Модель системы поликультурного образования в сельской многонациональной школе

40

Модель системы поликультурного образования

Коллективом педагогов ОО разработана модель образования в сельской общеобразовательной многонациональной школе (схема). Она призвана решить комплекс задач, обеспечивающих достижение цели формирования этнопедагогической культуры – создание условий для социокультурной идентификации личности, что является предпосылкой к вхождению в иную социокультурную общность с учетом опыта освоения своей этнической культуры.

Оценочно-результативный компонент теоретической модели системы поликультурного образования в ОО представлен тремя критериями: когнитивным, деятельностным и мотивационно-ценностным. Опишем показатели каждого критерия.

Когнитивный критерий включает в себя следующие показатели:

  • знания индивида:

    • о собственной и иной культурах (обычаи, ценности, нормы правила, распределение ролей). Представления о сходствах и различиях своей и иной культур;

    • позволяющие адекватно интерпретировать поведение представителей иной этнической группы благодаря способности адекватно категоризировать и интерпретировать особенности своей и другой культур;

    • способствующие адекватному кодированию и декодированию невербальных сообщений от представителей иной культуры;

  • осознание значимости культурных различий;

  • языковую компетентность;

  • адекватное представление окультурной дистанции.

Деятельностный критерий системы поликультурного образования включает в себя следующие показатели:

  • способность контролировать эмоциональные переживания, связанные с различиями в культурах;

  • способность регулировать уровень тревоги в межкультурном взаимодействии;

  • умение адаптировать поведение к особенностям иной культуры;

  • навыки, способствующие проявлению адекватных культуре невербальных реакций.

Мотивационно-ценностный критерий включает в себя следующие показатели:

  • готовность индивида:

    • следовать нормам и правилам поведения в иной культуре;

    • осознать и принять ценности иной культуры;

    • проявлять эмпатию к представителям иной культуры;

    • вступать во взаимодействие исходя из позиции этнокультурного универсализма;

  • потребность вмежкультурной коммуникации;

  • потребность в получении знаний опредставителях иной культуры;

  • представление о близости культурной и или исторической дистанций. 

Уровни формирования системы поликультурного образования: компетентность учащихся

Выделим уровни формирования поликультурной компетентности у учащихся начальных классов*. Они помогут организовать наблюдение за младшими школьниками и выявить средний уровень поликультурной компетентности учеников класса.

Высокий уровень сформированности поликультурной компетентности у учащихся проявляется в следующем:

  • учащиеся демонстрируют полные, разносторонние поликультурные знания, умеют применять их на практике;

  • всегда соблюдают социальные нормы и правила, принятые в поликультурном обществе;

  • имеют устойчивый познавательный интерес к поликультурным знаниям;

  • положительную мотивацию к освоению поликультурных знаний проявляют всегда;

  • в достаточной степени обладают поликультурными качествами (толерантностью, эмпатией, бесконфликтностью и др.), необходимыми для позитивного взаимодействия с представителями разных культур;

  • поликультурные умения и навыки ушкольников сформированы в полной мере, дети обладают большим опытом взаимодействия с представителями разных культур.

Средний уровень сформированности поликультурной компетентности у учащихся проявляется в следующем:

  • учащиеся демонстрируют неполные поликультурные знания, редко умеют применять их на практике;

  • имеют слабый познавательный интерес к поликультурным знаниям;

  • имеют положительную мотивацию к освоению поликультурных знаний, которая проявляется под педагогическим воздействием;

  • обладаютнебольшимопытомвзаимодействияспредставителямиразных культур;

  • не всегда соблюдают социальные нормы и правила, принятые в поликультурном обществе;

  • у учеников недостаточно сформированы поликультурные качества (толерантность, эмпатия, бесконфликтность и др.), необходимые для позитивного взаимодействия с представителями разных культур;

  • поликультурные умения инавыки у школьников сформированы частично. Низкий уровень сформированности поликультурной компетентности у учащихся проявляется в следующем:

  • учащиеся демонстрируют отрывочные, бессистемные поликультурные знания;

  • не проявляют интереса к поликультурным знаниям;

  • не проявляют положительной мотивации к освоению поликультурных знаний;

  • не соблюдают социальные нормы и правила, системой поликультурного образования;

  • не обладают поликультурными качествами (толерантностью, эмпатией,  общительностью, бесконфликтностью и др.), необходимыми для позитивного взаимодействия с представителями разных культур;

  • поликультурные умения и навыки у школьников несформированы;

  • у них отсутствует опыт позитивного взаимодействия с представителями разных культур. 

Система поликультурного образования: задача по формированию поликультурной компетентности

Одна из ярких примет современного образования – возрастание роли регионального компонента в обучении и воспитании младших школьников за счет части, формируемой участниками образовательного процесса, и внеурочной деятельности. Региональное своеобразие образовательной среды позволяет педагогам формировать эффективное воспитательное пространство в общеобразовательной организации, районе, области. Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры школьника, его самостоятельности, творчества, активности, имиджа, интеллигентности.

Для достижения цели формирования элемента компетентности у учащихся в системе поликультурного образования необходимо решение ряда задач: 

  • ознакомить учащихся с историей и тенденциями современного развития родного края;

  • сформировать у младших школьников представление о различных сторонах жизни людей, проживающих на их родной земле;

  • развить у школьников стремление получать информацию о своей Родине, знать ее историю;

  • способствовать:

    • формированию личностного отношения учащихся к малой родине;

    • развитию гражданских качеств детей, патриотического отношения к ней;

    • адаптации школьников к действительности своего края, профессиональному самоопределению (что подразумевает организацию педагогами разнопланового изучения современной территории своей малой родины, формирование у детей умений практически использовать полученные знания в различных сферах повседневной жизни);

    • сплочению семей школьников;

    • развитию личностных качеств учащихся средствами краеведения;

  • создать условия для изучения школьниками проблем развития края, формирования у них видения своего места в решении этих проблем, установки на необходимость внести личный вклад в совершенствование жизни на родной земле.

Решение последней задачи нацеливает педагогов на организацию проблемного обучения младших школьников, использование проектных исследовательских форм работы, привлечение детей к деятельности прикладного характера. 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль