Организация работы с одаренными школьниками: принципы и методика

573

Понятие одаренности - это качество психики, которое развивается в течение жизни и определяет шансы достижения человеком более высоких, результатов по сравнению с дру­гими людьми.


«Воспитывать – значит организовывать жизнь; в правильной жизни правильно растут дети».


Достижения одаренного ребенка, как правило, яркие, очевидные, иногда. Но такие дети зачастую оказываются незащищенными и чувствительными. Они воспринимают проявления критики как неприязнь окружающих. Они требовательны к себе, ставят перед собой сложные, можно даже сказать не осу­ществимые цели, а это приводит к расстройству и дестабилизации личности. Поэтому и работа с одаренными школьниками - непростая задача.

Большинство психологов сегодня утверждает, что уровень и характер одарен­ности - это результат взаимодействия наслед­ственности и социума. И поэтому образовательная организация обязана наладить системную работу с одаренными школьниками так, чтобы они чувствовали себя комфортно.

Пример работы с одаренными школьниками

Программа «Одаренный ребенок» разработана в МОУ СОШ № 13 г. Пугачева в 2010 г. Ее цель - создание системы деятельности педа­гогического коллектива по развитию интеллектуальных и творче­ских способностей учащихся, развитию одаренности; психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей на всех возрастных этапах.

Задачи:

  1. Создать систему выявления одаренных детей.
  2. Создать благоприятные условия для психологического и физического развития одаренных школьников.
  3. Стимулировать их творческую деятельность.
  4. Создание банка данных «Одаренные дети».
  5. Совершенствовать подготовку коллектива учителей, работающего с одаренными учениками.
  6. Внедрить в образовательный процесс интегративные тех­нологии.
  7. Установить сотрудничество с организациями дополни­тельного образования.

Работа по программе проводится в соответствии с годовым планом (таблица).

Мероприятие Сроки реализации Примечание
1. Психодиагностическая работа
1 Выявление и отбор одаренных, талантливых детей Сентябрь-октябрь -
2 Изучение интересов и склонностей учащихся В течение года -
3 Диагностирование учащихся, родителей и педагогов В течение года По запросу
2. Развивающая работа
4 Индивидуальные и групповые занятия с одаренными, алантливыми детьми В течение года По расписанию
5 Индивидуальные и групповые занятия с родителями в целях оказания психолого-педагогической помощи В течение года По запросу
6 Индивидуальные и групповые занятия с педагогическим коллективом в целях оказания психолого-педагогической помощи В течение года По запросу
3. Консультирование
7 Проведение индивидуальных и групповых консультаций с одаренными детьми Сентябрь-май -
8 Проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями по вопросам одаренности Сентябрь-май -
9 Проведение индивидуальных и групповых консультаций с педагогами Сентябрь-май -
4. Психопрофилактика и просвещение
10 Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одаренных школьников В течение года -
11 Организация психолого-педагогического просвещения педагогического коллектива, работающего с одаренными детьми В течение года -
12 Выступления на родительских собраниях, педсоветах, классных часах В течение года По запросу. Совместно с классными руководителями, учителями-предметниками
5. Организационно-методическая работа
13 Сбор и систематизация материала по вопросам одаренности Август-сентябрь -
14 Создание пакета диагностических материалов для определения и выявления учащихся с интеллектуальными и творческими способностями Август-сентябрь -
15 Подготовка и проведение бесед, лекций, групповых консультаций с учащимися, родителями, педагогами В течение года -
16 Подбор материалов для проведения диагностической работы Август-сентябрь -
17 Оформление заключений о проделанной работе по диагностическим методикам и другим мероприятиям В течение года -
18 Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одаренного школьника (приложение 1) В течение года -
19 Разработка программ и планов индивидуальной работы с одаренными детьми (план см. в приложении 2) Сентябрь-октябрь -
20 Создание мониторинга результативности работы с одаренными детьми Декабрь, май -
21 Заполнение отчетной документации за период работы педагога-психолога по данной проблематике Май Отчетная документация предоставляется руководителем районной психолого-педагогической службы и сводится к числовому и аналитическому отчетам по проделанной за год работе
22 Знакомство с литературой профессиональной направленности и новинками в психологии, посвященными вопросу одаренности В течение года -
23 Планирование работы на следующий учебный год Май-июнь -

Программа «Одаренный ребенок» в ходе работы с одаренными школьниками реализуется посредством пяти этапов:

  1. Анализ и синтез материалов, диагностических методик для выявления учеников с интеллектуальными и творческими спо­собностями.
  2. Диагностика ода­ренных школьников; создание базы данных «Одаренные дети». Выбор эффективных форм взаимодействия с одаренными детьми.
  3. Проведение индивидуальных и групповых уроков.
  4. Отслеживание итогов уроков.
  5. Выявление реализации про­граммы на практике.

Основные формы работы с одаренными детьми:

  • групповые занятия;
  • факультативы;
  • кружки по интересам;
  • занятия исследовательской деятельностью;
  • конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • научно-практическая конференция;
  • тематические и предметные олимпиады;
  • работа по индивидуальному плану.

Психолого-педагогическое сопровождение при работе с одаренными школьниками предполагает развитие духовно-нравственных основ  личности, создание условий для творчества; обеспечение  общеобразовательной подготовки, обуславливающей развитие миропонимания и компетентности в различных дисциплинах.

Успех программы определяется пониманием важности работы с одаренными школьниками каждым участником педагогического коллектива.

Однако следует учитывать и возможные риски:

1) неправильное или неадекватное выявление одаренности, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов и, следовательно, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, а проявления истинной одаренности снизятся;

2) рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чьи таланты в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных.

Приложение 1

Психолого-педагогическия характеристика одаренного ребенка

Организация работы с одаренными школьниками: принципы и методика

Приложение 2

План индивидуальной психолого-педагогической работы с одаренным ребенком

Организация работы с одаренными школьниками: принципы и методика

Организация работы с одаренными школьниками: принципы и методика

* Обозначается все, что касается рабочих моментов в индивидуальной работе с данным учеником, вплоть до поведения на занятии, почему не состоялась консультация, дата назначения новой встречи, а также успехи ученика на олимпиадах, конкурсах и т.п.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль