Работа с одарёнными школьниками: методики выявления одарённости

107

Изучаем класс одарённых детей: по каким критериям можно определить одарённость ребёнка?

В классе для одарённых детей можно наблюдать два аспекта поведения: мотивационный и инструментальный.

Инструментальный аспект имеет следующие признаки:

  • Ребёнок действует по одной из трёх специфических стратегий: 1) Стремительное освоение предмета в начальной школе одарённых детей, высокая успешность выполнения учебных заданий. 2) Изобретение или использование новых способов выполнения заданий, глубокое изучение предмета и выдвижение более серьёзных целей деятельности. 3) Новое видение учебного процесса, выдвижение интересных идей и решений с подробным объяснением точки зрения.
  • Работа с одаренными школьниками сводится к тому, чтобы помочь ребёнку сформировать индивидуальный стиль деятельности: создать систему самодостаточной саморегуляции и упорядочить склонность “всё делать по-своему”.

Мотивационный аспект описывается следующими составляющими:

  • Особая чувствительность учащихся класса одарённых детей к конкретным сторонам предметных особенностей (техническим устройствам, цветам, знакам, звукам, растениям и т. д.) или определённым формам личной активности (художественной, физической, познавательной), при этом учащийся испытывает некое переживание удовольствия.
  • Для учащихся начальной школы одарённых детей характерен высокий интерес к определённым областям деятельности или занятиям, систематическая увлечённость определённым предметом, полная погружённость в связанные с ним вопросы. Как результат, одарённый ученик проявляет огромное трудолюбие и упорство.
  • Общая потребность к знаниям завышена и проявляется как ненасытная любознательность. Часты ситуации когда при работе с одарёнными школьниками учитель поражается их самостоятельности и личной инициативе при изучении предметов.
  • Предпочтение противоречивой, парадоксальной и неопределённой информации. Отвращение к типичным заданиям с готовыми решениями.
  • В классе одарённых детей можно часто наблюдать высокую критичность обучающихся к результатам собственной работы, стремление к совершенству, желание преодолевать сверхтрудные цели.

При попытке выявить одарённость детей в обычном классе необходимо понимать, что ребёнок может не соответствовать всем вышеприведённым критериям, так как только начальная школа одарённых детей, с присущими внутри учебного заведения образовательными процессами, может продемонстрировать все указанные аспекты. Именно поэтому, определение одаренности школьников является не простой задачей и состоит из:

  • Установки психологического профиля одарённого школьника.
  • Диагностики интеллектуальных возможностей.
  • Выявления особенностей когниктивной сферы.

Процесс завершается исследованиями условий в которых ребёнок развивается и последующей работой с одарённым школьником.

Ниже будут представлены примеры перечисленных направлений, а также методики анализа, которые успешно используются для работы с предположительно одарёнными детьми.

Психологический профиль одарённого ребёнка: методики созданные на основе наблюдений за типичным классом одарённых детей

Как правило для определения профиля одарённого ребёнка используются указанные ниже в списке методики. С помощью них узнают психическое здоровье, черты характера, процессы адаптации, чем ребёнок мотивируется в достижениях, а также его творческий потенциал. Методики помогают доказать что ребёнок одарён, либо отклонить данное предположение.

  1. Работа с одарёнными школьниками в рамках Теста Кеттела - в процессе тестируются 16 личностных особенностей ученика, в том числе то как он взаимодействует с окружающими, его характер, коммуникативность, эмоциональность и т. д.
  2. Тест по акцентуации - определяет направление характера учащегося.
  3. Опросник Айзенка - является одновременно изучающим и коррекционным тестом в отношении индивидуальных психологических особенностей учащихся, неоднократно был тестирован в классе одарённых детей.
  4. Опросник САН - для того чтобы узнать какое самочувствие, настроение и какова активность диагностируемого.
  5. Тест шкалы адаптированности к социуму - показывает насколько личность коммуникативна, как относится к себе и окружающим, желает ли лидерства.
  6. Опросник по творческому потенциалу апробирован в начальной школе одарённых детей - определяет творческие возможности учащегося, его любознательность в каких-то вопросах, уверенность в себе. Выявляет насколько он способен абстрагироваться и проявлять внимание.
  7. Тест по самооценке - помогает определить насколько диагностируемый счастлив в жизни.
  8. Методика основанная на окрашивании теста пальцем - позволяет выявить главные черты ученика.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник классного руководителя»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль