Нарушения закона об образовании: 6 ошибок директоров школ

860

Общие правила организации образовательного процесса в школах часто сводятся к одному: регламент превыше всего. Каждый шаг должен быть задокументирован - только так можно избежать нарушения закона об образовании.

По закону все, что организуется в учебном заведении, должно подтверждаться на бумаге. Если директор забыл оформить документально выезд старших классов на природу, это будет нарушением закона об образовании. Если не распорядился составить договоры о практике – тоже. Не говоря уже о самых очевидных вещах вроде оформления приема учащихся или перевода в следующий класс. Вспомним некоторые нарушения и типовые ошибки в организации учебного процесса и учебно-воспитательных работ.

Первое нарушение закона об образовании: отсутствие документов о приеме детей

Поступление ребенка в учебное заведение должно быть сразу же документально оформлено. Если на момент проведения проверки и на момент ее окончания установлено и подтверждено отсутствие документов, связанных с приемом, этот факт будет нарушением закона об образовании. В данном случае автоматически составляется протокол и материалы передаются в суд.

Второе нарушение закона об образовании: отсутствие формы промежуточной аттестации

Согласно статье 58 закона «Об образовании», в учебном плане должны быть указаны формы промежуточной аттестации по предметам.

Как это обычно выглядит?

Последний столбец учебного плана c названием «Промежуточная аттестация» и перечисленными в нем напротив каждой дисциплины формами отчетности. В одних случаях проставляется «зачет-незачет», в других имеется в виду:

  • «средний балл»,
  • «защита проекта»,
  • «устный опрос»,
  • «контрольная»,
  • «самостоятельная»,
  • «итоговое сочинение»,
  • «годовая контрольная работа».  

В общей сложности форм промежуточной аттестации можно насчитать десятки. Иногда эта ошибка грозит отдельной графой в акте проверки.

Третье нарушение закона об образовании: отсутствие документов о статусе ребенка

Одним из нарушений закона об образовании считается отсутствие документов, связанных с регламентацией учебного процесса в отношении каждого учащегося.

Частая проблема – присвоение неверного статуса ребенку, который получил «неуд» в качестве промежуточной аттестации и имеет академическую задолженность.

В этом случае необходимо оформить перевод в следующий класс условно.  По факту издать приказ о переводе, где так и должно быть написано: «условно». Этим же приказом либо иным локально-нормативным актом нужно определить состав комиссии, которой ребенок будет пересдавать свою задолженность, и определить сроки пересдачи, которые не должны совпадать с каникулами.

Напомним также, что детей до 15 лет по закону отчислять из школы нельзя.

Четвертое нарушение закона об образовании: неучет ограничений

Нормы школьного образования гласят: если учащийся находится на каникулах или на больничном, то в отношении него директор не имеет права принимать многие меры. Например, привлекать его к дисциплинарной ответственности.

Так, если приказ об объявлении ребенку замечания издается днем, с которого он вышел на больничный (что подтверждается справкой), этот документ будет нарушением закона об образовании. Также в момент нахождения ученика на больничном нельзя объявлять ему выговор или отчислять.

  • Сделать это возможно после того, как ребенок официально вернется в школу со справкой от врача.
  • В течение трех рабочих дней необходимо выдать ему и родителям приказ под роспись.
  • Таким образом, всегда необходимо соотносить даты издания своих распорядительных актов с документами, которые принесут или уже доставили учащиеся.

Пятое нарушение закона об образовании: педагог не соответствует требованиям квалификации

Органы контроля и надзора очень пристальное внимание обращают на квалификационные требования в отношении педагогических работников.  Перечень требований можно посмотреть в Едином квалификационном справочнике (ЕКС).

Основные требования заключаются в том, что педагог должен иметь среднее или высшее образование, как правило, профильное, и стаж работы по определенным должностям.  Для работы в школе стаж часто не требуется, следовательно, его отсутствие не будет являться нарушением закона об образовании.

Заметим, что нормы образования в школах предполагают и исключения. Например, если в учреждении работает человек, который не имеет диплома среднего или высшего образования по профилю «Педагогика», то аттестационная комиссия протокольным решением может рекомендовать директору или заведующему принять такого человека или оставить на работе с учетом его заслуг перед школой и отечеством. Поэтому в протокольных решениях аттестационных комиссий требуется конкретизировать причины, по которым человек без педагогического образования работает в образовательном учреждении.

Шестое нарушение закона об образовании: отсутствие документов о проводимых мероприятиях

41 статья Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» также предусматривает проведение определенного рода мероприятий, связанных с профилактикой и пропагандой здорового образа жизни, профилактикой возможного травматизма и прочих.

В связи с этим на момент проведения проверки в учебном заведении должны быть документы, подтверждающие выполнение этих норм.

Мероприятия необходимо регламентировать документами:

  • приказами,
  • распоряжениями,
  • положениями,
  • правилами.
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль