Этический диалог как форма духовно-нравственного воспитания младших школьников

310

Необходимость духовно-нравственного воспитания младших школьников

Духовно-нравственное воспитание младших школьников - это неотъемле­мая часть работы учителя начальных классов. Необходимость духовно-нрав­ственного воспитания детей закреплена в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее - ФГОС), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», где в п. 6 сказано, что ФГОС направлен на обеспечение «духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества».

Кроме того, в ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образо­вании в Российской Федерации» дано определение понятия «образование».  Это «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нрав­ственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». В этом определении также упоминается необходимость духовно-нравствен­ного воспитания младших школьников. 

В концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности граждани­на России* сказано, что «Важнейшей целью современного отечественного образова­ния и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка ста­новления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативно­го, компетентного гражданина России».

Таким образом, духовно-нравственное воспитание младших школьников и развитие является первостепенной задачей современной образовательной системы и представ­ляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Определение понятия «этический диалог»

Как же в современных условиях формировать духовно-нравственную лич­ность? Следует подумать не только о нравственном содержании учебных предметов, но и о педагогических технологиях, позволяющих осуществлять взаимосвязь моральных знаний и представлений, получаемых в школе, с по­вседневной жизнедеятельностью детей, формирующей у них опыт нравствен­ного поведения. Одной из таких технологий является технология этического диалога, автор которой - доктор педагогических наук А.И. Шемшурина.

Перечислим особенности этического диалога, которые зависят от аспекта, в соответствии с которым это понятие рассматривают:

  • рассматривая данное понятие в философском аспекте, этическому диа­логу можно дать следующее определение - это метод мышления, прони­кающий в ценностное содержание жизнедеятельности человека;
  • в педагогическом аспекте - принцип и средство гуманистического вос­питания;
  • психологическом - механизм актуализации самосознания школьников;
  • методическом - воспитательная технология, позволяющая выстроить поэтапный процесс со-мышления педагога и учеников по совместному поиску нравственной истины, обеспеченный педагогическими средства­ми и приемами личностно ориентированного подхода;
  • социальном - потребность человека в продуктивном общении, взаимо­действии, сотрудничестве, сотворчестве.

Построение этического диалога с учащимися разного возраста

Этический диалог следует строить с учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся:

  • с младшими школьниками акцент делается на желании ребенка быть хо­рошим, на нравственной стороне поступка, его моральной оценке;
  • подростками - на личностном осмыслении, сопоставлении накопленного нравственного опыта ребенка с этически выверенными нормами образа жизни человека в вековом опыте предшествующих поколений;
  • со старшеклассниками - на проблемном характере беседы, развитии у де­тей культуры мышления, способности морального суждения и оценки, уме­ния принимать решение в непростых ситуациях нравственного выбора.

Роли участников этического диалога

Рассмотрим роли, которые играют участники этического диалога.

Беседа - это общение, значит, есть человек, который доносит свои мысли. Такого человека в этическом диалоге называют автором.

Автор доносит свою мысль до слушателя, такого человека называют пони­мающим.

Понимающий не всегда принимает точку зрения автора, тогда он переходит на позицию критика.

В педагогической практике учитель строит этический диалог с учетом опре­деленной темы, в таком случае педагог выступает в роли организатора беседы. 

Еще одна роль, которую он выполняет, - это роль арбитра, который резю­мирует все сказанное.

Структурные элементы этического диалога

Рассмотрим структурные компоненты беседы. 

Погружение школьников в проблемное поле. Это может быть сделано с помощью разных средств: интригующего вопроса, дилеммы, суждения, пред­ложенной для анализа ситуации, игры, незаконченного сюжета, адресованно­го детям письма и т. д.

Построение логической цепочки развития мысли. Основным побудите­лем данного развития служат вопросы: «Почему?», «Как вы думаете?». После­довательные, углубляющие проблему вопросы закрепляют логику смысловой цепочки, выстраивают ее пошаговую структуру, способствуют развитию сюже­та беседы. 

Обращение к личности ребенка в этическом диалоге создает условия для углубления и осмысления школьниками своего отношения к данной про­блеме, помогает им выбрать пути нравственного решения непростых жизнен­ных вопросов, стимулирует развитие у детей самоанализа, самооценки и в связи с этим влияет на их самосовершенствование. Точка наивысшего напря­жения связана с обращением к личности школьника, его жизненному и нрав­ственному опыту, с необходимостью нрав­ственного выбора в той или иной ситуации, жизненной коллизии, что и будет для него иметь первостепенное значение в контек­сте обсуждаемой проблемы.


Важно выделить следующие аспекты, на которые учителю нужно обратить внимание при организации этического диалога:

  • любое знание по природе своей диалогично;
  • в беседе востребована и формируется субъективная позиция всех его участников, что создает условия для активизации их речи и мыслительной деятельности;
  • в процессе диалога формируется мотивация поступка;
  • развитие диалога должно происходить поэтапно;
  • результатом процесса взаимодействия всех участников является развитие у них рефлексии и потребности во внутреннем диалоге.


Резюме диалога как смысловое заклю­чение или переход к следующей проблеме. Резюме может быть выражено как открытый финал, заставляющий детей задуматься по поводу обсуждаемой проблемы. Этим фи­налом педагог побуждает детей к рефлек­сии и самоосмыслению, что стимулирует их нравственное развитие.

Системная работа по включению техно­логии этического диалога в работу с млад­шими школьниками приводит к повы­шению уровня воспитанности, этического самосознания и этической культуры учащихся, актуализирует психолого-педаго­гические условия их нравственного раз­вития. Технология этического диалога позволяет школьнику научиться осущест­влять самооценку, саморегулирование своей деятельности, давать нравственную характеристику своим поступкам, регули­ровать свои поведенческие реакции.

В процессе построения этического диалога учителя могут включать в рабо­ту такие методы, как игры, чтение литературы духовно-нравственной темати­ки, слушание музыки, анализ и разбор нравственных ситуаций.

В приложении представлено описание хода классного часа по теме «Как признаться в серьезной проблеме или ошибке». В ходе классного часа дети беседуют с учителем, обсуждают пути выхода из ситуации, связан­ной с нравственным выбором.

Приложение

Описание хода классного часа по теме
«Как признаться в серьезной проблеме или ошибке»

Цель классного часа: духовно-нравственное воспитание младших школьников, в частности формирование у учащихся таких нравственных качеств, как умение призна­вать, анализировать свои ошибки, делать выводы, учиться прощать и быть прощенным, умение до­казывать свою правоту и признавать правоту других людей.

Задачи: развитие у школьников умения входить в положение других людей, лучше понимать их чувства, мотивы поведения; обучение детей умению прогнозировать и корректировать свое поведе­ние в различных жизненных ситуациях; предоставление учащимся в процессе этического диалога возможности через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны; нравственное просвещение учеников с целью выработки у них собственных взглядов, суждений, оценок; изучение, осмысление и анализ детьми нравственно­го опыта иных поколений на основе литературных произведений, мудрых мыслей, личного опыта.

Используемые материалы и оборудование: сказка-метафора Е. Лаврентьевой «Звездочка»; пазлы с изображением черного круга (круг, разрезанный на части); цветного круга, имитирующего земной шар (круг, разрезанный на части); полый пластмассовый шарик (мячик) светлого цвета, который мож­но раскрыть и положить внутрь горошины по числу учащихся в классе; бумажные лучики со словами, обозначающими качества характера; проектор, экран, презентация к сказке«Звездочка»; отрывки из произведений Н.Н. Носова «Огурцы», Л.Н. Толстого «Косточка».

Этический диалог как форма духовно-нравственного воспитания младших школьников

Этический диалог как форма духовно-нравственного воспитания младших школьников

Этический диалог как форма духовно-нравственного воспитания младших школьников

Этический диалог как форма духовно-нравственного воспитания младших школьников

* Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009. – Примеч. авт.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль