Конфликты в школе: повышение стрессоустойчивости учащихся старших классов

755

Современная жизнь, дефицит времени, задачи которые ставятся перед учащимися старших классов, а также огромный поток информации могут приводить к отрицательным эмоциям и как следствие к конфликту с учителем, одноклассниками или родителями. Всё это часто приводит к возникновению серьёзных заболеваний у детей.

У старшеклассников сюда добавляется несформированность в психическом плане и повышенная возбудимость, резкая перемена настроения, а также то что у них нет навыков саморегуляции . Всё это порождает конфликты в школе, а возникающие как следствие стрессы становятся причиной расстройств, сильных эмоциональных переживаний и попыток суицида.

Диагностика стрессов после конфликтов детей в школе

Для того, чтобы изучить стресс после конфликтных ситуаций у старшеклассников к 2012-2013 г. среди учащихся 7-8 классов школы в г. Тула провели исследование. В эксперименте приняли участие 34 мальчика и 28 девочек. Итог диагностики был следующий:

  • Методика Т.А. Иванченко, а в частности тест “Инвентаризации симптомов стресса” показал что подвержены стрессу 48% опрошенных, к чему часто приводит конфликт с учителем, при этом 35% вполне справляются со стрессовыми ситуациями, оставшиеся 12% живут в постоянном стрессе (зависят от чужих оценок, мнений).
  • Методика установки “Шкалы психологического стресса РБМ-25” показала что в общем случае больше чем у 50% опрашиваемых достаточно низкий уровень стресса, что не может быть опасным, хотя конфликты в школе случаются довольно часто.
  • Методика Ханина-Спилберга в рамках “Исследования тревожности” продемнострировала у 85% испытуемых вполне умеренный уровень тревожности в экстремальных и конфликтных ситуациях. При этом личная тревожность проявлялась у половины класса.

Общий результат:

  • 38% подростков подвержены низкому уровню психического напряжения и стрессам. При конфликтах детей в школе 25% учащихся входят в состояние сильного стресса. И хотя в этом не может быть сильной угрозы для организма, таких учеников следует научить следить за собственными эмоциями, чтобы весь скопившийся негатив не повлиял пагубно на здоровье.
  • У 28% учащихся - уровень психического напряжения зашкаливает и есть возможность возникновения дистресса. Их необходимо обучить высвобождать негатив, например сразу после конфликта с учителем.
  • 9% - дети чья психика практически не подвержена стрессам. Они стараются не переживать отрицательные эмоции, а потому не подвержены воздействиям стрессов. Их учёба проходит размеренно и спокойно.
  • 72% детей отвечая на “тест самооценки тревоги” - личный уровень подверженности стрессу оценили как средний.

Конфликты в школе и другие причины, вызывающие стресс у подростков

Главной особенностью появления стресса у учащихся подросткового возраста является тот факт, что они остро реагируют на поведенческие ситуации и эмоционально переживают происходящее.

Признаки того, что старшеклассник испытывает стресс:

  • Поведенческие - резкая неуспеваемость при прежде отличной успеваемости, жестокость по отношению к людям, постоянные конфликты с учителями, побеги из дома, вандализм, вспышки ярости и беспричинная ложь, а также мечтательность и употребление запрещённых препаратов.
  • Физические - частые травмы на спортивных занятиях, бессонница, усталость и постоянное безразличие к учёбе, недержание мочи, нервные расстройства (подёргивание век, автоматическое подмигивание).

Содержание программы повышения стрессоустойчивости и предупреждения конфликтов детей в школе

После получения результатов диагностики педагоги-психологи составляют программу “Повышение устойчивости к стрессам для старшеклассников”. Основная цель программы: профилактика стрессовых состояний у учащихся старших классов.

Задачи:

  • Сократить эффект стресса, особенно после конфликта с учителем.
  • Понизить общий уровень нервно-психического напряжения.
  • Устранить у детей тревогу.
  • Помочь им научиться самостоятельно справляться со стрессами.

Типичная программа состояла из 15 занятий по 60-90 мин. на каждое, с периодичностью проведения один раз в неделю. На занятия приходило не более 15 учеников. Лекции проводились в выходные или в последний учебный день после уроков, большинству подростков это помогало снять напряжение после очередного конфликта в школе.

Структура одной лекции:

  1. Вступительная часть - создание рабочей атмосферы, упражнения для активизации бодрости и внимания участников, повышение единства занимающихся.
  2. Главная часть - упражнения в игровой форме, а также обсуждения поднятых тем, что помогает быстрее усвоить тему.
  3. Рефлексия - обмен эмоциями, мнениями, чувствами.

Упражнения по повышению устойчивости к стрессу после серьёзных конфликтов детей в школе

Конфликты в школе: повышение стрессоустойчивости учащихся старших классов

Конфликты в школе: повышение стрессоустойчивости учащихся старших классов

Конфликты в школе: повышение стрессоустойчивости учащихся старших классов

Несколько примеров игр и упражнений которые используются в типичной программе:

  • “Маяк” - в этом упражнении под руководством педагога-психолога дети должны представить себя маяком, а затем проанализировать своё состояние во время упражнения и рассказать какие мысли им приходили в голову. Важно чтобы во время выполнения упражнения не возникало конфликтов с учителем, наоборот ощущался тёплый дружеский посыл педагога.
  • “Сказочный лес” - упражнение помогающее школьнику достичь состояния безмятежности и спокойствия. Для этого преподаватель предлагает ребятам сесть выпрямив позвоночник и сделать 3 глубоких вдоха-выдоха. Далее ученик представляет как он прогуливается по сказочному лесу и испытывает лёгкость.
  • “Танцующие руки” - игра помогающая устранить стрессовый эффект после конфликта в школе. Детям предлагают взять в руки цветные мелки и лечь спиной на обои расположенные на полу. Затем включается музыка и в таком положении, дети рисуют в ритм музыке.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль