Регулирование труда педагогических работников локальными нормативными актами

165

Источники регулирования труда педагогических работников 

Основными источниками правового регулирования труда педагогических работников образовательной организации являются Трудовой Кодекс РФ, федеральный закон «Об образовании в РФ», Постановления, Письма Правительства РФ, Министерства образования и науки, Министерства Труда, Президента РФ, а также правовые нормы, издаваемые региональными и местными органами законодательной и исполнительной власти.

В этих источниках содержатся указания на принятие локальных нормативных актов образовательной организации, касающихся регулирования труда педагогических работников. Однако, ни в одном из источников не содержится перечня таких документов, обязательных к принятию в организации. Это вызывает множество вопросов со стороны менеджмента образовательных организаций, издание примерных перечней локальных нормативных актов в письмах, разъяснениях и распоряжениях, что принципиально не решает ситуацию.

Попробуем выделить основные принципы принятия локальных нормативных актов и применить их к решению вопроса о том, какие из них обязательны при регулировании труда педагогических работников на уровне организации.

Локальный нормативный акт, регулирующий труд педагогических работников

С правовой точки зрения, основанием для принятия таких документов служит прямое упоминание в законах и нормативных актах исполнительной власти локального нормативного акта.

В Трудовом Кодексе РФ такое упоминание содержится в статье 8, где работодатель наделяется правом издавать собственные нормативные акты в пределах своей компетенции. Это право ограничивается в случае, если локальные акты ухудшают положение работников. Также статья 8 отсылает нас к статье 372 Трудового Кодекса о порядке учета мнения выборных органов при принятии локальных нормативных актов. Поскольку в этих статьях не идет речь об обязательности принятия каких-либо документов, при регулировании труда педагогических работников мы обращаемся к другим источникам.  

По логике статьи 8 Трудового Кодекса, обращаемся к документам, где упоминаются локальные акты и указана компетенция образовательной организации в качестве работодателя. Это статья 28 закона «Об образовании в РФ». В этой статье к компетенции организации в части трудовых отношений относится принятие правил внутреннего трудового распорядка (п.п. 3.1), установление штатного расписания (п.п. 3.4), прием на работу и заключение (расторжение) трудовых договоров, распределение должностных обязанностей и организация дополнительного образования работников (п.п. 3.5). Также, в статье указано, что организация несет ответственность за жизнь и здоровье своих работников.

Как видим, здесь также нет указаний на обязательность нормотворчества организации-работодателя, но, с другой стороны, понятно, что без правил внутреннего распорядка, штатного расписания, заключения трудовых договоров невозможна жизнедеятельность образовательного учреждения как трудовой организации.

Такие документы, как книга учета и движения трудовых книжек, должностные инструкции, положение о персональных данных работника упоминаются в Трудовом Кодексе, но не упоминаются в связи с местным нормотворчеством. Однако понятно, что они необходимы и должны быть приняты внутренним документом организации. Так же, как – инструкция по охране труда, журнал инструктажа по охране труда, журнал прохождения работниками обязательного медицинского освидетельствования, график отпускных.

Трудовой Кодекс и законы в образовании - это не единственные основополагающие нормативные правовые акты, регламентирующие статус локального регулирования труда педагогических работников в образовательных учреждениях в области трудовых отношений.  Необходимость нормотворчества в образовательной организации предусмотрена и другими правовыми актами, например, Профессиональным Стандартом Педагога, который утвержден и подготовлен Минтрудом России, где указано, что на основе локальных нормативных актов могут устанавливаться требования к квалификации педагога.

Также, в Приказе Минобрнауки России № 1002 от 10.09.2015 о проведении аттестации педагогических работников прямо упоминаются локальные нормативные акты организации, необходимые для проведения аттестации, а они, в свою очередь, напрямую влияют на регулирование труда педагогических работников.

В Письме Роструда от 24.11.2008 № 6234-ТЗ « О должностных и рабочих инструкциях» прямо указано, что работодатель самостоятельным правовым актом принимает должностную инструкцию как необходимый элемент правового регулирования на местах.

Практические вопросы  регулирования труда педагогических работников

В связи с непрерывным обновлением образовательной системы происходит нормотворчество на высших уровнях управления образованием, и возникают вопросы о соответствии правового регулирования на местах. Так,  в связи с проектом эффективного контракта возникает вопрос об отношении его к должностной инструкции, утверждаемой локальным нормативным актом.

Здесь надо помнить, что должностная инструкция к трудовому договору, а таковым и является эффективный контракт (в рамках правительственной программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы), нужна в любом случае, она либо прямо включается в договор, либо оформляется приложением к договору.

Смысл эффективного контракта сводится к уточнению оснований стимулирующих выплат и оснований для уточнения функций конкретных работников закрепленных как раз в должностных инструкциях. На этапе приема на работу работник должен быть ознакомлен со своими функциями в полном объеме, то есть, с должностной инструкцией.

Также, на практике возникает вопрос о согласовании самостоятельного правового акта организации в области труда с представительными органами работников, например, профсоюзом.  Здесь нужно помнить, что статья 8 Трудового Кодекса предусматривает 3 варианта согласования. Первый, когда согласование является обязательным, что закреплено в Уставе организации. Второй вариант, когда в коллективном договоре с работодателем прописаны некоторые виды локальных актов, подлежащие согласованию. Третий, когда при регулировании труда педагогических работников все внутренние нормативные акты принимаются без согласования с представительным органом в силу отсутствия профсоюза, либо в силу специального соглашения.

Кроме того, работодатель при регулировании труда педагогических работников должен учитывать мнения соответствующего профсоюзного органа, при введении и отмене режима неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, при утверждении графика отпусков (статья 123 ТК РФ), при утверждении графика сменности (статья 103 статья ТК РФ). Согласованию подлежат локальные акты, регламентирующие оплату труда, нормы труда, внутренний трудовой распорядок. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль