СИПР для детей с ОВЗ

4891

Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью, применяемый к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года, является инструментом обеспечения качества обучения и подготовки детей с интеллектуальными нарушениями к будущей жизни. На основе стандарта разрабатываются примерные адаптированные основные образовательные программы детей и специальные индивидуальные программы развития. 

Задачи СИПР для детей с ОВЗ

Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью является решение особых образовательных потребностей детей с умеренной и тяжелой глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития. Для этого внедряются СИПР (специальные индивидуальные программы развития) для детей с ОВЗ. Цель такой программы – поэтапно включить подопечного в систему образования путем формирования и развития коммуникации и санитарно-гигиенических навыков.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

СИПР предполагает:

  • дифференцированный подход,
  • пошаговое обучение и обязательную индивидуализацию процесса обучения,
  • развития интеллекта детей.

Основой стандарта, базой специальных индивидуальных программ развития для детей с умственной отсталостью стал опыт Псковского Центра лечебной педагогики под руководством А. М. Царева. Центром предусмотрены учебные области, которых нет в основных уроках. Например, для тяжелых детей, у которых на момент поступления в школу не сформирована речь и чьи потребности трудно установить, практикуются предметы «Речь», «Альтернативная коммуникация», «Человек».

Особенность СИПР для детей с ОВЗ и заключается в том, что программа предусматривает не только обучение, но и все сферы человеческой жизни, и постепенное формирование элементарных социально-бытовых умений, навыков самообслуживания обучаемого.

На группу детей или на класс с ребенком с ОВЗ предусмотрены, кроме обычного учителя, как минимум два специалиста: ассистент-помощник и тьютор – педагог, осуществляющий индивидуализацию образовательного процесса ребенка. Роли тьютора в реализации специальной индивидуальной программы для детей с ОВЗ отводится значимое место. Этот специалист помогает ребенку освоиться на уроке и во внеурочной деятельности, совершает вместе с учащимся достаточно много разных действий.

Детям с умственной отсталостью необходимо обеспечить определенный присмотр и уход, связанный с отсутствием элементарной возможности самостоятельно себя обслуживать. В связи с этим СИПР для детей с ОВЗ имеет жесткие требования к материально-техническим условиям образовательной организации и к санитарно-гигиеническому оснащению помещений и оборудования, в том числе к местам общего доступа.

Комплектование учеников в группах

Одним из аспектов СИПР для детей с ОВЗ, детей с тяжелыми множественными нарушениями, является обучение в разновозрастных группах .

Подбор, комплектование учеников в группах зависит не от возраста ребенка, а от:

  • педагогической задачи специалистов,
  • базового уровня сформированности конкретного навыка учащегося.

Индивидуальные образовательные маршруты для детей с ОВЗ с умственной отсталостью предусматривают возможность гибкой смены педагогических подходов. На основании итоговой комплексной оценки личностных и предметных результатов усвоения программы и заключения психолого–медико-педагогической комиссии программу можно сменить на более простую по сравнению с первым вариантом. Такой подход обоснован тем, что учебные действия в СИПР не универсальны. Неумение применять сформированные действия в новой ситуации – реальная сложность, с которой сталкиваются дети с ОВЗ. В связи с этим формирование базовых учебных занятий требует большой работы и над конкретными учебными предметами, и в целом над коррекционно-развивающей деятельностью всей образовательной программы для детей с ограниченными возможностями.

Семья и образовательная организация: важное партнерство в реализации СИПР для детей с ОВЗ

Для категории школьников с нарушением интеллектуального развития принципиальным является психологическое сопровождение ребенка. Залог его качественного обеспечения – установление взаимодействия семьи и образовательной организации, их совместного равнозначного партнерства. Сегодня для реализации СИПР для детей с ОВЗ на нормативном уровне в адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ закреплена необходимость выстраивать такое взаимодействие.

Перенос тех умений и навыков, которые формируются у ребенка непосредственно в школе, должны быть обязательно подкреплены тем, что происходит дома. Работу по закреплению навыков также обеспечивают тьютор, ассистент, педагог-психолог и учитель-дефектолог. Такие специалисты сопровождения могут включаться в жизнь ребенка не только в образовательной организации, но и в специальных центрах.

Таким образом, специальные индивидуальные программы развития предполагают, что совместные усилия семьи и образовательной организации позволят воплотить полноценную коррекционно-развивающую работу и успешно сформировать разного рода социальные компетенции у детей с интеллектуальными нарушениями.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль