Как педагогу-психологу эффективно урегулировать конфликтные ситуации в школе

223

Законодательство о создании комиссии по урегулированию споров в школе

Изменение правового регулирования отношений в сфере образо­вания и принятие нового базового закона, устанавливающего принципы государственной политики в этой области, направлены на обеспечение права человека на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, создание систе­мы образования, способной адаптироваться к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам кон­кретного человека (п. 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», далее - Закон № 273).

Законом № 273 устанавливается возможность выбо­ра учащимися и родителями, которые являются их законными представителями, форм получения образования; форм обучения; организации, осуществляющей образовательную деятель­ность; направленности образования в пределах, предоставленных системой образования. В свою очередь, образовательная организа­ция обладает автономией, а ее педагогические работники - свобо­дой выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, правом на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и мето­дов обучения и воспитания. Таким образом, новые нормативные по­ложения создают предпосылки для уменьшения конфликтных ситуаций в школе и достижения баланса интересов всех участников образовательных отношений при одновременном соблюдении конституционных гарантий получения качественного, бесплатного и общедоступного общего образования.

В связи с этим в настоящий момент можно проследить две ос­новные тенденции в развитии отношений между образовательной организацией, учащимися, родителями и государством: во-первых, увеличивается объем договорных отношений в сфере образования; во-вторых, ширится участие коллегиальных органов управления и самоуправления в управлении образовательной организацией. Согласно Закону № 273 в целях учета мнения учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся, а также педагогических работников по вопросам управления образова­тельной организацией и при принятии ею локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициати­ве учащихся, родителей (законных представителей) несовершенно­летних учащихся и педагогических ра­ботников в образовательной организа­ции создаются советы учащихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся или иные органы (далее - советы учащихся, советы родителей), действуют профес­сиональные союзы учащихся и (или) ра­ботников образовательной организации (далее - представитель­ные органы учащихся, представительные органы работников) (ч. 6 ст. 26 Закона № 273).

Согласование локальных актов образовательной организации с коллегиальными орга­нами и органами самоуправления, в которые входят представите­ли родительской общественности, направлено на повышение их легитимности в глазах участников образовательных отношений, на предотвращение конфликтов и гармонизацию отношений между администрацией, учащимися и родителями. Однако избежать кон­фликтных ситуаций в школе при организации и осуществлении образовательного процесса достаточно сложно. Администрация и родители пока только учатся решать возникающие вопросы путем мирных переговоров. Для этого необходимо как обладание навыками коммуни­кации, так и становление практики переговорного процесса.

Следует отметить, что в переговорном процессе заинтересова­ны не только школьная администрация, которая таким образом предотвращает посту­пление родительских жалоб в надзорные органы и соответствующие проверки; не только родители, которые вынуждены эти жалобы писать, тратить время на внеплановое посещение учебного заведения и различных инстанций; но и сами надзорные органы, которым при значительной загруженности делами об опасных правонарушени­ях часто приходится реагировать на межличностные столкновения бытового уровня. В этой связи в Законе № 273 появилась комиссия по урегулированию споров в школе между участниками образовательных отношений.

Эта комиссия создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам ре­ализации права на образование, в том числе в случае возникнове­ния конфликта интересов педагогического работника, примене­ния локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к учащимся дисциплинарного взыскания (ч. 2 ст. 45 Закона № 273).

Таким образом, указанная комиссия по урегулированию споров может разби­рать «традиционные» жалобы родите­лей и учащихся в школе на предмет предвзятого оценивания ученика преподавателем; невнимательного отношения педагоги­ческого состава к ученику; неправомер­ного вынесения замечания или выговора; создания условий, пре­пятствующих нормальному обучению ребенка, и иных вопросов, связанных с реализацией права на образование. Обратиться в ко­миссию могут все, кто участвует в образовательных отношениях, но специально и неоднократно это право фиксируется в отношении ро­дителей и школьников. Решение комиссии по урегулированию споров в школе по поводу образовательных отношений является обяза­тельным для всех участников таковых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, преду­смотренные указанным решением.


Формы работы педагога-психолога при решении конфликтов:

  • предварительный экспертный анализ социально-психологической ситуации;
  • участие в работе комиссии по урегулированию споров в качестве медиатора;
  • психологическое сопровождение участников:
  • в процессе работы комиссии;
  • во время реализации ее решений;
  • по разрешению конфликта.

Частью 3 ст. 45 Закона № 273 преду­смотрен состав членов комиссии, создаваемой из равного числа предста­вителей совершеннолетних учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся и ра­ботников организации, осуществляю­щей образовательную деятельность. Порядок создания комиссии, организа­ции ее деятельности, принятия и исполнения ею решений устанавливается локальным нормативным актом, ко­торый принимается с учетом мнения совета учащихся, совета ро­дителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при наличии таковых). Таким образом, учебное заведение должно принять локальный нормативный акт - Положение о комиссии по урегулированию споров в школе между участника­ми образовательных отношений - и уточнить в нем:

  • состав членов комиссии (количество и состав представителей учащихся, родителей, работников образовательной организации);
  • порядок формирования состава комиссии (выборы или назначение от совета родителей, совета учащихся, профсоюзной организации или педагогического совета, руководителем образовательной организации);
  • порядок функционирования комиссии (время, место, периодичность);
  • порядок принятия решений (голосованием или иначе);
  • порядок исполнения решений (контроль исполнения, иное).

В состав комиссии по урегулированию споров в школе зачастую включа­ют педагога-психолога. К формам работы педагога-психолога мож­но отнести: предварительный экспертный анализ социально-пси­хологической ситуации, участие в работе комиссии в качестве медиатора, психологическое сопровождение участников в процессе работы комис­сии, а также во время реализации ее решений по разрешению конфликта.

Профилактические формы работы в данной статье не описыва­ются, т. к. комиссия по урегулированию споров создается после возникновения конфликта.

Экспертный анализ социально-психологической ситуации как часть работы комиссии по урегулированию споров в школе

Проведение экспертного анализа социально-психологической ситуации - наиболее важная часть деятельности педагога-психолога во время работы комиссии. В ее рамках обычно оцениваются психологический статус задейство­ванных в столкновении учащихся и возможные варианты развития событий.

Оценка психологического статуса учащихся представляет со­бой достаточно длительный и трудоемкий процесс. В первую оче­редь, педагог-психолог должен иметь возможность наблюдать учащихся в рамках их урочной и внеуроч­ной деятельности. Для организации на­блюдения ему предварительно нужно побеседовать с классным руководите­лем тех учащихся, которые задействова­ны в конфликтной ситуации в школе.

Основным содержанием этой беседы становятся описание текущего конфликта и подробный анализ динамики его разви­тия с момента возникновения первых признаков. В беседе с классным руководителем педагог-психолог описывает положение вещей и задает вопросы относительно психоло­го-педагогического статуса всех участников, а также психолого-педагогического статуса сторонних наблюдателей - од­ноклассников, родителей учащихся класса (в дальнейшем это по­зволит оценить влияние возникшего конфликта на социально-психологическую обстановку в классе). Все результаты беседы протоколируются им для дальнейшего анализа.

Для организации наблюдения урочной и внеурочной деятель­ности учащихся, задействованных в споре, педагог-психолог проводит предварительные беседы с педагогами-предметниками и согласовывает с ними график посещения их уроков для психоло­гического наблюдения. Как показывает практика, в основном педа­гоги проявляют готовность к сотрудничеству с педагогом-психологом для урегулирования конфликтных ситуаций в школе.

После формирования графика посещения уроков педагог-пси­холог подготавливает лист наблюдения на уроке. Содержание на­блюдения педагога-психолога и применяемые им критерии могут быть различными в зависимости от типа разногласий:

  • в ситуации спора между пе­дагогом и учащимися оценивают­ся различные проявления меж­личностного взаимодействия педагога с учащимися (дословно фиксируются вербальные обра­щения педагога; реакция уча­щихся; реакция педагога на вы­сказывания учащихся в рамках темы урока; реакция педагога на высказывания учащихся, не отно­сящиеся к теме урока; особенно­сти решения педагогом дисци­плинарных вопросов и т. д.);
  • в конфликтной ситуации между учащимися в школе наблюдения могут проводиться по критериям оценки непосредственного межличностного взаи­модействия сторон в рамках урока, а также по косвенным критериям отношения между учащимися (по реакции одного учащегося на наблюдаемые действия другого; фразам об отношении к другому учащемуся, адресованным одноклассникам; игнорированию учащимися друг друга и т. п.);
  • при подаче родителями жалобы на низкую эффективность учебы ребенка наблюдение проводится по критериям оценки индивидуальной рабо­тоспособности, особенностей познавательной деятельности, предпочитае­мых видов активности на уроке, вербальных навыков, особенностей организа­ции учебного труда. В этом случае наблюдение продолжается в течение одного или нескольких учебных дней с первого до последнего урока.

В листе наблюдения все наблюдаемые факты фиксируются мак­симально подробно (высказывания сторон, участвующих в конфликтной ситуации в школе, и сто­ронних наблюдателей фиксируются дословно).

Наблюдение за внеурочной деятельностью учащихся представ­ляет собой определенную трудность, т. к. педагог-психолог не мо­жет ходить за конкретными учениками и непрерывно фиксировать происходящее. Обычно наблюдение за внеурочной деятельностью ведется на перемене до начала урока, который пе­дагог-психолог собирается посетить. После урока можно наблюдать взаимодействие учащихся друг с другом. Также педагог-пси­холог может посетить внеурочные мероприятия, на которых задействованы конфликтующие стороны. В большинстве случаев такого наблюдения вполне достаточно для оценки положения, но иногда приходится собирать информацию о взаимоотношении сторон у всех педагогов, задействованных в обра­зовательном процессе. Это трудоемкая процедура, требующая от педагога-психолога соблюдения всех этических и юридических норм профессиональной работы - его действия не должны ухуд­шить положение ни одной из сторон.

Работа с конфликтными ситуациями в школе, повлекшими за собой психологическую травму

Основную трудность для педагога-психолога представляют слу­чаи, когда одна из сторон спора заявляет, что ребенку была на­несена психологическая травма. Подобное заявление предполагает глубокую психологическую диагностику ребенка, включая диагно­стические беседы с родителями, педаго­гами, одноклассниками.

К сожалению, на данный момент не существует валидизированных и стандартизированных психо­логических методик выявления тяжести психологической травмы. Фактически зафиксировать изменения в психическом состоянии ребенка может только детский врач - психоневролог. Фиксация наличия тех или иных психических рас­стройств не свидетельствует однозначно о влиянии конфликта на развитие подобной симптоматики. Проблемы с психикой ребенка могут быть вызваны множеством разных причин, а конфликтная си­туация в школе является их последствием. В подобном положении педагог-пси­холог должен оценить состояние ребенка до возникновения спора. Это можно сделать только по косвенным данным, опираясь на беседы с родителями, педагогами, одноклассниками. При систематической работе педагога-психолога с учащимися име­ется возможность использовать для анализа данные предыдущей диагностики, ранее проводимых консультаций и наблюдений.

Основная задача педагога-психолога заключается в том, чтобы оценить, насколько столкновение повлияло на психическое состояние ребенка; какая психологическая, социальная помощь тре­буется ему на данный момент; может ли ребенок продолжить полно­ценное обучение или ему потребуются другие формы обучения.

Иногда заявления родителей о психологической травме ребенка, полученной в ходе конфликтной ситуации в школе, сопровождаются отказом от работы со школьным педагогом-психологом. Родители опасаются, что данный специалист может действо­вать в интересах педагога или администрации. Без согласия законных представителей ребенка педа­гог-психолог не может проводить индивидуальную диагностическую и коррек­ционную работу.

В подобном положении уместными будут беседы с педагогами, урочное и внеурочное на­блюдение за деятельностью ребенка в образовательном учреждении. Подобные формы сбо­ра информации необходимы, так как психологическое состояние ребенка может ухудшиться в связи с учебной нагрузкой, а измене­ния в поведении могут негативно повлиять на его взаимоотноше­ния с одноклассниками, педагогами, усугубить социально-психоло­гический климат в классе. Результатом в некоторых случаях может быть заключение педагога-психолога о том, что в по­ведении ребенка не зафиксировано изменений поведения. К сожа­лению, отсутствие данных не свидетельствует об отсутствии психо­логической травмы.

Оформление экспертного заключения о конфликтной ситуации в школе

Считая, что для составления экспертного заключения собран­ного материала достаточно, педагог-психолог оформляет его пись­менно и заверяет своей подписью.

В заключении должно быть указано:

  • в какое время и в какой обстановке проводилось наблюдение;
  • критерии, использованные при на­блюдении;
  • выводы, сделанные по результатам наблюдения;
  • диагностические методики, использованные для оценки социально-психоло­гической обстановки;
  • диагностические методики, использованные для оценки индивидуального психологического состояния участников конфликта;
  • выводы, сделанные по результатам применения диагностических методик;
  • результаты беседы с родителями учащихся - участников конфликтной ситуа­ции в школе;
  • результаты беседы с педагогами;
  • выводы, сделанные по результатам диагностических бесед;
  • прогноз относительно развития спора;
  • предложения по урегулированию.

Отметим, что выводы и рекомендации должны быть сделаны только на основании полученных данных и их научной психологи­ческой интерпретации. Домыслы, не­проверенные гипотезы и личное мне­ние педагога-психолога в экспертном заключении не отражаются.

Деятельность педагога-психолога в качестве медиатора при урегулировании конфликтных ситуаций в школе

На страницах психологической печати тема сопровождения конф­ликтов педагогом-психологом обсуждалась неоднократ­но, поэтому далее рассмотрим только некоторые аспекты его деятельности.

Для описания процесса деятельности медиатора используем классическую модель деятельности А.Н. Леонтьева, ключевыми по­нятиями которой являются: мотив (предмет потребности), который запускает и корректирует деятельность в целом; цель, которая формируется на основании мотива как образ желаемого результа­та; задачи, которые определяют после­довательность действий для достиже­ния поставленной цели.

Важно пони­мать, что деятельность бывает полимотивирована, мотив может быть осознан в большей или меньшей степени, в процессе деятельности могут возникать новые мотивы.

Перед началом работы комиссии по урегулированию споров администрация школы или иной образовательной организации предлагает всем участникам конфликта заполнить «Лист рефлексии конфликта» (приложение). Основная цель данной процедуры - сфокусировать внимание каждой стороны на рациональной оценке, поиске логичных и приемлемых способов решения конфликтной ситуации в школе. Лист рефлексии заполняется каждым самостоятельно, в удобное для него время и в комфортной обстановке, что снимает негативный эмоциональный фон и позволяет проводить аналитическое исследование в удобном режиме.

Информация, указанная в листе рефлексии, позволяет предварительно оценить диспо­зиции всех сторон, оценить предложенные варианты решения каждой из сторон, спланировать стратегию дальнейшей работы по урегулированию конфликта.

Деятельность комиссии по урегулированию споров в школе должна начинать­ся не с озвучивания мотивов каждой из сторон, а с формулировки конкретной конечной цели работы. Причем цель обязательно формулируется позитивно, исходя из гуманистических мотивов. Итак, нужно озвучить цель, получить согласие всех сторон и за­фиксировать его в протоколе комиссии для того, чтобы у участников конфликта не было возможности для реализации контрпродуктивных мотивов (мотивов власти, повышения самооценки за счет другой стороны, избегания ответственности, ухода от решения проблемы и т. п.). Педагог-психолог должен наблюдать за деятель­ностью сторон по разрешению конфликтной ситуации в школе. При возникновении со­мнений в гуманистической мотивации необходимо на­помнить сторонам о ранее сформулированной цели или указать на то, что подобная позиция не ведет к ее достижению. Часто в процессе эскалации у сторон появляются новые контрпродуктивные мотивы. Задача психолога-медиатора - сместить фокус внимания в сторону продуктивных мотивов и гуманистических целей взаимодействия. Заметим, что прямой методики оценки мотивов не существует, поэтому пе­дагог-психолог, опираясь на свой профессионализм, должен проя­вить крайнюю тактичность.

В процессе работы комиссии по урегулированию споров в школе педа­гог-психолог отслеживает динамику психологического состояния всех сторон процесса. Важно создать наиболее комфортные ус­ловия для проведения совместной работы. В ряде случаев важно учитывать уровень агрессивности, импульсивности, структуриро­ванности деятельности каждой из сторон. На основании своих бе­сед с участниками конфликта педагог- психолог может предлагать обоснован­ный план сбора данных, учитывающий особенности психологического состоя­ния каждого из них, методы диа­гностической работы, технологию про­ведения совместных встреч.

В процессе работы комиссии вырабатываются способы урегу­лирования конфликтной ситуации в школе, которые в итоге формулируют­ся в виде задач. Педагог-психолог принимает активное участие в формулировании и экспертном оценивании предложенных способов решения с точки зрения их влияния на психологическое состояние конфликтующих сторон. Если у педагога-психолога возникают опасения по поводу того, что предложенное решение может негативно сказаться на психологическом состоянии одного из участников спора, он обязан сообщить об этом другим членам комиссии. В ряде случаев подобные предположения специ­алиста вносятся в протокол работы комиссии (например, когда законные представители ребенка настаивают на решении, кото­рое является легитимным, но может нанести его психике опреде­ленный вред).

Психологическое сопровождение после урегулирования конфликтной ситуации в школе

В деятельности комиссии важна четкость ко­нечных задач, направленных на урегулирование конфликта. Эти задачи вырабатываются в процессе работы комиссии и должны быть согласованы со всеми участниками. Каждая сторо­на, а также остальные участники принимают на себя определенную ответственность по разрешению проблемы и нор­мализации социально-педагогической обстановки. Опыт по­казывает, что понимание задач, реализуемых конфликтующими сторонами, значительно снимает эмоциональное напряжение, возникшее в связи со сложившимся положением. Ответственность за контроль над исполнением поставленных задач со стороны образовательной организации обычно берут на себя директор или его заместитель, а со стороны учащихся - их родители.

В большинстве случаев на педагога-психолога возлагаются обязанности психологического сопровождения постконфликт­ной ситуации. В рамках данной деятельности он осуществляет следующее:

  • продолжает периодически наблюдать за учащимися, участвовавшими в кон­фликтной ситуации в школе;
  • проводит индивидуальную и групповую коррекционно-развивающую работу;
  • наблюдает динамику индивидуального психологического состояния каждого из участников конфликта;
  • на основании наблюдений дает педагогам рекомендации по эффективному взаимодействию с участниками конфликта;
  • совместно с социальным педагогом, педагогом-воспитателем, заместителем директора по учебно-воспитательной работе проводит ряд мероприятий по включению участников конфликта в продуктивную деятельность (необяза­тельно совместную);
  • проводит профилактические групповые психологические занятия с классом по вопросам конструктивного общения и навыкам разрешения споров;
  • консультирует семьи конфликтующих сторон по вопросам родительского со­провождения постконфликтной ситуации (по запросу родителей).

Важным является вопрос о прекращении психологического со­провождения постконфликтной ситуации. Представляется, что дан­ное сопровождение может быть закончено в случае полного разрешения конфликтной ситуации в школе или в случае достижения сторонами нормального уровня эффективности совместной деятельности, который позволяет им эффективно решать индивидуальные учебные, коммуникативные, личностные задачи, а также задачи группового взаимодействия.

На основе изложенного материала можно кратко сформулиро­вать следующие выводы.

1.     Для полноценного участия в работе комиссии по урегулиро­ванию споров в школе педагог-психолог должен:

  • обладать профессиональной компетентностью, достаточной для оценивания психологического статуса участников конфликта и прогнозирования динами­ки их психического состояния;
  • подбирать или самостоятельно разрабатывать методы оценки психологиче­ского статуса участников конфликта в рамках урочной и внеурочной деятель­ности;
  • оценивать мотивацию участников конфликта и ориентировать их на достиже­ние гуманистических совместно одобренных целей;
  • осуществлять психологическое сопровождение постконфликтной ситуации;
  • придерживаться этических и юридических норм, быть тактичным в оценках.

2.     Качество работы комиссии по урегулированию споров в школе зави­сит от подготовительной работы, проведенной педагогом-психологом.

3.     Участие штатного школьного педагога-психолога в работе конфликтной комиссии будет наиболее эффективным, если предо­ставить ему возможность регулярно наблюдать за деятельностью (поведением) конфликтующих сторон.

4.     В результате работы комиссии должны быть выработаны конкретные задачи, осознанные и при­нятые каждым участником.

Лист рефлексии конфликта

Как педагогу-психологу эффективно урегулировать конфликтные ситуации в школе

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль