Платные услуги образовательной организации: правовой аспект

111

Платные  услуги в уставе  образовательной организации

Устав является правовым основанием для оказания платных услуг, что указано в законе «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12 января 1996 года. В этом документе, статья 9.2, говорится, что бюджетное учреждение вправе оказывать платные услуги сверх установленного госзадания, а также и в пределах госзадания, которые относятся к основным видам деятельности, причем те и другие виды деятельности должны присутствовать в уставе. Таким образом, бюджетные учреждения вправе осуществлять и иные виды деятельности, которые не относятся к основным, только при условиях, что они  прописаны в учредительных документах.

В соответствии с федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании», ст. 108, наименование и уставы подлежат приведению в соответствие с законом не позднее 1 января 2016 года. Хотя не указание видов платных образовательных услуг в уставе являлось нарушением с момента вступления закона в действие, то есть, с 1 сентября 2013 года.

В уставе образовательной организации должны присутствовать не только виды деятельности, по которым оказываются платные услуги, но и сами эти услуги. Хотя прямого указания на это нет в статье 25, где определяется содержание устава, однако, там есть отсылка к другим федеральным законам, которые могут определять содержание устава. Таким законом является Гражданский кодекс Российской Федерации, где статьей 298 утверждено, что условием оказания платных услуг является их присутствие в учредительных документах.

Лицензии на оказание  платных услуг образовательной организации

Также, согласно статье 108 закона об образовании  все лицензии, свидетельства об аккредитации школы должны быть приведены в соответствие с требованием закона до 1 января 2016 года.  Лицензии на виды платных услуг обязательно должны быть у образовательной организации. Не обязательно иметь лицензию только в том случае, если платные услуги оказываются разово (семинар, лекция) и по окончании обучения не выдается сертификат, на это ясно указано в постановлени правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 года №174-ФЗ "Об утверждении Положения о лицензировании".

Законом об образовании, статья 91, определен порядок лицензирования образовательной деятельности, он осуществляется по видам, уровням и подвидам дополнительного образования. 

Структуре образования посвящена статья 10 закона, где выделены уровни виды, подвиды дополнительного образования  - дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение. При реализации различных уровней образования образовательная организация вправе на каждом уровне предлагать родителям, воспитанникам, учащимся, студентам различные платные образовательные услуги, то есть встраивать их в действующую систему образования.

Договор о предоставлении платных образовательных услуг

Законом Об образовании, статья 54, определяется содержание договоров на предоставление платных образовательных услуг. В ней указано, что договор заключается в простой письменной форме либо с обучающимся (родителями обучающегося, законными представителями), либо с юридическим лицом, организацией, которая оплачивает обучение.

В договоре указывается вид, уровень и/или направленность образовательной программы, форма обучения, срок освоения образовательной программы или продолжительность обучения. Кроме того, в обязательном порядке, в договоре прописывается полная стоимость и порядок оплаты, а также основания для расторжения в одностороннем порядке организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Закон не допускает увеличение стоимости обучения после заключения договора на предоставление платных образовательных услуг, за исключением случаев увеличения с учетом инфляции, предусмотренной в бюджете на следующий год. Законом допускается снижение стоимости платных услуг после заключения договора, о чем принимается собственный нормативно-правовой акт и он доводится до сведения обучающегося.

Закон предусматривает расторжение договора организацией в одностороннем порядке в случае просрочки платежей, а также в случае действий (бездействия) обучающегося, препятствующих обучению и выполнению договора.

Также, в законе указывается, что договор  на предоставление платных образовательных услуг не может содержать условий, ограничивающих право лица на получение образования или снижающих уровень гарантий на получение образования.  

Следует отметить, что предоставление образовательных услуг является частью хозяйственной деятельности и регулируется  Налоговым и Гражданским Кодексами Российской Федерации, уставом и другими нормативными документами. На данные правоотношения распространяет своё действие закон "О защите прав потребителя". В частности, это касается предоставления информации о тех услугах, которые потребитель получает, и в том числе компенсации морального вреда в случае нарушения прав потребителя, штрафы, которые предусматривает закон "О защите прав потребителей" за ненадлежащее оказание услуг либо оказание их не в полном объёме.

Таким образом, нужно обращать внимание на три момента при организации платных услуг: на присутствие этих видов деятельности в уставе организации, на наличие лицензий, на корректное оформление договора об оказании образовательных услуг.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль