Регулирование труда педагогических работников: основные понятия, плюсы и минусы

239

Регулирование труда педагогических работников при помощи новой нормативно-правовой базы

В системе образования нередко приходится применять общие рамочные нормы, которые устанавливают другие ведомства, в том числе Минтруда. Эти параметры и нормативные документы зачастую не могут учесть специфики образования как системы и специфики образовательных учреждений. В итоге руководители образовательных организаций и педагоги сталкиваются с довольно серьёзными проблемами, с одной стороны, при формировании своей локальной нормативной базы, с другой стороны, в ходе ее реализации. С третьей стороны, возникают трудности, когда начинаются различные проверки, в том числе внешние, и когда нужно доказывать, что данные локальные акты учреждений образования не противоречат федеральной базе и Трудовому кодексу.

Одним из существенных вопросов, который нужно решить, является использование нормативно-правовых оснований и нормирования в такой сфере, как регулирование труда педагогических работников. Требования, касающиеся трудового нормирования специалистов в образовании, зафиксированы в программе поэтапного совершенствования системы заработной платы, которая принята распоряжением правительства №2190-р и является одним из условий введения эффективного контракта с педагогическими и административными сотрудниками. Тем не менее, в нормировании труда педсостава много сложностей, прежде всего относящихся к специфике деятельности работников образовательных учреждений.

Регулирования труда педагогических работников: понятийный аппарат

Имеет смысл определиться в основных понятиях, которые фигурируют в области трудового нормирования учителей. Что такое, в частности, нормирование труда? Это способ управления персоналом в процессе его трудовой деятельности, направленный на установление необходимых затрат и результатов работы, а также необходимых соотношений между численностью специалистов различных групп и количеством единиц ресурсов или материалов.

Понятие нормирование труда в образовательных учреждениях для специалистов  – это, по сути, определение количественных параметров труда, за которые устанавливается заработная плата. Причем, норма затрат труда – это количество работы, которое необходимо затратить на качественное оказание услуг в определённых организационно-технических условиях. Еще одно определение, встречающееся при регулировании труда педагогических работников, нормированное задание – это установленный на основе видов норм трудозатрат объём работ, услуг, которые работник или группа работников должны выполнять или оказывать за единицу рабочего времени.

Нормированные задания могут включать индивидуальные и коллективные трудозатраты, которые устанавливаются с учётом заданий по повышению производительности, а также экономии материальных ресурсов. Эти задачи ставятся, в соответствии с имеющимися на каждом рабочем месте возможностями. Поэтому нормированные задания в отличие от норм трудовых затрат могут устанавливаться только для конкретного рабочего места и с учётом исключительно ему присущих особенностей и возможностей привлечения резервов повышения трудовой эффективности.

С одной стороны, это принятые определения. С другой, приходится разбираться во многих деталях, связанных, например, с тем, что такое коллективные трудозатраты, можно ли вообще посчитать их в процессе образования, как их нормировать и придать этим затратам количественное выражение, или это сделать невозможно.

Другие важные понятия, зафиксированные в положениях в нормативной базе Минтруда, это понятия напряжённости нормы труда, нормы времени, нормы обслуживания и нормы численности. Нужно отметить, что, так как все нормативные документы Минтруда относятся не только к сфере образования, но и вообще к трудовой сфере, подобные определения могут не учитывать специфику системы образования, и именно это создает очень серьёзные проблемы при регулировании труда педагогических работников.

Формирование положений, касающихся трудового нормирования, является неизбежной составляющей при разработке нормативной базы для введения эффективного контракта, и сегодня эти положения требуются в каждой образовательной организации. Соответственно, когда приходят проверки, они смотрят на наличие в этих положениях в том числе и таких понятий, установленных в отношении определенного учреждения образования.

Каким образом могут использоваться эти понятия для нормирования труда в организациях образовательной сферы? Исторически складывается, что заработная плата определяется исходя из ставок заработной платы или должностных окладов с учётом повышений, фактического объёма выполненной педагогом работы, доплат, а также надбавок. При этом предельный объём учебной и другой работы педагога нормативно не регламентировался никогда, а устанавливался по согласованию с сотрудником. Право определять объём нагрузки всегда устанавливалось руководителем учреждения образования.

Плюсы и минусы современной нормативно-правовой базы при регулировании труда педагогических работников

Какие преимущества и недостатки возможно выделить сегодня в регулировании труда педагогических работников при помощи нормативно-правовой базы? К преимуществам можно причислить возможность наконец-то установить единые количественные параметры трудовой деятельности педагогов. Также это возможность нежёсткой их регламентации, если брать за основу имеющуюся сегодня нормативную базу. Наконец – это договорная основа таких отношений, что позволяет самому специалисту чувствовать себя гораздо защищеннее в ходе планирования и реализации своей деятельности на рабочем месте и за его пределами.

К недостаткам можно причислить отсутствие в настоящий момент единых качественных критериев оценки труда педагогических работников. К сожалению, пока не учитываются многие виды деятельности, а в основном регламентируется урочная деятельность специалистов-педагогов. Впрочем, это можно отнести и к плюсам, потому что регламентация вообще всей деятельности является для многих сомнительным преимуществом труда.

Еще один недостаток заключается в том, что зависимость оплаты труда от количественных параметров ведёт к гонке за нагрузкой, так как в основе лежит тарификация аудиторной нагрузки. При этом сокращается неучитываемая деятельность, которую необходимо учесть в рамках, например, нового федерального государственного образовательного стандарта. Это действительно серьёзная проблема. В первую очередь она связана с тем, что неаудиторную нагрузку пока мало кто умеет нормировать. Возникает вопрос – а насколько требуется нормирование подобной деятельности?

В каких нормативных условиях, помогающих в регулировании труда педагогических работников, сегодня работают специалисты? С одной стороны, у них есть новая введённая система оплаты работы, которая определяет возможности для стимулирования не учитываемых в рамках тарификации видов деятельности. С другой стороны, появился такой документ как федеральный государственный образовательный стандарт, в котором зафиксированы новые требования к итогам и новые виды деятельности, которые ранее не принимались во внимание и не были обязательными для работников образования. Теперь они вошли в ФГОС, и это превращает их в необходимую часть работы специалистов-педагогов на рабочем месте.

Наконец, возник, но еще не введен в действие, профессиональный стандарт педагога, который определил свежий подход к самим требованиям к трудовым функциям, которые выполняются педагогическими работниками. Три этих системы (новая система оплаты труда, ФГОС и профессиональный стандарт педагога) и детерминируют способ нормирования учительского труда.

Наряду с этим, еще не существует такого документа, который бы нормировал учительский труд, исходя из названных трёх основных условий, которые оказывают воздействие на сегодняшний характер труда педагогических работников.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль