Особенности кадровой политики в образовательных организациях для детей с ОВЗ

294

Организация учебной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет ряд специфических требований в части кадровой политики образовательных учреждений.

В федеральном государственном образовательном стандарте для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья достаточно жестко прописаны требования к кадровому оснащению. Очень важно, чтобы комфортная коррекционно-развивающая образовательная среда была приемлема не только для самих обучающихся, но и была оптимальна для тех, кто ее создает.

Одна из главных проблем в работе педагога с детьми с ОВЗ – это эмоциональное выгорание через три-четыре года практики, которое возникает вследствие того, что физические и интеллектуальные вложения не всегда соответствуют тем конечным результатам, на который ориентируются и сам учитель, и родители «особенных» учеников. Необходимо обеспечить баланс между притуплением эмоционального отклика педагога и необходимостью его профессионального развития: следует найти возможность преодолеть выгорание, не выходя из профессии.

Педагогическое сообщество в настоящее время активно обсуждает вопрос, как реализовать непрерывное включение педагогов образовательных организаций для детей с ОВЗ в процесс модернизации педагогического образования. Это особенно важно в свете перемен, происходящих сегодня в связи с введением профессионального стандарта педагога, который предъявляет требования к квалификации педагога в части владения различными компетенциями по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Профессиональный путь педагога по работе с детьми с ОВЗ –индивидуальная история, которую трудно заключить в жесткие рамки. По этой причине кадровый подбор должен в первую очередь ориентироваться на специфику ограниченных возможностей здоровья обучающихся – это условие зафиксировано в образовательном стандарте.

Так, если в школе учатся ребята с нарушениями слуха, то педагоги, работающие с детьми с подобными ОВЗ, должны иметь образование «сурдопедагогика». С детьми с нарушением зрения работают тифлопедагоги. При обучении детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью, педагогу рекомендуется пройти профессиональную переподготовку по профилю олигофренопедагогика.

В отличие от стандарта общего образования, который учитывает только психолого-педагогическую составляющую, достаточно сложно осуществлять коррекционно-развивающие занятия и своевременный комплекс реабилитационных мероприятий без соответствующего медицинского сопровождения.  В связи с этим образовательным учреждениям для детей с ОВЗ также предъявляется требование о наличии в штате медицинских работников.

Роль тьютора при работе педагога с детьми с ОВЗ

Вопрос, который до сих пор остается камнем преткновения при работе с детьми с ОВЗ – это необходимость постоянного или временного участия тьютора, т.е. педагога, осуществляющего индивидуализацию образовательного процесса, или сотрудника образовательной организации, который выполняет техническую помощь.

В специальных условиях, которые прописаны в 79-й статье Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», указывается возможность привлечения к работе ассистента-помощника. Образовательная организация для детей с ОВЗ может предусматривать наем данного специалиста при необходимости, а именно для работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройством аутистического спектра и с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, при которых им нужна помощь в пространственной ориентации. Тьютор обеспечивает доступность обучения и помогает ребенку включаться в процесс непосредственно во время урока и во внеурочной деятельности.

Решение о необходимости педагога-тьютора в образовательной организации для детей с ОВЗ возлагается на психолого-медико-педагогическую комиссию. Практика показывает, что для обучающихся с задержкой психического развития подключение ассистента-помощника рекомендована в большинстве случаев.

Встречаются ситуации, когда количество детей со сложными дефектами не отвечает нормам приказа для введения в штат тьютора. В таком случае учебное заведение должно привлечь к работе как минимум педагога-психолога и дефектолога. Эти специалисты, во-первых, помогут учителю сформировать содержательную часть образовательной программы с учетом особенностей нарушений у обучающихся. Во-вторых, смогут реализовать полноценную коррекционно-развивающую работу, так как трудности у детей с ОВЗ в первую очередь связаны с формированием разного рода социальных компетенций и только во вторую очередь – с преодолением мотивационных разрывов при усвоении образовательной программы.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль