Внеплановые проверки в образовании

157

Лицензионный контроль посредством плановых и внеплановых проверок в образовании является составной частью процедуры лицензирования в рамках Закона № 294-ФЗ1 с особенностями, установленными Законом № 99-ФЗ2.

Лицензионный контроль не имеет никакого отношения к государственному контролю. Различают предварительный и последующий контроль.

При поступлении документов на получение или переоформление лицензии проводится предварительный контроль – это документарные и внеплановые проверки с выездом на место осуществления образовательной деятельности.

Контроль документов в ходе внеплановой проверки в образовании

Предметом документарной проверки являются сведения, представленные в документах, сведения о соискателе лицензии в целях оценки соответствия этих сведений (ч. 1.3 ст. 13 и ч. 3 ст.18 Закона № 99-ФЗ): сведения, содержащиеся в едином реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах. При предоставлении образовательному учреждению лицензии проверяется возможность выполнения им лицензионных требований. Эти сведения проверяются в рамках межведомственного взаимодействия.

Последующий контроль проводится для поверки реального соблюдения лицензиатом условий, на которые выдано разрешение. Это плановые и внеплановые проверки.

Основания для внеплановой проверки в образовании

Проведение внеплановых проверок происходит по основаниям, указанным в Законе № 294-ФЗ, а именно:

  • срок исполнения предписания об устранении нарушения истек,
  • указано что исполнение предписания рекомендуется проверять с помощью выездной внеплановой проверки,
  • лицензирующий орган поступила информация о наличии фактов нарушений,
  • истек срок, на который было приостановлено действие лицензии.

Основания для проведения внеплановых проверок в образовании, указанные в ст. 19 Закона № 99-ФЗ отличаются от тех, которые даны в Законе №294-ФЗ. Поэтому часто происходит путаница.

Важно знать, что поводом для проведения внеплановых проверок в образовании являются основания, перечисленные в Законе № 99-ФЗ!

Объектом внеплановой проверки в образовании являются: состояние помещений, зданий, оборудования, используемые технические средства, наличие работников для заявленного вида действия.

 Если уже дано предписание по устранению нарушений, то лицензиат может заявить о досрочном устранении нарушений, лицензирующий орган при этом вправе провести выездную проверку чтобы установить факт досрочного исполнения. После этого принимается решение о снятии с контроля предписания и принятия каких-либо других мер.

Также лицензирующий орган может провести внеплановую проверку в образовании при грубых нарушениях без уведомления лицензиата, таких как угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде и пр.

При проведении проверок все необходимые документы запрашиваются в рамках межведомственного взаимодействия.

Задача контролирующих органов — проверка выполнения образовательными учреждениями установленных требований о лицензировании.

По результатам проверки при выявлении нарушения требований выдается предписание и составляется протокол об административном правонарушении.

Административная ответственность при выявлении нарушений в ходе внеплановой проверки в образовании

При проведении внеплановых проверок в образовании могут быть выявлены многие нарушения.

Если ведется деятельность без специального разрешения в целях неполучения какой-либо прибыли, то при проверке может быть составлен протокол (ст. 19.20 КоАП). Например, есть лицензия на ведение образовательной деятельности по основным программам, но не указаны дополнительные виды образования, то это приравнивается к административному правонарушению. 

Любое нарушение лицензионных требований в образовании, обнаруженное при внеплановой проверке, также является административным правонарушением (ст. 19.20 КоАП).

 В ходе выявления нарушений должностное лицо обязано составить административный протокол и направить в суд для рассмотрения.

Последствия неустранения предписания прописаны в Законе № 99-ФЗ. Если предписание не исполнено в срок, то составляется протокол по ст. 19.5 КоАП и выдается повторное предписание с установлением срока устранения ранее выявленных нарушений в части несоблюдения лицензионных условий.

Если по решению суда юридическое лицо или индивидуальный предприниматель будут признаны виновными по статье, указанной в протоколе, действие лицензии приостанавливается.

В рамках КоАП РФ по решению суда может быть принята мера по приостановлению лицензии и даже приостановления самой деятельности организации до 90 суток.

При неисполнении повторного предписания документы направляются в суд с просьбой об аннулировании лицензии. Во время внеплановой проверки в образовании при любом выявлении нарушения обязательно должен быть составлен протокол должностным лицом.

Во избежание административной ответственности, руководителям образовательных учреждений следует усилить контроль за соблюдением установленных лицензионных требований и условий.


1 Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон № 24-ФЗ).

2 Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ).

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль