Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников согласно ФГОС

42

Основа разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников 

Система работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников составлена на основе Примерной программы Федерального закона от   29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее – Концепция).

Комплекс разработан с учетом культурной, исторической, этнической, социально-экономической специфики РФ, общественных организаций, запросов семьи. В проекте по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников определены основные задачи, ценности, планируемые достижения. 

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников 

Задачами являются: 

1. Вырабатывание гражданственности, любви к отечеству, почтения к правам, обязанностям и свободам человека. 

2. Развитие моральных чувств и этического сознания.

3. Воспитание усердности, творческого отношения к обучению, жизни, деятельности.

4. Вырабатывание ценностного отношения к здоровому образу жизни.

5. Экологическое развитие. 

6.   Формирование у учащихся   любви  к   прекрасному,  представлений об эстетических эталонах и ценностях (эстетическое развитие).

Структура и содержание работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников 

Основные направления духовно-нравственного развития в школе и воспитания младших школьников осуществляются через режим школьной действительности, который организуется коллективом педагогов, родителей, институтами дополнительного образования и представляет из себя комбинацию различных видов деятельностей воспитанников: урочную, внеурочную, внешкольную, внеклассную, семейную, на основе национальных ценностей, традиционных нравственных норм, национальных духовных обычаев народов нашей страны. 

Урочная деятельность в аспекте духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников. На уроках дети приучаются к самостоятельности. В воспитательном отношении все изучаемые учебные дисциплины чрезвычайно важны. Их разнообразие дает возможность каждому ученику проявить сильную сторону своей индивидуальности. Один ребенок отличается острым умом, у другого золотые руки, третий особо ловкий, изящный, четвертый чувствителен к прекрасному, пятый - внимателен. Все эти сильные стороны проявляются именно в процессе обучения в классе.  

Внеурочная деятельность в рамках духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в соответствии с ФГОС определена следующими направлениями развития личности:

  • 1. Спортивно-оздоровительное.
  • 2. Духовно-нравственное.
  • 3. Общеинтеллектуальное.
  • 4. Социальное.
  • 5. Общекультурное.

Основные формы внеурочной деятельности: экскурсии, олимпиады, соревнования, общественно-полезные практические  занятия.

Внеклассная деятельность определена в соответствии со школьной программой духовно-нравственного воспитания младших школьников, которая реализует все направления через разделы: 

  • развитие гражданственности, любви к Родине, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • развитие моральных чувств и этического сознания;
  • формирование усердности, творческого отношения к учебе, труду, жизни;
  • формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни;
  • развитие ценностного отношения к природе, окружающей среде;
  • совершенствование любви к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое развитие).

Внешкольная деятельность основана на деятельности обучающихся в различных центрах дополнительного образования города (музыкальная   школа, школа искусств, спортивные школы, центр детского творчества).

Взаимодействие с родителями учащихся в рамках духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников 

Программа предусматривает следующие виды и формы работы с родителями обучающихся:

  • день открытых дверей для родителей, общешкольные и классные родительские собрания (лекции, беседы, диспуты, круглые  столы);
  • Акции благотворительности «Помоги семье», акции «Рождественская», «Подарок воину», интеллектуальные и спортивные конкурсы «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа, мама, я – интеллектуальная  семья»;
  • персональные консультации по задачам воспитания, оказываемые социальными преподавателями, педагогами-психологами, классными руководителями; 
  • общешкольное родительское собрание, выпуск и раздача памяток для родителей по предметам обсуждения тематических общешкольных и классных конференций;
  • обучение родителей в форме родительских собраний, направленных на обсуждение актуальных вопросов воспитания детей как в семье, так и в образовательной организации, знакомство отцов и матерей с задачами и итогами работы образовательного учреждения; родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания, в форме игры, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинги и др. 

Просвещение родителей через размещение данных на сайте школы, создание оповещающих стендов, книжных  выставок:

  • о нормативно-правовой базе и правовых критериях, связанных с ответственностью родителей за воспитание детей;
  • о социально-психологической службе;
  • о литературе в библиотеке школы;
  • о подготовке малышей к школе;
  • о режиме работы образовательного учреждения;
  • по вопросам семейного воспитания.

Популяризация лучшего опыта домашего воспитания через: обсуждение вопросов на родительских собраниях по темам «Истоки глубинной привязанности в  детско-родительских  отношениях»,  «Иерархия  отношений  в семье и особенности семейного воспитания», «Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления», «Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье».

Участие  родителей  в рамках духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в  управлении образовательным  процессом,  в построении деятельности общественных формирований через работу Управляющего Совета, классные комитеты родителей; деятельность активных родителей; участие в обсуждении Открытого школьного выступления; обсуждение разделов новой редакции Устава  школы.

Поощрение матерей и отцов, активно участвующих в жизни учебного заведения, по итогам года, итогам проведения различных мероприятий, акций. 

Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников 

При реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников планируется достижение следующих результатов:

  • уважительное отношение школьников к своей Родине, краю, жителям, культурному и историческому достоянию, государственной символике, нормам и правилам Российской Федерации, родному языку, народным обычаям, старшему поколению; 
  • начальные понимания о моральных нормах, нравственности, этических канонах взаимоотношений в семье, между этносами, носителями различных идеологий, агентами разных социальных групп; 
  • уважительное отношение к труду, искусству, человеку труда, трудовым успехам России и человечества, старательность;
  • к своему здоровью и самочувствию окружающих людей;
  • к природе окружающей среды;
  • изначальное умение видеть красоту в окружающем мире, в поведении и поступках людей.

Показатели результативности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников 

Показателями результативности работы школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию являются:

  • формирование гуманистической школьной воспитательной системы, где главное условие - становление  личности  ребенка,  его просвещенность и знание исторического прошлого своей страны;
  • комфортность и защищенность образовательной среды, атмосфера взаимоотношений в школе, по определению учащихся и педагогов, – «положительная», «доброжелательная», «теплая»;
  • регулирование деятельности и взаимодействие всех компонентов системы: основного и дополнительного образования, школы и общества, семьи и школы;
  • развитие и модернизация системы дополнительного образования  в школе;
  • сотрудничество и сопряжение усилий всех участников образовательного процесса в организации времяпровождения учащихся;
  • освоение и применение на практике новых педагогических технологий и методологий воспитательной работы в аспекте духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников; 
  • применение разнообразных средств воспитания общей культуры, постоянства духовным традициям России, надежности, правосознания, уважения к ценностям сегодняшнего общества, созданного на основе духовных ценностей культуры;
  • развитие форм ученической автономии;
  • дальнейшее формирование и улучшение работы по воспитанию здорового образа жизни и отрицательного отношения к вредным привычкам;
  • расширение размаха мероприятий для развития, раскрытия  и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей воспитанников, для духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников: расширилась вариабельность участия обучающихся 1–4-х классов в различных номинациях творческих конкурсов;
  • развитие исследовательской деятельности младших школьников;
  • приумножение доли воспитанников, вовлеченных в проектную деятельность с применением средств информационно-коммуникативных  технологий;
  • активация социально-психологической поддержки при решении наиболее насущных и сложных проблем в воспитательной работе с детьми, с их семьями. 

Основные достижения духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников оцениваются в рамках процедур мониторинга, ведущими методами в которых будут: экспертные соображения (родителей, педагогов образовательной организации); анонимные опросные листы, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые приспособления, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения  воспитанников. 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль