Анализ семейной истории и консультирование в работе педагога-психолога в школе

67

Работа педагога-психолога в школе включает в себя анализ семейных мифов

Семейные мифы – это значимый параметр семейной системы. Они представляют со­бой некую обобщенную установку относительно какой-то особенности и обычно транслируются из поколения в поколение, становясь все более ригидны­ми. Для формирования устойчивого мифа обычно нужно не менее трех поколений, поддерживающих его. Семейные мифы, как и лю­бые другие мифы, обычно носят характер более или менее развер­нутого сказания, передающегося из поколения в поколение. Миф иррационален, субъективен, но не фантастичен - он базируется на реальных фактах, излишне обобщенно и жестко возведенных в сте­пень универсального правила. В работе педагога-психолога в школе часто встречаются типичные примеры семейных мифов - это миф о безбрачии («у нас все женщины одинокие, все растили детей в одиночку, так и не сложилось ни у кого»), миф о сильной женщине («у нас всегда командуют женщины, и бабушка такая была, еще в советские времена и на рабо­те, и дома командир, и мама, и доченька с характером»), миф о пло­хих и о пьющих мужчинах («им верить нельзя, все мужики гады», «у нас все мужики пьющие»), миф о герое-спасателе («что бы мы де­лали без бабушки!»), миф о больном ребенке («он родился слишком слабым, все время побаливает, устает, мы его бережем»), миф о стра­дании («всю жизнь страдаю, то отчим был такой, то муж теперь, дети неблагодарные»).


Семейный миф становится проблемой для человека, если он негласно предписывает определенный сценарий повседневных действий и важных жизненных решений


Мифы могут носить и внешне позитивный характер: миф об успешности, миф о дружной се­мье, миф об идеальных детях. Работа педагога-психолога в школе учитывает, что семейный миф может стать проблемой для челове­ка, если он негласно предписывает определенный сценарий по­вседневных действий и важных жизненных решений. Так, миф о дружной семье может невольно заставлять участников этих отношений испыты­вать сепарационные трудности; миф о тружениках - формировать трудоголика; миф о плохих мужчинах или коварных женщинах - ве­сти к неадекватным выборам супруга, подтверждающим миф; миф о больном ребенке - к инвалидизации и инфантилизации физиоло­гически здорового человека; миф об идеальном чаде - к чрез­мерному усердию, послушанию и утрате собственного «Я» ребен­ком, неосознанно старающемся никогда не разочаровать родите­лей; миф о непризнанных гениях - к карьерным провалам. Семейные мифы заставляют сложную семейную систему из поколения в поко­ление воспроизводить, накапливать и усугублять сложности, делать их привычными и как бы нормальными.

Семейные мифы особенно ярко проявляются, когда кто-либо из участников отношений переживает трудности, когда изменяется со­став участников, и в периоды серьезных социальных изменений в положении самой семьи или общества в целом. Работа педагога-психолога в школе направлена на то, чтобы обнаружить семей­ные мифы. Например, это можно сделать в контексте общего анализа. Мифы проявляются в правилах, способах взаимодействия, степени подчинения участников отношений друг другу. С целью прояснения семейных мифов на консультации могут быть предложены такие вопросы:

  • Чем ваша семья похожа на семью ваших родителей? Прародителей?
  • Чему вас научили родители?
  • Какие проблемы, которые были у ваших родителей, есть и у вас?
  • Какие достижения родителей вы повторили?
  • Есть ли что-то, что повторяется из поколения в поколе­ние?
  • Если бы вам нужно было охарактеризовать свою семью (или: мужчин в ней, женщин в ней, детей, родителей, матерей, отцов) в нескольких словах, как бы вы ее описали?
  • Чем ваша семья отличается от других известных вам?
  • Как вы с супругом друг друга выбрали?
  • Чего вы ожидали от брака? Какие ожидания оправдались?
  • Чего вы ждете от своих детей?
  • Что сохраняется в вашей семье на всем протяжении ее существования?
  • На какую сказку (или другое художественное произведение) похожа ва­ша семья?

Психологические проблемы детей в школе могут быть частью семейных стабилизаторов

Все вышеописанные параметры семейной системы тесно связаны еще с одним - семейными стабилизаторами. Семейные стабилиза­торы - это все те факторы, которые позволяют семье как системе продолжать функционировать, не распадаться, сохранять цель­ность. Стабилизаторы есть у всех, но в каждом конкрет­ном случае их набор различен. Самые частые стабилизаторы - это общее хозяйство, квартира, бюджет; дети; общая история, количество лет и сил, затраченных на совместную жизнь; сходные привычки, увлечения, домашние животные и любимые сериалы; об­щественное мнение, более высоко оценивающее наличие семьи по сравнению с одиночеством; иногда религиозные и культурные фак­торы и т. п.


Детские проблемы становятся стабилизатором семьи, если оказываются способными переключить внимание и напряжение родителей с взаимного недовольства на заботу о ребенке


Среди стабилизаторов отдельно выделяют категорию дисфунк­циональных: по большей части, это труд­ности в поведении и развитии детей и их разнообразные проблемы, а также привычные скандалы, позволяющие выплеснуть накопившееся на­пряжение, но не разрушить отношения.

Психологические проблемы детей в школе становятся стабилизатором семьи, если оказываются способными переключить внимание и напряжение родителей с взаимного недовольства на заботу о своем чаде. В таких случаях ребенок как бы «спасает»  от распада, который предчувствует или о котором знает. Заболевший или вдруг перестав­ший учиться школьник обычно тем самым подает сигнал о том, что он страстно хочет, чтобы ничего не менялось. Это может быть не только желание не допустить развод родителей, но и стремление сохранить свою роль, избежать каких-то тре­бований, справиться с несправедливостью, изменить иерархию отношений. В таком случае психологические проблемы детей в школе являются одно­временно так называемым симптоматическим поведением, т. е. по­ведением, которое оказывает сильное влияние на других людей и совершается бессознательно, зачастую вторично подкрепляясь окружением. Самый простой пример симптоматического поведе­ния - головная боль или расстройство желудка перед «страшной» контрольной работой. Речь идет не о симуляции, а о возникшем из-за страха перед провалом, реакцией родителей или учителя реальном симптоме. Внезапная болезнь позволяет получить право не посещать школу в «страшный» день или оправдать плохую оценку.


Ребенку часто проще ничего не менять, чтобы не поколебать уже ставшего привычным отношения родителей или педагогов к его способностям и соответствующим невысоким требованиям, чем показать более высокий результат, который может поднять планку, изменить требования семьи


Другой пример психологических проблем детей в школе - усердная учеба, основанная не на высокой познаватель­ной активности, а являющаяся един­ственной возможностью благополучно­го существования в семье. Благодаря высокой успеваемости и яв­ной старательности ребенок обладает неким набором прав, оценок, полномочий, что позволяет ему достигать чувства психологического благополучия и стабиль­ности. Ровно по той же схеме может формироваться и низкая успеваемость: ребенку часто проще ничего не менять, чтобы не поколебать уже ставшего привычным отношения родителей или педагогов к его способностям и соответствующим невысоким тре­бованиям, чем показать более высокий результат, который может поднять планку, изменить требования родителей и поколебать ста­бильность детского мира. Тем самым психологические проблемы детей в школе становятся семейным стабилизатором.

Существование множества семей наполнено симптоматиче­ским поведением их членов. Взрослые люди ведут себя так, чтобы вызывать жалость, ревность, страх потери, способные хотя бы временно защитить их от субъективно непереносимых требований или решений партнеров. Муж, дающий понять жене, что его карьера и финансовое благополучие семьи под угрозой, вызывает у нее тревогу и заставляет на некоторое время снизить требова­ния (например, о помощи по дому или внимании); женщина, ску­чающая по живущему отдельно сыну и месяцами не меняющая перегоревшую лампочку в квартире, заставляет сына при встрече чувствовать вину за якобы брошенную мать; безнадзорные, пада­ющие с качелей и теряющие варежки дети у гуляющего с ними от­ца заставляют мать реже отправлять гулять их вместе; снижение влечения к партнеру, на бессознательном уровне вызывающего враждебность или обиду. Работа педагога-психолога в школе сталкивается с некоторыми типичными примерами симптоматического поведения взрослых. Оно представляет со­бой сложную нарушенную неконгруэнтную коммуникацию, неска­занные прямо слова, и несет эмоцио­нально окрашенную информацию значимому человеку - «я не хочу этого делать», «мне это трудно», «мне нужно больше», «я боюсь», «я не люблю тебя», «не меняйся», «люби меня как раньше», «не исчезай», «уйди» и т. д.


Симптоматическое поведение – это важный текст, зашифрованный в конкретных поступках, часто – в мелочах


Психологические проблемы детей в школе - это важный текст, зашифро­ванный в конкретных поступках, часто - в мелочах. Начиная полу­чать двойку за двойкой, когда появился младший брат или сестра; поминутно зевая в разговоре с мамой, которой почему-то невозможно сказать о том, что сейчас разговор неинтересен; по­падая в неприятности каждый раз, когда оказываешься далеко от любимого родителя; кашляя каждый раз при встрече с критикой; работая так много, что на заботу о близких или вежливое обще­ние с ними не хватает сил; совершая очевидно неодобряемые партнером поступки на пике сложностей, взрослые и дети бессознательно пытаются донести до близких людей прось­бу о заботе, нежелание общаться, потребность в поддержке, страх быть отвергнутым, самооправдание, желание изменить что-то. Психологические проблемы детей в школе зачастую служат двум основ­ным противоположным целям: нечто сохранить в неизменном ви­де или нечто поменять. Так, подросток может выдавать широкий репертуар девиантного поведения, чтобы уменьшить напряжение в браке своих родителей и переключить их на себя; а может про­тестовать против принятых правил, форм общения, ограничений и предписаний.


Иногда симптоматическое поведение становится способом наказать другого человека – своим отсутствием, уныньем, беспомощностью, медлительностью, неинтересным разговором


Психологические проблемы детей в школе часто связаны с тем, что их наличие позволяет семейной системе функционировать желае­мым для человека образом, обеспе­чивая ему заботу и любовь, о кото­рой он не может попросить прямо, давая возможность уйти от решения неких проблем, оправдать себя, что-то не менять в себе, но менять в других. Иногда симптоматическое поведение стано­вится способом наказать другого человека - своим отсутствием, унынием, беспомощностью, медлительностью, неинтересным раз­говором. Симптоматическое поведение может быть неприятным и для его носителя, но оно позволяет уменьшить уровень внутрен­него дискомфорта, делая его терпимым. Так, часто один из партнеров предпочитает переживать из-за нечуткости другого вместо коррекции или прекращения общения с ним. Или, избегая болезненного анализа самого себя, человек погружается в навязчивый поиск ответа о причинах неочевидного, необсуждае­мого, отстраненного поведения значимого другого. Еще один ча­стый вариант - беспомощность, позволя­ющая на самом деле контролировать поведение и действия остальных.

Симптоматическое поведение может проявляться в мелких подробностях быта, приобретая характер метафоры, иллюстриру­ющей состояние семейной системы.


Метафорическим выражением семейного напряжения может быть детская асоциальность как символическое выражение моральной атмосферы в семье


Это может быть состояние квартиры, символизирующее вклад сил и заботы разных членов семьи, их семейных границ и правил; предъявляемая дружескому окружению жалоба («дико ссоримся из-за ерунды» как символ скрытого отвержения друг друга, конкуренции); состояние тела и здоровья - символически выраженная трансляция миру о роли человека в семье, в общении, о его самоуважении, психологиче­ском возрасте и психологическом поле; отзывы о члене семьи, его оценки («он еще ребенок» как метафора собственной власти и не­равенства в сочетании с одиночеством в области проблем и ответ­ственности; «я за него волнуюсь» как метафора собственного ужа­са перед неопределенностью и отсутствием контроля). В работе педагога-психолога в школе встречаются примеры, когда метафорическим выражением семейного напряжения может быть улучшение настроения одного из супругов в случае отъезда второго; детская и подростковая асоциальность как символическое выражение нездоровья моральной атмосферы в семье; раскормленность детей как кривое отражение голодовки одного из роди­телей.

Для того чтобы получить больше сведений о семейных стаби­лизаторах и симптоматическом поведении в работе педагог-психолог школы может воспользовать­ся рядом вопросов:

  • Что скрепляет вашу семью?
  • Что помогало и помогает вам сохранять семью при столкновении с серьезными трудностями?
  • Какие общие занятия и увлечения есть у всех членов семьи?
  • Как вы приняли решение завести ребенка?
  • Если ребенок болеет, что это меняет в поведении родителей?
  • Если болеет один из родителей, что меняется в семье?
  • Кто больше всего злится (переживает, радуется, обижается), если...
  • Что предшествовало такому поведению ИИ?
  • Эта или подобная проблема еще когда-то случалась?
  • Как выглядит ваш дом? Кто и как вкладывает в него силы?
  • Какие самые страшные для вас изменения могут произойти в вашей семье?
  • Что делает NN1, если вы просите (требуете) это?
  • Что может заставить вас снизить свои требования к ИИ?
  • Что изменилось бы, если бы эта проблема исчезла?
  • Что предшествовало этой проблеме?
  • Что происходило в вашей жизни, когда ребенок. ?
  • Что происходит в семье, когда ваш супруг... ?
  • О чем бы вы думали, если бы не думали об этом (человеке или ситуа­ции)?

Любовные отношения и анализ семейной истории в работе педагога-психолога в школе

В анализе семейной истории следует остановиться и на некоторых вопросах, касающихся любовных отношений. Это поистине неис­черпаемая область анализа. Огромное количество мудрых, рацио­нальных прекрасных людей страдает из-за не­удачных отношений. Некоторые посвящают многие годы беспер­спективным поискам ответа на недоступные для их решения вопросы: почему она ушла от меня? Почему он на мне не женится? Чем она лучше, чем я? Почему я одинок?


Отношения обычно становятся несчастливыми, если в них вступают люди, слишком жестко следующие не оправдывающим себя правилам


Другие принимают парадоксальные ре­шения, хорошо передаваемые дослов­ной цитатой одной очень неглупой и до­стойной женщины: «Он мне всю жизнь испортил, но больше всего на свете я хочу за него замуж».

Работа педагога-психолога в школе с анализом семьи школьника подтверждает, что отношения обычно становятся несчастливыми, если в них вступают люди, имеющие проблемы с самооценкой, избегающие конгруэнтного прямого общения, слишком жестко следующие не оправдывающим себя правилам и поддерживающие собственные иллюзии бессознательным выбором специфических социальных связей (по принципу «у других еще хуже, а ничего, живут»). Самоот­ношение потенциального любовного неудачника может быть опи­сано как убеждение типа «если я потеряю эти отношения, я никог­да не найду новые»; «если я не соглашусь, меня отвергнут»; «если я буду собой, я никому не понравлюсь», «меня надо чем-то или кем- то дополнить»; «я должен (должна) вызывать только восхищение и одобрение»; «я ужасно непривлекательный человек».

Общение и отношения в таком случае едва ли смогут быть ис­кренними и прямыми. Человек, испытывающий трудности само­оценочного характера, обычно очень боится создать впечатле­ние, что он навязывается, задеть чувства других людей, постоянно ждет от другого ответной реакции, старается заискивать, постоян­но веселить, запугивать или избегать любых чувств (разные типы таких лю­дей подробно описаны В. Сатир).


Чрезмерно нагруженный самооценочными, коммуникативными и прочими дополнительными трудностями любовные отношения перестают быть любовью


Психологические проблемы детей в школе могут быть вызвана подобными отношениями их родителей. В таком союзе человек как бы невольно под­разумевает, что и партнер по общению слаб, уязвим или опасен, не способен выйти на уровень прямого разговора, нуждается в постоянном согласии, развлечении, не выдержит конфронтации, разногласия, однообразия и т. п. Из-за таких установок другой человек так или иначе улавливает искус­ственность, неискренность, неполноту взаимодействия, которая может настораживать, пугать, раздражать, отталкивать, вызывать желание обсудить отношения. А это, в свою очередь, может убеж­дать партнера в том, что он все-таки напряг другого, стал навязчи­вым, разонравился, разочаровал, и заставлять усиливать неэф­фективное и неконгруэнтное поведение. Работа педагога-психолога в школе с семьёй проблемного школьника часто сталкивается с отношениями, которые чрезмерно нагружены самооценочными, коммуникативными и прочими дополнительными трудностями любовные отношения перестают быть любовью, а становятся, по меткому выражению Э. Фромма, медвежьими объя­тиями: «Если ты меня любишь, ты ничего не будешь делать без ме­ня, а все - только со мной», «Если ты меня любишь, ты согласишь­ся», «Раз мы любим друг друга, мы всегда договоримся», «Если ты меня любишь, ты почувствуешь, что мне нужно». Медвежьи объя­тия часто стискиваются тонко, завуалированно, многообразно, манипулятивно. Промежутки между объятиями заполоняются набо­ром стабилизаторов - от совместного просмотра телевизора до привычных романтических встреч, почти исключающих возмож­ность по-настоящему узнать друг друга. Разговоры и споры ведут­ся чаще всего не по поводу того, что действительно беспокоит человека, а по малозначимым вопросам (куда пой­ти, что купить, что было на работе).


Любовные отношения дисфункциональны, если они базируются на ненасытимой потребности утолять психологический голод через получение от партнера постоянных доказательств любви


Обычно это поддерживается и внешни­ми социальными отношениями - окру­жением себя друзьями с проблемами еще серьезнее и «хуже»; изоляцией от тех, кто несет неприятную, болезнен­ную информацию об отношениях (низко их оценивает, имеет зна­чительно более благополучные, призывает ме­нять жизнь и т. п.); иногда - чрезмерной погруженностью во внешние отношения, в так называемую суету одиночества1.

В работе педагога-психолога в школе с семьей школьника часто встречаются дисфункциональные любовные отношения. Они дисфункциональны, если базируют­ся на ненасытимой потребности утолять психологический голод через получение от партнера постоянных доказательств любви (слов, ярких поступков, побед в сравнениях с другими парами); если для одного из партнеров или для каждого из них привя­занность, интерес, присутствие другого имеют первостепенное значение и потому за эту привязанность может быть заплачена лю­бая цена, ей может быть принесена любая жертва, включая непро­живание собственной жизни; если в них есть глубоко непропорциональная реальной угрозе ревность по типу «ты должен любить только меня и никого и ничего больше»; если есть наивное требо­вание «идеальной любви» - любви другого к себе несмотря ни на что, вне зависимости от любого моего поведения, манер, внут­ренней наполненности, невзирая, например, на внешнюю запу­щенность, сложный характер, отсутствие любой отдачи.


Многие отношения базируются не на потребности в любви, а на невротической потребности уцепиться за кого-то, дающего надежду на защиту


Работа педагога-психолога в школе с семьёй проблемного школьника определяет главным диагностическим признаком дисфунк­циональной любви парадок­сальное переживание несчастливости и без партнера, и когда он и его знаки внимания рядом, а также наличие более или менее осознаваемой постоянной обиды. Вероятно, в таких случаях верным будет сужде­ние Фромма о том, что многие отношения базируются не на по­требности в любви, а на невротической потребности уцепиться за кого-то, дающего надежду на защиту.

Примечательно, правота очевидно дискомфортной формы отношений активно отстаивается ее одним или обоими участни­ками.

Некоторые вопросы в работе педагога-психолога в школе с родителями школьника могут помочь изучить сложную сферу любовных отношений клиентов:

  • Что такое для вас любовь?
  • Как проявляется любовь?
  • Как вы понимаете, что вас любят?
  • Как человеку понять, что вы его любите?
  • Можете ли вы прямо говорить с любимым обо всех сторонах ваших отношений?
  • Если вас что-то не устраивает в отношениях, что вы сделаете?
  • Что обязательно нужно для любви?
  • Взаимна ли любовь в вашей жизни? Случалось ли вам любить безответ­но, как долго это длилось, как вы переживали это?
  • Для вас любовь - это легко или сложно? Счастье или трагедия?
  • Как бы вы охарактеризовали романтические отношения своих близких друзей?
  • Как ваше окружение относится к вашему любимому человеку и вашим отношениям?
  • Насколько часто и как именно вы бы хотели проводить время с люби­мым человеком? Хватает ли вам его?
  • Что вы думаете о вашем любимом? Если бы вы не любили его, то были друзьями, близкими людьми? Что вас связывает?
  • Что мешает вам иметь любовь (если ее нет)? Что могло бы помочь иметь ее, если бы вы этого захотели?
  • Как вы относитесь к одиночеству?
  • Что дает вам любовь?
  • Чего любовь (эти любовные отношения) вас лишает?

Нельзя не сказать напоследок, что столь сложные стороны жизни человека всегда останутся неисчерпаемыми, непознавае­мыми до конца, несводимыми к типичным. Поэтому семейное интервью, проникающее в глубинные слои жизни человека и его вза­имодействие с миром, может быть осуществлено лишь в психологически безопасном, поддерживающем, безоценочном, доброжелательном взаимодействии с клиентом.

Нет ничего сложнее и интереснее реальной человеческой жизни. Работа педагога-психолога в школе должна основываться на том, чтобы по-настоящему узнать человека, пришедшего к нему на консультацию, семейное интервью может стать эффективным методом практической работы. Анализ семейной истории клиента пред­ставляется тем методом, который позволяет преодолеть разрыв между обширными теоретическими данными современной психо­логии и не столь многочисленными практическими приемами их передачи от психолога к клиенту в процессе консультирования.

1 Термин К. Мустакаса, означающий систему защитных механизмов по избеганию одиночества: изобильные социальные обязанности и отношения; масса знакомых при отсутствии друзей; случайные связи; вечеринки; бесконечные «разговоры по душам» не с тем, с кем на самом деле хотелось бы, и т.д. В «суете одиночества» любые социальные контакты и отвлекающие от размышлений дела горячо поддерживаются – лишь бы не оставаться одному.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль