Мониторинг сформированности навыков смыслового чтения в школе

1445

Смысловое чтение текста и составляющие мониторинга

Федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего образования относят «овладение навыками смыслового чтения в школе различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным метапредметным результатам освоения учащимися основной образовательной программы .

Под смысловым чтением в школе  во ФГОС понимается осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации. По сути, в данном определении заложен перечень основных умений  которые постепенно должны осваивать учащиеся в начальной школе.

В 2015 г. в Пермском крае состоится первый выпуск учащихся начальной школы, освоивших основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС. Согласно этим требованиям все выпускники должны владеть навыками смыслового чтения в школе на базовом уровне. Но вопрос, как проверить, на каком уровне оно сформировано у выпускников начальной школы, остается открытым.


Это полезно знать

Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества, владение технологиями поиска и переработки информации, понимание их слабых и сильных сторон, а также способность к критическому суждению в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой, отнесены ЮНЕСКО к числу пяти ключевых компетенций образованного человека. Способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром, является главным источником развития человека. В широком смысле слово «читать» понимается как умение объяснять, истолковывать мир: читать по звездам, читать по лицу, читать и истолковывать явления природы и т. д. В узком смысле чтение – это процесс восприятия текста. Смысловое чтение в школе – это погружение в материал, понимание его внешнего и скрытого плана, интерпретация текста.


Поскольку на сегодняшний день отсутствует единый понятный инструментарий средств контроля и оценки сформированности навыков смыслового чтения в школе, образовательные организации вправе самостоятельно подходить к разработке соответствующей  системы  оценки  образовательных достижений учащихся и выбору контрольно-измерительных материалов. С учетом обозначенной ситуации в трех муниципальных районах Пермского края было принято решение о проведении пробного мониторинга в форме комплексной работы на основе единого материала. 

Апробация контрольно-измерительных материалов при оценивании навыка смыслового чтения текста 

Для проведения пробного муниципального мониторинга было подготовлено комплексное упражнение на основе художественного и научно-популярного текстов и 10 заданий к ним. Под содержание заданий были разработаны кодификатор и спецификация. Выполнение комплексного задания было   рассчитано на 45 мин. Целью мониторинга стало оценивание уровня владения  учащимися 3–4-х классов навыками смыслового чтения текстов различных стилей в соответствии с требованиями учебного задания, а также апробация экспериментального пакета контрольно-измерительных материалов (далее – КИМ).

Задания (один из вариантов КИМ приводится в приложении) были направлены на проверку следующих умений смыслового чтения в школе:
  • понимание и выполнение требований заданий;
  • понимание текста;
  • распознавание стиля текста;
  • определение главной мысли текста (цели текста);
  • нахождение в материале конкретной информации в соответствии с учебной задачей.

Задания различались формой представления (5 – с выбором одного правильного ответа; 3 – со свободным кратким ответом; 2 – с развернутым ответом).

Результаты пробного муниципального мониторинга сформированности у учащихся навыка смыслового чтения текста 

В муниципальном мониторинге сформированности у младших школьников смыслового чтения текста принимали участие 241 учащийся 3-х классов и 243 учащихся 4-х классов из 14 общеобразовательных школ трех муниципальных районов Пермского края.

При интерпретации результатов муниципального мониторинга было выделено четыре уровня овладения учащимися спектром проверяемых метапредметных умений – высокий, базовый, низкий (допустимый) и низкий (недопустимый). Низкий (недопустимый) уровень показывает, что учащийся может прочитать художественный и информационный материал, воспринимает информацию в общем виде.

Низкий (допустимый) уровень смыслового чтения в школе свидетельствует о том, что учащийся может вычитать в материале информацию, которая представлена в явном виде и которую легко локализовать. Базовый уровень говорит о том, что учащийся может находить в материале информацию, делать на ее основе умозаключения, используя при этом некоторые особенности формы и языка материала. 

Высокий уровень смыслового чтения в школе показывает, что учащийся может понимать существенные сообщения; делать собственные умозаключения, основываясь на материале; оценивать как содержание, так и форму материала; обращать внимание на языковые особенности. Принятый минимальный критерий освоения учебного материала находится в пределах от 50 до 60% от максимального балла (максимальный балл за выполнение всей работы – 10), т. к. подобная работа проводится впервые, за минимальный критерий принято 50%.

Большинство учеников 3-х классов (47%), участвующих в проверке навыков смыслового чтения в школе, выполнили задания на низком (недопустимом) уровне, при этом некоторые из них справились только с 1–2 отдельными заданиями; 5–6 баллов (низкий (допустимый) уровень) получили 26% учащихся; 7–8 баллов получили 20%; а на высоком уровне выполнили работу только 7% третьеклассников.

В 4-х классах результат значительно лучше: 31% учащихся по результатам выполнения заданий получили 5–6 баллов (низкий (допустимый) уровень); 27% справились с работой на базовом уровне, высокий уровень показали 17% учащихся, менее 5 заданий выполнили 19% четвероклассников. Больше половины учащихся 4-х классов (58%) выполнили задания, набрав от 5 до 8 баллов (низкий (допустимый) и базовый уровни).

Упражнение на определение стиля материалов практически не вызвало затруднений у младших школьников – 83,9% третьеклассников и 96,2% четвероклассников выполнили его успешно.

Вместе с тем подтвердить свои выводы о принадлежности произведения к художественному стилю изложения (в задании требовалось подчеркнуть в художественном материале 3–5 словосочетаний, которые доказывают его принадлежность к художественному стилю изложения) смогли лишь 40% учащихся двух параллелей, принимавших участие в проверке навыка смыслового чтения в школе. Это упражнение вызвало наибольшие затруднения. Типичные ошибки: подчеркнуты не отдельные словосочетания, а предложения или весь материал.

Примерно 60% учащихся 3–4-х классов умеют определять главную мысль текста, у остальных понятие «главная мысль текста» не сформировано. Типичные ошибки: из материала выписано первое предложение; подмена главной мысли темой текста, сжатым пересказом событий. 

После первого этапа апробации пакета КИМ упражнение на определение главной мысли материала было изменено. В новой редакции учащимся предлагалось распознать цель текста на известную тему, когда требуется явно представленная в материале информация. С заданием справились примерно 65% участников проверки навыков смыслового чтения в школе, это учащиеся 3–4–х классов. На проверку умения использовать информацию, представленную в различных формах (текст, таблица, диаграмма), ориентировано три последовательно связанных между собой задания.

В одно из заданий проверки навыков смыслового чтения в школе входило умение использовать информацию, представленную в научно–популярном материале для заполнения сводной таблицы. упражнение требовало точного чтения материала, выделения информации, заданной в явном виде, использования в качестве ориентира для целевого чтения, ключевых слов «типы озер». Не все учащиеся продемонстрировали проверяемое умение: с заданием справились 42,1% третьеклассников и 60,6% учащихся четвертых классов. Типичные ошибки: непонимание требования учебного задания (указаны название и размеры озера, количество островов и речушек); поиск ответов в материале без опоры на ключевые слова.

Внесенные учащимися в сводную таблицу данные необходимо было отобразить на столбчатой диаграмме при выполнении второго задания: правильно выполнили упражнение 40,9% учащихся 3-х классов и 61,5% учащихся 4-х классов. Типичные ошибки: непонимание требования учебного задания, например, подписывая столбцы на диаграмме, учащиеся указывают названия озер каждого типа или приводят числовые данные из текста.

В третьем задании проверки навыков смыслового чтения в школе требовалось решить новую математическую задачу на основе столбчатой диаграммы, правильный ответ зависит от результатов 1-го и 2-го заданий, но, как показал анализ детских работ, некоторые младшие школьники, допустившие ошибки в указанных заданиях или не выполнившие их, случайным выбором указали верный ответ. Справились с заданием 46,2% учащихся 3-х классов и 74,7% учащихся 4-х  классов.

Для проверки навыков смыслового чтения в школе были предусмотрены задания , где учащимся следовало найти конкретный отрывок из научно-популярного издания, содержащий подходящую информацию, и сформулировать определение. Ответ не должен был содержать дословных цитат; требовалось точное чтение, понимание смысла, установление связей (озеро – исток – река). Правильно выполнили упражнение 45,7% учащихся 3-х классов и 60,4% учащихся 4-х классов.

Анализ детских работ, при проверке навыков смыслового чтения в школе, показал, что, во-первых, во время чтения у учащихся не произошло понимания материала; во-вторых, многие младшие школьники не умеют давать определение понятию, им проще оперировать примерами. Типичные ошибки: не выделены существенные признаки при определении понятия; вместо определения называется частный случай или приводится объяснение, почему озеро Байкал является сточным; наряду с верным определением указывается лишняя информация об озере Байкал (например, размеры или количество впадающих речушек).

Наибольшие затруднения, при проверке навыков смыслового чтения в школе, вызвало у учащихся упражнение, при выполнении которого необходимо работать с информацией, заданной в неявном виде, используя приемы целевого чтения, на основе выводов требовалось назвать озера, которые по происхождению имеют соленую воду. Немногие учащиеся (примерно 20% из каждой параллели) справились с данным заданием. Типичные ошибки: ответы не отвечают требованиям учебного задания, например, озеро Байкал, Ангара, Ольхон, флора, фауна.

Отдельное упражнение проверки навыков смыслового чтения в школе требовало от учащихся подтверждения фактами из художественного и научно-популярного материалов следующего тезиса: «Байкал является крупным по размеру озером». Посредством точного чтения надо было на основе текстов сделать записи, доказывающие данный тезис, подходящий ответ не должен содержать дословных цитат. Правильно выполнили упражнение 35,2% учащихся 3-х классов и 51,5% учащихся 4-х классов. Типичные ошибки: на основе художественного материала указана информация, не относящаяся к заданию, например, «рано утром путники вышли на берег водоема»;  на основе научно-популярного материала выписаны данные, не относящиеся к размерам озера. Также была проверена сформированность у младших школьников умения планировать свои действия при работе с материалом. Можно утверждать, что 68,3% учащихся 3-х классов и 83,5% учащихся 4-х классов умеют определять последовательность своих действий при выполнении комплексной работы.

Выводы по итогам мониторинга навыков смыслового чтения текста 

По итогам проведенного мониторинга были сделаны следующие  выводы:

1. Результаты сформированности умений смыслового чтения текста у учащихся 4-х классов на 15% выше, чем в 3-х классах. Итоговый результат выпускников 4-х классов находится в пределах низкого (допустимого) уровня и свидетельствует о необходимости выстраивания системной работы с  учащимися.

2. Ошибки, допущенные учащимися при выполнении заданий по смысловому чтению в школе в основном связаны с поверхностным пониманием прочитанного, с тем, что многие из них не осуществляют повторного чтения для выполнения заданий, а действуют по памяти. Несмотря на то, что представленная  информация была довольно отчетлива, при выполнении заданий многие учащиеся показали непонимание содержания прочитанного как художественного материала с элементами описания, так и научно-популярного текста. Трудности восприятия научно-популярного материала обусловлены наличием в нем числовых данных, названий географических объектов, незнакомых учащимся слов, значение, которых надо понимать из контекста.

3. Учащиеся, выполнившие работу на высоком уровне (7% учащихся 3-х классов и 17% учащихся 4-х классов), умеют применять различные стратегии смыслового чтения в школе: ориентировочное чтение, чтобы понять материал в целом, и точное повторное чтение для нахождения и обработки отдельной информации; в состоянии обнаружить в материале несколько единиц информации, заданной в явном виде, а также в состоянии интерпретировать содержание, когда информация не очевидна с первого взгляда; могут найти в материале информацию на основе элементарного вывода.

4. Вместе с тем большинство учащихся 3– 4-х классов лишь вербально считывают материал, т. е. зрительно его воспринимают, зачастую не понимая смысла прочитанного, эти школьники еще не готовы работать с материалами незнакомыми по форме и содержанию, справляться с отвлекающей информацией. Выполнение работы на низком (допустимом) уровне (50–65%), а тем более на низком (недопустимом) уровне (менее 50%) свидетельствует только об элементарной способности учащихся к чтению. У учащихся 4-х классов, выполнивших работу на недопустимом уровне, можно прогнозировать проблемы в обучении в основной школе. Причины низкого уровня сформированности компетенции чтения заключаются в бессистемном (фрагментарном) использовании приемов смыслового чтения в школе на уроках. 

Актуальные рекомендации по формированию навыков смыслового чтения в школе 

Для целенаправленного формирования навыков смыслового чтения текстов у учащихся начальных классов рекомендуется:

• ввести в практику работы начальной школы междисциплинарную программу «Чтение: работа с информацией»;

• формировать умения смыслового чтения в школе на разном предметном содержании (уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, основ религиозных культур и светской этики), во внеурочной деятельности, посредством семейного чтения;

• начинать формирование данных метапредметных умений с материалом, знакомым учащимся по содержанию и форме, когда информация представлена в явном виде;

• целенаправленно обучать учащихся специальным приемам двух видов смыслового чтения в школе: изучающего и усваивающего;

• включить в систему педагогического и административного контроля овладение навыками смыслового чтения в школе, подобрать или самостоятельно разработать комплексные работы, содержащие материал и задания к нему.

Результатом изучающего смыслового чтения в школе является глубокое, всестороннее понимание учебной информации. Чтобы овладеть этим видом чтения младшему школьнику необходимо освоить следующие приемы понимания учебного материала: постановка вопросов к материалу; деление текста на смысловые части; составление плана; составление схемы, опоры, таблицы; выделение ключевых слов; возвращение к прочитанному; выяснение значения незнакомых слов и др.

Однако чтобы не только понять, но и запомнить учебную информацию, школьникам необходимо еще овладеть некоторыми приемами, такими, как ответы на вопросы, пересказ по вопросному плану, составление сообщений по нескольким источникам, создание так называемого бортового словаря (использование пометок на полях). Эти приемы лежат в основе усваивающего смыслового чтения в школе, т. е. способствуют более глубокому пониманию и запоминанию информации.


Приложение

Комплексная работа по смысловому чтению в школе на основе единого текста для учащихся 3(4)-х классов

Цель работы – оценка достижения планируемых результатов по двум междисциплинарным программам: «Чтение: работа с информацией» и «Формирование универсальных учебных действий», т. е. оценка умений учащихся работать с информацией, представленной в различном виде (текстов, таблиц, диаграмм), и решать учебные задачи на основе сформированных отдельных универсальных учебных действий.

Работа состоит из комплексного задания по смысловому чтению в школе на основе художественного и научно-популярного текстов и 10 заданий к ним (табл. 1,  2).

Время на выполнение работы составляет один урок (45 мин). Задания  учащиеся  выполняют последовательно.

В работе используются разнообразные типы и формы заданий. По форме ответа можно выделить следующие типы заданий:

  • с выбором одного правильного ответа (далее – ВО);
  • со свободным кратким ответом (далее – КО) – требуется записать краткий ответ словами на отведенном месте;
  • с развернутым ответом (далее – РО) – требуется записать полный ответ или продолжить предложение.

Выполнение отдельных заданий по смысловому чтению в школе может оцениваться разным количеством баллов (от 0 до 2) в зависимости от структуры задания, формата ответа и особенностей проверяемых умений. Проверка выполнения заданий осуществляется на основе разработанных критериев, учитывающих реальные ответы учеников начальной школы. Число выставленных баллов определяется с учетом полноты и правильности  выполнения задания.

За выполнение заданий с выбором одного правильного ответа ученик получает 1 балл. Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то упражнение считается выполненным неверно (выставляется 0 баллов). За выполнение заданий с кратким или развернутым ответом ученик может получить от 0 до 2 баллов.

Оценка выполнения заданий по смысловому чтению в школе с кратким и со свободным развернутым ответом ведется с соблюдением следующих общих правил: если наряду с верным ответом дан и неверный ответ, то упражнение считается выполненным неверно; если наряду с верным ответом дополнительно приведен ответ, не соответствующий поставленной задаче, упражнение считается выполненным   частично.

Правильные ответы на задания, описание полных и частично верных ответов на эти задания приведены в рекомендациях по оценке выполнения заданий комплексной   работы.

Результаты выполнения комплексной работы по смысловому чтению в школе представляются для каждого ученика как процент  от максимального балла за выполнение заданий всей работы.

Принятый минимальный критерий освоения учебного материала находится в пределах от 50 до 65% от максимального балла (максимальный балл за выполнение всей работы – 14), т. к. подобная работа проводится впервые за минимальный критерий примем   50%.

Вывод о результатах выполнения комплексной работы делается с учетом полученного балла за ее выполнение:

  • 14–12 баллов (100– 85%) – высокий уровень;
  • 11–10 баллов (80– 70%) – базовый уровень;
  • 9–7 баллов (65– 50%) – низкий (допустимый) уровень;
  • менее 50% – низкий (недопустимый) уровень.

Если ученик набирает недостаточное количество баллов (менее 50%), то можно прогнозировать возникновение у него трудностей в изучении отдельных учебных предметов при дальнейшем обучении.

Таблица 1

Основная информация о комплексной работе по смысловому чтению в школе на основе единого текста 

Структура

Объект оценки

Связь с учебными предметами и программами

Число отдельных заданий

Время выполнения (мин)

Максималь- ный балл

Комплексная работа «Озеро Байкал»

Чтение художественного и научно-популярного материалов. 
Работа с информацией

Литературное чтение. Окружающий мир. Универсальные учебные действия. Работа с информа- цией

10

40

14

Таблица 2

Структура комплексной работы по смысловому чтению в школе на основе единого текста 

2.2. Подтверждение выводов об особенностях стиля словами из текста

ВО

2

3. Распознавание цели текста на известную тему, когда требуется информация, явно представлен- ная в материале

2

3.1. Распознавание цели материала

ВО

1

4. Использование информации, представленной в различных формах (текст, таблица, диаграм- ма) для решения поставленных задач

3

4.1. Заполнение на основе данных материала сводной таблицы

КО

2

4

4.2. Интерпретация данных таблицы и фиксация их на столбчатой диаграмме

КО

1

5

4.3. Решение новой задачи на основе столбчатой диаграммы

ВО

1

6

4.4. Формулировка определения

РО

2

7

4.5. Выделение существенной информации из текста

КО

1

8

4.6. Подтверждение тезиса фактами из материала

РО

2

5. Планирование своих действий при работе с материалом

9

5.1. Определение последовательности работы по выполнению письменного задания к материалу

ВО

1

Комплексная работа по смысловому чтению в школе на основе единого текста для учащихся 3(4)-х классов «Озеро Байкал» 

Прочитай произведения. Сравни  их.

Материал А. Рано утром путники вышли на берег водоема, дорогу к которому не смогли найти накануне вечером, потому что заблудились в темноте. Они слышали о великом озере, но тот размах и пространство, которые предстали перед их взором, поразили воображение. Утром, в лучах золотистого рассветного солнца, выглянувшего из-за горных вершин, водная гладь показалась им не просто бесконечной, она ощущалась единственной стихией, окружавшей путников в тот момент. Казалось, что берег, на котором стояли путешественники, только и был одной твердой точкой опоры, – так невозможно далеко было до противоположного берега. Неба словно не было вовсе – оно как бы превратилось в безмятежную гладь воды, и все это нежноголубое пространство представлялось единым целым в пробуждающемся мире. Именно здесь, на берегу Байкала, они смогли осознать истинное величие озера, созданного матушкой природой.

материал Б. Озеро – скопление воды в природном углублении на суше. Природное углубление называется озерной котловиной. По происхождению озерных котловин выделяют следующие типы озер: ледниковые, речные (старицы – в бывших руслах рек), приморские (лагуны и лиманы, образованные вблизи морей, их часть), вулканические и другие. Озера по составу воды бывают двух типов: пресные и соленые. Байкал – пресноводное озеро тектонического происхождения, образованное в гигантском разломе земной коры. Это самое глубокое озеро в мире (около 1620 метров). Длина его составляет 636 км, средняя ширина – 48 км. В  Байкал впадает  336 речушек, из него берет начало только одна река – Ангара, поэтому озеро считается сточным (имеется исток хотя бы одной реки). На озере есть 27 островов, крупнейшим из которых является Ольхон. Байкал богат растениями и животными: флора и фауна представлена   пример но 1800 видами.    

Выполни задания

№ 1. Установи стрелками соответствие между материалами А, Б и стилями их   изложения.

А    Научно–популярный

Б    Художественный

№ 2. О чем, по-твоему, хотел рассказать автор текста  А?

а) О том, что путешествие к озеру Байкал было очень трудным. б) О том, как путники заблудились в  темноте.

в) О том, как путешественники встречали утро на озере   Байкал.

г) О великом озере Байкал, о том, что его размеры поражают воображение. Нужное отметь ./

№ 3. Пользуясь сведениями из текста Б, заполни  таблицу.

Типы озер по составу воды

Типы озер по происхождению котловин

№  4.  Рассмотри  диаграммы  и  сделай под  ними  на  основе  данных  таблицы  следующие записи:

«типы озер по происхождению котловин», «типы озер по составу   воды».

№ 5. Пользуясь диаграммой, отметь, во сколько раз типов озер по происхождению котловин больше, чем по составу воды в  них:

а) Примерно в 2 раза. б) Примерно в 3 раза. в) Примерно в 4 раза. Нужное отметь ./

№ 6. Пользуясь материалом Б, запиши определение. Сточное озеро – это

№ 7. Пользуясь информацией одного из текстов, уточни и запиши, какие озера по происхождению будут иметь соленую воду.

№ 8. Докажи фактами записей из текстов А и Б, что Байкал является крупным по размеру озером.

материал А

материал Б

№ 9. Восстанови последовательность работы по выполнению письменного задания к материалу.  1. Выбрать из текста ответ к учебному  заданию.

2. Проверить правильность выполнения письменного   задания.

3. Прочитать материал.

4. Выполнить письменное упражнение к  материалу.

а) 4, 1, 3, 2    б) 3, 1, 4, 2    в) 3, 4, 2, 1

Нужное отметь ./

№ 10. Вернись к материалу А, подчеркни в нем 3–5 словосочетаний, которые доказывают его принадлежность к художественному стилю  изложения.

Рекомендации по оценке выполнения заданий комплексной работы учащихся 3(4)-х классов на основе единого текста «Озеро Байкал»

Умение читать произведения, действовать в соответствии с заданной инструкцией.
Умение в рамках комплексной работы учащихся оценивать материал по содержанию и форме – выносить суждение об особенностях стиля,  определять  стиль текстов.

№ 1. Установи стрелками соответствие между материалами А, Б и стилями их изложения. Образец ответа:

А    Научно–популярный

Б    Художественный

Максимальный балл за выполнение задания –   1.

1 балл – упражнение выполнено  правильно.

0 баллов – упражнение не  выполнено

Умение в рамках комплексной работы учащихся распознавать цель текста на известную тему, когда требуется информация, явно представленная в материале.

№ 2. О чем, по-твоему, хотел рассказать автор материала  А?

а) О том, что путешествие к озеру Байкал было очень трудным. б) О том, как путники заблудились в  темноте.

в) О том, как путественники встречали утро на озере Байкал.

г) О великом озере Байкал, о том, что его размеры поражают воображение. Образец ответа:

г) О великом озере Байкал, о том, что его размеры поражают   воображение.

Максимальный балл за выполнение задания –   1.

1 балл – упражнение выполнено  правильно.

0 баллов – упражнение не  выполнено.

Умение в рамках комплексной работы учащихся использовать информацию, представленную в различных формах (текст, таблица, диаграмма) для решения поставленных задач, заполнять на основе данных материала сводную таблицу.

№ 3. Пользуясь сведениями из текста Б, заполни  таблицу.

Типы озер по составу воды

Типы озер по происхождению котловин

Пресные, соленые

Ледниковые, речные, приморские, вулканические

Максимальный балл за выполнение задания –   2.

2 балла – упражнение выполнено правильно, заполнены полностью обе ячейки  таблицы.

1 балл – упражнение выполнено частично, указаны не все типы озер (например, типы озер по составу воды указаны верно, а в названиях типов озер по происхождению котловин допущена одна и/или более ошибок).

0 баллов – упражнение не  выполнено.

Умение в рамках комплексной работы учащихся использовать информацию, представленную в различных формах (текст, таблица, диаграмма) для решения поставленных задач, интерпретировать данные таблицы и фиксировать их на столбчатой  диаграмме.

№  4.  Рассмотри  диаграммы  и  сделай под  ними  на  основе  данных  таблицы  следующие записи:

Образец ответа:

Типы озер по происхождению котловин

Типы озер по составу воды

Максимальный балл за выполнение задания –   1.

1 балл – упражнение выполнено  правильно.

0 баллов – упражнение не  выполнено.

Умение в рамках комплексной работы учащихся использовать информацию, представленную в различных формах (текст, таблица, диаграмма) для решения поставленных задач, решать новые задачи на основе столбчатой диаграммы.

№ 5. Пользуясь диаграммой, отметь, во сколько раз типов озер по происхождению котловин больше, чем по составу воды в  них.

а) Примерно в 2 раза. б) Примерно в 3 раза. в) Примерно в 4 раза. Образец ответа: а.

Максимальный балл за выполнение задания –   1.

1 балл – упражнение выполнено  правильно.

0 баллов – упражнение не  выполнено.

Умение в рамках комплексной работы учащихся использовать информацию, представленную в различных формах (текст, таблица, диаграмма) для решения поставленных задач, формулировать   определение.

№ 6. Пользуясь материалом Б, запиши определение. Образец ответа:

Сточное озеро – это озеро, которое имеет исток хотя бы одной реки. Или

Сточное озеро – это озеро, из которого берет начало хотя бы одна  река.

Максимальный балл за выполнение задания –   1.

2 балла – упражнение выполнено  правильно.

1 балл – допущена ошибка в формулировке определения, например, сточное озеро – это когда вытекает хотя бы одна река.

0 баллов – упражнение не  выполнено.

Умение в рамках комплексной работы учащихся использовать информацию, представленную в различных формах (текст, таблица, диаграмма) для решения поставленных задач, выделять существенную информацию из текста.

№ 7. Пользуясь информацией одного из текстов, уточни и запиши, какие озера по происхождению будут иметь соленую воду.

Образец ответа: приморские (лагуны и лиманы) или   приморские

Максимальный балл за выполнение задания –   2.

1 балл – упражнение выполнено  правильно.

0 баллов – упражнение не  выполнено.

Умение в рамках комплексной работы учащихся использовать информацию, представленную в различных формах (текст, таблица, диаграмма) для решения поставленных задач, подтверждать тезис фактами из    текста.

№ 8. Докажи фактами записей из текстов А и Б, что Байкал является крупным по размеру озером. Образец ответа:

материал А

материал Б

  • размах и пространство озера поразили воображение;

  • водная гладь показалась им не просто бесконечной, она ощущалась единственной стихией;

  • невозможно далеко было до противоположного берега;

  • неба словно не было вовсе

Глубина – 1620 м. Длина – 636 км. Ширина – 48 км

Максимальный балл за выполнение задания –   2.

2 балла – полный ответ, заполнены обе ячейки таблицы, из текста А приведено два и более примеров; на основе текста Б указаны глубина, длина, ширина   озера.

1 балл – неполный ответ, заполнены обе ячейки  таблицы.

Возможны варианты: из текста А приведен один пример, на основе текста Б указаны глубина, длина, ширина озера; из текста А приведен один и более примеров, на основе текста Б указаны лишние данные (в Байкал впадает 336 речушек и/или на озере есть 27 островов, Байкал богат растениями и животными: флора и фауна представлена примерно 1800   видами).

0 баллов – другие  варианты.

Умение в рамках комплексной работы учащихся планировать свои действия при работе с материалом, определять последовательность работы по выполнению письменного задания к   материалу

№ 9. Восстанови последовательность работы по выполнению письменного задания к материалу.  1. Выбрать из текста ответ к учебному  заданию.

2. Проверить правильность выполнения письменного   задания.

3. Прочитать материал.    ы

4. Выполнить письменное упражнение к материалу. Образец ответа: б)  3,1,4,2

Максимальный балл за выполнение задания –   1.

1 балл – упражнение выполнено  правильно.

0 баллов – упражнение не  выполнено.

№ 10. Вернись к материалу А, подчеркни в нем 3–5 словосочетаний, которые доказывают его принадлежность к художественному стилю  изложения.

Образец ответа:

Рано утром путники вышли на берег водоема, дорогу к которому не смогли найти накануне вечером, потому что заблудились в темноте. Они слышали о великом озере, но тот размах и пространство, которые предстали перед их взором, поразили воображение. Утром, в лучах золотистого рассветного солнца, выглянувшего из-за горных вершин, водная гладь показалась им не просто бесконечной, она ощущалась единственной стихией, окружавшей путников в тот момент. Казалось, что берег, на котором стояли путешественники, только и был одной твердой точкой опоры, – так невозможно далеко было до противоположного берега. Неба словно не было вовсе – оно как бы превратилось в безмятежную гладь воды, и все это нежно-голубое пространство представлялось единым целым впробуждающемсямире. Именно здесь, на берегу Байкала, они смогли осознать истинное величие озера, созданного матушкой  природой.

Максимальный балл за выполнение задания –   2.

2 балла – подчеркнуты 5 словосочетаний, которые доказывают принадлежность материала к художественному  стилю изложения.

1 балл – подчеркнуты 3 – 4 словосочетания, которые доказывают принадлежность материала к художественному  стилю изложения.

0 баллов – другие  варианты.

Максимальное количество баллов за выполнение работы –   14.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль