text

✎ Программа переподготовки: "Менеджмент общего образования" экспресс-курс

Справочник руководителя образовательного учреждения

Особенности кадровой политики в образовательных организациях для детей с ОВЗ

  • 6 мая 2015
  • 333

Организация учебной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет ряд специфических требований в части кадровой политики образовательных учреждений.

В федеральном государственном образовательном стандарте для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья достаточно жестко прописаны требования к кадровому оснащению. Очень важно, чтобы комфортная коррекционно-развивающая образовательная среда была приемлема не только для самих обучающихся, но и была оптимальна для тех, кто ее создает.

Одна из главных проблем в работе педагога с детьми с ОВЗ – это эмоциональное выгорание через три-четыре года практики, которое возникает вследствие того, что физические и интеллектуальные вложения не всегда соответствуют тем конечным результатам, на который ориентируются и сам учитель, и родители «особенных» учеников. Необходимо обеспечить баланс между притуплением эмоционального отклика педагога и необходимостью его профессионального развития: следует найти возможность преодолеть выгорание, не выходя из профессии.

Педагогическое сообщество в настоящее время активно обсуждает вопрос, как реализовать непрерывное включение педагогов образовательных организаций для детей с ОВЗ в процесс модернизации педагогического образования. Это особенно важно в свете перемен, происходящих сегодня в связи с введением профессионального стандарта педагога, который предъявляет требования к квалификации педагога в части владения различными компетенциями по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Профессиональный путь педагога по работе с детьми с ОВЗ –индивидуальная история, которую трудно заключить в жесткие рамки. По этой причине кадровый подбор должен в первую очередь ориентироваться на специфику ограниченных возможностей здоровья обучающихся – это условие зафиксировано в образовательном стандарте.

Так, если в школе учатся ребята с нарушениями слуха, то педагоги, работающие с детьми с подобными ОВЗ, должны иметь образование «сурдопедагогика». С детьми с нарушением зрения работают тифлопедагоги. При обучении детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью, педагогу рекомендуется пройти профессиональную переподготовку по профилю олигофренопедагогика.

В отличие от стандарта общего образования, который учитывает только психолого-педагогическую составляющую, достаточно сложно осуществлять коррекционно-развивающие занятия и своевременный комплекс реабилитационных мероприятий без соответствующего медицинского сопровождения.  В связи с этим образовательным учреждениям для детей с ОВЗ также предъявляется требование о наличии в штате медицинских работников.

Роль тьютора при работе педагога с детьми с ОВЗ

Вопрос, который до сих пор остается камнем преткновения при работе с детьми с ОВЗ – это необходимость постоянного или временного участия тьютора, т.е. педагога, осуществляющего индивидуализацию образовательного процесса, или сотрудника образовательной организации, который выполняет техническую помощь.

В специальных условиях, которые прописаны в 79-й статье Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», указывается возможность привлечения к работе ассистента-помощника. Образовательная организация для детей с ОВЗ может предусматривать наем данного специалиста при необходимости, а именно для работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройством аутистического спектра и с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, при которых им нужна помощь в пространственной ориентации. Тьютор обеспечивает доступность обучения и помогает ребенку включаться в процесс непосредственно во время урока и во внеурочной деятельности.

Решение о необходимости педагога-тьютора в образовательной организации для детей с ОВЗ возлагается на психолого-медико-педагогическую комиссию. Практика показывает, что для обучающихся с задержкой психического развития подключение ассистента-помощника рекомендована в большинстве случаев.

Встречаются ситуации, когда количество детей со сложными дефектами не отвечает нормам приказа для введения в штат тьютора. В таком случае учебное заведение должно привлечь к работе как минимум педагога-психолога и дефектолога. Эти специалисты, во-первых, помогут учителю сформировать содержательную часть образовательной программы с учетом особенностей нарушений у обучающихся. Во-вторых, смогут реализовать полноценную коррекционно-развивающую работу, так как трудности у детей с ОВЗ в первую очередь связаны с формированием разного рода социальных компетенций и только во вторую очередь – с преодолением мотивационных разрывов при усвоении образовательной программы.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:
Мы еще не знакомы? Давайте это исправим

Пользователи, которые регистрируются на нашем сайте получают ряд преимуществ:


  • Читают статьи с закрытыми материалами;
  • Первыми узнают новости сферы образования;
  • Получают ответы экспертов об организации работы школы

Регистрация займет не более минуты.

Подарок за регистрацию - журнал «Справочник заместителя директора школы» (pdf)!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и продолжить чтение
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать файл
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.