Особенности работы с детьми младшего школьного возраста: ролевое развитие

17

Главная задача блока «Работа с ролевым поведени­ем» - это обеспечение адекватного ролевого развития учащихся. Речь идет о умении принимать различные роли, изменять привычным ролям. Согласно Я. Морено, адекватное ролевое развитие гарантирует психическое здо­ровье человека.

Сегодня особенности работы с детьми младшего школьного возраста предполагают, что неумение входить в роли или же отождествление себя с какой-либо из своих ролей, зачастую патологической - это нарушение ролевого развития. Такое на­рушение может отрицательно отразиться на формировании личности учащегося, деформировать ведущую деятельность, за­труднить общение со сверстниками и внутри семьи, привести к патологии.

При работе с ролевым развитием, можно использовать тради­ционную русскую культуру, поскольку в ней большое внимание уделяется разному ролевому поведение на праздниках и народных гуляниях. Не претендуя на глубину аналитической работы, затронем аспект, связанный с ролью.

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста: ряженье как способ достижения целостности

В древности народные гуляния имели значимый элемент: обрядовое и игро­вое переодевание. Для него использовались маски и всевозможные ритуа­лы, и носило оно название ряженье. Этот ритуал имеет древние языческие корни, перестал существовать к середине 30-х гг ХХ в. Важно понимать, ЧТО из этого явления может быть возвращено к жизни.

Существует много общих теорий ряженья, мы будем опираться на понимание его как игрового обрядового действия, игровой версии мифологических представлений. Исходя из этого, проигрывание ро­ли в ряженье требует прочувствования ее мифологического содер­жания. Кроме того, следует обратить внимание на такой важнейший принцип ряженья, как перевернутость. С помощью масок, одежды (наизнанку, рваной, старой, противоположной полу и статусу), хорео­графии (вихляние с участием корпуса, верчение, кувыркание, кон­трастное сочетание «угловатых движений» и др.), молчания или из­менения голоса достигалось особое состояние «я - не я, а кто-то другой», т. е. происходил уход от нормативного «я» в антиформу.

Что же давало человеку ряженье помимо безусловного разви­тия ролевой гибкости и креативности? И что этот метод даст сегодня, если использовать его как одну из особенностей работы с детьми младшего школьного возраста.


Через ряженье устанавливался контакт с потусторонним миром, следовательно, происходило снятие страхов перед этим миром


Поскольку традиционно антипове­дение связывалось с представлением о потустороннем мире, можно сделать вывод о том, что через ряженье уста­навливался контакт с умершими предками и демоническими су­ществами, т. е. с потусторонним миром (антимиром), следователь­но, происходило снятие страхов перед этим миром. Более того, осуществлялось включение антимира в человека, в результате че­го достигалась определенная внутренняя целостность, т. к. «...тем­ное также принадлежит моей целостности» (К.Г. Юнг ).

Использование сказки, как одна из особенностей работы с детьми младшего школьного возраста

Подобную работу можно проводить по следующему алгоритму:

  • чтение сказки;
  • рисование любого сюжета сказки или его продолжение (ребенок может ввести в сказку себя как еще одного персонажа или изменить одного из героев);
  • представление своей работы группе с последующим обсуждением.

Дети очень любят такую работу. Они хорошо работают, и нет необходимости сложного ребенка выводить в другую группу. Это одна из особенностей работы с детьми младшего школьного возраста.

Рисунок по сказке содержит много ценной информации для педагога-психолога и родителей. В процессе анализа рисунков необходимо обратить внимание на то, какой из моментов сказки и какую роль выбрал ребенок, как продолжил сюжет. Это особенно важно при работе в постэкстремальный период для анализа процесса проживания ребенком горя. А если подобрать подходящий (более «взрослый») сюжет, то подобные занятия можно проводить и с подростками.

Застревание на самом драматическом моменте может говорить о неверии в свои силы, о том, что родители не учитывают возрастных особенностей своего ребенка и требуют от него слишком много. В коррекционной работе такому ребенку следует предложить совместно нарисовать хороший конец и обсудить, что поможет герою в этом, как сам ребенок хочет ему помочь.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль