Научный клуб как форма организации внеурочной деятельности учащихся

226

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) начального общего образования внеурочная деятельность – обязательная составляющая основной образовательной программы. Актуальность внеурочной деятельности особо возрастает сегодня в связи с возрастанием ее воспитательной составляющей. Внеурочная деятельность младших школьников способствует решению следующих задач:

  • обеспечение адаптации ребенка в школе ;
  • оптимизация учебной нагрузки младших школьников;
  • улучшение условий для развития ребенка;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Воспитательные цели внеурочной деятельности младших школьников необходимо связывать с содержанием учебных предметов, поскольку так можно добиться искомого современной школой интегрированного образовательного результата. Основу такого результата составляет так называемый познавательный интерес, своего рода потребность в новом. При достаточном педагогическом обеспечении  такой интерес вырастает в конкретную познавательную цель, а затем и в учебную задачу. Продуцирование интереса и есть одна из ключевых целей организации внеурочной  деятельности учащихся.


Это полезно знать

Согласно письму Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 внеурочная деятельность – это «образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общеобразовательной организации». Вместе с тем внеурочная деятельность младших школьников – это тоже учебная деятельность, где ребенок познает мир и осваивает новый для себя опыт. Урочная и внеурочная деятельность дополняют друг друга в процессе учения как такового.


Научный клуб как форма организации внеурочной деятельности учащихся 

Научный клуб «Мы и окружающий мир» стал для нас наиболее оптимальной с точки зрения воспитательного эффекта формой внеурочной работы с младшими школьниками. Занятия клуба мы практикуем с первого класса. Первый класс считается подготовительным к вступлению в клуб. В конце первого класса учащиеся выполняют практическую работу, которая позволяет им стать членами клуба. Начиная со второго класса, осуществляется непосредственная деятельность школьного научного сообщества.

Принципы и содержание деятельности научного клуба

Научный клуб – часть деятельности научного общества учащихся, членами которого становятся школьники, изъявившие желание работать в научном обществе. Для участников непосредственно клуба устанавливаются некие правила. Так,  члены клуба обязаны активно работать в  обществе, участвовать в учебных сборах, научных конференциях, сессиях,  экспедициях; творчески выполнять задания общества в организации дней науки, защиты окружающей среды, выставок работ членов научного общества, а также отчитываться о своей работе на занятиях и сессиях научного клуба. Члены клуба имеют право получить характеристику своей творческой научной работы от ученического совета и научного руководителя для дальнейшей учебы и работы.

Экология и окружающий мир – предмет особого интереса младших школьников. Именно поэтому в рамках школьного научного общества мы организовали научный клуб «Мы и окружающий мир». Работа клуба строится так, что школьникам открываются самые широкие возможности для применения учебных и практических задач, разнообразных действий (чтение, письмо, вычисление, измерение, наблюдение, рисование и т. д.), сформированных во время обучения по самому курсу «Окружающий  мир».

Ведущим принципом отбора материала для организации занятий научного клуба стал принцип сочетания краеведческой и «мироведческой» составляющих. В процессе краеведческой работы учащиеся погружаются в традиции и культуру малой родины, приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания. Такие занятия клуба позволяют ученикам идентифицировать себя с народом, страной, государством, а также проявлять интерес к культуре и истории своей малой родины, родной страны и края. И здесь начинается мироведение, знакомство с окружающим миром как таковым.

Ниже мы представляем методическую разработку одного из наиболее удачных и оригинальных занятий, с помощью которых эффективно решаются главные задачи проведения научного клуба как формы внеурочной деятельности младших школьников (в 1-м классе). Тема занятия связана с содержанием одной из тем программы по «Окружающему миру». В ход занятия заложен комплекс образовательных результатов, достижение которых предусмотрено требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Занятие выстраивалось таким образом, чтобы указанные результаты достигались в активной познавательной форме.

Тема занятия – «Живая и неживая природа. Кто живет в цветке, или для чего нужна лупа?». Форма проведения – творческая работа по оформлению настольной игры «Живое – неживое». Данный вид работы проводится в группах  с привлечением вожатых или родителей. Последнее условие очень важное, поскольку совместная деятельность взрослых и детей – залог продуктивного творчества и успешной познавательной коммуникации.

Занятие научного клуба на тему «Живая и неживая природа. Кто живет в цветке, или для чего нужна лупа?»

Форма проведения  – творческая работа по оформлению настольной игры «Живое – неживое».

Цель: формирование умения работать с информацией (поиск, анализ, систематизация), делать выводы из наблюдений.

Задачи:
  • расширить знания учеников о жизни насекомых;
  • развивать мышление, наблюдательность, используя метод исследования;
  • воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе, а также умение работать в группе.

Результаты деятельности: исследовательская деятельность младших школьников в рамках подготовки к заседанию научного клуба и участие в заседании являются условиями для формирования универсальных учебных действий  учащихся.

Личностные результаты:
  • формирование ценностного отношения к окружающему миру;
  • умение ценить живую природу, проявляя готовность следовать нормам природоохранного и здоровьесберегающего поведения;
  • уважительное отношение к мнению одноклассников.
Метапредметные результаты:
  • развитие исследовательских действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять ее различными способами);
  • осуществление самоконтроля, самонаблюдения, самооценки в процессе коммуникативной деятельности;
  • умение видеть и воспринимать причинно-следственные связи в окружающем мире.
Предметные результаты: ученик получит возможность в рамках программы научного клуба:
  • углубленно изучить тему: «Кто живет в цветке, или для чего нужна лупа?» во взаимосвязи с предметами: «окружающий мир», «изобразительное искусство», «обучение грамоте»;
  •  совершенствовать навыки самостоятельной исследовательской работы.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, презентация к уроку, лабораторное оборудование (лупы).

Объекты исследования: насекомые (пчела, муравей, светлячок,  паук).

При подготовке к заседанию научного клуба «Мы и окружающий мир» в 1-м классе по теме: «Кто живет в цветке, или для чего нужна лупа?» с учениками была проведена экскурсия на пришкольный участок и урок изобразительного  искусства.

Ход занятия 

Этап

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

4

1. Организационный момент

Настроить учеников на занятие

Приветствие детей, призыв к организации рабочих мест

Подготовка рабочих мест

2. Постановка проблемы

Обозначить проблему

Погружение в проблему. Слова Учителя:
– Наш класс на одно занятие превратится в исследовательскую лабораторию, а вы станете научными сотрудниками, которым придется решать непростые вопросы. Вы готовы?

Осознание проблемы

3. Актуализация знаний

Формировать навыки публичного

выступления

Слова Учителя:
– Чтобы помочь нам разобраться, кто же будет объектом нашего исследования, я пригласила свою помощницу. Угадайте, кто это? Сейчас я познакомлю вас со своими друзьями.

1. Над цветком она жужжит, к улью быстро так летит, мед свой в соты отдала. Как зовут ее?

2. Он из веточек, из хвои настоящий дом построит. Без пилы и без гвоздей. Кто строитель?

3. Прыгает пружинка, Зеленая спинка.
С травки на былинку, С ветки на травинку.

4. Вдруг зажегся на травинке настоящий огонек. Это с лампочкой на спинке сел на травку.

– Ребята, как можно одним словом назвать друзей пчелы?

Определение темы занятия

Пчела Муравей Кузнечик

Светлячок Насекомые

4. Усвоение нового материала, новых УУД

Формирование УУД

Слова Учителя:
– Сегодня перед нами стоит задача, ответить сразу на несколько вопросов. Мы должны будем выяснить:
1. Чем насекомые отличаются от других классов животных.
2. Какие отличительные признаки есть у насекомых. 3. Какие насекомые изображены на рисунке.

Учащиеся рассматривают рисунки в учебнике и отвечают на поставлен- ные вопросы

5. Применение теоретических знаний в условиях выполнения заданий

Формировать навыки анализа и сравнения

– Ребята, я хочу вас познакомить с прибором, позволяющим лучше рассмотреть насекомых, – это лупа.
Вам даны силуэты животных. Выберите только насекомых и раскрасьте их (не более 3). Посмотрите, какая красивая коллекция у нас получилась.
Коллекция – это предметы, собранные на одну тему. Какую коллекцию собрали мы?
Ребята, как нужно относиться к насекомым?

Учащиеся исследуют насекомых, «собирают» коллекцию насекомых, отвечают на вопросы

6. Творческое использование сформированных УУД.

Игра «Живое – неживое»

Формирование навыков работы в группе

Учитель делит класс на 4 группы.
К каждой группе прикреплен вожатый (ученик 8–10-го класса из Школы вожатых) или родитель. Каждая группа загадывает по 2 слова – «живое» и «неживое». Ведущий – пчела с помощью наводящих вопросов должна угадать загаданный предмет. Примерные вопросы:
1. Живое или неживое ты загадал?
Если загадан предмет живой природы:
2. Где живет?
3. Чем питается?
4. Это птица?
5. Зверь?
6. Насекомое?
7. Дерево?
8. Трава?
9. Какие у него особенности?
10. Что интересного во внешнем виде?

А теперь каждая группа придумает свою игру «Живое – неживое»

Ученики делятся на группы, загадывают слова (например, елка и мяч), отвечают на вопросы ведущего, не называя загаданное слово

Дети в совместной работе с наставником (вожатый или родитель) начинают придумывать свою игру

7. Рефлексия деятельности

Формирование умения подводить итог проделанной работы, делать вывод

Учитель объявляет презентацию игр.
В конце занятия учитель сообщает о том, что в эти игры дети будут играть на переменах, во время динамического часа

От каждой группы выступает один ребенок и объясняет правила придуманной игры

Для других аналогичных занятий научного клуба можно взять следующие темы:

1. Тайны ромашки.

2. Невидимые вредители растений.

3. Вода и огонь.

4. Что мы едим?

5. Когда сон бывает сладкий?

Независимо от тематики занятия в формате научного клуба важно придать этому занятию необходимый пафос исследования. Педагогу необходимо заранее продумать текст объявления о заседании клуба, разместить его на доске объявлений и поручить одному из учеников провести регистрацию участников. Неплохо также подготовить сертификаты участника заседания клуба и дипломы для тех, кто внес в результаты занятия особый вклад. Такого рода детали поднимут престиж занятий клуба и внесут вклад в реализацию воспитательных целей внеурочной деятельности с учащимися.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль