Организация работы над сочинением по картине на уроках по развитию речи

144

В современных условиях школьникам очень важно развивать свои умения и потребности, ориентироваться в стремительном потоке научной информации. Хорошо развитая речь - очень важное умение. На уроке по развитию речи отдельное место занимает обучение написанию сочинения . Научить детей излагать свои мысли красиво, на самом деле, кропотливый учительский труд. Лишь каждодневная деятельность над усвоением норм литературного языка  дает положительные результаты.

Уроки по развитию речи пробуждают интерес детей к изучению родного языка, поэтому очень важно сделать их интересными, эмоционально привлекательными. 

Деятельность на уроке по развитию речи будет наиболее успешна для учителя и интересна для учеников, если наряду с классическими методами применять интерактив. Для этих целей будет применима технология под названием «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Основная идея данной технологии - создать такую атмосферу обучения, при которой воспитанники активно трудятся вместе с учителем: размышляют, подтверждают или опровергают новые знания, мнения или идеи.  

Методика работы над сочинением по описанию картины 

Сочинение это первые поползновения ребенка выразить свой окружающий мир. Сочинение по описанию картины способствует тому, что школьник начинает упорядочивать мысли в голове, начинает красиво художественно высказываться, перенимать грамотность. С полной уверенностью можно заявить, что сочинение – наилучшее средство мотивации обучения, самоуважения, самооценки  школьника.

Большое значение имеет отбор картин. Начинать деятельность целесообразно с жанровых репродукций, интересных и доступных для детей. В 3-м классе на уроках литературного чтения учащиеся получают представление об описании, и ознакомление с пейзажной живописью становится для них наиболее необходимым. 

Сочинение по описанию картины может быть написано в разной стилистике: разговорной с элементами художественной речи (рассказ по полотну, письмо о впечатлениях по выставке картин), публицистической с элементами разговорной (отзыв, рецензия, отклик о полотну), научно-популярной (статья в газету, рассказ экскурсовода), публицистической с элементами художественной (сочинение-описание с элементами рассуждения), художественной с элементами разговорной (сочинение-описание с элементами повествования).

Таким образом, достаточно не сложная деятельность в методическом плане: сочинение по описанию картины, приобщает учащихся к общению в области искусства, готовит воспитанников к публичным выступлениями, повышает творческую активность и работоспособность детей, что положительно сказывается на окончательных результатах обучения в целом. 

Описание картины в сочинении – самая трудная форма творения. Обычно оно проводится в старших классах, но мы начинаем эту деятельностьв третьем классе, а кропотливая подготовка к описанию репродукцииидет в первых-вторых классах.

Языковые упражнения, применяемые на уроке по развитию речи

Уроки по развитию речи с использованием живописи осуществляются намного успешнее при помощи языковых упражнений. Приведем систему коммуникативных упражнений, связанных с использованием репродукциидля обучения говорению - одному из видов речевой деятельности. Данная система характеризуется тем, что позволяет овладеть речевыми навыками «на высоте» при значительной нагрузке на эмоции и воображение ребят.  

Вопросы для первичного восприятия картины:

1. Что вы видите на полотне?

2. Что изображено в центре картины?

3. Что вы видите на заднем плане?

4. На каком фоне изображены предметы?

5. Какое время года изображено на полотне?

6. Какой день показал художник?

7. Что прежде всего привлекло ваше внимание? Почему?

8. Какие цвета использовал художник?

9. Какой цвет преобладает?

10. Кто главный герой картины? Как вы догадались?

11. Что можно сказать о главном герое?

12. Почему художник дал такое название полотну?

13. Как бы вы ее назвали?

Для формирования монологической речи целесообразны следующие задания:

1. Рассмотрите внимательно репродукцию, обратите внимание на…

2. Составьте предложения на тему этой картины.

3. Назовите признаки предметов репродукции (цвет, объем, формы). Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините их в связный текст.

4. Составьте описание репродукции по плану, записанному на доске.

5. Составьте описание репродукции по опорным словам, записанным на доске (можно попросить определить их самостоятельно).

6. Выразите свое отношение к полотну.

7. Опишите ситуацию, изображенную на полотне.

8. Составьте план описания картины в сочинении, выбрав подходящие фразы из предложенных.

На следующем этапе урока по развитию речи вопросно-ответные упражнения носят более творческий, интеграционный характер, они объединяют в вопросы частное и общее, содержание и форму, ставятся вопросы, требующие обоснования понимания картины, например:

1. Почему художник захотел изобразить именно эти предметы (время года, этот пейзаж)?

2. Почему художник использовал контрастные цвета в  изображении?

3. Как художник относится к своим героям? Докажите свое мнение.

4. К какому жанру живописи вы отнесете эту репродукцию? Почему?

5. Тебе хотелось бы оказаться внутри картины?

Необходимы упражнения и на развитие воображения, например:

1. Составьте воображаемый диалог между персонажами  картины.

2. Вообразите дальнейшее развитие событий, изображенных  художником.

3. Расскажите о событиях, которые могли бы предшествовать изображенному на полотну.

4. Тебе хотелось бы оказаться внутри картины?

5. В роли какого героя вы хотели бы оказаться и почему?

Эти задачки готовят воспитанников к составлению своего рассказа по полотну. Поощряется активный поиск учащимися нужных слов: синонимов, эпитетов, антонимов, сравнений. 

Использование технологии РАФТ на уроке по развитию речи 

На уроке по развитию речи в 4-м классе можно применить стратегию РАФТ, которая не применялась ранее в опыте работы начальной школы. Дети любят ролевые игры, и стратегия РАФТ предлагает нам сыграть! На уроке в 4-м классе МАОУ «Гимназия № 23 им. А.Г.  Столетова» г.  Владимира решили    попробовать совместить устный и письменный прием РАФТ, который заставляет проснуться воображение и творчество, мотивирует к письменному рассуждению. Ведь чем интереснее и живее проходят занятия, тем быстрее развиваются и тверже закрепляются навыки речи, поскольку те знания прочнее, в усвоении которых участвовали эмоции.


Это полезно знать

Стратегия РАФТ на уроке по развитию речи – один из приемов технологии формирования критического мышления через чтение и письмо. Представляет собой социоигровое задание: Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема). Основной задачей для выполняющих этого социоигрового задания является описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Сложность задачи в том, что этот персонаж должен учитывать аудиторию, к которой обращается. Стратегия РАФТ формирует ряд умений и навыков учащихся:

  • готовность к импровизации;
  • свободное взаимодействие (общение на том языке, на котором думает собеседник);
  • анализ своих поступков и происходящих событий, осознание своего отношения к миру;
  • понимание специфики жанра.

На уроке по развитию речи школьники отправляются в увлекательное путешествие по всему миру, в основе занятия лежит творчество художника Н.К. Рериха. В пути ребят сопровождают экскурсоводы - их одноклассники. Класс делится на четыре группы, школьники переходят из одной зоны в другую. У каждого ученика есть вопрос, ответ на который должен обнаружиться во время странствования.  Библиограф в роли первого экскурсовода работал около карты мира и рассказал о незаурядном жизненном пути творца. 

Экскурсовод-историк отправился в путешествие в Древнюю Русь вместе с викингами, плывущими на ладьях, изображенными на полотну «Заморские гости». Экскурсовод-искусствовед на уроке по развитию речи раскрыл ребятам секреты особенного рериховского письма. Четвертым был экскурсовод-сказочник. Он поведал слушателям легенду, сочиненную самим художником, о путешественниках – викингах. Легенда эта написана была таким красивым слогом, что мы надеялись – она настроит ребят на творческий лирический лад.

Помощники-экскурсоводы входили в свою роль не за пять-десять минут. Это воспитанники, владеющие навыками исследовательской деятельности. Вместе с педагогом они тщательнейшим образом готовились  уроку по развитию речи, изучали автора и его репродукцию, принимали участие в подготовке вопросов. После такой напряженной, но приятной деятельности они чувствовали себя уверенными тьюторами в своих группах. Да и другие учащиеся получили на уроке мощный импульс для своего развития.

На этом уроке по развитию речи учителю отводилась роль консультанта. Такая форма проведения занятия и дала необходимый эмоциональный всплеск. Результатом работы стала книга из четырех текстов, одинаковых по теме (о полотну), но разных по жанру и стилистике (сказка, историческая зарисовка, библиографическая зарисовка, искусствоведческая зарисовка). Группа художников-оформителей добавила иллюстрации и обложку.

Анализ и редактирование сочинений учащихся на уроке по развитию речи 

Обучение написанию сочинений, в т. ч. сочинений по описанию картины, – усердный труд, результатом которого становится умение школьников работать над текстом по определенной системе. Большое внимание в ходе этой деятельности отводится анализу, деятельностинад ошибками, редактированию материала.    

Среди типичных ошибок сочинений по описанию картины выделяют:
  • 1. Ошибки в содержании:
  • пропуск важных фрагментов, главных частей;
  • переиначивание содержания, фактические погрешности; 
  • 2. Ошибки в построении текста:
  • нарушение логического порядка, нарушение связи между явлениями и фактами; 
  • повторное возвращение к одному и тому же факту;
  • неспособность делить текст на отдельные части.
  • 3. Речевые ошибки:
  • ошибочное трактование границ предложений;
  • несоблюдение порядка слов в предложении;
  • необоснованный повтор одного и того же слова, употребление ненужных слов, тавтология; 
  • необоснованный пропуск слова;
  • неоправданное или ошибочное употребление слова;
  • неправильное согласование слов в предложении, неправильное применение предлогов, союзов, местоимений;
  • неверное образование слова или словоформы (словообразовательные и морфологические ошибки).

Организация совместной работы редактирования сочинений по описанию картины имеет очень большое значение. Основные цели таких уроков – вырабатывание умения совершенствовать, редактировать свой текст, исправлять ошибки, как грамматические, так и смысловые, развитие речевого искусства. 

На занятии по редактированию сочинения по описанию картины учащимся можно предложить групповую интерактивную игру «Редакция». Попросите детей представить, что вы с ними работаете в книжном издательстве и вам надо отредактировать тексты начинающих авторов. Назначаются ответственные редакторы и секретари. Дети начинают активно работать. На этом этапе работы следите за тем,  чтобы  соблюдалась  определенная  последовательность  согласно плануинструкции.

Ценность коллективной работы в том, что дети во-первых, анализируют свои изложенные на бумаге работы и старания товарищей по учебе с большей увлеченностью, чем текст литератора; во-вторых, их художества небольшие по объему, поэтому с ними легче и быстрее работать и легкие по структуре, поэтому лучше понимаются воспитанниками и легче критикуются. Школьники начинают «раскрывать сложное в простом» и выискивать «незнакомое в знакомом», что имеет колоссальную воспитательную и образовательную важность. 

В приложении представлен пример такого занятия.  


Приложение

Пример занятия по редактированию сочинения по описанию картины 

Цели занятия:

1. Развитие коммуникативной компетенции  учащихся.

2. Воспитание творческой активности, формирование художественного вкуса и эмоциональной отзывчивости.

3. Совершенствование умения редактировать созданный текст, развитие способности выделять     в образе детали.

Ход занятия
I. Целеполагание

Учитель: Начнем деятельность в группах (для быстрого деления на группы дети берут фрагменты разрезанных зимних картинок, собрав рисунки, рассаживаются по группам).

Учитель: Как называется наше  занятие?

Ученики: Редактирование сочинения по описанию картины 

Учитель: Чем же мы будем  заниматься?

Ученики: Будем улучшать наши работы, исправлять речевые   ошибки.

II. Групповая интерактивная игра  «Редакция»

Учитель: Давайте сначала поупражняемся в редактировании. Сегодня каждая группа – редакция. В каждой редакции есть редакторский отдел, в котором работают редакторы. Как вы думаете, чем они занимаются?

Развитие  творческой  активности учащихся

Ученики: Читают авторские работы, делают замечания, пометки на полях, помогают сделать работы еще лучше.

Учитель: Там есть секретари. В чем заключается их   деятельность?

Ученики: Они ведут записи.

Учитель: Руководит работой главный редактор. Какова его  роль?

Ученики: Он организует работу.

Учитель: Распределите роли в группе, и начнем  работу.

(Учащиеся делятся на редакторов, секретарей, главных  редакторов.)

Учитель: Сегодня у ваших отделов много работы, гимназисты решили выпустить книгу, но в их работах есть речевые ошибки. Помогите ребятам от них избавиться! На каждом столе есть карточки  с текстами, читайте их и выполняйте  задания.

(Карточки распечатаны на каждого ученика, чтобы текст у каждого был перед глазами. Секретари в каждой группе заполняют  таблицы.)

Название ошибки

Способ устранения ошибки

Карточка № 1. Определи ошибку и исправь ее (время работы 5–6   мин)

1. На березах сидят снегири. Они занесены   снегом.

2. На полотну нарисовано солнечное утро, синее небо. Оно все    светится.

3. Солнце выглянуло на небо. Оно было  яркое.

4. На белых снегах видны тени. Они  качаются.

Примерное объяснение редактора: «местоимение употреблено неправильно. Непонятно,  что  или кто занесен снегом. Лучше сказать так: “На березах сидят снегири. Пташки занесены снегом” или “Березы занесены снегом. На них сидят снегири”». Запись секретаря: «Неверный выбор местоимения».

Карточка № 2. Определи ошибку и исправь ее (время работы 7–8   мин)

1. Выпал первый снег. Лес и теперь хорош. На березах еще были желтые листья. Ели и сосны были зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина была кругом. Была прозрачная вода в   озере.

2. Я тихо шел по лесу. Вдруг я заметил дятла. Дятел уселся на стволе старого дерева. Дятел стал звонко долбить сухую кору. Далеко был слышен стук дятла. Возле дятла вертятся шустрые синицы. Они подбирают жучков и червячков. Всем помогает    дятел.

3. В нашем классе все ребята хорошо умеют ходить на лыжах. Субботним ранним утром мы отправились в поход. День обещал быть морозным и ясным. Вот мы и за городом. Раннее утро. Снег разноцветными искрами сияет на ярком солнце. Мы остановились и залюбовались чудесной  зимней картиной.

4. На занесенных ветвях ели мы увидели клестов. Клесты достают семена из желтых еловых шишек. Клесты не боятся зимних холодов и вьюг. Детей клесты выводят не только летом, но и зимой. В лютый мороз кормят клесты  своих детей.    

Сначала дети в паре делают пометки в текстах. Потом обсуждают вместе найденные недочеты. Учитель во время обсуждения оказывает необходимую помощь, давая время на обдумывание и споры. Примерная запись секретарей: «повторы; подбор синонимов, замена родственными словами, замена местоимениями». Главные редакторы зачитывают по одному исправленному тексту, объясняя суть ошибки.

Карточка № 3. Выбери более подходящее  слово

1. Поражает наш взгляд нежная нежность тонких   веточек.

2. От каждой березы падает тенистая   тень.

3. Кругом была красивая  красота.

4. Небо похоже на синюю  лазурь.

5. Мы восхищались утренним восходом  солнца.

6. Солнце освещает белоствольные стволы   берез.

Примерные записи секретарей: «использованы рядом два однокоренных слова; заменить прилагательное близким по значению». Главные редакторы зачитывают по очереди исправленные предложения. Учитель поясняет: такая ошибка называется   «тавтология».

III. Овладение способом деятельности по редактированию   текста

На доске появляются плакаты с «секретами писательского   успеха»:

Секрет 1. Описание должно быть взволнованным, изображение –    красочным.

Секрет 2. Глаголы вызывают желание читать быстрее, а прилагательные – медленнее. Секрет 3. Интересно читать о том, чего никто не заметил в увиденном!

Учитель: Как вы понимаете каждый «секрет»? (Учащиеся обсуждают в группе, отвечают.) Послушайте два отрывка из сочинений и подумайте: автор какого их них использовал «первый писательский секрет»?

1. «Я любуюсь картиной И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”. Она выражает все чудеса зимней сказки».

2. «Я смотрю на репродукцию И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”. На ней нарисованы березы зимой».

Какое сочинение хочется дочитать до конца?  Почему?

Ученики: В первом отрывке мы сразу чувствуем отношение автора к полотну, он старается сделать описание красочным.

Учитель (обобщает ответы детей): Описание репродукциибудет интересно другим, если делать это с удовольствием и репродукция тебе  нравится.

Послушайте еще два отрывка и подумайте, кому из авторов удалось подобрать самые яркие, образные прилагательные?

1. «На этой полотну изображено зимнее утро. Солнце уже взошло и осветило березовую рощу. Главная на полотну – изогнутая береза, она нарисована на переднем плане. Ее ветки широко расставлены и занимают всю репродукцию. Сквозь ветки видно синее небо. А на снегу – тени».

2. «На этой полотну живо изображено ясное раннее февральское утро. Светлое безоблачное небо под солнцем излучает ярко-синий, ультрамариновый цвет. А под ним высокие стройные красавицыберезки ,согретые солнцем, расправляют свои ветви после долгого сна. Вот самая красивая береза. Ее ствол причудливо изогнут, а ветви ,словно кружевные кораллы, создают необычные тени на пушистом снегу. Эти тени на серебристом снегу, как сапфиры на дорогом костюме. У каждой березки своя  особенная тень…».

Учитель: Какой отрывок хочется перечитать?  Почему?

Ученики: Понравились точные прилагательные, автор использует сравнения и    олицетворения.

Учитель: А какие интересные детали заметил автор? Удалось ли ему использовать «третий писательский секрет»? (Учащиеся отвечают на вопросы  учителя.)

Учитель (обобщает ответы детей): О втором «секрете»: в описании надо использовать точные  и яркие прилагательные. О третьем «секрете»: надо рассматривать   внимательно!

Вспомните, на уроке по развитию речи вы рассматривали репродукцию, вглядывались в нее, описывали свои ощущения.  А теперь представьте, что у вас в руках появилась подзорная труба. Вы с ее помощью можете рассмотреть репродукцию еще внимательнее. Присмотритесь к каждому фрагменту. Наверняка появятся новые детали, которые вы раньше не замечали. Опишите их.

Теперь представьте, что у вас, помимо подзорной трубы, есть небольшой летательный аппарат. Выбирайте различные фрагменты репродукциии, как можно ближе к ним приблизившись, рассмотрите  их еще внимательнее, можете дотронуться до стволов берез, прислушаться к тому, что происходит вокруг.(Учащиеся на несколько минут погружаются в созерцание, можно включить тихую нежную музыку.)

IV.  Индивидуальная деятельность.

Учитель: Ну а сейчас возвращаемся в класс, и, используя все, над чем размышляли сегодня, продолжите деятельностьнад своими  сочинениями.

(Начинается индивидуальная деятельность, каждый ученик может выбрать себе место для работы: остаться в группе, пересесть за отдельную парту, расположиться в игровой зоне. Много времени ребятам не нужно, кто уже понял, что делать, сделает это быстро. А остальным, скорее всего, понадобится помощь.)

Учитель: Кто готов поделиться своими находками, прочитать свое сочинение для   всех?

(Учащиеся возвращаются в группы, слушают работы своих товарищей, аплодируют. Если деятельностьученика большинству ребят понравилась, учитель просит его быть консультантом и помочь тем, кто обратится за помощью. Учитель также становится консультантом, продолжается деятельность с текстом.)

Работы детей после редактирования оформляются для классной книги, редакционный совет делает титульный лист. Книга хранится в классе, дети и родители могут познакомиться с работами. Потом каждый ученик забирает свой лист из книги и помещает его в свое «Портфолио» в раздел

«Я сочиняю». Практика показывает, что работы, в которые вложено столько труда, бережно хранятся в семейных архивах.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль