Примеры организации групповой работы в начальной школе

118

Основы формирующихся у обучающихся личностных качеств закладываются в недрах тех отношений, которые возникают между учениками, между учениками и учителем в условиях учебной дискуссии. Поэтому одна из целей современного образования заключается в том, чтобы научить детей осваивать мир, взаимодействуя друг с другом. А значит, совместная, групповая работа в начальной школе – одна из самых продуктивных форм организации учебной деятельности. Для того, чтобы научиться учить себя самостоятельно, ребенку необходимо общение с равным себе, т. е. с детьми.

Организцию обучения детей сотрудничеству можно начать буквально в первые дни школьного обучения. Особенно эффективны для работы в группах те задания, при выполнении которых дети могут опираться на материальные средства контроля и оценки своей работы, в первую очередь на схемы,  модели.

Например, среди первых заданий в букварный период есть  такое:

Придумайте слово к схеме

____|___/___|_____ 

Обучение детей сотрудничеству начинается с образца совместного решения задачи. Учитель вызывает к доске ученика и вместе с ним показывает классу, как надо помогать друг другу, чтобы найти верное решение и ответить правильно.

Учитель ученику: Ты нашел нужное слово?

Ученик: Нет.

Учитель: А я уже нашла. Это слово карандаши. Правильно? Проверь, пожалуйста. (Ребенок делит слово на слоги и убеждается, что слово не подходит       к схеме из-за разного количества слогов.) Давай я изменю слово, и мы проверим, подойдет ли новое слово к схеме? Карандаш. Теперь верно?    

Ученик: Нет, т. к. ударение на схеме и ударение в слове стоит в разных местах. (Тогда ребенок предлагает свое слово, и работа происходит по тому же плану до тех пор, пока слово не будет  найдено.)

Далее учитель должен взять ребенка за руку, поднять руки вверх и сказать:

«Мы это сделали вместе». Следующее аналогичное задание дети делают в паре. Точно такую же групповую работу в начальной школе можно провести и со схемами предложений. Ежедневно и кропотливо учителя работают на уроках русского языка над фонетическим анализом слов. Работа в паре может проводиться и при выполнении фонетического анализа. Учащиеся в паре отвечают у доски. Один называет согласные звуки и дает их характеристику, а другой – гласные. Напарники контролируют ответы друг друга.

Нужно показать преимущества групповой работы над индивидуальной учащимся начальной школы. Что же можно предложить для этого первоклассникам? Например, можно использовать следующую задачу:

«В одной бочке было 62 ведра воды, а в другой 40 ведер. Из каждой бочки брали и доливали воду столько раз и в такой последовательности, как это указано в краткой записи:

62   Д. – 9 В. – 12 Д. – 6 В. – 28 В. – 17 Д. – 5 Д. – 31 В. – 17

40    В.–15 Д.–24 В.–17 В.–9 Д.–12 В.–14 Д.–8 

Условные обозначения: В. – взяли, Д. –  долили.

Звучит вопрос: «В какой бочке осталось воды больше и насколько больше?» После прочтения задачи учащиеся приступают к ее индивидуальному решению. После окончания решения задачи, учитель фиксирует время выполнения задания и объявляет его детям. Затем проверяется правильность решения. Для того чтобы найти количество воды в каждой бочке, необходимо решить ряд простых задач на нахождение суммы и остатка, после этого нужно решить задачу на разностное сравнение.

На следующем уроке для обучения детей сотрудничеству задачу такого же вида дети решают в паре. И учителю необходимо подчеркнуть важность выполняемой работы. Ведь от правильности решения каждого зависит общий результат. Как же соединить детей в группы? Вот тут-то и нужно проявить учителю большую педагогическую мудрость. Разумеется, нужно учитывать их личные склонности, но это не должен быть основной критерий.

Успех групповой работы в начальной школе зависит от выбора партнера. Самому слабому ученику нужен не столько самый сильный, сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямому нужно в пару дать упрямца, пусть померятся силами. Нельзя организовывать пары из двух слабых учеников. Они окажутся совершенно беспомощными и могут стать объектом насмешек  одноклассников.

Чтобы учитель мог показать преимущества групповой работы в начальной школе, он предлагает новое задание. Учитель говорит: «Вспомните, сколько времени ушло на решение аналогичной задачи вчера. Но ее можно решить вдвоем. Один ученик вычисляет, сколько воды осталось в первой бочке, а второй – сколько во второй. А потом сравнить полученные результаты.

72   В.–25  Д.--31 Д.–8  В.–13  В.–11  В.–17  Д.–8 В. – 21 

58    Д.–14 В.–27  В.–15  Д.–9  Д.–11  В.–19   В.–4  

При этом важно обратить внимание на то, что для второй бочки будет выполняться действий на одно меньше, а значит, дети сами должны правильно   и адекватно распределить между собой роли. Либо эти роли оговаривает учитель перед выполнением задания.

Проведенный учет времени покажет, что на решение задачи в паре понадобится времени гораздо меньше.

При оценке групповой работы учащимся начальной школы важно показывать не только правильность выполнения задания с точки зрения математики, но и отмечать слаженную работу группы, отмечать человеческие качества ребят, проявленные при выполнении работы: терпимость, дружелюбие, доброжелательность, вежливость и т. д. Нужно стараться подбирать такие варианты заданий для работы в парах и групповой работы учеников начальной школы, чтобы они носили занимательный характер. Например, можно предложить задание по математике, используя элементы театрализации.

Учитель: К нам на урок торопится Буратино.

Буратино (входит в класс и говорит, запыхавшись): Я так торопился к вам на урок, что уронил карточки с примерами, карточки рассыпались. В одной руке были выражения с действием вычитания, а в другой – с действием сложения. Помогите мне решить примеры и расположите ответы в порядке возрастания.

15 + 8,  8 + 5,  40 – 22,  42 – 4

73 – 70,  29 – 21,  11 + 17,  26 + 7

Детям предлагается работать в паре. Один будет решать примеры на сложение, другой – на вычитание. Затем дети совместно располагают ответы в порядке возрастания. Правильность выполнения этого задания они смогут проконтролировать тоже самостоятельно, если ответят на вопрос: какая закономерность лежит в основе записи этого ряда  чисел?

3    8    13    18    23    28    33    38

Каждое следующее число получено путем прибавления числа  5.

Групповая работа в начальной школе также подразумевает работу учеников в тройках. Хорошо организовать такую работу в теме «Обратные задачи». Причем при этой работе можно дать установку на то, что один ученик решает прямую задачу, а затем два напарника по тройке одновременно составляют, а затем решают две обратные задачи.

Широкие возможности для обучению детей сотрудничеству предоставляют нам компьютеры. Так, при знакомстве с темой «Прибавление числа к сумме» можно использовать программу «ПервоЛого» (детям уже знакома эта программа). Работу над новым материалом можно построить следующим  образом.

Учитель: Прочитайте выражение, записанное на доске: (4 + 5) + 2. Как называются числа и результат действия сложения? Прочитайте выражение правильно, называя компоненты (Ответ: к сумме четырех и пяти прибавить  два). Изобразим на компьютере с помощью черепашки и фигурок животных числа из этого выражения. Ученики, сидящие слева, положите 4 собачки (первое слагаемое), ученики, сидящие справа, – 5 котиков (второе слагаемое), а посередине – 2 львенка. Придвиньте к четырем собачкам пять котиков, посчитайте, а теперь пододвиньте двух львят. Сколько животных получилось? (Одновременно на доске идет запись: (4 + 5) + 2 = 9 + 2 =  11.)

Объясните решение. Сначала вычислили сумму, а затем к полученному результату прибавили число 2. А теперь к четырем собачкам придвиньте двух львят,  а  затем  –   пять   котиков.   Сколько   животных   получилось   теперь?   (4 + 2) + 5 = 11. Объясните. Можно к первому слагаемому прибавить число,        а потом прибавить второе слагаемое. Результат в выражении не изменился.

Также рассматриваем и проделываем манипуляции на компьютере третьим способом. Затем результаты сравниваем. Можно использовать групповую работу учеников начальной школы и при проведении арифметических диктантов (под цифрой 1 – задание первому ученику, под цифрой 2 – второму).


Пример

Арифметический диктант I.    1. Запиши число 100.

2. Запиши предыдущее этому числу.

II.    1. Запиши число на 1 меньше 70.

2. Запиши, сколько в этом числе десятков.

III.    1. Запиши число на 1 больше, чем 88.

2. Запиши, сколько в полученном числе единиц первого разряда.

IV.    1. Запиши число, состоящее из 7 десятков и 8 единиц.

2. Запиши соседей этого числа.

V.    1. Запиши наибольшее двузначное число.

2. Запиши последующее число.

VI.    1. Запиши число на 1 больше 59.

2. Запиши, число разрядных десятков в записанном числе.


Различные формы групповой работы учащихся начальной школы способствуют росту осознанности при формировании умений и навыков, активизируют познавательную деятельность, дают ребенку содержательную и эмоциональную поддержку.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль