text

СКИДКА НА ПОДПИСКУ 65 %. ПОЛУЧИТЬ>>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

ФГОС основного общего образования с изменениями и дополнениями 2018

  • 14 ноября 2018
  • 24405
Федеральные стандарты в области образования стали данностью с принятием ФЗ «Об образовании» в 1992 году, вызвав мощную волну критики и споров, которая не утихает и сегодня. Практикующие педагоги и методисты подчеркивали неточность и размытость формулировок, отсутствие методической базы и инструментов строгого контроля над соблюдением норм. ФГОС стандарты от 1990-х и до сегодня призваны обеспечивать:
  • преемственность всех ступеней школьного образования;
  • единство российского образовательного пространства. 

Скачать книгу «Образовательный процесс - ФГОС»
Скачать бесплатно в .pdf

ФГОС основного общего образования: хронология изменений

ФГОС ООО был впервые сформулирован стандартом 2010 года, утвержденным Приказом Минобрнауки №1897 и вошедший в силу в феврале 2011 года (прежде стандартизация касалась исключительно высшего образования), акцентировав внимание на учениках и их потребностях, сместив вектор в сторону индивидуализации школьного образования. ФГОС основного общего образования был конкретизирован, он уже содержал пространственных формулировок своего предшественника, им на смену пришли четкие требования к реализации образовательного процесса и тем знаниям и навыкам, которыми должны овладеть дети. 

Школы перешли на новый стандарт основного образования в 2015 году. Поскольку проект документа сопровождает неизменная волна критики, за последнее десятилетие в существующий госстандарт неоднократно вносились изменения, которые совершенствовали и конкретизировали требования государства. Согласно новому «Закону об образовании», принятому в 2013 году, модернизация и обновление образовательных стандартов должно проводиться не реже, чем раз в десять лет, что позволит учесть изменения в экономике и социуме, отразить техническое развитие страны, потребности государства и общества. ФГОС основного общего образования претерпел первые значительные изменения уже в конце 2015 года (приказ от 31.12.2015), а затем в 2017 (приказ от 7.06.2017). 
Изменения ФГОС 2016 года, внесенные Приказами №№ 1576-1578, затронули содержание адаптированных ООП для учеников с ОВЗ, требования к содержанию предметных дисциплин, рабочих программ и курсов внеурочной деятельности, что позволило сократить время, требуемое учителям для составления рабочих программ. Педагогу достаточно учитывать:
  • оценку планируемых результатов освоения учениками предмета или курса;
  • содержание курса или учебного предмета;
  • тематический план с указанием числа часов, отведенных на изучение курса и отдельных тем. 
В 2018 году было принято не менее важное Постановление Правительства РФ, которое затронуло принципы разработки и утверждения госстандартов. Согласно документу от 8.01.2018, все изменения и доработки, которые вносятся во ФГОС общего образования, должны быть научно обоснованы, а также иметь оценку соответствия предлагаемых изменений и требований приоритетам развития российской системы образования. 

ФГОС ООО нового поколения в 2018 году

Потребность в новых стандартах возникла на фоне того, что действующие ФГОС второго поколения основного общего образования создавался и утверждался в 2009-2012 годах и на сегодня не отражает предметное содержание образования. В результате разрушается единое образовательное пространство и ослабевают государственные гарантии качества образовательного процесса. Поскольку дети из разных школ в пределах одного города или района учатся по разным программам, возникают сложности с сопоставлением знаний, однако новые ФГОС призваны сформулировать предметные результаты и узаконить содержание образовательного процесса. 

Второй немаловажной причиной разработки изменений и дополнений к стандарту являются сложности в оценке образовательных результатов за 9 и 11 лет обучения. Наличие всероссийских проверочных работ, ОГЭ и ЕГЭ позволяет оценить, как ученики освоили учебный материал, однако без четкого регламента предметных результатов сделать это сложно. Именно с этим и будет бороться ФГОС ООО с изменениями и дополнениями 2018 года, текст документа которого можно будет скачать, когда проект будет окончательно утвержден. 

Государственные образовательные стандарты стоят на пороге кардинальных перемен, которые спровоцировали шквал критики. Министр просвещения Ольга Васильева, исполняя поручение Президента РФ по обеспечению единого образовательного пространства, инициировала составление нового федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждение которого ожидается к концу 2018 года. При этом общая концепция и структура стандартов останутся неизменными. Дополнения коснутся базового предметного содержания — минимального объема знаний, который должны быть у каждого ученика по каждой учебной дисциплине. Наличие базового содержания в стандарте не ограничивает учеников и учителей в их стремлении расширять и углублять имеющиеся знания. В 2018 году была продолжена работа по совершенствованию предметных концепций, чтобы к уже утвержденным концепциям отечественной истории, русского языка и литературы, математики добавить концепции преподавания физической культуры, географии и обществознания, астрономии, ОБЖ, физики, химии и биологии. 

ФГОС основного общего образования с изменениями и дополнениями весной 2018 года не был принят: члены Совета проекта ФГОС отправили документ на доработку по итогам голосования. 22 члена совета из 41 проголосовали за доработку предложенного проекта ФГОС, а эксперты отметили, что текст документа, который обсуждался на заседании, кардинально отличался от того, что был вынесен на публичное рассмотрение. 

Повторное заседание должно было состояться спустя неделю, однако общественный резонанс и высокая социальная значимость документа вызвали потребность в привлечении парламентариев и экспертов к публичным обсуждениям проекта в мае-июне. К дискуссиям были привлечены эксперты и специалисты, заинтересованные в эффективном развитии российского образования. К доработке новых ФГОС привлекли свыше 300 авторитетных экспертов из РАО, ученых РАН и представителей учительской общественности. 

Комментарии экспертов

    • Академик РАО Александр Асмолов подчеркнул, что новый ФГОС для основной школы повысит риск учеников не самореализоваться и не быть востребованными в современном мире, поскольку проект во многом «консервирует» прошлый опыт. Документ превращается в эклектику, где на первый план выходят принципы «знаний, умений и навыков», а не проповедуемый ФГОС системно-деятельностный подход. Если на первый план не ставить метапредметные результаты, нельзя говорить об обновлении стандартов.
    • Ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов отметил, что проблемы проекта ФГОС заключаются в том, что он описывает процесс, а не результат обучения, тогда как стандарты должны регламентировать результаты образовательного процесса, оставив описание хода обучения другим документам. Как минимум по трем направлениям (обществознание, информатика и технология) ФГОС совершенно устарел, тогда как в современной цифровой среде именно он должен устанавливать безопасный формат применения цифровых, проектных и игровых технологий.
    • Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко акцентировал внимание на важности конкретизации и систематизации образовательных результатов по этапам обучения, что облегчит проверку контролирующим органам и педагогам. 
Документы образовательной организации

Новые возможности для карьерного роста



Для грамотной и качественной оценки образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов рекомендуем пройти обучение по программе "Оценивание образовательных результатов по ФГОС".

За прохождение — диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Попробуйте бесплатно прямо сейчас!

  • Генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева, специализирующаяся на предметной области «Технология», отметила, что обсуждаемый проект не соответствует времени, методологической и содержательной части. Поскольку качественная концепция учебного предмета «Технология» была разработана согласно с Планом реализации Национальной технологической инициативы «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» совместно с Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». В структуре ФГОС основного общего образования не учитываются методы проектного подхода, применение программируемых и цифровых средств, нет механизмов построения системы детского научно-технического творчества, а предметные результаты не удовлетворяют условиям вариативности и метапредметности учебных модулей. Нет принципов формирования практических навыков у школьников с высокими образовательными потребностями, в том числе с привлечением ресурсов учреждений допобразования. Школьники должны освоить практические навыки согласно стандартам JuniorSkills, а потому в проекте должны быть отражены программирование, 3D-моделирование и прототипирование, обработка материалов, аддитивные технологии, робототехнику и системы автоматического управления. Требования к результатам должны быть разработаны с учетом общемировых стандартов (в том числе с учетом стандартов WorldSkills, JuniorSkills).

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Общественная критика 

Критики подчеркивают, что стандартизация образовательных результатов по ФГОС нового поколения общего образования в многоконфессионном и многонациональном федеративном государстве — утопичная идея. В ходе общественного обсуждения выполняется соотнесение текста Примерной основной образовательной программы, которая используется в школах, и проекта новых ФГОС ООО. На данном этапе общественные эксперты нашли несоответствие между стандартами и ПООП. Стандарты являются законодательной базой и регулируют только обобщенные требования к результатам освоения программы, а не к ее содержанию. ПООП включает описание содержания учебных предметов, но она не имеет юридической силы, поскольку служит дополнением к стандартам основного общего образования.
Замечания затрагивали:
  • уточнения требований к образовательным результатам;
  • чрезмерной учебной нагрузки;
  • распределение образовательной программы по классам. 
Немаловажным является исключение метапредметных результатов из перечня оцениваемых достижений на государственной итоговой аттестации. Этот аспект вызвал резкое негодование: отныне свободность делать выводы, обобщать, искать и работать с информацией не влияет на итоговые оценки выпускника в 9 классе. Вне поля внимания педагогов останется умение учиться на протяжении всей жизни, что способно привести к полной деградации молодежи и шаблонизации образования. 
Главными противниками новых стандартов стала «Гильдия словесников» в составе свыше 80 преподавателей литературы со всей России, которая направила в Минобрнауки открытое письмо. Педагоги подчеркнули, что проект стандартов ФГОС основного общего образования по литературе составлен непрофессионально:
  1. в программу внесено слишком много произведений, включая сложные для понимания и достаточно объемные для прочтения, большинство из них морально устарели и не соответствуют потребностям общества и вызову времени (всего в программе 235 произведений);
  2. поскольку существующие наборы учебников будут аннулированы, ученикам придется изучать только программные произведения без возможной вариативности, а педагоги не смогут принимать во внимание психоэмоциональные и возрастные особенности детей. 

В дополнение ко всему, ФГОС основного общего образования 2018 года предполагает единообразие рабочих программ для школ всей страны, что противоречит п. 7 ст. 12 ФЗ №273 «Об образовании». Проект документа не учитывает мнение учительского сообщества, чем подрывает авторитет российской образовательной системы, потому критики потребовали:
  • дальнейшего развития литературного образования согласно Примерной основной образовательной программе;
  • отказа от строго распределения литературных произведений по годам обучения без допустимой вариативности. 

Контраргументы в защиту нового ФГОС по литературе

Критика Контраргументы в защиту нового ФГОС
Свобода выбора учителя ограничена строгим перечнем произведений, определенным содержанием ФГОС основного общего образования. При этом именно отсутствие возможности читать желаемое и интересное было причиной массового непринятия предмета «Литература» среди учащихся средних школ. В предметном пространстве доработанной редакции ФГОС ООО содержатся в том числе и произведения из нерушимого ядра классики русской литературы, которые невозможно заменить аналогами. В этом случае невозможно спорить с содержанием списка, как и нецелесообразно предоставлять свободу педагогам в возможность заменять «Войну и мир», «Евгения Онегина» или «Слово о полку Игореве» какими-либо иными. Вариативная часть составляет треть программного объема, позволяя педагогам пополнять список произведений в рамках рабочей программы с учетом читательских запросов детей и их способностей. Прежде у учителей была скорее мнимая профессиональная свобода, на смену которой придет возможность выбирать формы и методы изложения материала, но не его содержание.
Единообразие учебных программ противоречит ФЗ №273 «Об образовании» и не учитывает индивидуальные образовательные потребности детей. Новый стандарт является наивной попыткой объединить нормативный документ, гарантирующий многообразие, с единообразной учебной программой.  Образовательные программы будут приведены к единому знаменателю для того, чтобы учащиеся разных школ или из разных городов могли соотносить свои знания на равных условиях. Для чего унифицируются подходы к образованию и стандартизируются темы. 
Конкретизация федеральных образовательных стандартов приведет к составлению единого учебника по литературе, который поставит крест на практике внедрения вариативных учебных пособий. 
Существует версия о том, что новые ФГОС создаются под учебники издательства «Просвещение», поскольку для других издательств обновленные стандарты обернутся огромными потерями, которые не пойдут ни в какое сравнение с затратами регионов на переоснащение библиотечных фондов.
Несправедливо обвинять разработчиков проекта в предвзятости в том или ином вопросе. Эксперты сделали определенный синтез используемых образовательных программ и учебников, не отдавая предпочтение ни одной из них. В результаты ни одного издательство не имеет доступ к списку авторов или разработке дополненных ФГОС. Государственные образовательные стандарты общего образования выдвигают серьезные требования к качеству учебников и пособий, а потому большинство из них на данный момент не являются удовлетворяющими запросам. Проблема вызвана тем, что в федеральном законодательстве не регламентировано понятие «школьный учебник», а потому в большинстве учебных пособий встречаются неточности и ошибки методического и научного материала. 
В Минобрнауки заявили о необходимости разработки концепции единого учебника по русскому языку (по аналогии с единым учебником истории), который бы позволил избежать наличия почти 80 учебных пособий, используемых в школах сегодня. 
Потому, когда стандарты будут утверждены, все учебники за счет издательств будут переработаны и повторно оценены экспертами. Сделано это будет еще и с той целью, чтобы учащиеся, переходящие из одной школы в другую, не чувствовали дискомфорта от смены учебных пособий. Министерство просвещение ставит целью формирование базовых учебников по всем учебным дисциплинам, что способствовало бы повышению качества изучения предметов. 

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования

Управление образовательной организацией

Научитесь управлять:
  • Дистанционное повышение квалификации.

  • Удобная подача материала.

  • Постоянный доступ к курсу: 24часа в сутки / 7 дней в неделю.

  • Удостоверение установленного образца.

быстрая подписка:
8 (800) 511-08-33


Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.