Приобщение детей к театральному искусству в начальной школе

268

Приобщение детей к театральному искусству

Театральное искусство для детей - это и созидание, и познание, и способ общения людей друг с другом. Оно позволяет человеку выразить нравственно-эстетическое отно­шение к окружающему миру и развивает его способность к творчеству .

Федеральный государственный образовательный стандарт начального об­щего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного об­разовательного стандарта начального общего образования», по­мимо всего, направлен на духовно-нравственное развитие и воспитание учеников, повы­шение их общекультурного уровня, в т. ч. средствами внеурочной деятельности .

Формирование у учащихся эстетического вкуса и духовной культуры - одна из важных задач образовательного процесса в начальной школе. Приобщение детей к театральному искусству способствует воспитанию у ребенка убеждений и духовных по­требностей, нормируя его художественный вкус.

Поскольку художественный опыт - это всегда опыт субъективный, личност­ный, ученик должен не только усвоить, выучить, запомнить ту или иную ин­формацию, но и пережить, оценить, выразить свое отношение к ней. То есть для познания искусства школьникам недостаточно овладения определенным набором зна­ний и умений, познание возможно с помощью языка, на котором говорит само театральное искусство для детей.

Одной из форм активного приобщения детей к миру искусства выступает детский театр. Театральное искусство для детей предполагает опору и тесную взаимосвязь с эстетическим циклом школьных предметов, позволяет наиболее полно реа­лизовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию у него цело­го комплекса умений и активному восприятию им разных видов искусства.


Содержание программы внеурочной деятельности в начальных классах нацелено на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество.

Содержание программы:

  • расширяет представление школьников о жизни, людях;
  • способствует решению целого ряда учебных задач;
  • формирование у детей живой разговорной речи;
  • развитие свободы школьников в общении;
  • обучение учеников выступлению перед аудиторией в качестве оратора;
  • развитие у учащихся чувства прекрасного, гармонии.


Воспитание школьников при помощи театра предпо­лагает развитие полноценного восприятия искусства, понимания детьми театрального искусства, в частности его языка и специфики.

Развитие нравственного восприятия, эмоций, фантазии, мысли в процессе влияния искусства на человека происхо­дит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве проявлений жизни. Через это переживание искус­ство целиком формирует личность, охваты­вает весь духовный мир человека.

Особенности программы внеурочной деятельности в начальных классах «Классный театр «Этюд»»

С целью общекультурного развития учащихся начальных классов в НОУ «Школа-интернат № 23 ОАО "РЖД"» г. Слюдянка Иркутской области разрабо­тана программа внеурочной деятельности «Классный театр "Этюд"» (далее - программа)*.

Программа внеурочной деятельности в начальных классах соединяет в себе познавательную деятельность школьников по изучению теории, истории театра, овладению навыками театрального испол­нения. В процессе занятий по программе ребенок учится красиво и правильно говорить, читать стихотворные тексты, сценарии. В ходе репетиций получает навыки работы на сцене, познает культуру выступления, поведения на сцене, учится импровизации. В ходе индивидуальных занятий и обучения в парах получает навыки работы над художественным образом, учится вживаться в роль, обучается искусству перевоплощения с помощью грима, декораций, костюмов и т. д. В ходе общения получает и развивает в себе навы­ки  неформального и делового общения в коллективе. Получает опыт публич­ных выступлений перед аудиторией.

Программа внеурочной деятельности в начальных классах по содержательной, тематической направленности является художественно-эстетической и принадлежит к общекультурному направле­нию развития личности; по функциональному предназначению - досуговой; по времени реализации - 4-годичной.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимо­стью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при ра­боте над проектом, при участии в конкурсах, фестивалях.

Цель и задачи программы внеурочной деятельности в начальных классах «Классный театр «Этюд»»

Целью программы является раскрытие способностей и талантов младших школьников средствами театрального искусства, организация их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.

Задачи программы:

  • способствовать овладению детьми театрального искусства: теоретическими знаниями, прак­тическими умениями; 
  • развивать у детей умение использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • формировать положительный психо­логический творческий климат в кол­лективе младших школьников (атмос­фера доверия, уважения друг к другу);
  • развивать творческие и актерские спо­собности детей с учетом индивидуаль­ных возможностей каждого;
  • привлекать учеников к участию в дет­ских театральных фестивалях и кон­курсах.


Основные формы работы учеников в рамках программы внеурочной деятельности в начальных классах:

  • мастер-класс – это занятие в игровой форме, где с помощью различных средств театрализации происходит формирование у детей культуры речи, умения двигаться на сцене и работать с художественным образом, навыком вокального исполнения;
  • репетиция – разбор сюжета спектакля, определение «нужности» той или иной сцены, работа над сценическими движениями;
  • индивидуальные занятия – работа над художественным образом, вокальным исполнением или танцевальным номером;
  • показ спектакля – публичное выступление;
  • воспитательные формы работы – беседы, посещение театров, совместные праздники, вечера отдыха;
  • индивидуальная работа с родителями учащихся – беседы, консультации, пошив костюмов, оформление декораций, приглашений на выступления.


Реализация поставленных задач пред­полагается через такие виды деятельности, как беседы, экскурсии, наблюдения, выра­зительное чтение, игровые виды деятельно­сти, восприятие музыки, тренинги, создание театральной атрибутики (масок, костюмов, декораций), участие в постановке спектакля. Основные методы реализации программы обучения детей театральному искусству: театрализация, «от простого - к сложному», игра.

Планируемые результаты освоения программы по приобщению детей к театральному искусству 

По итогам освоения учащимися программы в 1-м классе планируется дости­жение ими следующих результатов:

  • предметных:
  • приобретение представлений детьми о театральном искусстве, особенно­стях театра, сценической культуре; об устройстве речевого аппарата и звукообразовании;
  • знание ряда театральных терминов; 
  • приобретение опыта выступления на концертах и в мини-спектаклях;
  • метапредметных:
  • формирование умения понимать причины успеха и неуспеха в деятель­ности;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие умения слушать собеседника и вести диалог;
  • личностных - приобретение навыков:
  • концентрации внимания и координации движений;
  • формирования правильного звукообразования.

По итогам освоения учащимися программы во 2-м классе планируется дости­жение ими следующих результатов:

  • предметных:
  • изучение понятий: «театр», «сцена», «кулисы», «артист», «актер», «сцени­ческая площадка», «этюд», «спектакль», «действие», «режиссер», «репе­тиция», «номер», «персонаж», «жанр», «ансамбль», «ария», «вокал», «ди­рижер», «импровизация», «опера», «партитура», «партия», «пауза», «ритм», «длительность», «динамика», «темп»;
  • изучение средств музыкальной выразительности;
  • приобретение умения ориентироваться в специальной терминологии театрального искусства для детей;
  • приобретение опыта игры в музыкальном спектакле; 
  • метапредметных:
  • развитие коммуникативных навыков;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового ха­рактера;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • личностных:
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступ­ки на основе представлений о нравственных нормах, социальной спра­ведливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

По итогам освоения детьми театрального искусства в 3-м классе планируется дости­жение ими следующих результатов:

  • предметных - приобретение умений:
  • произносить текст внятно, с выражением;
  • свободно ориентироваться на сценической площадке;
  • управлять интонацией своего голоса;
  • действовать в вымышленных обстоятельствах;
  • анализировать литературное, музыкальное произведение с точки зре­ния средств выразительности;
  • ориентироваться в партитуре шумового оркестра;
  • петь хором в унисон;
  • правильно распределять дыхание в процессе занятий с детьми театральным искусством;
  • импровизировать на заданную тему;
  • метапредметных - приобретение умений:
  • взаимодействовать со сверстниками при работе в коллективе;
  • принимать и сохранять цели и задачи своей деятельности;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • личностных:
  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

По итогам освоения учащимися программы в 4-м классе планируется дости­жение ими следующих результатов:

  • предметных:
  • приобретение умений действовать в вымышленных обстоятельствах, управлять интонацией своего голоса, применять полученные знания в практической деятельности;
  • знание понятий: «драма», «драматургия», «пьеса», «акт», «явление», «эпизод», «сцена», «картина», «пролог», «эпилог», «ремарка»;
  • приобретение в ходе занятий с детьми театральным искусством навыков самостоятельной работы на сцене;
  • метапредметных:
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в раз­ных социальных ситуациях;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникатив­ных и познавательных задач;
  • личностных:
  • развитие этических чувств, доброжелательно­сти, эмоционально-нравственной отзывчивости, умения сопереживать чувствам других людей;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Таким образом, по итогам освоения учащимися программы внеурочной деятельности в начальных классах планируется достижение ряда предмет­ных, метапредметных и личностных результатов ос­воения основной образовательной программы на­чального общего образования.

В приложении 1 дан учебно-тематический план за­нятий в рамках программы «Классный театр "Этюд"», в приложении 2 - упражнения артикуляционной гим­настики для младших школьников.

Приложение 1

Приобщение детей к театральному искусству в начальной школе

Приобщение детей к театральному искусству в начальной школе

Приобщение детей к театральному искусству в начальной школе

Приложение 2

Приобщение детей к театральному искусству в начальной школе

* Программа внеурочной деятельности «Классный театр «Этюд»» разработана на основе программы «Учимся играть в театр» С.Ю. Кидина. – Примеч. авт.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник классного руководителя»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль