Модель системы поликультурного образования в сельской многонациональной школе

62

Модель системы поликультурного образования

Коллективом педагогов ОО разработана модель образования в сельской общеобразовательной многонациональной школе (схема). Она призвана решить комплекс задач, обеспечивающих достижение цели формирования этнопедагогической культуры – создание условий для социокультурной идентификации личности, что является предпосылкой к вхождению в иную социокультурную общность с учетом опыта освоения своей этнической культуры.

Оценочно-результативный компонент теоретической модели системы поликультурного образования в ОО представлен тремя критериями: когнитивным, деятельностным и мотивационно-ценностным. Опишем показатели каждого критерия.

Когнитивный критерий включает в себя следующие показатели:

  • знания индивида:

    • о собственной и иной культурах (обычаи, ценности, нормы правила, распределение ролей). Представления о сходствах и различиях своей и иной культур;

    • позволяющие адекватно интерпретировать поведение представителей иной этнической группы благодаря способности адекватно категоризировать и интерпретировать особенности своей и другой культур;

    • способствующие адекватному кодированию и декодированию невербальных сообщений от представителей иной культуры;

  • осознание значимости культурных различий;

  • языковую компетентность;

  • адекватное представление окультурной дистанции.

Деятельностный критерий системы поликультурного образования включает в себя следующие показатели:

  • способность контролировать эмоциональные переживания, связанные с различиями в культурах;

  • способность регулировать уровень тревоги в межкультурном взаимодействии;

  • умение адаптировать поведение к особенностям иной культуры;

  • навыки, способствующие проявлению адекватных культуре невербальных реакций.

Мотивационно-ценностный критерий включает в себя следующие показатели:

  • готовность индивида:

    • следовать нормам и правилам поведения в иной культуре;

    • осознать и принять ценности иной культуры;

    • проявлять эмпатию к представителям иной культуры;

    • вступать во взаимодействие исходя из позиции этнокультурного универсализма;

  • потребность вмежкультурной коммуникации;

  • потребность в получении знаний опредставителях иной культуры;

  • представление о близости культурной и или исторической дистанций. 

Уровни формирования системы поликультурного образования: компетентность учащихся

Выделим уровни формирования поликультурной компетентности у учащихся начальных классов*. Они помогут организовать наблюдение за младшими школьниками и выявить средний уровень поликультурной компетентности учеников класса.

Высокий уровень сформированности поликультурной компетентности у учащихся проявляется в следующем:

  • учащиеся демонстрируют полные, разносторонние поликультурные знания, умеют применять их на практике;

  • всегда соблюдают социальные нормы и правила, принятые в поликультурном обществе;

  • имеют устойчивый познавательный интерес к поликультурным знаниям;

  • положительную мотивацию к освоению поликультурных знаний проявляют всегда;

  • в достаточной степени обладают поликультурными качествами (толерантностью, эмпатией, бесконфликтностью и др.), необходимыми для позитивного взаимодействия с представителями разных культур;

  • поликультурные умения и навыки ушкольников сформированы в полной мере, дети обладают большим опытом взаимодействия с представителями разных культур.

Средний уровень сформированности поликультурной компетентности у учащихся проявляется в следующем:

  • учащиеся демонстрируют неполные поликультурные знания, редко умеют применять их на практике;

  • имеют слабый познавательный интерес к поликультурным знаниям;

  • имеют положительную мотивацию к освоению поликультурных знаний, которая проявляется под педагогическим воздействием;

  • обладаютнебольшимопытомвзаимодействияспредставителямиразных культур;

  • не всегда соблюдают социальные нормы и правила, принятые в поликультурном обществе;

  • у учеников недостаточно сформированы поликультурные качества (толерантность, эмпатия, бесконфликтность и др.), необходимые для позитивного взаимодействия с представителями разных культур;

  • поликультурные умения инавыки у школьников сформированы частично. Низкий уровень сформированности поликультурной компетентности у учащихся проявляется в следующем:

  • учащиеся демонстрируют отрывочные, бессистемные поликультурные знания;

  • не проявляют интереса к поликультурным знаниям;

  • не проявляют положительной мотивации к освоению поликультурных знаний;

  • не соблюдают социальные нормы и правила, системой поликультурного образования;

  • не обладают поликультурными качествами (толерантностью, эмпатией,  общительностью, бесконфликтностью и др.), необходимыми для позитивного взаимодействия с представителями разных культур;

  • поликультурные умения и навыки у школьников несформированы;

  • у них отсутствует опыт позитивного взаимодействия с представителями разных культур. 

Система поликультурного образования: задача по формированию поликультурной компетентности

Одна из ярких примет современного образования – возрастание роли регионального компонента в обучении и воспитании младших школьников за счет части, формируемой участниками образовательного процесса, и внеурочной деятельности. Региональное своеобразие образовательной среды позволяет педагогам формировать эффективное воспитательное пространство в общеобразовательной организации, районе, области. Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры школьника, его самостоятельности, творчества, активности, имиджа, интеллигентности.

Для достижения цели формирования элемента компетентности у учащихся в системе поликультурного образования необходимо решение ряда задач: 

  • ознакомить учащихся с историей и тенденциями современного развития родного края;

  • сформировать у младших школьников представление о различных сторонах жизни людей, проживающих на их родной земле;

  • развить у школьников стремление получать информацию о своей Родине, знать ее историю;

  • способствовать:

    • формированию личностного отношения учащихся к малой родине;

    • развитию гражданских качеств детей, патриотического отношения к ней;

    • адаптации школьников к действительности своего края, профессиональному самоопределению (что подразумевает организацию педагогами разнопланового изучения современной территории своей малой родины, формирование у детей умений практически использовать полученные знания в различных сферах повседневной жизни);

    • сплочению семей школьников;

    • развитию личностных качеств учащихся средствами краеведения;

  • создать условия для изучения школьниками проблем развития края, формирования у них видения своего места в решении этих проблем, установки на необходимость внести личный вклад в совершенствование жизни на родной земле.

Решение последней задачи нацеливает педагогов на организацию проблемного обучения младших школьников, использование проектных исследовательских форм работы, привлечение детей к деятельности прикладного характера. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль