Возможные проблемы детей в период адаптации к школе и варианты их решения

18

Режим дня ребенка в период адаптации к школе 

Чтобы облегчить воспитаннику период адаптации к школе , желательно хотя бы первые два месяца отказаться от активного участия в различных секциях и кружках и воздержаться от посещения группы продленного дня. Первокласснику в стрессовой ситуации необходимы покой, минимальные нагрузки и отдых от многочисленного и шумного коллектива. Поэтому родителям следует заранее продумать свой график работы и по возможности несколько перестроить его, хотя бы на время.

Очень важно соблюдать режим дня и придерживаться правильного питания. Хорошим способом и отдыха, и общения с детьми являются дневные и особенно вечерние прогулки перед сном. Кроме того, очень полезным в период адаптации к школе  может стать введение элементов «щадящего» режима для первоклассника в самом начале обучения. Можно договориться с учителем и организовать дополнительный выходной. Отдохнуть можно в день, когда основных уроков не так много.

Несмотря на все предупреждения и рекомендации, следует констатировать, что, как правило, у всех «проблемных» ранее дошкольников период адаптации ребенка к школе длится дольше. У них чаще, чем у сверстников, возникают трудности усвоения школьного материала. Поэтому родителям стоит очень внимательно следить за тем, как сын (дочь) справляются с программой обучения и усваивают ее.

Здесь кроется еще одна трудность. Среди непосвященных родителей бытует стойкое мнение о том, что отсутствие оценок в первом классе (а их часто заменяют внешними атрибутами – смайликами, звездочками) свидетельствует о несерьезности и игровом характере начальной ступени обучения. Обычно они так и говорят: «А что учеба? Все хорошо! Оценок ведь в первом классе нет!». При этом упускается из вида, что именно в первом классе начинают формироваться важнейшие навыки – чтения, письма, счетных вычислений,  что есть программа, подлежащая усвоению. И она достаточно сложная, особенно для детей, которые имели определенные проблемы или не до конца преодолели их.

Папам и мамам следует знать, что к концу первого класса их сын или дочь должны овладеть навыком чтения целыми словами (бегло, по слогам тоже допустимо), понимать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по тексту и пересказывать его. К письму также предъявляется ряд требований: у школьника должны быть сформированы навыки каллиграфии (разборчивого и по возможности красивого почерка, правильного соединения элементов букв в буквы); ему необходимо овладеть навыками списывания и письма (в т. ч. под диктовку на изученные орфограммы). Однако могут возникнуть проблемы - нарушение чтания и письма у младших школьников. 

В конце года первоклассники пишут итоговый диктант на пройденные правила. По математике воспитанник должен обладать навыками счета в пределах 20 с переходом через разряд (по некоторым программам – в пределах 100 без перехода через разряд) и уметь решать задачи. Стоит насторожиться, если первоклассник плохо овладевает навыками счетных вычислений, не осознает значения понятий «больше на», «меньше на», не усвоил состава числа, не может ответить, на сколько одно число больше другого, не осознает условий задач и не может решать их, к концу учебного года считает на пальцах или по линейке.

Имеющиеся у крохи проблемы, в том числе нарушение чтения и письма у младших школьников, становятся очевидными и выявляются к декабрю – ко времени окончания второй четверти. Поэтому родители должны постоянно быть на связи с педагогом.

Варианты решения проблемы - нарушения чтения и письма младшими школьниками 

Самое главное – вовремя заметить проблему и попытаться решить ее как можно быстрее, не дожидаясь окончания первого класса. Есть несколько вариантов выхода из сложившейся ситуации. Можно обратиться за помощью к педагогу класса и попросить о дополнительных занятиях (или о рекомендациях по их проведению). Однако не каждый педагог сможет распознать или решить проблему, тогда следует обратиться к логопеду, дефектологу, педагогу-психологу и др. Также желательно не терять связи с профессионалами, которые занимались с воспитанником до школы. Они всегда смогут проконсультировать и родителей, и их чадо, помочь советом или предложить продолжить занятия.

Родители должны иметь определенные представления о причинах нарушений письма и чтения младших школьников, основных их проявлениях и об особенностях коррекции. Это поможет им быстро и оперативно обратиться за квалифицированной помощью.

Родителям нужно понимать, что трудности в освоении письма и чтения могут быть обусловлены различными причинами (проявлением речевых нарушений, следствием  снижения  слуха,  задержки  психического  развития  и т. п.).


Это полезно знать

Коррекция нарушений письма и чтения младших школьников требует длительного курса систематических занятий и тщательного выполнения всех рекомендаций специалиста. Не стоит верить объявлениям в Интернете, которые сулят быстрое (за 1–3 занятия) преодоление проблем.


Основные признаки нарушений чтения и письма младших школьников:

  • воспитанник забывает изученные буквы, не запоминает их; стойко путает при чтении; испытывает трудности при слиянии букв в слоги, слогов в слова или читает по буквам. Кроме того, неблагоприятным симптомом является плохая техника чтения, затрудняющая понимание прочитанного;

  • у  школьника  медленно  формируется   навык письма: он плохо усваивает написание букв, путает их при написании, заменяет и (или) пропускает, пишет грязно или неаккуратно, не дописывает буквы и их элементы, упрощает их или, наоборот, приписывает лишние элементы к буквам; не соблюдает строки в тетради или плохо в ней ориентируется.

Нарушения письма и чтения поддаются коррекции, но путь к их преодолению не всегда короток.

Помощь родителей при возникновении нарушений чтения и письма у младших школьников 

Сами родители, даже не имея специального образования, тоже могут оказать посильную помощь при нарушении письма и чтения у младших школьников. Если детям трудно выполнить домашнюю работу в быстром темпе, можно предоставить чуть больше времени на выполнение заданий, проверку своей работы и поиск ошибок. Медленное чтение и письмо – вполне нормальное явление!

Не следует заставлять малыша многократно прописывать слово, в котором есть ошибка. Увеличение количества упражнений в домашней работе не приведет к коррекции нарушения, а только закрепит неправильно сформированный навык, усилит негативное отношение к учебе, приведет к переутомлению.

Не стоит разрешать детям пользоваться корректорами, ручками со стирающимися чернилами, заклейками и замазками. Они «маскируют» ошибки, но причину детской неграмотности не устраняют. Следует воспитывать позитивное отношение к ошибкам. Не ошибается только тот, кто не учится! Ошибки можно проанализировать, выявить их причину и путем   выполнения специальных упражнений исправить.

Чтобы школьник испытывал радость от учебы, его можно научить получать необходимую информацию из альтернативных чтению источников. Это могут быть аудиокниги, видеофильмы или обучающие программы. Очень хорошим приемом устранения нарушения чтения и письма у младших школьников являются совместные речевые игры. Детям, испытывающим трудности в обучении письму и чтению, полезно играть в слова, например «Города», разгадывать кроссворды, шарады – это игры, которые привлекают внимание к звуковой структуре слова.

Очень полезно воспитывать любовь к чтению и книгам.  Достойно похвалы, когда для домашнего чтения ученик самостоятельно выбирает жанр книги. Если тема будет привлекательной, тогда он будет читать с удовольствием (например, ему могут не нравиться рассказы о животных, а интересны приключения или детский детектив). Следует помнить также, что мотивация к чтению формируется в том случае, если в семье есть привычка к ежедневному чтению. Также можно порекомендовать читать книгу вслух вместе с ребенком – это не только весело, но и  полезно!

Дистанционная коррекция нарушений чтения и письма младших школьников 

Коррекция нарушений чтения и письма младших школьников на современном этапе развития технологий возможна не только в традиционной форме – один на один с логопедом. Она может принимать очень необычные и интересные разновидности (без снижения качества работы).

В настоящее время набирает силу дистанционное обучение, например, через Skype. Прежде всего это удобно малышу, т. к. он находится в привычной домашней обстановке, это удобно и родителям, т. к. значительно экономит время. Параллельно с традиционными занятиями можно практиковать переписку крохи с логопедом в веб-чате или при помощи электронной почты. Можно также использовать компьютерные программы – тренинги чтения и письма. Работа с ними повышает мотивацию и интерес к занятиям. Вместе с тем к выбору таких программ следует подходить осторожно и заранее  проконсультироваться со специалистом. Продолжительность таких  игр должна быть лимитированной.

Еще один способ решения проблемы неуспеваемости, в частности нарушений чтения и письма младших школьников – обращение в специализированные центры в рамках внешкольного сетевого сотрудничества. Называются они по-разному – психолого-медико-социальные центры, Центры диагностики и консультирования и т. д. Как правило, их адреса можно найти в справочнике специализированных образовательных организаций, многие имеют свои странички или сайты в Интернете.

Если трудности воспитанника оказываются выраженными и не поддаются коррекции в условиях общеобразовательной школы или центра или частным образом, целесообразно записаться на медико-психолого-педагогическую комиссию,  специалисты  которой  уточнят  характер  имеющихся нарушений и подберут образовательную организацию, в которой ребенку будет легко и комфортно



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль