Психолого-педагогическая поддержка школьников в профессиональном самоопределении

74

Одна из важнейших составляющих процесса реализации профиль­ного обучения - система психолого-педагогической поддержки школьников в вопросах профессионального самоопределения. Она включает взаимодействие педаго­гов и школьного педагога-психолога и подразумевает в т. ч. органи­зацию и проведение психолого-педагогических консилиумов, круглых столов по результатам психологического мониторинга уча­щихся, психологических классных часов, профориентационных игр, психологического лектория для родителей.

Период профильной и предпрофильной подготовки в школе за­нимает особое место в работе педагога-психолога, т. к. учеб­ные и познавательные интересы подростков неустойчивы, отмечаются трудности в совмещении ближних и дальних перспектив при планировании своего будущего, затруднена рефлексия, школьники недостаточно осведомлены о своих ресурсах. Подростку необходимо научиться управлять своей ак­тивностью, направлять ее на решение жизненно важных задач, т. е. ему нужно помочь овладеть навыками саморегуляции поведения и деятельности.

Наиболее действенной и результативной стратегией программы профессиональной ориентации учащихся в школе является активизирующий (фор­мирующий, развивающий) подход. Он основан на положении, что одним из эффективных приемов, используемых в практической психологии, являются разнообразные формы социально-психоло­гического обучения.

Групповая работа чрезвычайно продуктивна для личностного развития и интеллектуальных изменений подростков, т. к. отвечает насущным потребностям возраста, соответствует внутренним ме­ханизмам, определяющим развитие в этот период.

В рамках программы профессиональной ориентации в школе педагогом-психологом проводятся за­нятия, ориентированные на активизацию личностного самоопределения, самопознание, обучение методам проектирования буду­щего (целеполагание, планирование, принятие решений о выборе и т. п.).


В условиях общеобразовательной школы оптимальным является проведение сдвоенных занятий в 1 раз в неделю


С этой целью разработаны электив­ные 17-часовые курсы для учащихся 9-11-х классов. Занятия проводятся с группами, не превышающими 14 человек. При большей численности группы теряется эффект личностного участия, некоторые участники могут остаться без вни­мания. При меньшей численности группы диапазон мнений и игр будет меньше, что также снижает эффективность работы.

В условиях программы профессиональной ориентации в общеобразовательной школе оптимальным являет­ся проведение сдвоенных занятий 1 раз в неделю, либо по одному занятию в неделю. Продолжительность занятий в таком случае (ес­ли это заранее обговаривалось с участниками группы) может ва­рьировать от 1 до 1,5 и более часов в зависимости от темы, ее сложности, интереса со стороны участников, от стадии группового процесса и состояния группы; либо быть фиксированной - не более 45 минут.

Предпрофильная подготовка в школе для учащихся 8-9-х классов

Психолого-педагогическая поддержка оказывается учащимся на всех ступенях обучения и состоит в последовательном совместном решении проблем, возникающих у них на данном возрастном этапе раз­вития применительно к процессу са­моопределения.


Основной задачей психолого-педагогической поддержки школьников младших классов является содействие в формировании физически и психологически здоровой личности с положительным отношением к труду. В 5-7-х классах – расширение представлений учащихся о различных видах деятельности и мире труда, а также оказание содействия в формировании широкого спектра интересов каждого ученика.


Основная задача психолого-пе­дагогической поддержки в школе в 8-9-х классах - обеспечение предпро­фильной подготовки. Работа здесь в первую очередь направлена на раскрытие и поддержку актуальных и потенциальных возможностей учеников, создание условий для их успешного, осознанного самоопределения, формирование личностной (психологической) готовности к профессиональному самоопреде­лению.

Цель психолого-педагогической поддержки школьников во время предпрофиль­ной подготовки - формирование психологической готовности уча­щихся к самоопределению, выбору траектории дальнейшего образования, будущей профессии в соответствии с интересами и реальной оценкой своих способностей.

Задача - превращение подростка в субъекта, который владеет необходимой информацией, навыками самопознания и самоана­лиза, умеет ставить цели, планировать свою жизнь, принимать важные ответственные решения.

Приоритетные направления психолого-педагогической поддержки школьников:

1.     Психолого-педагогическая диагностика - скрининговое изучение профнаправленности (намерений, интересов, склон­ностей, способностей, личностных особенностей, связанных с успешностью освоения того или иного профиля обучения или профессии; анализ различных показателей готовности к выбору профессии и профиля обучения). Предпрофильная подготовка включает проведение педагогом-психологом начального диа­гностического блока по изучению их пред­почтений, интересов, склонностей, личностных особенностей. После анализа результатов диагностики и анкетирования уча­щихся формируются элективные курсы (курсы по выбору) в 9-х классах.

2.     Развивающая работа - проведение занятий по профориентационным программам, ориентированным на самопознание и про­ектирование будущего.

3.     Психологическое просвещение учащихся и их родителей по вопросам выбора профиля и профессии, повы­шение психологической компетентно­сти педагогов в области предпрофиль­ной подготовки (в частности по проблемам набора учащихся в про­фильные классы).

4.     Групповое и индивидуальное профориентационное консультирова­ние учащихся и их родителей по ре­зультатам диагностики, индивидуаль­ное консультирование по запросам.


Критерии эффективности психолого-педагогической поддержки школьников:

  • соответствие профнамерений школьников их индивидуальным особенностям (способностям, склонностям, личностным качествам);
  • преобладание внутренних мотивов выбора профессии или профиля обучения над внешними, случайными мотивами;
  • положительная динамика отдельных показателей личностной готовности к самоопределению (информированность, эмоциональное отношение к выбору, навыки проектирования, самостоятельность и т.д.);
  • успешность обучения в профильных классах, сокращение отсева учащихся, случаев перехода на базовый профиль;
  • удовлетворенность учащихся выбранным профилем обучения.

Программы предпрофильной подготовки в школе

В рамках психологического сопро­вождения процесса профессионально­го самоопределения школьников для учащихся 9-х классов разработаны ориентационный курс «Про­фессиональное самоопределение» и общеразвивающий курс «Ос­новы конструктивного общения».

В основе ориентационного курса лежит программа занятий профессионального самоопре­деления для подростков Г.В. Резапкиной, переработанная и адаптированная. Цель курса - дать участникам возможность осознать свои личностные особенности и соотнести их с требованиями будущей профессии. Для реализации содержания обучения по программе профессиональной ориентации в школе основные теоретические положения сопро­вождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривает­ся практическая деятельность - работа с диагностическими ме­тодиками, участие в профориентационных и ролевых играх. В результате у учащихся актуализируется процесс самоопределения, повышается само­оценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут в успешной социальной и профес­сиональной адаптации. Курс программы профессиональной ориентации в школе заканчивается выполнением итого­вой творческой работы (презентация, реферат, творческое ис­следование) и получением зачета.

Цель общеразвивающего курса «Основы конструктивного об­щения» - развитие навыков коммуникативной и социальной компетентности учащихся, необходимых для успешного освое­ния социально-гуманитарного профиля. Занятия направлены на формирование умений принимать решения и делать выбор, брать на себя ответственность за свой выбор и поступки; спо­собность конструктивно строить взаимоотношения с окружаю­щими; умение анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чув­ства, поступки других; отстаивать свою позицию конструктивными способами.

В ходе проведения программы профессиональной ориентации школьники в школе активно работают с раз­личными методиками на определение индивидуальных и типоло­гических особенностей личности, уровня социально-психологического развития группы, оценивают свои коммуникативные, организаторские и лидерские способности, участвуют в ролевых и деловых играх, тренинговых упражнениях, в процессе обсуждения развивают рефлексивные умения.

Программа профессиональной ориентации в школе для учащихся 10-11-х классов

Основная задача психолого-педагогиче­ской поддержки в старших классах шко­лы - обеспечение профильной подготовки. Психологическое сопровождение в этот период направлено на активизацию собственных ресурсов старшеклассни­ков, на создание психолого-педагогиче­ских условий для адаптации к новой соци­альной ситуации, для успешного обуче­ния, развития, подготовки к дальнейшему образованию, осознанному, ответственно­му выбору.


Критерии эффективности психолого-педагогической поддержки школьников во время профильной подготовки:

  • успешная адаптация старшеклассников к новой образовательной ситуации – удовлетворенность выбранным профилем и школьной жизнью в целом, отсутствие признаков интеллектуальной и эмоциональной перегрузки;
  • повышение готовности к профессиональному самоопределению и дальнейшему образованию (результатом заключительного цикла профессионального самоопределения школьника является его личный профессиональный жизненный план).

Приоритетные направления психолого-педагогической поддержки школьников во время профильной подготовки:

1.     Психолого-педагогическая диа­гностика - изучение процесса адапта­ции в 10-х профильных классах, в т. ч. удовлетворенности школьной жизнью и выбранным профилем, прогноз психологических трудностей обучения, развития, социальной адаптации.

2.     Развивающая, при необходимости коррекционная, работа с учащимися - проведение адаптационных мероприятий во вновь скомплектованных классах, формирование и сплочение новых коллективов; развитие навыков самоорганизации, работа по про­филактике перегрузки, и т. д.

3.     Повышение психологической компетентности классных ру­ководителей, педагогов по проблемам учебно-вспомогательного персонала в профильных классах.

4.     Консультирование учащихся и родителей по вопросам выбо­ра дальнейшего профессионально-образовательного маршрута.

Программа профессиональной ориентации в школе для учащихся 10-х классов

Для непрофильных классов остается актуальным продолжение знакомства с миром профессий, рынком труда и образования; рас­смотрение, сравнение и обсуждение различных вариантов построения своего будущего, планирование карьеры; а также тре­нинг умений и навыков, повышающих конкурентоспособность (составление резюме, опыт самопрезентации) и т. п.

В профильных классах городского набора добавляется сопро­вождение процесса адаптации через различные формы работы (классные часы, тренинги, психологические игры), направленные в первую очередь на формирование и сплочение классного коллек­тива* Для профилактики интеллектуальных перегрузок учащихся (по желанию) проводятся практические занятия «Приемы оптими­зации памяти, мышления, работоспособности», «Способы перера­ботки учебной информации», «Управление временем».

В рамках программы профессиональной ориентации в школе для поддержки профиля и общего развития навыков коммуни­кативной, а также социальной компетентности учащихся 10-го класса раз­работан элективный курс «Психология общения». Он является логи­ческим продолжением курса «Основы конструктивного общения», проводимого в 9-м классе, и направлен на развитие коммуникатив­ных способностей учащихся. Эти способности проявляются:

  • во владении средствами коммуникации;
  • в использовании таких средств в построении процесса общения;
  • в умении анализировать процесс общения.

Для успешной реализации целей курса педагог-психолог дол­жен осуществлять работу по двум направлениям: 1) организация на занятии процесса общения как актуальной деятельности, приносящей удовольствие; 2) организация рефлективной деятельно­сти группы по отношению к процессу общения. Это создает усло­вия для развития коммуникативных способностей и формирования устойчивой положительной самооценки, которые составляют базу конструктивного общения и развития личности.

Программа профессиональной ориентации в школе для 11-го класса

В 11-м классе приоритетной является психологическая подго­товка к сдаче экзаменов, формирование психологической готовно­сти к профессиональному старту или дальнейшему образованию, повышение уровня психологической культуры старшеклассников, которые реализуются в рамках факультативных, элективных курсов и других форм развивающей работы.

Программа профессиональной ориентации в школе предлагает учащимся несколько элективных курсов:

1.     Цель - содействие успешной адаптации девушек к современному рынку труда в усло­виях повышенной конкуренции.

2.     Цели - формирование и разви­тие у старшеклассников навыков делового общения, развитие кри­тического мышления (в частности, умения противостоять попыт­кам манипулирования). Подобные навыки расширяют социальную компетентность учащегося, что во многом повышает успешность его самореализации как личности.

3.     Цель - создание условий для эффек­тивного использования учащимися своих личностных ресурсов и развития качеств и умений, ведущих к успешной социализации и эффективно­му решению дальнейших жизненных за­дач (карьера, профессиональное ма­стерство, устройство личной жизни, материальное благополучие и т. д.).


Прохождение курса позволяет развить уверенность в себе, своих способностях, дает возможность быть эффективным в избранных сферах деятельности; осознать свои возможности по достижению цели


Прохождение курсов программы профессиональной ориентации в школе позволяет развить уверенность в себе, своих способностях, дает возможность быть эффективным в избранных сферах деятельности; осознать свои возможности по достижению цели, выработать навык четкого представления о возможных ша­гах по ее реализации; осознать собственные барьеры на пути к достижению успеха; развить навыки программирования будущего. В конце курса учащиеся выполняют итоговую зачетную работу «Секрет успеха» (на примере жизни человека, добившегося успеха). Примечательно, что в своих работах они описывают не только «се­крет успеха» известных людей, но и приводят в качестве примера этапы карьерного и личностного роста своих родителей.

Прохождение курсов программы профессиональной ориентации в школе помогает молодым людям развить уме­ния и навыки, необходимые для эффективного функционирования в социуме, «выживания» в условиях кризиса, построения успеш­ной профессиональной карьеры, управления поведением. Приоб­ретая психологические знания, школьники получают возможность полнее развивать свои способности, лучше разбираться в других людях, эффективнее строить отношения с ними, преодолевать ограниченность жизненного опыта. Поэтому элективные курсы, направленные на решение большинства перечисленных проблем, являются актуальными и востребованными.


Основная цель не выбор учащимися конкретной профессии, а создание внутренних условий для профессионального самоопределения


Опыт реализации программы профессиональной ориентации в школе показывает, что основная цель не вы­бор учащимися конкретной профессии, а создание внутренних условий для профессионального самоопределения, в т. ч. способности опи­раться на себя, умение осуществлять выбор и нести за него ответ­ственность. Таким образом целью является обучение человека вы­бирать профессию, а не навязывать ему «правильные» решения.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль