Органы управления образовательной организацией и особенности их создания

591

Функционирование системы государственно-общественного управления на уровне образовательной организации является достаточно сложным процессом, потому что практически нигде не расписано, что конкретно должен делать руководитель в данном направлении. В рамках нормативных документов предлагается создание органов управления образовательной организации, часть из которых - обязательные:

  • педагогический совет;
  • конференция работников образовательной организации;
  • общее собрание.

Особенности создания коллегиальных органов управления образовательных организаций

Состав участников данных органов может совпадать по персональному признаку и это не будет нарушением законодательства. Педагогические работники являются не только сотрудниками образовательных организаций, поэтому могут быть участниками общих собраний (конференций) и членами педагогического совета.

Создание коллегиальных органов управления образовательной организации находится в компетенции руководителя учебного заведения. Они создаются в соответствии с правилами учреждения и не являются обязательными, если их функционирование не предусмотрено уставом организации. Но если коллегиальные органы в той или иной степени отсутствуют, то появляются вопросы о правомерности принятия некоторых локальных нормативных актов, которые затрагивают права педагогических работников и обучающихся.

Какие коллегиальные органы могут быть созданы в образовательной организации?

  1. Управляющий совет. Самый распространенным на сегодняшний день.
  2. Наблюдательный совет. Является предпочтительным для автономных образовательных организаций.
  3. Попечительский совет родителей и т.п.

 Коллегиальные органы управления образовательной организацией должны различаться между собой по компетенции. Необходимо с предельной чёткостью распределить их функционал. Например, управляющий и наблюдательный советы не могут выполнять одни и те же функции, иначе порядок принятия решений может быть не согласован. Это хоть и не являться серьезным нарушением, но при проверке контрольно-надзорными органами могут появиться определенные проблемы.

Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает участие родителей в таких направлениях:

  • проектирование и развитие внутришкольной социальной среды;
  • формирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов;
  • выбор учебных предметов;
  • другие решения, влияющие на учебный процесс.

Поэтому включение родителей в коллегиальные органы управления образовательной организацией положительно влияет на процедуру обсуждения и принятия решений по многим важным вопросам, касающихся непосредственно учеников.

Дополнительные органы управления образовательной организацией

Общественно-государственный характер управления не сводится только к созданию коллегиальных органов. Важную роль играет и мнение советов: обучающихся, родителей, педагогических работников и т.д. Но не стоит их путать с коллегиальными органами управления образовательной организации, так как, например, у педагогических работников может быть совет, выполняющий совещательную, консультативную или иную функцию, важную в узком круге экспертов. Также Федеральным законом предусмотрено, что мнение совета родителей должно учитываться, например, при принятии локальных актов, определяющих требования к одежде, общему виду, правилам ношения и т.п. Кроме того, данный орган принимает участие в определении порядка создания, организации и функционирования комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Данная комиссия не является ни совещательным, ни коллегиальным органом управления образовательной организации. Так как это не совет, она может быть создана как постоянно действующий орган, функция которого сводится только к урегулированию споров между участниками образовательных отношений, так и в качестве временной комиссии, работа которой прекращается после урегулирования тех или иных споров. В любом случае, регламент её работы и порядок принятия решений должен быть закреплён локальным нормативным актом, иначе при проверке учреждения контрольно-надзорными органами могут возникнуть определенные проблемы.

Что касается электронной системы образования, то она изначально предназначена для руководителей учебных заведений и значительно помогает в процессе реализации государственно-общественного управления на уровне образовательной организации. Система управления образовательной организацией содержит ряд документов, которые позволяют облегчить работу с локальными нормативными актами. Но стоит помнить, что единого подхода для всех образовательных организаций просто не существует.

Руководитель должен самостоятельно найти оптимальные пути решения той или иной проблемы и обеспечить эффективную работу органов управления автономной образовательной организацией. Электронная система лишь дает возможность получить ответы на самые популярные вопросы, ознакомиться с документами, которые позволяют начать работу в данной области, и задать интересующие вопросы при их возникновении.

Для функционирования системы государственно-общественного управления на уровне образовательных учреждений необходимо создать и поддерживать работу педагогического совета, конференции работников учебного заведения и общих собраний. Это обязательные органы управления в сфере образования. За их формирование и работу отвечает непосредственно руководитель.

Помимо этого, для того, чтобы избежать проблем с контрольно-надзорными службами и значительно облегчить процедуры обсуждения и принятия решений, необходимы такие органы, как управляющий и наблюдательный советы, а также попечительский совет родителей и комиссия по урегулированию споров.

Коллегиальные органы управления образовательной организации должны различаться между собой по компетенции, иначе порядок принятия решений может быть не до конца согласован, что создаст некоторые трудности в решении задач.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль