Научный клуб как форма организации внеурочной деятельности учащихся

392

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) начального общего образования внеурочная деятельность – обязательная составляющая основной образовательной программы. Актуальность внеурочной деятельности особо возрастает сегодня в связи с возрастанием ее воспитательной составляющей. Внеурочная деятельность младших школьников способствует решению следующих задач:

  • обеспечение адаптации ребенка в школе ;
  • оптимизация учебной нагрузки младших школьников;
  • улучшение условий для развития ребенка;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Воспитательные цели внеурочной деятельности младших школьников необходимо связывать с содержанием учебных предметов, поскольку так можно добиться искомого современной школой интегрированного образовательного результата. Основу такого результата составляет так называемый познавательный интерес, своего рода потребность в новом. При достаточном педагогическом обеспечении  такой интерес вырастает в конкретную познавательную цель, а затем и в учебную задачу. Продуцирование интереса и есть одна из ключевых целей организации внеурочной  деятельности учащихся.


Это полезно знать

Согласно письму Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 внеурочная деятельность – это «образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общеобразовательной организации». Вместе с тем внеурочная деятельность младших школьников – это тоже учебная деятельность, где ребенок познает мир и осваивает новый для себя опыт. Урочная и внеурочная деятельность дополняют друг друга в процессе учения как такового.


Научный клуб как форма организации внеурочной деятельности учащихся 

Научный клуб «Мы и окружающий мир» стал для нас наиболее оптимальной с точки зрения воспитательного эффекта формой внеурочной работы с младшими школьниками. Занятия клуба мы практикуем с первого класса. Первый класс считается подготовительным к вступлению в клуб. В конце первого класса учащиеся выполняют практическую работу, которая позволяет им стать членами клуба. Начиная со второго класса, осуществляется непосредственная деятельность школьного научного сообщества.

Принципы и содержание деятельности научного клуба

Научный клуб – часть деятельности научного общества учащихся, членами которого становятся школьники, изъявившие желание работать в научном обществе. Для участников непосредственно клуба устанавливаются некие правила. Так,  члены клуба обязаны активно работать в  обществе, участвовать в учебных сборах, научных конференциях, сессиях,  экспедициях; творчески выполнять задания общества в организации дней науки, защиты окружающей среды, выставок работ членов научного общества, а также отчитываться о своей работе на занятиях и сессиях научного клуба. Члены клуба имеют право получить характеристику своей творческой научной работы от ученического совета и научного руководителя для дальнейшей учебы и работы.

Экология и окружающий мир – предмет особого интереса младших школьников. Именно поэтому в рамках школьного научного общества мы организовали научный клуб «Мы и окружающий мир». Работа клуба строится так, что школьникам открываются самые широкие возможности для применения учебных и практических задач, разнообразных действий (чтение, письмо, вычисление, измерение, наблюдение, рисование и т. д.), сформированных во время обучения по самому курсу «Окружающий  мир».

Ведущим принципом отбора материала для организации занятий научного клуба стал принцип сочетания краеведческой и «мироведческой» составляющих. В процессе краеведческой работы учащиеся погружаются в традиции и культуру малой родины, приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания. Такие занятия клуба позволяют ученикам идентифицировать себя с народом, страной, государством, а также проявлять интерес к культуре и истории своей малой родины, родной страны и края. И здесь начинается мироведение, знакомство с окружающим миром как таковым.

Ниже мы представляем методическую разработку одного из наиболее удачных и оригинальных занятий, с помощью которых эффективно решаются главные задачи проведения научного клуба как формы внеурочной деятельности младших школьников (в 1-м классе). Тема занятия связана с содержанием одной из тем программы по «Окружающему миру». В ход занятия заложен комплекс образовательных результатов, достижение которых предусмотрено требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Занятие выстраивалось таким образом, чтобы указанные результаты достигались в активной познавательной форме.

Тема занятия – «Живая и неживая природа. Кто живет в цветке, или для чего нужна лупа?». Форма проведения – творческая работа по оформлению настольной игры «Живое – неживое». Данный вид работы проводится в группах  с привлечением вожатых или родителей. Последнее условие очень важное, поскольку совместная деятельность взрослых и детей – залог продуктивного творчества и успешной познавательной коммуникации.

Занятие научного клуба на тему «Живая и неживая природа. Кто живет в цветке, или для чего нужна лупа?»

Форма проведения  – творческая работа по оформлению настольной игры «Живое – неживое».

Цель: формирование умения работать с информацией (поиск, анализ, систематизация), делать выводы из наблюдений.

Задачи:
  • расширить знания учеников о жизни насекомых;
  • развивать мышление, наблюдательность, используя метод исследования;
  • воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе, а также умение работать в группе.

Результаты деятельности: исследовательская деятельность младших школьников в рамках подготовки к заседанию научного клуба и участие в заседании являются условиями для формирования универсальных учебных действий  учащихся.

Личностные результаты:
  • формирование ценностного отношения к окружающему миру;
  • умение ценить живую природу, проявляя готовность следовать нормам природоохранного и здоровьесберегающего поведения;
  • уважительное отношение к мнению одноклассников.
Метапредметные результаты:
  • развитие исследовательских действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять ее различными способами);
  • осуществление самоконтроля, самонаблюдения, самооценки в процессе коммуникативной деятельности;
  • умение видеть и воспринимать причинно-следственные связи в окружающем мире.
Предметные результаты: ученик получит возможность в рамках программы научного клуба:
  • углубленно изучить тему: «Кто живет в цветке, или для чего нужна лупа?» во взаимосвязи с предметами: «окружающий мир», «изобразительное искусство», «обучение грамоте»;
  •  совершенствовать навыки самостоятельной исследовательской работы.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, презентация к уроку, лабораторное оборудование (лупы).

Объекты исследования: насекомые (пчела, муравей, светлячок,  паук).

При подготовке к заседанию научного клуба «Мы и окружающий мир» в 1-м классе по теме: «Кто живет в цветке, или для чего нужна лупа?» с учениками была проведена экскурсия на пришкольный участок и урок изобразительного  искусства.

Ход занятия 

Этап

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

4

1. Организационный момент

Настроить учеников на занятие

Приветствие детей, призыв к организации рабочих мест

Подготовка рабочих мест

2. Постановка проблемы

Обозначить проблему

Погружение в проблему. Слова Учителя:
– Наш класс на одно занятие превратится в исследовательскую лабораторию, а вы станете научными сотрудниками, которым придется решать непростые вопросы. Вы готовы?

Осознание проблемы

3. Актуализация знаний

Формировать навыки публичного

выступления

Слова Учителя:
– Чтобы помочь нам разобраться, кто же будет объектом нашего исследования, я пригласила свою помощницу. Угадайте, кто это? Сейчас я познакомлю вас со своими друзьями.

1. Над цветком она жужжит, к улью быстро так летит, мед свой в соты отдала. Как зовут ее?

2. Он из веточек, из хвои настоящий дом построит. Без пилы и без гвоздей. Кто строитель?

3. Прыгает пружинка, Зеленая спинка.
С травки на былинку, С ветки на травинку.

4. Вдруг зажегся на травинке настоящий огонек. Это с лампочкой на спинке сел на травку.

– Ребята, как можно одним словом назвать друзей пчелы?

Определение темы занятия

Пчела Муравей Кузнечик

Светлячок Насекомые

4. Усвоение нового материала, новых УУД

Формирование УУД

Слова Учителя:
– Сегодня перед нами стоит задача, ответить сразу на несколько вопросов. Мы должны будем выяснить:
1. Чем насекомые отличаются от других классов животных.
2. Какие отличительные признаки есть у насекомых. 3. Какие насекомые изображены на рисунке.

Учащиеся рассматривают рисунки в учебнике и отвечают на поставлен- ные вопросы

5. Применение теоретических знаний в условиях выполнения заданий

Формировать навыки анализа и сравнения

– Ребята, я хочу вас познакомить с прибором, позволяющим лучше рассмотреть насекомых, – это лупа.
Вам даны силуэты животных. Выберите только насекомых и раскрасьте их (не более 3). Посмотрите, какая красивая коллекция у нас получилась.
Коллекция – это предметы, собранные на одну тему. Какую коллекцию собрали мы?
Ребята, как нужно относиться к насекомым?

Учащиеся исследуют насекомых, «собирают» коллекцию насекомых, отвечают на вопросы

6. Творческое использование сформированных УУД.

Игра «Живое – неживое»

Формирование навыков работы в группе

Учитель делит класс на 4 группы.
К каждой группе прикреплен вожатый (ученик 8–10-го класса из Школы вожатых) или родитель. Каждая группа загадывает по 2 слова – «живое» и «неживое». Ведущий – пчела с помощью наводящих вопросов должна угадать загаданный предмет. Примерные вопросы:
1. Живое или неживое ты загадал?
Если загадан предмет живой природы:
2. Где живет?
3. Чем питается?
4. Это птица?
5. Зверь?
6. Насекомое?
7. Дерево?
8. Трава?
9. Какие у него особенности?
10. Что интересного во внешнем виде?

А теперь каждая группа придумает свою игру «Живое – неживое»

Ученики делятся на группы, загадывают слова (например, елка и мяч), отвечают на вопросы ведущего, не называя загаданное слово

Дети в совместной работе с наставником (вожатый или родитель) начинают придумывать свою игру

7. Рефлексия деятельности

Формирование умения подводить итог проделанной работы, делать вывод

Учитель объявляет презентацию игр.
В конце занятия учитель сообщает о том, что в эти игры дети будут играть на переменах, во время динамического часа

От каждой группы выступает один ребенок и объясняет правила придуманной игры

Для других аналогичных занятий научного клуба можно взять следующие темы:

1. Тайны ромашки.

2. Невидимые вредители растений.

3. Вода и огонь.

4. Что мы едим?

5. Когда сон бывает сладкий?

Независимо от тематики занятия в формате научного клуба важно придать этому занятию необходимый пафос исследования. Педагогу необходимо заранее продумать текст объявления о заседании клуба, разместить его на доске объявлений и поручить одному из учеников провести регистрацию участников. Неплохо также подготовить сертификаты участника заседания клуба и дипломы для тех, кто внес в результаты занятия особый вклад. Такого рода детали поднимут престиж занятий клуба и внесут вклад в реализацию воспитательных целей внеурочной деятельности с учащимися.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль