Творчество рождается в игре: английский язык в младших классах

84

Разнообразие учебного труда и игровая деятельность учащихся на примере уроков английского языка в младших классах

Вряд ли надо доказывать сегодня, что творческая активность в начальной школе во многом связана с игровой деятельностью учащихся. Игровая деятельность как нельзя лучше способствует достижению желаемого результата, устраняя один из главных недостатков учительского труда – скуку на уроке и положительно влияя на развитие речевых умений школьника. Однако творческая активность детей на уроках, как показывает практический опыт, – явление не само собой разумеющееся. Творческие и изобретательные способности учащихся необходимо постоянно активизировать и развивать. И в этом смысле роль игры трудно переоценить.

Благодаря психовозрастному развитию школьников начальных классов, которое имеет свои особенности, такая игра всегда актуальна и продуктивна. Этот процесс прямо перекликается с диалоговым подходом к образованию, что особенно важно для уроков иностранного языка. Здесь обучающиеся изначально равны, а итоги зависят от игрока и его личных качеств.

Лежащие в основе игровых методик обучения процессы часто выступают, как учебное средство, при том что источником игровой активности считаюся цели, добровольно поставленные себе ребенком. Другими словами, вышеописанные методы на уроке английского языка в младших классах оправданы значением игры для развития детей любого возраста.

Переход от воспитания к самовоспитанию: игры на уроках английского языка в младших классах

В процессе учебы воспользоваться игрой стоих хотя бы потому, что ее возможности являются достаточно обширными. Здесь реализуется переход от воспитания к самовоспитанию, а именно к свободной сознательной работе, проводимой над собственным характером. Данный переход характериуется так называемым принципом удовольствия, на котором базируются игры детей.

Постепенно в случае последовательного и системного «проигрывания» тех или иных правил педагог английского языка в младших классах добивается самого важного – ученика, умеющего учиться, сознающего меру своей ответственности за результаты образования и готового к нелегкому учебному труду. Самостоятельность не столько результат, сколько условие творчества. Нельзя заниматься творчеством по образцу или заодно с кем-то. Творчество нуждается в понимании творцом своих скрытых возможностей и потребностей. Стимулом к игровому творчеству могут стать такие общепедагогические приемы, как:

  • прием состязательности;
  • прием поощрения;
  • прием обещания отсроченной высокой оценки;
  • прием обращения к авторитету;
  • прием создания ситуаций успеха;
  • прием учета индивидуальных склонностей и потребностей ученика.

Игра и системнодеятельностный подход к обучению на примере изучения английского языка в младших классах

Сегодня игра, как некий развивающий процесс, коррелируется с обучением школьников младших классов иностранной лексике. Ка  ведущий вид деятельности в начальной школе, данный процесс  способствует осуществлению системно-деятельностного подхода. Именно вышеперечисленные критерии позволяют проложить путь к изучению самого себя, собственных возможностей, своих «пределов».


Пример

В игровой форме можно провести и физкультминутку. Так при изучении темы «Глаголы движения» мы играем в игру «Повторяй за мной». Суть игры проста: необходимо показать и назвать глагол движения. Однако по мере усвоения учащимися новой лексики игра усложняется и видоизменяется. На первом этапе движение называет и показывает учитель, ученики повторяют и движения, и слова. Когда лексика освоена, учитель, а позже ведущий из учеников только показывает действия, учащиеся же должны его повторить и назвать самостоятельно.


И наконец, на обобщающем уроке в игру включается соревновательный момент: класс делится на команды, от каждой из команд выбирается ведущий. Каждому из них достается «список» из 5–10 глаголов движения. Не называя их, ведущий показывает движение, команда соперников должна угадать, повторить и назвать нужный глагол. За каждый правильный ответ начисляется балл. С помощью этой же игры отрабатывается конструкция «Let’s do smth». Элементы  пантомимы используются и при изучении других лексических тем: «Спорт», «Одежда», «Внешность», «Части тела» и  др.

Игра как часть методических комплектов по английскому языку в младших классах

Для использования на уроках игровых моментов на уроках английского языка открыты многие учебно-методические комплекты (далее – УМК), в частности, УМК М.З. Биболетовой и др. В течение первого года обучения по указанному УМК дети становятся участниками сюжетной игры «Сказочный кукольный театр», погружаясь в атмосферу игры с непредсказуемым результатом, но по четким правилам. При знакомстве с новыми артистами они становятся участниками ролевой игры.

Например, «Представься от имени одного из участников спортивного соревнования, скажи, кто ты, как тебя зовут, сколько тебе лет». Многие уроки предусматривают инсценировки разговоров с артистами театра. Примером лингвистической игры может служить задание «Записи кролика Мартина попали под дождь, давай попробуем их прочитать, скажи, какие буквы исчезли». Также к лингвистическим играм относится сочинение учащимися вместе с учителем новых, похожих рифмовок; тренировка названий цветов в рифмовке «Green Frog» . В рабочей тетради широко представлены следующие задания: разгадай кроссворд, найди знакомые слова в ребусе и обведи их, прочитай зашифрованное предложение, соотнеси английское и русское слово.


Примеры познавательных игр:

«Ты готов к проведению конкурса загадок? Послушай загадку об одном из животных, притаившихся на поляне. Кто это?»

«Волшебное зеркало»

«Соедини буквы и соответствующие им звуки».


Обучающиеся в 3-м классе играют различные роли в ситуациях, которые типичны семейному и учебному общения. Это могут быть правила поведения за обедом, празднование дня рождения, диалог продавца и покупателя, диалог сотрудника почты и покупателя. Обучение чтению – это скучный процесс, особенно на уроках английского языка в младших классах. Однако всегда есть возможность сделать этот процесс более увлекательным: «громкое чтение» – задорное и веселое; «вполголоса» – таинственное, заклинание; «шепотом» – секрет только для очень маленькой компании; «быстрое чтение» – на скорость; «медленное чтение» – проговаривание звуков.

В 4-м классе ученики - это уже участники спектаклей с использованием английской лексики. Они читают английские сказки и стихи, поучительные рассказы, а также сами выступают авторами этих творерий. Это может быть, например, проектная работа «Let’s write a fairy-tale”, позже разыгрывается придуманный сюжет. Перечислим другие приемы, используемые автором данной работы:

  • физические игры (зарядка, игры на внимание);
  • стихи, песни, которые сопровождаются движениями;
  • игры-соревнования (учеников разделяют на команды и дают задания);
  • игры с мячом (вопрос – ответ, перевод слов и предложений);
  • настольные игры (лото, домино, рисование).

Игровые формы работы с английским языком в младших классах

Целесообразно использование игровой формы и при проведении фонетических упражнений, которые органически входят в сюжет урока, когда дети овладевают произносительной стороной на уровне общих особенностей работы речевого аппарата в английском языке. При постановке произносительных навыков и работе над интонацией им в доступной форме указывается на   основные различия между произношением в русском и английском языках, проявляющиеся    в    положении    и    характере    движения    органов    артикуляции. Фонетические упражнения разрабатывают подвижность речевых органов, способствуют избеганию дефектов произношения и перенапряжения речевого аппарата ребенка при говорении не только на английском, но и на русском языке.

Система упражнений для фонетической зарядки типа «Веселый Язычок» (существует большое количество вариантов упражнений, основанных на сказке о Мистере Язычке) позволяет объединить ряд звуков в определенную сюжетную линию в прозаической или стихотворной форме. Доступный и интересный для учеников сюжет помогает эмоционально настроить их на усвоение английской артикуляции (приложение «Фонетические зарядки»).

Во время фонетической зарядки отдельные звуки и слова заменяются  стихами и рифмовками. Несколько уроков стихотворение повторяется, поправляется и произношение звуков. Этот вид работы стоит включать в занятие на разных его этапах, поскольку он служит отдыхом для детей (приложение «Фонетические рифмовки»).

Динамические паузы урока английского языка в младших классах

Психологические особенности учеников начальных классов проявляются в частой смене деятельности. Игры с помощью жестов и мимики способствуют чередованию интенсивной работы мозга с непринужденными паузами. Вовлечение учеников в такое эмоциональное сопровождение рассказа делает их речевое развитие более эффективным. 

Разнообразные формы игровой работы помогают также удовлетворить нужды детей, которые предполагают новизну изучаемого материала и разнообразие упражнений. Использование учебных приемов разного характера помогает закреплять языковые явления памяти, создавать более стойкие зрительные и слуховые образы, поддерживать интерес к активности.

Рационализация игровых форм на уроке английского языка в младших классах

Следует учитывать, однако, что работать только с использованием игрового метода нецелесообразно, т. к. тогда обучение потеряет свой основной смысл. Игровой метод должен сочетаться с другими методами обучения, и поэтому речь нужно вести об использовании тех или иных игровых ситуаций (моментов) на уроке иностранного языка. Например, при введении иноязычных звуков ученикам следует предложить определенные ассоциации, например, пчела [D], змея[S], ветер[H] и т. д. Для лучшего запоминания лексики учитель предлагает учащимся несколько «секретных слов», которые будут нужны им на следующем уроке.


Приложение
Фрагмент рабочей программы по английскому языку (4-й класс)

Пояснительная записка

Рабочая программа по английскому языку составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ

№ 373 от 6 октября 2009 г.), примерной программы по английскому языку под ред. Биболетовой М.З. к учебно-методическому комплекту «Enjoy English» для учащихся 2–11 классов общеобразовательных учреждений (Обнинск: Титул, 2011), основной образовательной программы МКОУ Лицей № 9 г. Слободского).

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Enjoy English» для 4 класса общеобразовательных учреждений (Обнинск: Титул, 2011 г. (учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, аудиоприложение) и рассчитана на 2 часа в неделю на протяжении учебного года, т. е. 68 часов в  год.

Требования к уровню подготовки  учащихся английскому языку в младших классах

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования «Иностранный язык» предполагает целесообразность данной дисциплины для современного школьника начальных классов в условиях поликультурного мира. Изучение иностранной речи дает большой шанс духовно-нравственному развитию. Общение ну уроках английского языка в младших классах развивает морально-этические нормы школьников, закладывает основы гражданской идентичности.

Цели обучения в рамках настоящей программы реализуются на трех уровнях – личностном, метапредметном  и предметном:

Личностные результаты:

  • готовность и способность обучающихся к  саморазвитию;
  • сформированность мотивации к обучению и  познанию;
  • сформированность ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции и основы гражданской   идентичности.

Метапредметные результаты:

  • освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Предметные результаты:

Говорение

Выпускник начальной школы (далее – выпускник)   научится:

  • участвовать в элементарных диалогах;
  • составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа по образцу;
  • кратко рассказывать о себе, своей семье, друге. Выпускник  получит  возможность научиться:
  • комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста;
  • аргументировать свое отношение к прочитанному/прослушанному;
  • кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
  • кратко излагать результаты выполненной проектной работы.

Письмо

Выпускник научится:

  • списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, простые предложения;
  • восстанавливать слово, предложение, текст в соответствии с решаемой учебной задачей;
  • писать по образцу краткое письмо зарубежному другу;
  • писать поздравительную открытку с Новым годом, Рождеством, днем рождения (с опорой на образец).

Выпускник  получит  возможность научиться:

  • делать краткие выписки из текста с целью их использования в устных высказываниях;
  • составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
  • кратко излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности;
  • писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец.

Пример планирования уроков с использованием игровых технологий

Тема урока

Основное содержание урока

Виды деятельности учащихся

1

2

3

4

Поговорим о погоде и временах года – 7 часов

1

Занятия в разные времена года

Утвердительные и вопросительные предложения в Present Simple
ЛЕ – to dive, to play snowballs

Восприятие иллюстраций Работа в группе, в паре Игра «Догадайся, что это»

2

Мое любимое время года

Безличные предложения ЛЕ – sunny, hot, cold, rainy

Освоение грамматического Самоконтроль и самооценка познавательной деятельности Игра «Фонетическая рифмовка»

3

Погода в разных странах мира

Речевой образец – What is the weather like today/in winter?

Освоение грамматического Самоконтроль и самооценка познавательной деятельности

4

Разговор о будущем

Утвердительные предложения в Future Simple ЛЕ – tomorrow, next week/year

Освоение грамматического образца Самоконтроль и самооценка познавательной деятельности
Игра ««Грамматические рифмовки»

5

Прогноз погоды

Отрицательные и вопросительные предложения в Future Simple

Освоение грамматического образца Самоконтроль и самооценка познавательной деятельности

6

Приглашаем на пикник

ЛЕ -Holiday(s), to have picnic

Ролевая игра «Собираем друзей»

7

Лексико-грамматический тест

Счастлив в своем доме – 6 часов

8

Описание своей квартиры/дома

Оборот –
there is/are
ЛЕ – a hall, a kitchen, a window, a wall, a door

Освоение грамматического образца

Игра «Подбери слово»

9

Узнаем о доме Тайни

Предложения с оборотом there is/are ЛЕ – a sofa, a lamp, a oor, a chair, a table

Освоение грамматического образца

Игра «Задай вопрос Тайни»

10

Развитие навыка чтения с полным пониманием прочитанного

Предложения с оборотом there is/are ЛЕ – in the middle, between, on

Чтение иноязычного текста Перевод текста

11

Моя любимая комната в доме

ЛЕ – a desk, a bed

Выполнение лексических упражнений

12

Лексико-грамматический тест

13

Проект No 1 «Мой дом»

Защита проекта

В деревне и в городе – 8 часов

14

Наша страна – Россия

Множественное число существительных. Present Simple
ЛЕ – a eld, a cow, a hill, a sheep, a horse, a river

Освоение грамматического образца

15

Рассказ Алекса о Великобритании

Формы глагола to be (am, is, are) ЛЕ – a country, a capital, a city

Освоение грамматического образца Самоконтроль и самооценка познавательной деятельности Игра-интервью

Сказка о Солнце и Ветре

Степени сравнения прилагательных ЛЕ – to take o , a coat

Освоение грамматического образца Игра «Подбери картинку»

17

Сравниваем город и село

Степени сравнения прилагательных

Освоение грамматического образца

Игра «Подбери картинку»

18

Как сделать родной город лучше

ЛЕ – to become

Выполнение лексических упражнений

19

Жители городов и сел

ЛЕ – a sea, an ocean, a thing, useful

Выполнение лексических упражнений

20

Что животные и люди делают друг для друга

Выполнение лексических упражнений
Ролевая игра «Помогаем Биму»

21

Лексико-грамматический тест

Рассказываем истории – 10 часов

22

Летняя история Джима и Джил

Past Simple
ЛЕ – to talk, to see, to go, to have, to say, to y

Освоение грамматического образца Самоконтроль и самооценка познавательной деятельности

23

Что я делал прошлым летом

ЛЕ – to fall, to do, to take, to give

Выполнение лексических упражнений

24

Где был Тайни прошлым летом

ЛЕ – to catch, yesterday, to draw, to meet, to come

Моделирование речевых ситуаций

25

Как спросить о прошлом

Вопросительные предложения в Past Simple ЛЕ – to bite, to run, to write

Освоение грамматического образца Самоконтроль и самооценка познавательной деятельности

26

Хлопоты Санта-Клауса

ЛЕ – to cut, to let, to make, can

Моделирование речевых ситуаций

27

Лексико-грамматический тест

28

Проект No 2 «Моя рождественская история»

Содержание темы; возможные подходы к раскрытию темы; возможные жанры рождественских историй

Усвоение тематики проекта, требований к его выполнению

29

Конкурс на лучшую историю

Проведение конкурса с приглашением экспертов

Публичная защита проекта

30

КТД «Нарисуй мою историю»

Визуализация текста

Иллюстрирование лучших рождественских историй

31

Контроль навыка чтения



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль