Виртуальное путешествие как форма внеурочных занятий в начальной школе

458

В требованиях ФГОС начального общего образования зафиксировано, что каждая образовательная организация может самостоятельно определять содержание внеурочных занятий в начальной школе и организовывать их в формах, отличных от учебных. У множества педагогов это обстоятельство стало серьезной проблемой. Учителя имеют слабое представление о том, как организовать внеурочную деятельность, не превращая ее в проведение дополнительных уроков (пускай и на основе занимательного материала, расширяющего познания обучающихся в конкретной предметной области). Этот аспект приводит к искажению смысла данной части образовательного процесса, цель которого – способствовать воспитанию и социализации учащихся младших классов, развитию познавательного интереса и формированию универсальных учебных действий.

Проблема организации внеурочных занятий в начальной школе в формах, адекватных специфике внеурочной деятельности, является одной из актуальных проблем современной педагогики. Учитывая возрастные особенности младших школьников, в образовательном процессе необходимо использовать яркие образы, интересные факты. Учителю следует разрабатывать ситуации, которые требуют эмоционального отклика, общения, творческого самовыражения. Все эти факторы объединяет виртуальное путешествие (экскурсия), которое является одной из эффективных форм внеурочных занятий в начальной школе.

В Большой советской энциклопедии слово «экскурсия» означает посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), а также как форма и метод приобретения знаний. Ученые – дидакты (П.И. Пидкасистый, Б.П. Есипов), анализируя экскурсию как одну из возможных форм учебной работы, относили ее к сопутствующим формам учебного процесса, подчеркивая наглядность и широкие возможности для организации наблюдения, сопоставления и обобщения информации, исследовательской деятельности.

Экскурсия как форма организации внеурочных занятий в начальной школе способна объединить учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. Развитие современных технических средств, компьютеризация, возможность использования в образовательном процессе ресурсов сети Интернет значительно расширили возможности использования экскурсий в образовательном процессе и в качестве варианта внеурочных занятий в начальной школе. Благодаря прогрессу технологий путешествие стало виртуальным. Такое путешествие – это способ реалистичного отображения трехмерного многоэлементного пространства на экране. Элементами данного путешествия преимущественно являются сферические панорамы, соединенные между собой интерактивными ссылками-переходами, между которыми в процессе просмотра можно виртуально «перемещаться». Такой тип путешествия создает «эффект присутствия» – яркие, запоминающиеся зрительные образы, что позволяет получить наиболее полную информацию по рассматриваемому вопросу.


В сети Интернет представлено достаточно много материалов, которые можно использовать для организации виртуальных экскурсий в качестве внеурочных занятий в начальной школе:

  • tours.kremlin.ru – виртуальное путешествие по Московскому Кремлю;
  • mn.ru – по Большому театру;
  • 0-360.ru – по городу Казани;
  • virtualrm.spb.ru – по Русскому музею;
  • pavlovskart.spb.ru  – по дворцу г. Павловска;
  • vtour.semenkovo.ru – по этнографическому музею в деревне Семенково Вологодской области;
  • kizhi.karelia.ru – виртуальное путешествие в Кижи;
  • encyclopedia.mil.ru – в музеи военной тематики (панорама Бородинского сражения, музей Г. Жукова, музей ракетных сил, военного корабля);
  • rzd.ru  – экскурсия в виртуальный музей паровозов;
  • yaltazoo.org  – по зоопарку г. Ялты.

С точки зрения включения виртуальных путешествий (экскурсий) во внеурочные занятия в начальной школе перед учителем встают две существенные проблемы: какие  ресурсы  можно  использовать  для  организации  виртуальных  путешествий  и  какова  методика  проведения внеурочного занятия в данной форме. Виртуальные   путешествия   могут   быть многообразными и соответствовать запросам учащихся с самыми разными интересами. Внеурочное занятие в форме виртуального путешествия предполагает организацию разнообразной деятельности обучающихся, способствующую расширению кругозора, развитию любознательности, формированию всего комплекса универсальных учебных действий.

План внеурочных занятий в начальной школе в виде виртуального путешествия предполагает:

1. Слово учителя, формирующее мотивацию или возвращающее к вопросам, возникшим на уроках (например: На уроке мы проходили тему «Москва – столица нашей Родины». Что мы уже знаем о Москве? Что бы вы еще хотели узнать, в каких уголках Москвы побывать?), совместная постановка цели  и  задач  внеурочного  занятия (например: Цель нашего занятия – совершить виртуальное путешествие по Московскому Кремлю, Красной площади, посетить Большой театр и  др.).

2. Виртуальную экскурсию – работу с соответствующими материалами интернет-ресурса: видео-, фотоматериалами, работа с моделью, текстом.

3. Работу по первичному восприятию материала внеурочных занятий учащимися начальной школы (например: Какое у вас настроение после экскурсии? Что увидели? Что особенно понравилось? О чем хотели бы больше узнать?), рекомендацию источников информации для поиска ответов на индивидуальные вопросы.

4. Включение детей в разнообразную деятельность, расширяющую представление о предмете экскурсии. Это может быть творческая работа – рисунок, письмо, проект, поделка (индивидуальная или групповая). Можно использовать дополнительный материал, например, видеофильм об исторических событиях, сцену спектакля, балета, мультфильм и др. Ряд рекомендованных ресурсов (например, kizhi.karelia.ru) включает дидактические игры, викторины по рассматриваемому материалу.

5. Отзыв о виртуальном путешествии (экскурсии), рефлексия деятельности.

Второй этап проведения внеурочных занятий в начальной школе - создание виртуальной экскурсии

Если в 1–2-х классах  учащиеся выступают в  роли путешествующих, то  в  3–4-х классах они  не только принимают участие в виртуальном путешествии, но и сами могут  создавать виртуальные экскурсии по  своему городу,  селу  и  обмениваться ими с учениками других образовательных организаций. Необходимость планирования  работы  над  проектом,  подготовки   фотографий   и   видеосюжетов о памятниках истории, культуры, природы и т. д., продумывание маршрута, систематизация и обобщение собранной информации и подготовка текстов, рассказывающих об интересных достопримечательностях и экспонатах, презентация и рефлексия своей деятельности способствуют формированию всего комплекса универсальных учебных действий, развитию значимых личностных качеств. Эти факторы способствуют тому, что виртуальная экскурсия является интересной и эффективной формой организации внеурочных проектных занятий учащихся начальной школы.

Приведем пример работы над проектом «Мой прекрасный город». Он предназначен для учащихся  3–4-х  классов.  Длительность работы над ним составила 20 дней. Перед началом работы учителю нужно оценить наличие технических средств для видеосъемки (она может осуществляться как с помощью специальных технических средств, так и на мобильные телефоны), узнать, в каких музеях, у каких памятников возможна видеосъемка. На родительском собрании необходимо проинформировать родителей о предстоящей работе во время организации внеурочных занятий у учащихся начальной школы (при необходимости – заручиться их поддержкой).

«Мой прекрасный город» задумывается как подарок для друзей, которые живут в другом городе. Это могут быть ровесники или бабушки и дедушки, родственники, ветераны, которым сложно приехать в гости. Учитель организует общение, рассказывает о современных технических средствах – у детей возникает желание не просто рассказать о своем городе, но и провести    заочную экскурсию по его достопримечательностям.

Далее обсуждается идея проекта внеурочных занятий с учащимися начальной школы: в какой форме лучше провести заочную экскурсию? У детей уже есть опыт виртуальных путешествий, они могли оценить их преимущества. После оценки имеющихся технических средств и опыта их использования учащиеся выдвигают предложения о том, в какой форме будет представлен продукт проектной деятельности (презентация, видеофильм, слайд-шоу). Вместе с учителем учащиеся обсуждают предложенные варианты, оценивают высказанные идеи.

Сделать полноценное виртуальное путешествие со сферическими панорамами очень сложно. А презентация и слайд-шоу не дадут ощущения присутствия. Поэтому для организации виртуального путешествия во время внеурочных занятий учащимся начальной школы лучше всего подойдет видеофильм, его несложно снять и далее смонтировать как экскурсию. После этого готовится технологическая карта (таблица). Ее желательно распечатать по количеству учеников, оставив пустые графы, в которые учащиеся впишут необходимую информацию (выделено курсивом). Чем старше класс, тем более самостоятельны учащиеся в подготовке технологической карты.

Во время подготовки к проведению внеурочных занятий в школе учитель проговаривает с учащимися начальной школы критерии оценки видеофильма. Они не должны изменяться по ходу работы над проектом. Очень важно четко спланировать работу: оговорить сроки и промежуточный результат, который необходим – видеофрагменты, которые готовят группы детей. Для подготовки видеозаписи можно организовать экскурсию (или серию экскурсий) по достопримечательностям и музеям города (в таком случае время для их проведения учитывается при анализе внеурочной деятельности в начальной школе).

На промежуточном отчете учитель предлагает ученикам рассказать о ходе своей работы по представленному плану и оценить ее, определить необходимые коррективы своей работы. В случае необходимости после промежуточного отчета дети могут переработать текст с учетом разработок всех групп.

Накануне презентации ученик получает перечень вопросов для осмысления и анализа своей деятельности. Он должен соответствовать технологической карте и может выглядеть таким образом:

1.     Почему ты начал разрабатывать этот проект?

2.     Кому адресован проект? В чем его польза?

3.     Какова основная идея проекта? Какой продукт планировалось  получить?

4.     Соответствовала ли идея тому проекту, который ты собирался выполнять?

5.     Каковы этапы выполнения проекта? В чем они  заключались?

6.     Достаточными ли знаниями и умениями ты обладал или в процессе работы над проектом пришлось чему-то учиться?

7.     Что бы могло быть сделано по-другому, если бы ты снова начал разрабатывать этот проект?

8.     Насколько хорошо ты спланировал и использовал  время?

9.     Каково мнение людей, которые будут использовать твой  проект?

10. Как можно улучшить проект? Планируешь ли ты продолжить работу над ним?    

Технологическая карта проекта «Мой прекрасный город»

Составляющие проекта Содержание, необходимые ресурсы

Смысл проектной деятельности

Кому адресован проект. Показать друзьям, как красив наш город.
Его цель Провести виртуальное путешествие по его достопримечательностям

Результат проект- ной деятельности

Продукт проектной деятельности Видеофильм-экскурсия

Критерии оценки • Достоверный рассказ;
• красивые изображения, эстетичность;

• учет интересов адресата;
• качество видео- и аудиозаписи

Что необходимо для выполнения проекта

Источники информации Энциклопедии, Интернет, музейные экспозиции, общение с адресатом.

Видеоэкскурсии, подготовленные специалистами (телевидение, СD)

Приборы и материалы Видеокамера, фотоаппарат, компьютер, Интернет, программное обеспечение

Необходимые умения, способы работы

• Умение находить информацию в различных источниках; • подготовить по информации рассказ;
• красиво и понятно рассказать о достопримечательности;
• сделать видеозапись;

• загрузить видеозапись в компьютер;
• использовать программное обеспечение для обработки

видеозаписи

Время работы 20 дней

План работы над проектом

Этап 1

10 ноября Просмотр образца видеоэкскурсии, определение правил хорошей экскурсии

Этап 2

11 ноября Выбор достопримечательностей, интересных адресату, составление общего плана экскурсии

Этап 3

12–14 ноября Работа в группе: сбор информации о конкретной достопримеча- тельности

Этап 4

17, 18 ноября Работа в группе: написание текста рассказа о достопримеча- тельности

Этап 5

19 ноября Промежуточный отчет: группы представляют подготовленный рассказ

Этап 6

21 ноября Работа в группе: видеосъемка фрагмента экскурсии

Этап 7

24–26 ноября Обработка видеозаписей фрагментов экскурсии, подготовка общего фильма

Этап 8

27 ноября Ответить на вопросы по проектной деятельности, подгото- вить презентацию проекта

Этап 9

28 ноября Презентация проекта

Презентация проекта предполагает общение с адресатом, который совершает виртуальное путешествие (экскурсию) и оценивает работу учеников. Для оценки проектов используются критерии из технологической карты.

Используя виртуальные путешествия как форму проведения внеурочных занятий в начальной школе, учитель продумывает возможность их применения либо в конкретном разделе имеющейся программы внеурочной деятельности младших школьников, либо выстраивает саму программу как цепь виртуальных путешествий (экскурсий), которые совершают учащиеся и которые они создают сами. При проектировании   программы важно помнить, что на подготовку проекта требуется от 8 до 16 ч.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль