Работа с одарёнными школьниками: методики выявления одарённости

78

Изучаем класс одарённых детей: по каким критериям можно определить одарённость ребёнка?

В классе для одарённых детей можно наблюдать два аспекта поведения: мотивационный и инструментальный.

Инструментальный аспект имеет следующие признаки:

  • Ребёнок действует по одной из трёх специфических стратегий: 1) Стремительное освоение предмета в начальной школе одарённых детей, высокая успешность выполнения учебных заданий. 2) Изобретение или использование новых способов выполнения заданий, глубокое изучение предмета и выдвижение более серьёзных целей деятельности. 3) Новое видение учебного процесса, выдвижение интересных идей и решений с подробным объяснением точки зрения.
  • Работа с одаренными школьниками сводится к тому, чтобы помочь ребёнку сформировать индивидуальный стиль деятельности: создать систему самодостаточной саморегуляции и упорядочить склонность “всё делать по-своему”.

Мотивационный аспект описывается следующими составляющими:

  • Особая чувствительность учащихся класса одарённых детей к конкретным сторонам предметных особенностей (техническим устройствам, цветам, знакам, звукам, растениям и т. д.) или определённым формам личной активности (художественной, физической, познавательной), при этом учащийся испытывает некое переживание удовольствия.
  • Для учащихся начальной школы одарённых детей характерен высокий интерес к определённым областям деятельности или занятиям, систематическая увлечённость определённым предметом, полная погружённость в связанные с ним вопросы. Как результат, одарённый ученик проявляет огромное трудолюбие и упорство.
  • Общая потребность к знаниям завышена и проявляется как ненасытная любознательность. Часты ситуации когда при работе с одарёнными школьниками учитель поражается их самостоятельности и личной инициативе при изучении предметов.
  • Предпочтение противоречивой, парадоксальной и неопределённой информации. Отвращение к типичным заданиям с готовыми решениями.
  • В классе одарённых детей можно часто наблюдать высокую критичность обучающихся к результатам собственной работы, стремление к совершенству, желание преодолевать сверхтрудные цели.

При попытке выявить одарённость детей в обычном классе необходимо понимать, что ребёнок может не соответствовать всем вышеприведённым критериям, так как только начальная школа одарённых детей, с присущими внутри учебного заведения образовательными процессами, может продемонстрировать все указанные аспекты. Именно поэтому, определение одаренности школьников является не простой задачей и состоит из:

  • Установки психологического профиля одарённого школьника.
  • Диагностики интеллектуальных возможностей.
  • Выявления особенностей когниктивной сферы.

Процесс завершается исследованиями условий в которых ребёнок развивается и последующей работой с одарённым школьником.

Ниже будут представлены примеры перечисленных направлений, а также методики анализа, которые успешно используются для работы с предположительно одарёнными детьми.

Психологический профиль одарённого ребёнка: методики созданные на основе наблюдений за типичным классом одарённых детей

Как правило для определения профиля одарённого ребёнка используются указанные ниже в списке методики. С помощью них узнают психическое здоровье, черты характера, процессы адаптации, чем ребёнок мотивируется в достижениях, а также его творческий потенциал. Методики помогают доказать что ребёнок одарён, либо отклонить данное предположение.

  1. Работа с одарёнными школьниками в рамках Теста Кеттела - в процессе тестируются 16 личностных особенностей ученика, в том числе то как он взаимодействует с окружающими, его характер, коммуникативность, эмоциональность и т. д.
  2. Тест по акцентуации - определяет направление характера учащегося.
  3. Опросник Айзенка - является одновременно изучающим и коррекционным тестом в отношении индивидуальных психологических особенностей учащихся, неоднократно был тестирован в классе одарённых детей.
  4. Опросник САН - для того чтобы узнать какое самочувствие, настроение и какова активность диагностируемого.
  5. Тест шкалы адаптированности к социуму - показывает насколько личность коммуникативна, как относится к себе и окружающим, желает ли лидерства.
  6. Опросник по творческому потенциалу апробирован в начальной школе одарённых детей - определяет творческие возможности учащегося, его любознательность в каких-то вопросах, уверенность в себе. Выявляет насколько он способен абстрагироваться и проявлять внимание.
  7. Тест по самооценке - помогает определить насколько диагностируемый счастлив в жизни.
  8. Методика основанная на окрашивании теста пальцем - позволяет выявить главные черты ученика.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль