагог-психолог предлагает участникам поделиться теми ро­дительскими находками и стратегиями, которые, на их взгляд, хо­рошо работают в отношении их детей. Работа должна строиться в формате мозгового штурма. Ведущий фиксирует на доске (листе ватмана) все предложения, стараясь не допускать критики и об­суждения сказанного, побуждает высказываться. Это можно делать с помощью вопросов: «Какие еще способы вы ис­пользуете?», «Что еще помогает вам договариваться с ребенком?», «Что-нибудь еще хотите добавить?» и т. д.

Затем педагог-психолог осуществляет следующую цель работы педагога-психолога с подростками: помогает группе провести анализ ска­занного, обобщить информацию и сделать выводы на основе мас­сива откликов. Вариант финального продукта:

  • вопросы, связанные с безопасностью, не обсуждаются - только родитель мо­жет решать, как поступать, когда дело касается угрозы жизни, здоровья, благо­получия и т. д.;
  • в вопросах, связанных с семейным досугом, у ребенка есть право голоса - он может предлагать свои варианты и к нему прислушиваются так же, как к остальным взрослым;
  • в вопросы, связанные с личной территорией, внешним видом, прической, одеждой подростка родители не вмешиваются - не читают его дневники, не контролируют его личную жизнь, с уважением относятся к его приват­ности. У подростка есть свое место, и родители стучатся перед тем, как войти;
  • есть четкая и понятная система санкций за нарушение правил безопасности (например, если ребенок задержался и пришел с прогулки позже, не преду­предив, родители сокращают время игры на компьютере или не пускают гу­лять на следующий день и т. д.). Эти санкции заранее известны ребенку и при­меняются всегда, без вариаций и отступлений, т. е. у ребенка есть представление о стабильности родительских реакций на его проступки;
  • подросток знает и имеет опыт, подтверждающий, что родитель на его стороне (например, во время разбирательства по факту драки в школе родитель стоит на позиции презумпции невиновности в отношении своего ребенка);
  • у ребенка есть четкие домашние обязанности, и взамен он имеет некоторые права (например, дополнительное время прогулки или игры на компьютере и т. д.). Если он саботирует эти дела, то лишается своих прав и т. д.

Полученные выводы, соответствующие задаче психологической работы с подростками, важно оформить очень кратко, буквально в трех-четырех словах, чтобы их было легко запомнить. Это про­дукция создана ими, они могут пользоваться ею в сво­ем ежедневном общении с детьми.

5. Заключение и сбор откликов

В заключение педагог-психолог бла­годарит добровольцев за работу и делится с ними своими впечатлениями от про­шедшей лаборатории.


Цель обратной связи – связать результаты лаборатории с теми ожиданиями и запросами, которые формулировались на этапе знакомства


Его доверитель­ный тон поможет быть искренними в своих оценках прошедшего занятия. Цель обратной связи - связать результаты лаборатории с теми ожиданиями и запросами, которые участни­ки формулировали на этапе знакомства. Следует предупредить, что времени осталось немного и у каждого есть 2-3 минуты для того, чтобы поделиться с остальными тем багажом, с которым он уходит.

Психологическая работа с подростками «Как сказать «Нет!» другим и «Да!» себе» и ее этапы

6 этапов тренинга:

1.Знакомство.

2.Групповая дискуссия «Как нас заставляют соглашаться на то, что нам невыгодно или даже опасно».

3.Мини-лекция о конформизме и групповом давлении.

4.Мозговой штурм «Как сказать «Нет!»».

5.Отработка найденных способов в микро-группах.

6.Заключение.

Задача работы педагога-психолога с подростками- исследовать вме­сте с участниками различные техни­ки манипуляции, разобраться в меха­низмах группового давления и выра­ботать свои собственные способы сказать «нет». Позиция педагога-пси- холога: у меня нет ответов на все во­просы, они есть у вас, ведь вы день за днем получаете опыт и лучше всех знаете, что значит быть подростком в современном мире. Таким образом, он разделяет с участниками ответственность за продуктивность встречи и демонстрирует им свое уважение и доверие.

Рассмотрим этапы тренинга.

1. Знакомство

Этап знакомства начинается с представления педагога-психолога, его рассказа о задачах, поставленных на тренинге. Он делится с участниками настроением, с которым пришел на встречу, затем просит их сделать то же самое, по очереди назвать свои имена. Когда все выскажутся, следует поблагодарить участников и предложить им

выработать правила, которые помогут сделать работу интересней и проще.

Для того чтобы отрегулировать очередность высказываний, не­обходимо выбрать «символ слова» или «микрофон» - предмет, ко­торый участники будут передавать друг другу. У кого в руках этот предмет, тот и говорит. Это правило записывается на доске или на листе ватмана. За ним следует правило «Относиться друг к другу с уважением». Затем участникам предлагается добавить свои соб­ственные правила, которые также записываются на доске (листе ватмана).

Вступительное слово педагога-психолога может быть посвяще­но трудностям, с которыми сталкиваются подростки. Другой вари­ант вступления - предложить подросткам назначить «метки», соот­ветствующие их возрасту, - в порядке живой очереди назвать ключевые слова, которыми можно было бы описать жизнь совре­менного подростка жителю Марса или доисторическому человеку. Эти слова записываются на доске или на листе ватмана, чтобы по­том можно было опираться на них в формулировке задач. Следует выделить метки в психологической работе с подростками (например, высоким риском попасть в неприятную или опасную ситуацию, в которую подросток может попасть из-за неумения сказать «нет»).

2. Групповая дискуссия «Как нас заставляют соглашаться на то, что нам невыгодно или даже опасно»

Педагог-психолог записывает на доске тему дискуссии и задает участникам вопросы: «Каким образом можно втянуть человека

в проблемную ситуацию? Какие приемы используются, чтобы подросток пошел на кражу, попробовал наркотическое вещество, согласился вступить с кем-то в близкие отношения, обманул кого-нибудь или просто пришел с прогулки слишком поздно?»


Задача педагога-психолога – фиксировать приемы, названные участниками, помогать им высказываться и развивать свои идеи


Дискуссия должна развиваться естественно. Задача педагога- психолога состоит в том, чтобы фиксировать приемы, названные участниками, помогать им высказываться и развивать свои идеи. В результате после обобщения названных приемов должна полу­читься классификация методов давления и манипуляции, с кото­рой дальше предстоит работать. Необходимо обсудить мотивы, которые толкают подростков на рискованные поступки. Педагог-психолог, выбирая каждый конкретный метод, спрашивает: почему в этой ситуации подростки говорят «да»? Участники в процессе об­суждения определяют: что стоит за страхом отказаться. Этот мо­мент очень важен, поскольку помогает подросткам осознать, что происходит, когда перед ними стоит выбор - согласиться или от­казаться.

3. Мини-лекция о конформизме и групповом давлении

Задача педагога-психолога - рассказать (в течение 10 минут) участникам, что конформизм - это естественное проявление чело­веческого поведения, имеющее свои положительные и отрицатель­ные стороны.


Показывая, что взрослые нередко действуют конформно, педагог-психолог дает участникам дополнительный ресурс для волевого и уверенного поведения в ситуации выбора


Можно привести примеры научных исследований конформизма, чтобы проиллюстрировать, как взрос­лые люди теряют способность реали­стично оценивать ситуацию и послед­ствия своего выбора, находясь под давлением группы. С одной стороны, подросткам очень важно не быть слабыми, и ведущий да­ет им «разрешение» на конформное поведение, когда рассказывает о том, как распространен этот тип реакции. С другой стороны, им свойственно быть в конфронтации со взрослыми, и, показывая, что взрослые нередко действуют конформно, педагог-психолог дает участникам дополнительный ресурс для волевого и уверенного поведения в ситуации выбора. Кроме этого, частью психологической работы с подростками становится получение подростками знаний о о техниках и средствах группового давления, чтобы они могли его вовремя распознавать и сопротивляться ему. Если удаст­ся найти видео с примерами исследований конформизма, такой формат как нельзя лучше поможет участникам включиться и позво­лит размышлять.

Другой вариант мини-лекции - это изложение материала об ассертивном поведении.

4. Мозговой штурм «Как сказать “Нет!”»

Участникам предлагается набросать варианты ответов, которые помогают сохранить лицо и избежать рискованного поведения в ситуации, когда они испытывают давление и боятся осуждения. Это должны быть конкретные формулировки, применимые в реаль­ных ситуациях. Участники высказываются по кругу, передавая «ми­крофон» по часовой стрелке. Важно, чтобы каждый смог говорить.

Педагог-психолог отмечает, что все варианты хороши и в его задачи не входит выбирать лучший или критиковать худший. Предложения участников записываются на доске для того, чтобы потом их обоб­щить и прокомментировать.


Намного легче опираться на ценности, когда нужно отстоять свое мнение в ситуации группового давления, чем подыскивать удачные формулировки


Зафиксировав все варианты, педагог-психолог задает подросткам вопрос о том, ка­кие ценности стоят за предложенными ответами, который соответствует задаче психологической работы с подростками. Если они сомневаются в определении, что является ценностями, можно привести в при­мер мир, уважение, честность и т. д. Необходимо вместе найти цен­ность для каждой предложенной реплики. Намного легче опирать­ся на ценности, когда нужно отстоять свое мнение в ситуации группового давления, чем подыскивать удачные формулировки.

5. Отработка вариантов формулировок в микрогруппах

Группа разбивается на тройки (манипулятор - подросток в ситу­ации выбора - наблюдатель). Затем педагог-психолог предлагает для проигрывания по ролям проблемные ситуации, опираясь на техники манипуляции и группового давления, названные ранее. За­дача «манипулятора» - пытаться добиться согласия, используя кон­кретную технику. Задача второго участника - отказаться, используя сформулированные группой варианты ответа. Задача наблюдате­ля - со стороны фиксировать, какие еще варианты реагирования можно было бы применить. Проиграв одну ситуацию, участники ме­няются ролями и продолжают практиковаться, пока каждый из тройки не попробует себя во всех трех ролях. После окончания упражнения участники собираются в круг и по очереди делятся впечатлениями от игры.

6. Заключение

Завершается работа педагога-психолога с подростками перечислением впечатлений, благодарностью за их активность. Он просит каж­дого высказаться о том, как тот себя чувствует и с чем уходит со встречи. Можно напечатать и распространить в качестве разда­точного материала варианты ответов, предложенные участника­ми тренинга.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль