Основные направления и принципы развития системы образования

59

Сам по себе институт государственно-общественного управления в сфере образования не является новшеством, деятельность в этой области уже давно и успешно практикуется многими организациями и органами управления. Использование принципов развития системы образования дает возможность повышать качество обучения и продолжает оставаться одним из решающих социально-экономических и политических факторов.

Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом стремительно развивающегося общества, требующего постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций и быстрой адаптации к запросам пользователей. Поэтому концепция социально-экономического развития России определила ряд принципов развития системы образования:

  • открытость обучения, образовательных программ и технологий;
  • применение проектных методов в решении поставленных задач;
  • выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике.

Адресность как один из принципов развития системы образования

В первую очередь адресность направлена на поддержку не каких-то общих подходов и методов, а конкретных образовательных организаций. Стратегической целью государственной политики в данной области является повышение доступности и качества образования, а также соответствие современным потребностям общества в целом и гражданина в частности. Поэтому реализация поставленной задачи достигается в том числе и за счёт формирования механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг.

Основные преимущества адресности:

  1. Открытая система образования.
  2. Информирование граждан об услугах.
  3. Объективная система оценки индивидуальных достижений в обучении.
  4. Участие потребителей в осуществлении контроля и проведения оценки качества образовательных организаций.

Целевые ориентиры принципов развития системы образования

К 2020 году внедрение организационно-правовых форм должно обеспечиваться практически во всех образовательных учреждениях. Государственно-общественный характер управления определяется 89 статьей Федерального закона об образовании. В частности, он включает в себя реализацию принципов законности и демократии, обеспечение автономии образовательных организаций, информационную открытость и учёт общественного мнения. На федеральном уровне принципы развития системы образования описаны более конкретно только в утвержденном распоряжении Правительства от 4 сентября 2014 года.

В соответствии с данной концепцией, открытый государственно-общественный характер управления реализуется через механизмы участия общественности и экспертного профессионального сообщества в принятии решений о поддержке тех или иных проектов дополнительного образования. Также в рамках этой концепции осуществляется контроль качества конкретных образовательных программ и разработка методов реализации утвержденных проектов.

Несмотря на то, что само понятие государственно-общественного управления нормативно не дано ни в одном документе, общие механизмы, подходы и принципы развития системы образования ясны. Государственно-общественный характер управления заключается во взаимодействии органов власти с общественностью в той или иной степени. Реализуется это через конкретные институты, с использованием специальных методов и механизмов.

Мониторинг развития системы образования

Два основополагающих принципа, обеспечивающих государственно-общественный характер управления – это информационная открытость образования и учет общественного мнения. В статье 97 Закона об образовании одним из механизмов обеспечения открытости и доступности информации является мониторинг развития системы образования. Данные, которые он содержит, представляют большую ценность как для руководителей организаций, так и для обычного потребителя образовательных услуг.

Какую информацию содержит мониторинг развития системы образования?

  1. Срез по уровням доступности образования. Делается на основании данных о численности населения и образовательных потребностях, которые осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления.
  2. Данные о кадровом обеспечении образовательных организаций. Позволяет определить потребности в профессиональной подготовке и переподготовке сотрудников образовательных организаций и проанализировать разрыв кадрового обеспечения в разных регионах. С помощью данных создаются программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников учебных учреждений.
  3. Информация о материально-техническом и информационном обеспечении. От нее напрямую зависит финансирование, поэтому в первую очередь эти данные необходимы для органов государственной власти. Но мониторинг также дает конкретным организациям возможность влиять на финансирование и разработку образовательных программ. Средства могут выделяться на муниципальном уровне непосредственно для усовершенствования материально-технической базы учебных учреждений.
  4. Условия обучения лиц с ограниченными возможностями. Этот показатель позволяет получить не только данные об организациях, которые осуществляют подготовку обучения детей с особыми потребностями, но и информацию о материально-техническом обеспечении образовательного процесса.
  5. Данные об изменениях в сети образовательных организаций. Этот показатель может быть полезен при объединении учреждений в один комплекс, включающий практически все уровни базового образования. Он служит для того, чтобы у руководителей не было недопонимания и не появлялось вопросов, связанных с реорганизацией и переходными положениями во время присоединения.

Данные из мониторинга позволяют значительно упростить процессы государственно-общественного управление образованем и дают возможность повысить качество обучения, что положительно влияет на социально-экономическую ситуацию в стране.

Помимо информационной открытости и участия общественности, используются и другие принципы развития системы образования, направленные на обеспечение необходимого уровня доступности и качества обучения. Немаловажным фактором является конкуренция образовательных систем, выполняющая роль двигателя прогресса. Благодаря ей происходит внедрение проверенных инновационных методов и осуществляется постоянное обновление технологий. Всё это помогает оптимизировать процессы обучения и удовлетворить потребности граждан в образовании.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль