Девиантное поведение учащихся: советы педагогу-психологу

73

В основе девиантного поведения учащихся лежат отклоняющиеся от нормы поступки, которые противоречат устоявшимся в обществе принципам человеческих прав и нравственности. Обычно негативное поведение ярко проявляется в подростковом возрасте, но необходимо понимать, что так случается не с каждым ребёнком.

Для того, чтобы предупредить такое поведение рекомендуется проводить специальные коррекционные занятия для детей. Подход должен быть индивидуальный и необходимо постараться выполнить анализирующую работу:

  • Узнать личные особенности учащегося: умственные, физические и нравственные способности.
  • Собрать данные о представлениях школьников: о том как они видят окружающий мир, какие у них моральные ценности, как им нравится вести себя.
  • Узнать систему их взаимоотношений в школе.
  • Понять как они будут вести себя в той или иной ситуации: что может вызвать девиантное поведение учащихся?
  • Выяснить в каких жизненных условиях они находятся, их взаимоотношения в кругу семи.

Система коррекционных занятий для детей с негативным поведением

Как правило в образовательной организации, проводится целостная работа по коррекции поведения детей в девиантном состоянии. Она осуществляется в несколько этапов. Во-первых, выявляется, сколько в школе всего таких детей. На самом деле, это довольно сложный и долгий процесс, кроме того его выполняют всего 2 человека: классный руководитель и педагог. Почему именно они? Но эти люди владеют всей необходимой информацией о ученике, для анализа и выявления девиантного поведения учащихся: круг общения, данные о семье и чем увлекаются в свободное время.

Задачей социального педагога и классного руководителя на этом этапе является организация учёта (во всей школе и в каждом классе отдельно). Далее уточняется информация по ученика, ведётся социально-педагогическое сопровождение. Следующий этап - коррекционные занятия для детей. Их проводят педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель, мед работник и член администрации образовательных учреждений.

Здесь же организуется работа со школьниками и семьёй. Детей приглашают вместе с родителями и индивидуально объясняют им все стороны создавшейся проблемы, интересуются семейными взаимоотношениями, а также кругом общения самого школьника. Последний этап анализа девиантного поведения учащегося - закрытый. Проблемы обсуждаются внутри коллектива, между специалистами психологами и педагогами на совете по профилактике. Вся собранная информация систематизируется, руководители проводят итоги и предлагают принять конкретные решения. Далее по установленному плану проводится коррекционная работа с конкретными школьниками.

Коррекционные занятия для детей с отклонением в поведении

Любые занятия в данном направлении начинаются с работы с семьёй. Ведь основными источниками отрицательного поведения могут быть именно родители:

  • Родители алкоголики, ведут ассоциальный образ жизни, связаны с криминалом.
  • Некоторые негативные личностные особенности родителей.
  • Негибкость в воспитании детей.
  • Ужасное обращение с ребёнком, которое и может провоцировать девиантное поведение учащегося (крик, угрозы, использование не нормативной лексики), желание подчинить ребёнка, добиться идеального послушания.
  • Завышенные требования и постоянные притязания школьника.

К неблагоприятным семьям, в которых создаётся отличная почва для развития отклоняющегося поведения, можно отнести:

  • Семьи где нет отца или матери, а также ситуации когда детей воспитывают бабушка с дедушкой.
  • Семьи где постоянно вспыхивают конфликты: нет взаимопонимания между родителями, состояние согласия держится на зыбких компромиссах и при каждой ссоре вспыхивает с новой силой. В таких случаях, требуется обязательные коррекционные занятия для детей.
  • Асоциальные семьи, где родители превозносят паразитический стиль жизни, антиобщественную или противозаконную деятельность.
  • Формальные семьи, когда всё устройство и родство держится на сугубо материальных идеалах: нет уважения, родители готовы расстаться, но им мешают бытовые соображения.
  • В семьях, в которых в принципе нет условий для развития личности, девиантное поведение школьников — норма. 

Как правило, для анализа и организации коррекционных занятий для детей не всегда получается уговорить родителей на участие. Например, это характерно для неблагополучных семей, где родители не признают своей вины и просто не идут на контакт, считая подобную работу не нужной. Иногда в таких случаях помогают индивидуальные консультации.

Работа с родителями в рамках коррекции девиантного поведения учащихся

  • Узнать, как воспитывают ребёнка в семье.
  • Помочь родителям занять адекватную, динамичную и прогностичную позицию.
  • Научить родителей справляться со сложными ситуациями в воспитании.
  • Помочь ребёнку социализироваться.

Организация коррекционных занятий при девиантном поведении учащихся

Занятия проводятся в два этапа на территории школы и включают в себя:

  1. Проведение консультаций с родителями (беседы тет а тет, лекции, вопросы о семье, помощь психолога). Занятия с детьми(личные консультации, общие тренинги).
  2. Для преодоления возникающих трудностей, рекомендуется использовать специальные психологические тренинги.
Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль