Предметные и метапредметные действия через организацию учебного диалога

96

Сегодня образовательная деятельность нуждается в форме для реализации. Речь идет о сотрудничестве детей и взрослых, которое лучше проводить в форме дискуссий, побуждающих участников понимать и координировать разные точки зрения, обосновывать свои гипотезы и выводы. Да и дети современного поколения, надо сказать, отличаются от тех, на кого была нацелена действующая система образования.

Информированность учеников сегодня резко возросла. Педагог из носителя информации, которым он всегда являлся, превращается в организатора, другими словами, он учит находить истину, а не преподносит ее. Цель педагога сегодня – это создание ситуации на уроке, которая была бы близкой к живому общению. И здесь, ничто иное, на помощь приходит организация учебного диалога, посредством которого со сверстниками постепенно осуществляется процесс самооценки, взаимооценки, принятие оценки взрослого и сверстников. В образовательном общении ученики начинают управлять своими действиями и желаниями, а также действиями партнера, осуществляют самоконтроль.


Это полезно знать

Учебный диалог – диалогическая форма обсуждения, целью которой является коллективное открытие истины; субъектное взаимодействие учителя и учащихся, а также самих учащихся, которое перерастает в продуктивное сотрудничество при организации внутригрупповой или общеклассной дискуссии при постановке и решении задач. Составляющими элементами диалога являются обмен мнениями, полемика, что предполагает и особенности построения полилога: неполные ответы, реплики, корректные эмоциональные высказывания.


Именно за счет действий взрослого на первых порах на уроках происходит продуктивного взаимодействие. Он «выращивает» у учащихся необходимость не только общения, но и обмена мнений. Если говорить в общем смысле, то общение можно определить, как взаимодействие двух (или более) противоположных, но равноправных сторон. Общение это всегда согласие (или несогласие), понимание (или непонимание), слияние (или разъединение). Способность вести общение младших школьников важно развивать на каждом занятии. Для этого педагог должен использовать различные методики диалогового обучения, для того чтобы формировать предметные и метапредметные учебные действия, научить детей вступать в общение, работать в паре или группе, высказывать свое мнение, отстаивать его, принимать чужое.

При организации учебного диалога в процессе обучения ученики формируют систему следующих универсальных учебных действий (далее – УУД):

1. Регулятивные: это целеполагание, контроль, оценка, планирование, волевая саморегуляция.

2. Познавательные: это выделение и формулирование задачи своими силами; построение речи произвольно и осознанно; рефлексия методик действия, их контроль и оценка; поиск эффективных методик решения задач; моделирование, анализ, синтез, поиск следствий; работа с логической цепочкой рассуждения; выдвижение предположений, их аргументирование.

3. Коммуникативные: это планирование образовательного сотрудничества; формулировка вопросов; составление речи.

Организация учебного диалога: проблемный диалог

В числе эффективных методов обучения выделяется технология проблемного диалога. Это подход направлен на формирование творческого потенциала каждого учащегося, его индивидуальных способностей, а также способствует значительному упрочнению знаний и увеличению скорости изучения материала. Понятие «творчество» считается ключевым в проблемно-диалогическом обучение. Творчество – это деятельность, посредством которой создаются материальные и духовные ценности. Можно назвать разные виды творчества, и у каждого свой результат. Какой же вид творческого процесса доступен учащимся на уроках? Согласитесь, на уроках литературного чтения вряд ли есть возможность изобретать новые механизмы, а на уроках математики вряд ли стоит предлагать новое видение мира. А вот занять позицию ученых и открывать новые знания учащиеся могут на уроке по любому предмету.

Таким образом, основа школьного обучения – научное творчество. Научное творчество включает в себя четыре звена: постановку проблемы, поиск решения, выражение решения и реализацию продукта.

В самом определении «проблемный диалог» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка проблемы и поиск ее решения. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного общения. Необходимо различать учебный диалог и беседу (таблица).

Категория

Беседа

Учебный диалог

Основная цель

Установление того, как учащиеся овладели конкретными фактами, запомнили что-то необходимое для дальнейшего обучения

В процессе коллективного обучения открывать новое знание, решать проблему, устанавливать алгоритм выполнения учебной задачи

Правильность формулирования вопросов

Репродуктивные вопросы, которые формулируются с помощью слов «вспомни», «назови», «перечисли»

Репродуктивные вопросы. Проблемные вопросы, начинающиеся со слов «почему», «для чего», «зачем». Вопросы-размышления

Смысл организации учебного диалога заключается в том, чтобы на уроке изучения нового материала «пропустить» учеников через все звенья научного творчества. На этапе введения знаний ученики должны поставить и решить проблему, т. е. сформулировать сначала тему урока или вопрос для исследования, а затем и само новое знание. Разумеется, такую работу дети могут проделать только в диалоге с учителем. Педагог волен сам выбирать виды диалога.

Существует три основных метода постановки учебной проблемы:

  • побуждающий от проблемной ситуации диалог;

  • подводящий к теме диалог;

  • сообщение темы с мотивирующим приемом.

Они имеют сходные черты, которые проявляются в том, что все названные методы обеспечивают мотивацию обучающихся к изучению новой темы. Разница методов заключается в характере деятельности школьников и в развивающем эффекте. Побуждающий от проблемной ситуации диалог способствует творческой деятельности учащихся и развивает их речь. Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом только создают видимость творческого процесса. При этом подводящий диалог довольно эффективно создает условия для формирования логического мышления и речи, а развивающие показатели сообщения темы с мотивирующим приемом незначительны.

Есть еще одно различие методик, и заключается оно в форме учебной проблемы. Однако можно утверждать, что все виды общения гарантируют творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал», а на уроке объяснения новой темы учитель сначала дает пояснения, а затем само задание, заключающееся в том, чтобы все выучить или пересказать (традиционный метод обеспечивает репродуктивное усвоение данных: «Пришел, услышал, заучил»).

Организация учебного диалога: результаты применения технологии

Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания. Их приобретение достигается за счет использования центральных компонентов технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решения – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное воспроизведение.

Метапредметные результаты предметного диалога – универсальные учебные действия (общеучебные умения), которые делятся на три группы: познавательные, коммуникативные и регулятивные.

Каждая составляющая играет свою роль в процессе становления познавательных действий. Итак, говоря о процессе организации учебного диалога, стоит отметить, что побуждающий диалог способствует развитию творческих умений понимать противоречие и формулировать проблему, аргументировать гипотезы. Подводящий диалог реализует логические умения к анализу и синтезу. Обе разновидности общения и все продуктивные упражнения развивают речевые способности. А использование опорного сигнала создает условия для формирования знаковых умений.

Коммуникативные действия осваиваются за счет варьирования форм обучения. Поскольку проблемно-диалогические методы и продуктивные задания позволяют работать в парах, в группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли.

Регулятивные действия реализуются посредством методов постановки проблемы, поскольку проблема – это цель нового материала. Методы поиска решения способствуют тому, что ученик начинает разбираться в планировании и контроле, так как открытие на уроке можно планировать, а открытое знание нужно проверять по дидактическом материалу. Продуктивные задачи способствуют оценке.

Что касается традиционной методики обучения, то познавательные умения здесь формируются существенно хуже, коммуникативные – слабо, а регулятивные не развиваются вообще.

Личностные показатели проблемного диалога – это формирование характера, мотивов и ценностей. Позиция деятеля, а не созерцателя способствует воспитанию инициативности, смелости, трудолюбия. Участь творца, а не исполнителя преумножает познавательную мотивацию, ценность творческой активности. Взаимоотношения, а не подчинение формирует доброжелательность и уважение. Традиционное же образование способствует появлению пассивной жизненной позиции, росту недовольства учебой и школой.

Приемы обучения диалогу на уроках в процессе организации учебного диалога

Очень интересны сюжетно-ролевые игры на уроках окружающего мира и литературного чтения, которые способствуют формированию коммуникативных умений учащихся, вызывают у ребят интерес к предмету, погружение в ту или иную историческую среду, «проживание» чьей-то жизни.

Ролевые игры способствуют психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, учат умению общаться.

1. «Ассоциативные связи» (на этапе закрепления)

Учащиеся должны определить, с чем связывается у них изображение данного человека? Например: с реформами, войнами, культурой, политикой и т. д. Например, на уроке окружающего мира при обобщении темы «Петр I» дети должны были назвать ассоциации, связанные с этим именем. Они перечисляли их по очереди, победил тот, кто последний назвал свою ассоциацию. Ответы были разные: строительство Санкт-Петербурга, корабельной верфи, Адмиралтейства, Новый год 1 января, новое летоисчисление, потешные полки, рекрутская повинность, ботик Петра, новая мода, правила этикета «Юности честное зерцало» и т. д., а последний ответ был – первый музей редкостей – Кунсткамера.

Дети готовятся к этой игре очень серьезно: читают дополнительную литературу, используют интернет-ресурсы и другие источники информации. Этот прием выигрышен особенно при изучении исторических личностей. Все это способствует расширению кругозора школьника, создает ситуацию успеха на уроке.

2. «Знакомство» (литературное чтение, окружающий мир, русский язык) Каждый представляется от лица выбранного литературного или исторического героя и говорит о себе несколько слов. Другие участники задают вопросы, а «герой» отвечает. В ответе не требуется быть достаточно точным, главное – вообразить, как мог ответить тот или иной герой. Но все же ученик должен быть хорошо подкован, чтобы ответить на любой вопрос (эвристический диалог). Например, при изучении темы «Екатерина Великая» учащиеся задавали такие вопросы:

1. Откуда родом? Кто потомки?

2. Какой оставила след в истории?

3. Какие достижения?

4. Почему помнят люди?

5. Почему «Великая»?

На уроке русского языка дети представлялись от лица выбранной части речи и от этого имени вели общение.

3. Игра «Мой любимый герой»

Заблаговременно участники выбирают себе героя (самостоятельно), пишут имя на карточке и прикрепляют к одежде. Затем рассказывают, как выбирали своего героя. Рассказ ведется от первого лица, дети как бы перевоплощаются. Варианты выбора детей: Вещий Олег, Том Сойер, Матвей Кузьмин, Мальчишка из «Рассказа танкиста» и др.

На внеклассном чтении по теме: «Моя любимая книга» герой Марка Твена Том Сойер так интересно про себя рассказал, что заинтриговал и заинтересовал ребят. Таким образом игра расширяет круг детского чтения.

4. Игра – драматизация, инсценировка сюжетов (басни Крылова) и их анализ.

5. «Интервью»

Например, в процессе организации учебного диалога на уроках окружающего мира при изучении темы: «Животные леса», корреспондент берет интервью у животных и т. д. На уроке математики можно взять интервью у совы (например, сколько она съедает мышей в сутки), а далее, работая в группах, ребята составляют задачи, обмениваются ими и решают.

6. «Коммуникативная дуэль»

На занятиях по проектной деятельности «Знакомые незнакомцы» ребята делятся на группы (например, «Овощи» и «Фрукты») и ведут дуэль – кто полезней?

В процессе общения вырабатываются правила, необходимые для эффективного взаимодействия школьников:

  • важно не только умение говорить, но и умение слушать;

  • необходимо говорить понятно, высказываться по теме, избегая избыточности информации;

  • нужно уметь задавать вопросы, помогающие обрести истину;

  • критикуем идеи, а не личности.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль