Сопровождение и работа с учащимися с ОВЗ, имеющими проблемы со зрением

494

Распространение идей инклюзивного образования: работа с учащимися с ОВЗ

С  момента  закрепления  Федеральным  законом  от  29.12.2012  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» идей инклюзивного образования прошло чуть больше года, но многие образовательные организации (далее – ОО) обрели существенный опыт в предоставлении образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Это закономерно, если принять во внимание, что обучение детей с ОВЗ в образовательных учреждениях общего типа позволяет создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и таким образом способствовать эффективному решению проблем их интеграции в общество. Закономерно поэтому, что многие идеи инклюзивного образования были включены в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (далее – Порядок).

Опыт инклюзивного образования сложился и в ДО № 2 «Колокольчик», куда принимают детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (далее – ОВЗ) по зрительной дисфункции. Главная задача педагогов, работающих с такими детьми, – помогать им полноценно развиваться и осваивать социальный опыт наряду со своими здоровыми сверстниками. Педагоги используют все возможные факторы здоровьесбережения и адаптации наших воспитанников, начиная с предметно-пространственного   проектирования   здоровьесберегающей среды и заканчивая специализированными подходами работы с их родителями.

Общая задача педагогов, преемственность которой необходима для продолжения образования таких детей, – создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в процессе работы с детьми с ОВЗ в школе. Далее подробно изложено, какими характерными особенностями отличаются дети с ОВЗ по зрительной дисфункции и какие в связи с ними можно дать рекомендации учителям начальной школы по обеспечению здоровьесбережения таких детей.

Работа с детьми с ОВЗ в школе: функции зрения

Предлагаемые рекомендации основываются на проверенных научных фактах, подтверждающих, что зрительная информация составляет около 90% информации, поступающей в кору больших полушарий мозга через все остальные   органы   чувств   человека. С помощью глаз опознаются основные признаки, характеризующие предметный мир, – форма, величинные отношения, цвет, разнообразие цветовых оттенков, световые отражения; устанавливаются пространственные отношения между предметами, оцениваются расстояния, направление, воспринимается  перспектива.

В момент работы с детьми с ОВЗ в школе по зрительной дисфункции у них активизируются другие виды чувствительности. В отличие от других сенсорных систем зрительный анализатор генетически развивается в тесной связи с мозгом. Рецепторы начинают тесно связываться с осязанием, слухом, обонянием и другими видами чувствительности. В результате образуются сложные динамические системы связей, являющиеся чувственной основой всей психической деятельности и ориентации начинающего школьника в пространстве  образования.

Успешное и безболезненное развитие зрительно-пространственного анализа у детей с ОВЗ по зрению связано с движением рук и развитием зрительного внимания. Это, в свою очередь, обуславливает развитие зрительно-двигательных связей и способствует формированию предметных представлений. При этом отмечается, что ранее других развиваются прослеживающие функции глаза за предметами, перемещающимися в горизонтальном направлении. Это сочетается с движением рук и всего тела.

Новизна зрительных, слуховых и других впечатлений расширяет сферу зрительного обозрения окружающего мира. Это способствует развитию зрительных представлений, зрительного внимания, зрительно-двигательной памяти. Формирование с участием глаз чувственного познавательного опыта в младшем школьном возрасте происходит наряду с формированием системных зрительно-слуховых, зрительнотактильных, зрительно-двигательных связей, являющихся физиологической основой дальнейшего развития высших форм познавательной  деятельности.

Что нужно знать перед работой с учащимися с ОВЗ: нагрузка на зрение при поступлении в школу

С началом занятий в школе у детей, пришедших туда из специальных коррекционных групп, значительно увеличивается объем нагрузки. Главная проблема школьника – чрезмерность нагрузок, перенапряжение глаз. Как и любая другая мышца организма, глазная (цилиарная) мышца также испытывает усталость при длительной работе. В результате глаз теряет способность реагировать на смену фокусного расстояния – происходит спазмирование мышц (врачи называют это состояние «спазм аккомодации», или «школьная близорукость»). Кроме того, становятся более доступными компьютерные игры, просмотр телевизора. Многие родители думают, что все, что было сделано в детском саду, – навсегда закрепилось! Но, к сожалению, уже через 3–4 месяца все достигнутые результаты могут быть утеряны.

Но важно понимать, что занятия должны быть системными. Поскольку часто бывают ситуации, при которых после окончания детьми ДОО родители направляют их в   общеобразовательную  школу, тогда как опыт общения с обычными детьми недостаточен. И из-за желания удовлетворить свои амбиции, не думая о правильной работе с детьми с ОВЗ в школе, родители не уделяют достаточно внимания равномерной по физическому состоянию ученика нагрузке.

В результате ребенок не справляется, родители нанимают репетиторов вместо того, чтобы заранее просто проконсультироваться со специалистом, выбрать приемлемый уровень нагрузки и подходящую школу. Сейчас не проблема узнать, по какой программе будет организован учебный процесс, продолжительность уроков (после детсадовских 25 мин высидеть 45 мин очень сложно). Причиной зрительной дисфункции может быть просто то, что ребенку не по уровню состоянию здоровья предоставлена учебная  нагрузка.

Первоочередной заботой педагогов, работающих с рассматриваемой группой детей, является развитие у них образного мышления. Богатую почву для этого имеют чтение, письмо, художественное творчество. Деятельность зрительных функций лежит в основе формирования эстетических чувств, восприятия явлений природы, живописи, архитектуры. Зрение имеет столь сложные и многообразные связи с другими функциями, и его нарушение ведет к появлению вторичных отклонений в психическом и физическом развитии.

Прежде всего страдают функции, тесно связанные со глазами, в особенности восприятие предметов и явлений действительности, ориентация в пространстве, формирование представлений и измерительных действий. Так, в процессе работы с учащимися с ОВЗ важно понимать, что при зрительной дисфункции отмечаются недостатки в формировании двигательных функций: скорости, точности, координации движений и др. Нарушение функций зрения приводит к сокращению и ослаблению ощущений у частично зрячих и слабовидящих или полной их утрате у тотально слепых. Изменения в сфере ощущений, т. е. на первой ступени чувственного отражения, неизбежно должны отразиться на следующем его этапе – восприятии.

Поскольку здоровье ребенка, в отличие от здоровья взрослого человека, всегда находится в процессе становления и совершенствования, начинать работу с детьми, имеющими ОВЗ по зрению, надо сразу же по поступлении их в школу. При проведении занятий в таких группах соблюдаются не только общегигиенические нормы (освещенность помещения, удаление от воспитателя на занятии, угол зрения), но и учитываются имеющиеся дефекты, особенно при леченииокклюдером. Впомещенияхнеобходимоиметьспециальноподобранные игровые пособия, должны быть размещены зрительные ориентиры, тренажеры на цветоощущение, ориентировку в пространстве. С детьми надо проводить релаксирующие или стимулирующие упражнения (примерный   комплекс приведен ниже) в зависимости от назначения врача,  разминки.

Роль витаминов в процессе работы с учащимися с ОВЗ по зрению

В консультативной работе педагогов начальной школы с родителями детей с ОВЗ по зрению следует использовать рекомендации про витамины для   глаз.


Это полезно знать

Из Порядка, п. 26: В образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, допускается совместное обучение слепых и слабовидящих учащихся, а также учащихся с пониженным зрением, страдающих амблиопией и косоглазием и нуждающихся в офтальмологическом сопровождении.


На первом месте по популярности из полезных для глаз продуктов стоит черника. В ней обнаружены вещества, усиливающие зрение, особенно ночное, – витамин С, а также масса антиоксидантов, оказывающих очищающее действие на сосуды. Черника улучшает кровообращение в глазных мышцах и позволяет глазам получать больше кислорода и питательных веществ, снимает усталость с глаз. Недостаток витамина А приводит к дистрофическим нарушениям глаз: возникает сухость оболочек, потеря их прозрачности. Витамин А содержится во всех красных и оранжевых продуктах: тыкве, моркови, сладком перце, а также в зеленом луке , листьях петрушки, печени, яйцах, сливочном масле.

Также для успешной работы с учащимися с ОВЗ по зрению нужно понимать,  насколько полезно есть такие продукты, как миндаль, грецкие орехи, пить сок брусники. Орехи содержат витамин В1 (тиамин), который улучшает состояние нервной ткани (сетчатка, зрительный нерв, зрительный анализатор головного мозга). Стенки кровеносных сосудов укрепляет витамин Р. Он содержится в чернике, черной и красной смородине, вишне, яблоках, шиповнике. Полезно употреблять рыбий жир, икру, злаки, мед, курагу, листовую зелень, крапиву. Не рекомендуется есть чеснок при зрительноц дисфункции. Не стоит забывать, что мы на 70–80% состоим из воды. От качества потребляемой воды во многом зависит и состав внутриглазных жидкостей, и состояние хрусталика, и степень увлажнения роговицы глаза.

Рекомендуются  и специфические меры профилактики для успешной работы с учащимися с ОВЗ по зрению:

  • правильно организовать рабочее место школьника: удобный стол, качественный компьютер, хорошее освещение рабочей зоны (дневное или искусственное). Последний момент очень важен: при недостаточном освещении  глаза  напрягаются,  быстро   устают,   ребенок   приближает   книгу – постепенно глаза привыкают к работе на таком расстоянии. Глазные мышцы сдавливают глазное яблоко, его форма изменяется, что и приводит к развитию близорукости. Для освещения рабочего места лучше использовать настольную лампу с абажуром, мощность – до 75  ватт;
  • разумно дозировать зрительную нагрузку: младшему школьнику рекомендуется проводить за монитором не более получаса в день, смотреть телевизор – только по выходным. Читать тоже надо правильно: расстояние от книги до глаз должно быть 35-40 см. Если зрение в порядке, необходимо делать перерыв в занятиях каждые 40 мин, в случае близорукости чаще – каждые 30 мин. Важно, чтобы этот 15–20-минутный перерыв ребенок провел активно (можно сделать гимнастику для  глаз);
  • создавать условия для активного образа жизни школьника: игры, прогулки на свежем воздухе, общение с друзьями – важные вещи! Разумная физическая нагрузка не только способствует гармоничному развитию ребенкаиукрепляетегоиммунитет, ноиположительновлияетназрительную функцию (ведь глаза в это время отдыхают).

Комплекс упражнений для учащихся с ОВЗ по зрению

Минимальный комплекс оздоровительной гимнастики для младших школьников с ОВЗ по зрению, может быть таким:

Упражнение 1. Очень медленно выполнить круговое движение головы в одну сторону, затем в другую. (Повторять 1–2 раза).

Упражнение 2. Самомассаж затылочной части головы и шеи. Выполняется подушечками пальцев сверху вниз – наружно: поглаживаниями, круговыми движениями, растираниями.

Упражнение 3. Крепко зажмурить глаза на 2–3 с, затем открыть их на несколько секунд. (Повторять 3 раза).

Упражнение 4. Руки на поясе. Напряженно свести локти впереди. Отвести руки назад, прогнуться. (Повторять 2–3 раза).

Упражнение 5. Руки на поясе. Правая рука – за голову; напрягая мышцы, повернуть туловище вправо. Расслабляя мышцы, вернуться в исходное положение. То же в другую сторону. (Повторять 2–3 раза).

Упражнение 6. Следить глазами за медленным опусканием, а затем подниманием пальца руки на расстоянии 30 см от глаз. (Повторять 3–4 раза, меняя руки).

Упражнение 7. Двигать зрачками влево-вправо, вверх-вниз, по кругу. Крепко зажмурить глаза на 1–2 с. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж век подушечками пальцев.

Упражнение 8. Слегка поглаживать пальцами по вискам, бровям, вокруг глаз (это упражнение приносит успокоение).

Упражнение 9. Сесть напротив стены на расстоянии 2–5 м. Наметить на стене две точки, одна над другой на расстоянии 50 см. Переводить взгляд с точки на точку.

Упражнение 10. Сосредоточить взгляд на неподвижной точке, находящейся на расстоянии около 5 м на 10 с.

Работа с учащимися с ОВЗ по зрению: перспективы инклюзивной практики

Все упражнения, включенные в предложенный комплекс, прошли апробацию на базе спецгрупп ДО № 2 «Колокольчик» и внедрены в практику работы педагога с детьми с ОВЗ в школе. За последние пять лет более 90% воспитанников ДО № 2 «Колокольчик» успешно продолжают обучение в общеобразовательных школах. Общие достижения в работе с детьми с ОВЗ в школе по зрению стали предпосылкой открытия в образовательном комплексе, в который входит ДО № 2 «Колокольчик» экспериментального класса охраны зрения.

Для обеспечения работы педагогов подобрано специальное оборудование, выдержана эстетика образовательного пространства, сокращено время уроков. В кабинете организована зона отдыха, а учащихся, нуждающихся в продолжении лечения, приводят в наш сад, где они не только получают лечение, а еще и занимаются с дефектологом. Рассчитываем, что это нововведение даст дальнейшие положительные результаты.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль