Критериальное оценивание глазами учащихся начальной школы

444

Цели начального образования ФГОС 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, как нормативный документ нацелен на достижение основной цели общего образования: становление ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию, выбору и действию в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни. Отличительной особенностью ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Акцент ФГОС  сделан на результатах содержания образования , а не на самом содержании.

Цели начального образования ФГОС ориентируют школу на достижение основных результатов образования, связанных:

  • с формированием предметных и универсальных учебных действий, а также системой опорных знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в средней школе;
  • воспитанием основ умения учиться;
  • индивидуальным прогрессом ученика в основных сферах личностного развития.

Задача современной школы – формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, т. е. творческого в широком смысле этого слова.


Это полезно знать

Критериальное оценивание в школе – процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (ученикам, администрации школы, родителям, законным представителям) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности школьников. 


В этих условиях образовательный стандарт превращается в способ достижения поставленной цели. Способствует этому системно-деятельностный подход, рекомендованный ФГОС. Вне деятельности не добиться поставленных целей и не достичь планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, поставленных ФГОС.

Все особенности ФГОС требуют внесения изменений во все компоненты учебного процесса: организацию и содержание совместной учебной деятельности учителя и школьников, отбор и организацию учебного материала, учебную среду. Изменяется и система оценки. ФГОС направлен на формирование содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения программы.

Деятельностные технологии обучения предполагают применение критериального оценивания достижений учащихся в школе , т. к. оно дает ребенку представление об эталоне работы, предоставляя ему возможность научиться адекватно оценивать собственную работу.

Практическая значимость критериального оценивания в школе определяется следующими преимуществами:

  • оценивается только работа учащегося, а не его личность;
  • работа учащегося проверяется по критериям оценки, которые известны им заранее;
  • оценки знаний ученикам выставляются только за то, что они изучали, т. к. критерии оценки представляют конкретное выражение учебных  целей;
  • учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень успешности своего обучения и информировать родителей;
  • повышается мотивация школьников к самооцениванию и обучению.

Принципы критериального оценивания в школе

1. Является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.

2. Основными критериями оценивания в начальной школе выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

4. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны педагогам и ученикам. Они вырабатываются совместно, поэтому становятся понятны участникам образовательного процесса.

5. Критериальная система оценивания в школе выстраивается таким образом, чтобы школьники включились  в  контрольно-оценочную   деятельность,   приобретая   навыки   и привычку к самооценке.

Критериальное оценивание в школе позволяет:

Учителям:

1. Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов.

2. Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности.

3. Улучшить качество преподавания.

4. Улучшить качество обучения.

5. Точно оценивать не только реальные, но и потенциальные достижения учеников.

6.  Выстраивать  индивидуальную  траекторию  обучения  каждого   ученика с учетом его индивидуальных способностей и особенностей.

7. Использовать разнообразные подходы и инструменты  оценки. 

8. Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

Ученикам:

1. Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания.

2. Знать и понимать критерии оценивания в начальной школе для прогнозирования собственного результата обучения и осознания успеха.

3. Строить собственное продвижение по плану дальнейших  действий.

4. Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих  сверстников.

5. Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

Родителям:

1. Получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка.

2. Отслеживать прогресс в обучении ребенка.

3. Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.

4. Устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы.

5.  Быть  уверенными  и  спокойными  за  комфортность  ребенка  в  классе  и школе.

Общая характеристика системы критериального оценивания в школе 

Основной смысл критериального самооценивания заключается в том, что в процессе познавательной деятельности школьников позволено оценивать не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящей к этому результату. Основой для разработки критериев оценки учебных достижений школьников являются учебные цели. Критерии оценивания в начальной школе, применяемые в предметах различных образовательных областей, различаются между собой, но сформированы они по одному алгоритму:

1. Выделить основные учебные умения и навыки.

2. Каждому умению и навыку присвоить 1 балл.

Набор критериев является одновременно и набором задач, которые должны быть реализованы в процессе обучения предметам данной образовательной области. При разработке критериев важно всегда помнить о целях и содержании урока. Использование четко разработанных критериев обеспечивает объективную оценку действия каждого ученика индивидуально, не сравнивая работу одного ученика с работой другого. Используется для того, чтобы определить, что было изучено каждым учеником по отношению к результатам обучения. Это означает, что каждый обучающийся демонстрирует уровень усвоения учебного материала относительно критерия оценивания в начальной школе и относительно ожидаемого результата.

Критерии могут быть подготовлены учителем вместе со школьниками. Ученикам изначально известны критерии оценивания в начальной школе, они изложены письменно и доступны для всех. Совместная разработка критериев позволяет сформировать у обучающихся позитивное отношение к этому процессу и повысить их ответственность за достижение результата. В ходе работы школьники всегда могут оценить уровень ее выполнения и выбрать путь совершенствования.

После того как критерии вместе с баллами определены, для создания критериальной шкалы необходимо суммировать все баллы. Полученная сумма трансформируется, например, в 7-балльную систему, которая выглядит следующим образом:

  • 7 баллов – превосходно;
  • 6 баллов – очень хорошо;
  • 5 баллов – хорошо;
  • 4 балла – удовлетворительно;
  • 3 балла – посредственно;
  • 2 балла – плохо;
  • 1 балл – очень плохо.
  • Эти баллы легко изменяются в 5-балльную отметку: 7–6 баллов = 5;
  • 5 баллов = 4;
  • 4–3 балла = 3;
  • 1–2 балла = 2.

Данная система может работать только при условии субъект-субъектной модели взаимодействия учителя и учеников, когда учитель становится не вершителем судеб, а скорее консультантом, помогающим в формировании знаний учащихся. Умение оценивать на основе критериев остается надолго с человеком.

Исследование влияния критериального оценивания в школе на учащихся

Для определения отношения к процессу самооценивания учащимся вторых классов (в данном случае опрашивались те учащиеся, которые второй год участвовали в самооценивании) было предложено ответить на некоторые вопросы:

1-й вопрос. Тебе нравится оценивать самого себя? Почему?

Стоит отметить тот факт, что 76% учеников положительно отнеслись к самооцениванию. Школьники, положительно ответившие на поставленный вопрос, обосновали свое отношение к процессу критериального оценивания в школе различными доводами: могут сами себе ставить отметку без учителя; оценить себя по шкале; замечать и исправлять свои ошибки; не бояться обмана; услышать похвалу учителя; это просто интересно оценить самого себя.

Воспитанники, отрицательно ответившие на вопрос, указали другие причины: учитель лучше знает, какую отметку ставить, потому что он умнее; учитель ставит правдивую отметку; я не знаю, как себя оценивать.

2-й вопрос. Что значит оценить самого себя?

На этот вопрос 81% учеников отвечают буквально – поставить себе отметку, из них один уточняет: поставить справедливую отметку. Остальные 19% рассказывают о самооценивании, как об измерении деятельности разными способами:

  • можно оценивать в 3, 4, 5 баллов;
  • можно поставить «+», «-» за выполненное задание, потом перевести в отметку по шкале;
  • можно по образцу проверить выполненную работу соседа, выставить отметку по шкале, рассказать о достижениях и недостатках работы  другу.

Сравнительный анализ показал, что самооценивание в понимании детей – это результат критериального оценивания в школе в виде знака; один из компонентов контрольно-оценочной деятельности школьников. Самооценивание – это оценивание, проводимое самими учащимися во время учебной деятельности. Явную цель самооценивания, измерить собственный успех, учащиеся второго класса не видят.

3-й вопрос. Пригодится ли умение оценивать самого себя в твоей жизни? При ответе на этот вопрос 86% учеников считают, что умение оценивать самого себя пригодится в жизни.

4-й вопрос. Какие качества развиваются при оценивании самого себя?  При ответе  на вопрос  были  перечислены  разные  качества, повторяющихся предложений не было: трудолюбие; доброта, понимание; справедливость; умение находить ошибки; умение узнавать новые темы; честность, щедрость, забота, преданность; взаимопомощь; любовь; хорошие дела; знания людей и их ответы.

Анализируя ответы школьников на поставленный вопрос, можно  отметить, что через самооценивание идут сложные процессы – процесс осознания своей значимости для ближайшего окружения, а также процесс развития самоуважения.

5-е задание. Опишите свою систему оценивания знаний и умений. Ученики описали  только  критериальное  самооценивание в школе,  которым они привыкли пользоваться на уроках. Были разработаны определенные критериальные рамки для различных учебных предметов.

Например, по литературному чтению: 1 балл – за выполненное домашнее задание, 1 балл – за редкие ответы на вопросы, 2 балла – за частые ответы на вопросы. Суммарное количество баллов легко перевести в отметку по 5-балльной системе: 3 = 5, 2 = 4, 1 = 3. По русскому языку воспитанники рекомендуют разные критерии, которые не обя- зательно использовать на одном уроке: 1 балл – за правильное соединение букв, 1 балл – за чистоту работы, 1 балл – за красоту работы, 1 балл – за аккуратность,

1 балл – за вовремя выполненную работу, 1 балл – за наличие абзаца в тексте,

1 балл – за безошибочность, 1 балл – за выполненное домашнее задание.

По математике ученики отдают предпочтение тем же самым критериям, что и по русскому языку, только их необходимо скорректировать относитель- но специфики предмета: 1 балл – за правильность написания цифр и т.   д.

Некоторые советуют использовать на уроке всего 3 балла, которые легко перевести в отметку по 5-балльной системе: 3 = 5, 2 = 4, 1 =  3.

Самооценивание – один из видов оценочной деятельности, связанный не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. Оно связано с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего – с баллами. Появление критериального подхода к оцениванию способствует установлению концепции личностно-ориентированного, развивающего обучения. Технология критериального оценивания в школе заключается в сравнении индивидуальных достижений школьников с определенными критериями, основанными на компетентностном подходе. Эффективность применения технологии самооценивания подтверждена результатами анкетирования, что позволило выявить количественные и качественные параметры отношения воспитанников к самооцениванию и технологии критериального оценивания.

Важно помнить, что применяемая педагогом система оценивания должна помочь обучающемуся обрести спокойную уверенность в себе и здоровую самокритичность, только технология критериального оценивания положитель- но влияет на формирование учебно-познавательной компетентности обучающихся. В приложении предлагается ознакомиться с опытом формирования критериального оценивания в школе у обучающихся первого класса.


Приложение

Формирование критериев оценивания в начальной школе (у обучающихся в 1-м классе)

Тема: «Число два и цифра 2».

Тип урока:  изучение нового материала.

Цель: формирование познавательного интереса обучающихся к совместной деятельности по ознакомлению с понятием «число два, цифра  2».

Школьники научатся: читать число два, записывать цифру  2.

Получат возможность научиться: применять полученные знания в жизненных ситуациях.

Планируемые результаты обучения, на достижение которых направлен урок:

1. Личностные:
  • умение регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил;
  • умения использовать знания и умения в жизненных ситуациях;
  • по отношению к метапредметным ЗУНам;
  • познавательный интерес к математической науке.
2. Регулятивные:
  • умение оценивать свою работу и полученный результат в соответствии с поставленной задачей;
  • умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной  деятельности;
  • умение адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилия- ми, трудолюбием, старанием.
3. Познавательный: умение рассказывать по  модели.
4. Коммуникативные:
  • работать в парах;
  • участие в диалоге на уроке;
  • ориентация на партнера по деятельности, формируя навыки конструктивного общения.
5. Предметные:
  • развивать умение построения натурального ряда чисел;
  • познакомить с числом два, получением его путем прибавления одного к одному и обозначением цифрой 2;
  • познакомить со способами образования числа 2;
  • познакомить с действиями сложения и вычитания и знаками действий «+», «-»;
  • познакомить с понятиями «следующее число», «предыдущее число»;
  • научить писать цифру 2;
  • применять новые знания в жизненных ситуациях.
Ход урока
1. Актуализация знаний. Практическая работа с карточками  чисел.

Учитель: Посчитаем все вместе по порядку от 1 до 10. (Ученики считают вслух до 10.) Молодцы, теперь выложите у себя на парте карточки с числами в порядке возрастания. С какого начнем счет? (Школьники отвечают на вопрос учителя и выкладывают карточки с цифрами в порядке возрастания.) Посмотрите у своего соседа, правильно ли справился с заданием ваш друг. Если вы вместе справились с заданием, то подайте сигнал: соедините руки в   паре.

(После того как все справятся с заданием, учитель  продолжает.)

Учитель: А теперь надо навести порядок на доске. (Воспитанники записывают на доске правильный порядок цифр от 1 до 10.) У нас получился натуральный ряд чисел. Что    делали?

Ученики: Восстанавливали натуральный ряд чисел до   10.

Учитель: У нас работало умение восстанавливать натуральный ряд чисел. Оцените себя.

(Школьники оценивают свою работу по системе безотметочного обучения Г.А. Цукерман. На вертикальной шкале крестиком фиксируется уровень успешности, саму шкалу можно назвать по- разному:  «НРЧ», «Ч».)

2. Введение в тему урока.

Учитель: Сейчас закройте глаза, а я уберу карточку с числом. Затем по команде откройте глаза, поднимите руку и назовите пропущенное число, которое я убрала. 

Ученики:  Два.

Учитель: А с помощью чего мы можем увидеть число  два?

Ученики: С помощью цифры.

Учитель: Правильно, цифра – это значок, портрет числа. «Число два и цифра 2» – тема нашего сегодняшнего занятия.

3. Открытие новых знаний. Учитель:    А вот это цифра два

Полюбуйся какова: Выгибает двойка шею, Волочится хвост за нею.

С. Маршак

На что похожа цифра 2? (Сравнение печатной и письменной   цифр.)

Учитель: Сейчас мы будем учиться писать цифру 2. Давайте рассмотрим, как она пишется. Начинаем чуть выше центра клетки, закругляем в правый верхний угол, ведем прямую линию на середину нижней строки, пишем волнистую линию вправо. Что мы сейчас делали?

Ученики: Писали цифру 2.

Учитель: У нас работало умение писать цифру 2. Оцените  себя.

(Воспитанники оценивают правильность и красоту написания цифр, обсудив понятия этих критериев оценивания в начальной школе)

Учитель: Какое число в натуральном ряду следует за числом 1?

Ученики: Два. 

Учитель: Как получить число 2?

Ученики: Надо к 1 прибавить  1.

Учитель: Как будем действовать, чтобы получить  2?

Ученики: Присоединять, прибавлять.    

Учитель: Верно, в математике это действие называется «Сложение». Знак присоединения, прибавления называется плюсом. Мы запишем это знаком – «+». (Учащиеся записывают 1 + 1 = 2.)   Если    к одному прибавить один, то получим следующее по счету - два. Что значит прибавить  один?

Ученики: Назвать следующее число.

Учитель: Как из числа два получить один? Как будем  действовать?

Ученики: Убавлять, убирать,  забирать.

Учитель: Знак «-» обозначает уменьшение. А действие в математике называется «Вычитание». (Воспитанники записывают 2 - 1 = 1.) Если от двух отнять один, то получим предыдущее по счету - один, предыдущим после двух будет один. Что значит убавить один?

Ученики: Назвать предыдущее  число.

4. Физминутка: Зайцы скачут:

Скок-скок-скок.

Да все вместе скок-скок-скок. Приседают, слушают,

Не идет ли волк.

Раз, поднялись, потянулись. Два, согнулись, разогнулись.

5. Практическая работа. Состав числа 2.

(У детей на парте две карточки по одной   точке.)

Учитель: Разделите число 2 на две части и результат работы запишите примером. (Учащиеся записывают 1+1 = 2.)

Учитель: Что делали?

Ученики: Записывали состав числа  2.

Учитель: У нас работало умение составления числа два. Оцените  себя.

6. Первичное закрепление по опорной карточке. Рассказ о числе по модели соседу по паре. Учитель: Расскажите друг другу все, что узнали о числе  два.
7. Рефлексия.

Учитель: Посмотрите на свои записи, какие умения сегодня на занятии работали? Какое умение требует работы?

(Школьники отвечают на вопросы  учителя.)

8. Самостоятельная работа по выбору.

Воспитанники подходят к столу, на котором сгруппированы индивидуальные карточки по умениям. Они выбирают любую карточку с заданием для отработки умения. Выполнив задание, ученики отдают карточку учителю на проверку. Если школьники показали высокий уровень овладения умениями, то они берут задания повышенной сложности, со звездочкой.

9. Итог работы.

Учитель: Что нового вы узнали сегодня на занятии? Кто сегодня доволен собой? Почему? (Воспитанники отвечают на вопросы  учителя.)

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль