Приобщение детей к театральному искусству в начальной школе

236

Приобщение детей к театральному искусству

Театральное искусство для детей - это и созидание, и познание, и способ общения людей друг с другом. Оно позволяет человеку выразить нравственно-эстетическое отно­шение к окружающему миру и развивает его способность к творчеству .

Федеральный государственный образовательный стандарт начального об­щего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного об­разовательного стандарта начального общего образования», по­мимо всего, направлен на духовно-нравственное развитие и воспитание учеников, повы­шение их общекультурного уровня, в т. ч. средствами внеурочной деятельности .

Формирование у учащихся эстетического вкуса и духовной культуры - одна из важных задач образовательного процесса в начальной школе. Приобщение детей к театральному искусству способствует воспитанию у ребенка убеждений и духовных по­требностей, нормируя его художественный вкус.

Поскольку художественный опыт - это всегда опыт субъективный, личност­ный, ученик должен не только усвоить, выучить, запомнить ту или иную ин­формацию, но и пережить, оценить, выразить свое отношение к ней. То есть для познания искусства школьникам недостаточно овладения определенным набором зна­ний и умений, познание возможно с помощью языка, на котором говорит само театральное искусство для детей.

Одной из форм активного приобщения детей к миру искусства выступает детский театр. Театральное искусство для детей предполагает опору и тесную взаимосвязь с эстетическим циклом школьных предметов, позволяет наиболее полно реа­лизовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию у него цело­го комплекса умений и активному восприятию им разных видов искусства.


Содержание программы внеурочной деятельности в начальных классах нацелено на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество.

Содержание программы:

  • расширяет представление школьников о жизни, людях;
  • способствует решению целого ряда учебных задач;
  • формирование у детей живой разговорной речи;
  • развитие свободы школьников в общении;
  • обучение учеников выступлению перед аудиторией в качестве оратора;
  • развитие у учащихся чувства прекрасного, гармонии.


Воспитание школьников при помощи театра предпо­лагает развитие полноценного восприятия искусства, понимания детьми театрального искусства, в частности его языка и специфики.

Развитие нравственного восприятия, эмоций, фантазии, мысли в процессе влияния искусства на человека происхо­дит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве проявлений жизни. Через это переживание искус­ство целиком формирует личность, охваты­вает весь духовный мир человека.

Особенности программы внеурочной деятельности в начальных классах «Классный театр «Этюд»»

С целью общекультурного развития учащихся начальных классов в НОУ «Школа-интернат № 23 ОАО "РЖД"» г. Слюдянка Иркутской области разрабо­тана программа внеурочной деятельности «Классный театр "Этюд"» (далее - программа)*.

Программа внеурочной деятельности в начальных классах соединяет в себе познавательную деятельность школьников по изучению теории, истории театра, овладению навыками театрального испол­нения. В процессе занятий по программе ребенок учится красиво и правильно говорить, читать стихотворные тексты, сценарии. В ходе репетиций получает навыки работы на сцене, познает культуру выступления, поведения на сцене, учится импровизации. В ходе индивидуальных занятий и обучения в парах получает навыки работы над художественным образом, учится вживаться в роль, обучается искусству перевоплощения с помощью грима, декораций, костюмов и т. д. В ходе общения получает и развивает в себе навы­ки  неформального и делового общения в коллективе. Получает опыт публич­ных выступлений перед аудиторией.

Программа внеурочной деятельности в начальных классах по содержательной, тематической направленности является художественно-эстетической и принадлежит к общекультурному направле­нию развития личности; по функциональному предназначению - досуговой; по времени реализации - 4-годичной.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимо­стью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при ра­боте над проектом, при участии в конкурсах, фестивалях.

Цель и задачи программы внеурочной деятельности в начальных классах «Классный театр «Этюд»»

Целью программы является раскрытие способностей и талантов младших школьников средствами театрального искусства, организация их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.

Задачи программы:

  • способствовать овладению детьми театрального искусства: теоретическими знаниями, прак­тическими умениями; 
  • развивать у детей умение использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • формировать положительный психо­логический творческий климат в кол­лективе младших школьников (атмос­фера доверия, уважения друг к другу);
  • развивать творческие и актерские спо­собности детей с учетом индивидуаль­ных возможностей каждого;
  • привлекать учеников к участию в дет­ских театральных фестивалях и кон­курсах.


Основные формы работы учеников в рамках программы внеурочной деятельности в начальных классах:

  • мастер-класс – это занятие в игровой форме, где с помощью различных средств театрализации происходит формирование у детей культуры речи, умения двигаться на сцене и работать с художественным образом, навыком вокального исполнения;
  • репетиция – разбор сюжета спектакля, определение «нужности» той или иной сцены, работа над сценическими движениями;
  • индивидуальные занятия – работа над художественным образом, вокальным исполнением или танцевальным номером;
  • показ спектакля – публичное выступление;
  • воспитательные формы работы – беседы, посещение театров, совместные праздники, вечера отдыха;
  • индивидуальная работа с родителями учащихся – беседы, консультации, пошив костюмов, оформление декораций, приглашений на выступления.


Реализация поставленных задач пред­полагается через такие виды деятельности, как беседы, экскурсии, наблюдения, выра­зительное чтение, игровые виды деятельно­сти, восприятие музыки, тренинги, создание театральной атрибутики (масок, костюмов, декораций), участие в постановке спектакля. Основные методы реализации программы обучения детей театральному искусству: театрализация, «от простого - к сложному», игра.

Планируемые результаты освоения программы по приобщению детей к театральному искусству 

По итогам освоения учащимися программы в 1-м классе планируется дости­жение ими следующих результатов:

  • предметных:
  • приобретение представлений детьми о театральном искусстве, особенно­стях театра, сценической культуре; об устройстве речевого аппарата и звукообразовании;
  • знание ряда театральных терминов; 
  • приобретение опыта выступления на концертах и в мини-спектаклях;
  • метапредметных:
  • формирование умения понимать причины успеха и неуспеха в деятель­ности;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие умения слушать собеседника и вести диалог;
  • личностных - приобретение навыков:
  • концентрации внимания и координации движений;
  • формирования правильного звукообразования.

По итогам освоения учащимися программы во 2-м классе планируется дости­жение ими следующих результатов:

  • предметных:
  • изучение понятий: «театр», «сцена», «кулисы», «артист», «актер», «сцени­ческая площадка», «этюд», «спектакль», «действие», «режиссер», «репе­тиция», «номер», «персонаж», «жанр», «ансамбль», «ария», «вокал», «ди­рижер», «импровизация», «опера», «партитура», «партия», «пауза», «ритм», «длительность», «динамика», «темп»;
  • изучение средств музыкальной выразительности;
  • приобретение умения ориентироваться в специальной терминологии театрального искусства для детей;
  • приобретение опыта игры в музыкальном спектакле; 
  • метапредметных:
  • развитие коммуникативных навыков;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового ха­рактера;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • личностных:
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступ­ки на основе представлений о нравственных нормах, социальной спра­ведливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

По итогам освоения детьми театрального искусства в 3-м классе планируется дости­жение ими следующих результатов:

  • предметных - приобретение умений:
  • произносить текст внятно, с выражением;
  • свободно ориентироваться на сценической площадке;
  • управлять интонацией своего голоса;
  • действовать в вымышленных обстоятельствах;
  • анализировать литературное, музыкальное произведение с точки зре­ния средств выразительности;
  • ориентироваться в партитуре шумового оркестра;
  • петь хором в унисон;
  • правильно распределять дыхание в процессе занятий с детьми театральным искусством;
  • импровизировать на заданную тему;
  • метапредметных - приобретение умений:
  • взаимодействовать со сверстниками при работе в коллективе;
  • принимать и сохранять цели и задачи своей деятельности;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • личностных:
  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

По итогам освоения учащимися программы в 4-м классе планируется дости­жение ими следующих результатов:

  • предметных:
  • приобретение умений действовать в вымышленных обстоятельствах, управлять интонацией своего голоса, применять полученные знания в практической деятельности;
  • знание понятий: «драма», «драматургия», «пьеса», «акт», «явление», «эпизод», «сцена», «картина», «пролог», «эпилог», «ремарка»;
  • приобретение в ходе занятий с детьми театральным искусством навыков самостоятельной работы на сцене;
  • метапредметных:
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в раз­ных социальных ситуациях;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникатив­ных и познавательных задач;
  • личностных:
  • развитие этических чувств, доброжелательно­сти, эмоционально-нравственной отзывчивости, умения сопереживать чувствам других людей;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Таким образом, по итогам освоения учащимися программы внеурочной деятельности в начальных классах планируется достижение ряда предмет­ных, метапредметных и личностных результатов ос­воения основной образовательной программы на­чального общего образования.

В приложении 1 дан учебно-тематический план за­нятий в рамках программы «Классный театр "Этюд"», в приложении 2 - упражнения артикуляционной гим­настики для младших школьников.

Приложение 1

Приобщение детей к театральному искусству в начальной школе

Приобщение детей к театральному искусству в начальной школе

Приобщение детей к театральному искусству в начальной школе

Приложение 2

Приобщение детей к театральному искусству в начальной школе

* Программа внеурочной деятельности «Классный театр «Этюд»» разработана на основе программы «Учимся играть в театр» С.Ю. Кидина. – Примеч. авт.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль