Программа социального психолого-педагогического сопровождения в начальной школе

146

Описание программы социального психолого-педагогического сопровождения  в школе «Успешное воспитание» 

Данная программа ориентирована на создание различных условий для успешного обучения и развития каждого учащегося в ситуациях школьного взаимодействия. Для более эффективной воспитательной работы нашей школы в рамках детского общественного объединения «Маленькая страна Чудетство» была разработана программа социального психолого-педагогического сопровождения в школе «Успешное воспитание». По мнению специалистов нашей школы в рамках следования данной программе возможно развитие заложенной в каждом учащемся творческой активности, воспитание у него нужных для этого качеств. У всех детей при поступлении в школу разный уровень психологической и физической готовности, поэтому одной из основных задач должно быть создание в образовательной организации благоприятных условий для развития успешной, общественно активной, адаптированной в обществе личности.

Данную программу социального психолого-педагогического сопровождения в школе можно использовать как в работе классных руководителей, так и в практике педагогов-психологов с целью совершенствования организации образовательного процесса. Сам образовательный процесс сводится не только к обученности учащихся, но ориентируется и на воспитание, понятие «качество жизни». Эти аспекты образовательного процесса раскрываются через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность».

Цель данной программы:

Социальное  психолого-педагогическое сопровождения ребенка в школе в рамках деятельности детского общественного объединения «Маленькая страна Чудетство» для его успешного воспитания  и развития.

Основные задачи программы:

  • развитие коммуникативных навыков учеников младших классов;
  • повышение нравственно-эстетической культуры учеников начальной школы;
  • ППСС одаренных обучающихся;
  • приобщение учеников начальной школы к здоровому образу  жизни;
  • развитие  психолого-педагогической  компетентности  (психологической культуры) обучающихся, их родителей,  педагогов;
  • динамическое отслеживание развития младших школьников (мониторинг психологического статуса ученика).

Мы предполагаем, что специально организованное социальное психолого-педагогическое сопровождение в школе детского общественного объединения способно успешно развить у учащихся начальной школы коммуникативные навыки, творческие и интеллектуальные способности, повысить нравственно-эстетическую культуру, приобщить к здоровому образу жизни и повысить психолого-педагогическую культуру родителей,  педагогов.

Этапы реализации программы социального психолого-педагогического сопровождения в школе

1. Подготовительный (I четверть учебного года). Реализация первоочередных мер по развитию и совершенствованию ППСС детского общественного объединения «Маленькая страна  Чудетство».

Задачи первого этапа:

  • создание инициативной группы для разработки программы ППСС «Успешное воспитание». Формирование команды единомышленников;
  • изучение научно-методической литературы, опыта деятельности  ОО;
  • выявление  и  формулировка противоречий;
  • разработка программы;
  • подготовка участников службы социального психолого-педагогического сопровождения в школе к деятельности     в инновационном режиме;
  • первичная диагностика. Ожидаемые результаты этапа:
  • доработка и реализация программы ППСС «Успешное   воспитание»;
  • формирование  команды единомышленников.

2. Практический (II–III четверти учебного года). Осуществление комплекса мер по освоение и внедрение новых  технологий и обеспечению инновационных направлений социального психолого-педагогического сопровождения в школе.

Задачи второго этапа:

  • реализация содержательного аспекта. Экспериментальная проверка программы;
  • организация мониторинга по отслеживанию  результативности качества. Ожидаемые результаты этапа:

ППСС классных руководителей:

  • Функционирование  ППСС  как  условие  становления успешной личности обучающегося.
  • Позитивная динамика становления личности   обучающегося.
  • Четкость в организации  мониторинга.

3. Обобщающий (IV четверть учебного года). Обобщение результатов работы социального психолого-педагогического сопровождения в школе детского общественного объединения «Маленькая страна Чудетство».

Задачи третьего этапа:

  • обработка данных, выявление результатов  деятельности;
  • соотнесение результатов с целями;
  • оценка степени удовлетворенности педагогов, обучающихся и их родителей содержанием, организацией и  результатами;
  • подготовка аналитического отчета по результатам материалов для публикаций, методических рекомендаций.

В качестве ожидаемых результатов предполагается их адекватность целям программы.

Содержание программы социального психолого-педагогического сопровождения в школе

Решение задач программы в отношении ребенка нельзя ограничивать исключительно областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Необходимо провести организацию работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса. Исходя из этих факторов мы внедряем нашу деятельность через ППСС всех участников детского общественного объединения: классных руководителей, родителей и  учащихся.

Социальное психолого-педагогическое сопровождение классных руководителей 

Классный  руководитель является организатором деятельности учащихся в классе, а также координатором воспитательных воздействий. Его личность оказывает существенное влияние на личность воспитанников, на характер отношений учителя с школьником. От него зависит сплоченность классного коллектива, активность, восприимчивость к воспитанию. Так как классное руководство является неотъемлемой и основной частью воспитательной системы ОО, а классный руководитель – непосредственным и основным организатором учебно-воспитательной работы, то служба ППСС считает необходимым оказывать ему помощь в организации деятельности.

Чтобы достичь этой цели, классному руководителю нужно совместно со специалистом службы ППСС разработать план воспитательной работы  в классе, учитывая психологические характеристики класса и обучающихся.

Цель: организация эффективной воспитательной среды в классе в рамках работы по социальному психолого-педагогическому сопровождению в школе.

Задачи:

  • сформировать мотивацию на успех классного  руководителя;
  • познакомить с новыми воспитательными  технологиями.

Мероприятия:

  • освоение и внедрение в воспитательный процесс современных технологий (проектные, исследовательские, интерактивные, информационнокоммуникационные технологии) (творческие отчеты классных руководителей);
  • познакомить учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми;
  • проведение семинара-практикума «Взаимодействие с гиперактивными детьми»;
  • консультирование классных руководителей «Развитие группового единства в коллективе»;
  • проведение круглого стола «Система работы с детьми, имеющими отклонения в поведении» (доклад  педагога-психолога);
  • организация и проведение конференции «Воспитание нравственности у младших школьников в условиях социальных перемен» для классных руководителей;
  • психологический практикум «Как стать компетентным в общении с родителями»;
  • семинар-практикум «Формирование учебной мотивации на   уроке»;
  • круглый стол для классных руководителей «Рациональное питание – залог здоровья».

Социальное психолого-педагогическое сопровождение в школе включает работу с родителями.

В современной социокультурной ситуации всё сильнее становится роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Практика, в свою очередь, показывает, что большинство родителей, активно участвующих в воспитании своих детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, в связи с чем их педагогическая и психологическая культуры имеет низкие показатели. Поэтому работу с родительской общественностью стоит рассматривать как одну из важнейших задач, решаемых в системе данной программы.

Цель социального психолого-педагогического социального сопровождения в школе в отношении родителей

Основной целью данного этапа является формирование  психолого-педагогической культуры.

В числе основных задач:

  • повышение ответственности родителей за воспитание и развитие   детей;
  • развитие осознанности педагогического воздействия родителей на детей в процессе повседневного общения;
  • обучение родителей навыку решать психологические и педагогические проблемные ситуации, связанные с воспитанием  детей.

Мероприятия:

  • психологическое консультирование родителей по вопросам прогнозирования развития одаренности  детей;
  • родительский  лекторий  «Возрастные  особенности младших школьников»;
  • родительские собрания «Стили семейного  воспитания»;
  • общешкольное родительское собрание «Как сберечь  здоровье собственного ребенка»;
  • групповые  консультации  по  организации психологической поддержки детей при переходе в среднее  звено;
  • организация и проведение конкурса рисунков,   стенгазет, посвященного Дню семьи: «Семья – это…»;
  • родительские собрания для родителей учащихся 4-х классов «Возрастные особенности  младших подростков».

Социальное психолого-педагогическое сопровождение учащихся школы

Когда ребенок поступает в первый класс, у него уже есть некоторые сформированные личностные качества, однако развитие личности – длительный процесс, который затрагивает всю жизнь. Начальная школа вносит в этот процесс существенный вклад. В этот период особенно важна грамотная, целенаправленная образовательная работа по формированию детской личности. Младший школьник – этот творческий человек, который стремится к  самовыражению, к реализации своих способностей. Подготовиться к полноценной жизни он сможет, лишь имея опыт самостоятельных, активных, общественно-значимых действий, совершаемых в условиях детско-взрослого сообщества. 

Такие условия возможно создать в рамках работы по социальному психолого-педагогическому сопровождению в школе в детском общественном объединении «Маленькая страна Чудетство». Важной особенностью объединения является то, что для ребенка это пространство проб. В этом пространстве возможно саморазвитие, реализация социальных качеств, формирование ответственности, не носящей обязательного, внешне регламентированного характера и потому обеспечивающей его развитие. Наиболее важным ориентиром в данном случае является выработка социальной компетентности личности, которая не может быть определена только через сумму предметных знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит  обстоятельствам.

Представим  каждое направление программы социального психолого-педагогического сопровождения учащихся школы:

  • развитие коммуникативных навыков младших  школьников;
  • повышение нравственно-эстетических качеств младших   школьников;
  • ППСС одаренных обучающихся;
  • формирование потребности в сохранении здоровья и   здорового образа жизни.

У младшего школьника непрерывно возникает множество трудностей, которые ему нужно преодолевать. Как правило, эти трудности связаны с коммуникацией, особенно со сверстниками. В ситуациях формального равенства школьники вынуждены сталкиваться с разной культурой речевого и эмоционального общения  сверстников.

Одно из направлений программы социального психолого-педагогического сопровождения в школе – развитие коммуникативных навыков

В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками. В этом общении эффективнее осуществляется познавательная предметная деятельность и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к общению делает группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Поэтому первое направление социального психолого-педагогического сопровождения в школе – развитие коммуникативных навыков.

Цель: создание социально-психологических условий для развития коммуникативной сферы младших школьников.

Задачи:

  • развивать у младших школьников навыки  общения;
  • способствовать повышению уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе  общения;
  • формировать терпимость к мнению  собеседника;
  • сплочение коллектива.

Мероприятия:

  • праздничная линейка «Здравствуй, школьная  страна!»;
  • посвящение в Чудесники;
  • тренинг  «Командообразование»;
  • День доброго общения;
  • День подарков просто так;
  • посвящение в читатели (Станция  «Читайки»);
  • классные часы «Уроки общения» 1 раз в  четверть.

Не менее важным направлением социального психолого-педагогического сопровождения в школе является повышение нравственно-эстетических качеств учащихся.

Нравственное и эстетическое воплощают в себе человеческое «небезразличие» к  окружающему. Данные ценности основаны на иерархической структуре. Они способствуют осмыслению своеобразия действительности, помогают лучше сориентироваться в безграничном богатстве нравственно-эстетических ценностей, жить по законам добра и красоты. Также они являются составляющей частью граней духовной культуры, часто изучаемых во взаимосвязи, вступая при этом в новые взаимодействия.

В младшем школьном возрасте происходит наиболее интенсивное становление моральных установок и эстетических чувств, поэтому нравственноэстетическое воспитание приобретает особую значимость. В этом возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными и эстетическими   нормами.

Повышение нравственно-эстетических качеств учащихся – еще одно направление программы социального психолого-педагогического сопровождения в школе.

Цель: повышение нравственно-эстетической культуры младших школьников.

Задачи:

  • формировать знания о принятых в обществе нормах и правилах поведения;
  • развивать способности к сочувствию, сорадости в отношении других людей;
  • способствовать формированию потребности в красоте и деятельности по законам красоты.

Мероприятия:

  • посвящение в Чудесники;
  • День вежливости;
  • этикет-шоу (сюжетно-ролевая игра);
  • День открытых дверей;
  • День самоуправления;
  • классные часы:
  • –    «Манеры поведения»;
  • –    «Учимся видеть в друге хорошее»;
  • –    «Кем я хочу быть».

Социальное психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся школы

Одаренный человек – это прежде всего одаренная личность. Для развития способностей одаренного ребенка ему необходимо создать особые условия, позволяющие учиться и развиваться. Одаренность как качественная характеристика учащегося означает проявление у ребенка значительно более высоких, в сравнении со статистической нормой, умственных и творческих возможностей (способностей).

Эти особые возможности не всегда проявляются в реальных достижениях, в оценках и результатах учебной деятельности.

Большинство психологов включают в структуру одаренности как когнитивные (интеллект, специальные способности, креативность), так и некогнитивные личностные (мотивационные, эмоциональные, волевые) факторы, и условия воспитания и обучения. Социальное психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся школы – еще одно направление программы.

Цель: ППСС и разработка основ и практических мер, направленных на развитие потенциала каждого ученика, создание системы развития одаренных и талантливых  детей.

Задачи:

  • предоставлять  младшим  школьникам возможности совершенствовать свои способности;
  • формировать адекватную самооценку;
  • развивать потребность в творческом  самовыражении;
  • формировать готовность к общественному и гражданскому самоопределению;
  • развивать инициативность, самостоятельность младших  школьников.

Мероприятия:

  • выявление лидеров (командиров), проведение выборов капитана  школы;
  • фестиваль талантов;
  • Деловая игра «Хочу все знать!»;
  • Парад искусников;
  • День самоуправления;
  • участие в городском конкурсе «Мир глазами  детей»;
  • участие в городских фестивалях: «Солнце для всех»,   «Созвездие»;
  • организация и проведение конкурса рисунков,   стенгазет, посвященного Дню семьи: «Семья – это…»;
  • творческий отчет Чудесников «Праздник  детства»;
  • участие Чудесников во всероссийских дистанционных конкурсах, в школьных и городских олимпиадах, в предметных  декадах;
  • акция «Подарок ветерану».

Важнейшим направлением социального психолого-педагогического в школе является формирование потребности в сохранении здоровья и здорового образа жизни.

В современном учебном заведении реальный путь сохранения здоровья школьника заключается в установлении баланса между образовательной средой школы, в которой воспитывается и обучается ребенок, и физиологическими процессами детского организма, характерными для конкретной возрастной группы, при обеспечении особенностей физиологического развития школьника с организацией педагогического процесса.

Обеспечение этого баланса возможно только на основе единства усилий всех педагогов школы, особенно – учителей физической культуры, медицинской службы, психологической службы, родителей, необходимых для реализации условий по сохранению и развитию здоровья ребенка. Формирование же здорового образа жизни у младшего школьника требует выявления особенностей здоровья в этом возрасте, специфики педагогического воздействия и продуманной системы оздоровительных мер.

Важной частью работы по социальному психолого-педагогическому сопровождению в школе на данном этапе является определение и создание педагогических условий, которые способствуют утверждению среди школьников реального здорового образа жизни, развитию привычек и навыков здорового образа жизни, развитию мотивации к здоровому образу жизни, препятствуют проявлениям девиантного поведения учащихся. Последнее связано с нарушениями в психическом здоровье, которое обеспечивает адекватную поведенческую реакцию организма, и в нравственном здоровье, которое выражается в системе ценностей, установок и мотивов поведения  человека.

Программа социального психолого-педагогического сопровождения в школе утверждает необходимость не только давать учащимся информацию о поведенческих рисках, опасных для здоровья, но и формировать навыки здорового жизненного стиля. Обязательным условием эффективности обучения здоровому образу жизни становится использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (тренинги, ролевые игры, моделирование ситуаций и т. д.).

Цель: создание здоровьесберегающего пространства в школе с целью сохранения и укрепления здоровья младшего   школьника.

Задачи:

  • расширять знания детей о здоровье и здоровом образе жизни, осознанности этих знаний;
  • воспитывать активное отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желанию помогать себе и другим людям в его соблюдении;
  • прививать навыки, приемы здорового образа  жизни, сформированности привычек  гигиенического поведения;
  • поощрять  стремления детей  к  расширению  своего  кругозора в сфере здоровья и здорового образа  жизни;
  • профилактика школьного и дорожного  травматизма.

Мероприятия:

  • оформление уголков здоровья;
  • организация тематических встреч с работниками образования учреждений здравоохранения;
  • классные часы «Полезные  привычки»;
  • театрализованное представление «Сказка на новый  лад»;
  • игра-викторина «Растишка»;
  • КВН «Мы и наше  здоровье»;
  • акция «Обменяй конфету на  яблоко!»;
  • организация и проведение недели пропаганды здорового образа  жизни;
  • участие во Всероссийском Дне  здоровья.

Оценка социального психолого-педагогического сопровождения в школе

При оценке ППСС деятельности детского общественного объединения «Маленькая страна Чудетство» можно выделить основные критерии эффективности нашей деятельности:

1. Самооценка значимости своей личности учеником. Индикатор: число учащихся, имеющих возможность принимать решения, определяющие жизнь школы и класса.

2. Возможность и интенсивность общения. Индикатор: число учеников, считающих общение важной ценностью.

3. Занятие спортом, физическое совершенствование. Индикатор: число учащихся, посещающих различные секции, называющих одной из основных ценностей жизни здоровье, нормой поведения –  спорт.

4. Занятие  искусством.  Индикатор:  число учащихся,  принимающих  участие в различных театральных постановках, КВН, праздниках и  пр.

5. Исполнение социальной роли. Индикатор: число учащихся, принадлежащих к различным общественным организациям и занимающихся общественной деятельностью.

6. Комфортность в ОО. Индикатор: число учащихся, ощущающих себя в ОО, как дома.

Оценить социальное психолого-педагогическое сопровождение деятельности, организованной в школе, по данным критериям позволят следующие мероприятия:

  • анкетирование,  тестирование;
  • беседы, интервью с членами детского объединения, классными руководителями, родителями;
  • социологический опрос и беседы с людьми, которым оказывалась помощь и поддержка;
  • включение педагогов в анализ и проектирование хода   мероприятий;
  • включенное и невключенное наблюдение за ходом деятельности в рамках Программы, анализ общей атмосферы в процессе участия в мероприятиях;
  • проведение  итоговых  мероприятий, рефлексия;
  • контент-анализ документации по программе, программных   документов.

Руководитель  службы социального психолого-педагогического сопровождения в школе координирует  программу. Специалисты службы ППСС реализуют программу «Успешное   обучение».

Заместитель директора по ВР принимает активное участие в разработке концепции модели детской общественной организации, занимается вопросами методического обеспечения, организовывает и стимулирует работу педагогического коллектива.

Руководитель детского общественного объединения занимается практическими вопросами, курирует и направляет работу органов самоуправления, курирует работу малого совета.

Педагог-организатор выступает организатором творческих коллективных мероприятий, обеспечивают связь с организациями и учреждениями, которые являются партнерами по  проекту.

Классные руководители – изучают интересы обучающихся, стимулируют  на участие в жизни организации, организуют работу классов, организуют самоуправление, планируют, анализируют деятельность  коллектива.

Педагоги дополнительного образования оказывают помощь и  участвуют в мероприятиях, выступают в роли консультантов по профилю своего  предмета.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль