Как оказать психологическую помощь учащимся, которым трудно подчиниться

73

Психологическая помощь учащимся: портрет трудно подчиняемых детей

Сегодня часто можно встретить детей, чьи любимые слова «нет, не хочу, не бу­ду». Они, как правило, активны (поднимают руку,  соблюдают школьные правила). Но подчиняться таким учащимся трудно, для этого нужно много волевых усилий. И в случае, когда они слишком долго вынуждены контролировать себя, потом зачастую следует эмоциональный взрыв: крики, громкий смех.

Также часто можно встретить детей, которые дома, как правило, послушны, а накопленную энергию расходуют в школе. Им недостаточно перемен для разрядки, в результате чего задействуются уроки, как правило, не очень им интересные.


Главная их характеристика – это активность. Им сложно сидеть без интересного дела


Попробуем нарисовать общий пор­трет детей, которым трудно подчинять­ся. Главная их характеристика - это ак­тивность. Им сложно сидеть без интересного дела. Скучные занятия становятся для них почти невыносимыми, поэтому они стараются их разнообразить (рисовать на уроках, играть каран­дашами, ластиками и т. п.). Им интересно исследовать новое про­странство - подростки резко устремляются на улицу, в компании.

Им хочется все пробовать и учиться только на своих ошибках. Поэтому шалости редко повторяются, дети легко придумывают но­вые, а взрослым их трудно предвидеть. Подростки пробуют «на вкус» все то, что для них олицетворяет взрослость (от сигарет до поцелуев с девочками).


У этих детей присутствует негативное отношение к контролю со стороны взрослых


Кроме активности, которая в случае таких детей ярко выражена, у них присутству­ет негативное отношение к управлению со стороны взрослых. Так, школьники классов его еще могут терпеть, тогда как подростки отчаянно выступают против. И порой нарушают запреты исключительно для того, чтобы от­стоять право контролировать свою жизнь.

У некоторых детей к активности и протесту против контроля добавляется повышенное чувство справедливости. Если какой-то поступок сверстника или взрослого покажется им несправедли­вым, это может вызвать резкую эмоциональную реакцию.

Впрочем, трудно подчиняющихся активных детей  нельзя путать с избалованными. Вокруг них всегда много взрос­лых, которые им уступают и не вынуждают соблюдать правила. Психологическая помощь учащимся такого типа, как правило, оказывается более нужной.


Избалованность является следствием стараний слишком опекающих взрослых, стремящихся оградить ребенка от всего


Такие дети часто не ходят в детский сад, они не любят этого, а иногда начинают там болеть из- за существующих в детском саду множественных ограничений. Иногда избалованность является след­ствием стараний слишком опекающих взрослых, стремящихся оградить ребенка от всего, чего только можно. У таких детей не сформирована волевая саморегуляция поведения, т. е. умение контролировать себя в необходимых ситуациях, придерживаться установленных норм. В этом как раз и состоит их главное отличие от активных детей, которые регулировать свое поведение умеют.

Школьные трудности и возможности, как фактор психологической помощи учащимся

Как мы уже говорили, дети, которым трудно подчиняться, испыты­вают повышенное напряжение при строгом следовании правилам, поэтому могут уставать на уроках, в особенности наполненных од­нообразными заданиями.

Но помимо трудностей такие дети могут похвастаться еще и огромными ресурсными возможностями, в числе которых высокая творческая активность.


Дети, которым сложно подчиняться, будут долго терпеть, прежде чем попросят помощи, стараются со всеми задачами справиться самостоятельно


Они прекрасно умеют при­думывать, создавать новое. Их взгляд на проблему будет необычным, а ее разре­шение - нестандартным. Они никогда не будут действовать по образцам и отличаются завидной само­стоятельностью. Дети, которым сложно подчиняться, будут долго терпеть, прежде чем попросят помощи, стараются со всеми зада­чами справиться самостоятельно. Поэтому они хорошо обучаются сами по книгам, учебникам.

Еще один важный момент, который нужно учитывать в процессе психологической помощи учащимся с активными привычками - высокая целеустремленность. Стоит таким детям хоть в чем-то добиться хорошего результата, который заметят окружающие, ими будет приложен максимум усилий для достижения еще большего. Немаловажно и стрем­ление к лидерству у таких детей среди сверстников.

Психологическая помощь учащимся: как сформировать сознательное подчинение

Конечно, хочется и сохранить перечисленные выше замечательные качества этих «нехочух», и помочь им преодолеть трудности. Как это сделать?

Сначала нужно предотвратить появление эмоциональных вспышек у детей и подростков, которые являются следствием уста­лости от напряжения в ситуациях дли­тельного подчинения.


Если ребенок разряжается дома, вероятнее всего, его школьная жизнь организована не оптимальным для него способом


Если эти вспышки наблюдаются в школе - значит, домаш­няя жизнь ребенка слишком регламен­тирована. Нужно предоставить ему больше возможностей для са­мостоятельного поведения.

Если так называемая разрядка происходит дома, можно сделать вывод, что школь­ная жизнь ребенка организована не лучшим образом. В таком случае нужно обратиться к школьному педагогу-психологу, который специализируется на психологической помощи учащимся. Он понаблюдает за учеником на уроках и подумает, как оптимизировать его учебный процесс.


Оптимально спросить «упрямца», считает ли он нужным когда-либо выполнить то, о чем просил родитель. Как правило, ребенок отвечает утвердительно


Полезно научиться правильно реаги­ровать на детские «не хочу, не буду». Не стоит реагировать на слова ребенка эмоционально, не нужно ругать его, какими бы обидными ни показались его слова. Оптимально спросить «упрямца», считает ли он нужным когда-либо выполнить то, о чем просил родитель, например делать уроки.

Если ребенок - учащийся начальной школы - в назначенное им самим время не начнет выполнять то, что обещал, родителям имеет смысл настоять на выполнении со словами: «Ты обещал». Если ребенок будет продолжать упрямиться, родители могут апеллировать к его взрослости, повышать значимость предо­ставленной ему самостоятельности, отметив: «Мы дали тебе воз­можность самому решить все как взрослому. В следующий раз будем заставлять тебя как маленького».


Полезно учить подростка прибегать к компромиссу, т.е. самому уступать в чем-то важном для себя, предложив ему, в свою очередь, уступать в другом


В подростковом возрасте повышает­ся необходимость аргументации при предъявлении запретов, т. е. подробно­го объяснения их причин. Таким обра­зом, подросток получает опыт осознанного подчинения - подчине­ния по объективным причинам.

Полезно учить подростка прибегать к компромиссу, т. е. само­му уступать в чем-то важном для себя, предложив ему, в свою оче­редь, уступать в другом.

Активному учащемуся необходима сфера для творческих усилий и демонстрации своего успеха. И в рамках психологической помощи учащимся с активной позицией нужно предоставить ему такую сферу деятельности. Если не удается связать эту сферу с учебными предметами, стоит обратить внимание на кружки и секции, и это особенно важно среди  подростков. Поскольку тяга к ли­дерству в их возрасте становится еще сильнее.

Итак, активный ребенок труден для взрослых. Зато при терпе­нии и правильных действиях он может стать их гордостью. Впо­следствии его достижения щедро вознаградят родителей.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль