Процесс взаимодействия семьи и школы. Культура безопасности детей

192

Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение... Ребенок – зеркало семьи.  

В.А. Сухомлинский̆ 

Процесс взаимодействия семьи и школы, воспитание культуры безопасности детей

Процесс взаимодействия семьи и школы – неотъемлемая часть силы и стойкости постоянных семейных взаимоотношений, школьник подражает действиям близких людей, учится действовать вместе с ним, усваивает отдельные навыки и знания, стиль жизни, отношение к себе и другим людям, окружающему миру. Родители являются первыми и главными воспитателями своих детей, они отвечают за их воспитание и развитие. Если родители хорошо исполняют свои обязанности, то и духовный̆ мир школьника, его готовность к общению с другими, стремление к знаниям будут восполнены.

На сегодняшний день процесс взаимодействия семьи и школы выполняет основную роль в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у детей. Школа реализует компоненты процесса воспитания культуры безопасности, совершенствует знания об источниках опасности, организовывает физическую готовность к выходу из опасных ситуаций. Компоненты культуры безопасности детей, как мотивация к ней, компетенции безопасного поведения, психологическая готовность к опасным ситуациям, основываются в семье.

Многие родители преуменьшают семейную роль в приобретении у учащегося безопасного поведения, они мало информированы в области воспитания культуры безопасности. Проведенный опрос среди родителей̆ первоклассников на вопрос «Как вы думаете, являетесь ли вы для школьника образцом безопасного поведения на улице, в быту, на природе?» только 10 процентов ответили положительно.

Рассмотрим причины неэффективного воспитания:

  • педагогическая и психологическая безграмотность родителей;
  • твердые стереотипы воспитания;
  • личностные проблемы и особенности родителя,  которые вносятся в общение с учащимся;
  • влияние особенностей общения в семье на отношения родителя к учащемуся. 

Влияние взаимоотношений в процессе взаимодействия семьи и школы и воспитании культуры безопасности детей

Процесс взаимодействия семьи и школы во многом обусловливает результат воспитания культуры безопасности детей. В семьях, использующих запреты и ограничения, не происходит контроль за поведением, практикуется ситуативное обучение выполнения правил, требований, у учащегося отсутствует ориентированный образец взрослого ответственного поведения. В таком случае у учащегося не складываются психологические механизмы, которые необходимы для ответственного, самостоятельного, безопасного поведения.

Частый контроль поступков, суровые запреты, жесткие требования и правила, которые практикуются в семье, необходимость подчинения родительским приказам без объяснения приводят к формированию поведения, которое основано на чувстве вины или страха перед наказанием. Здесь работают только механизмы внешнего контроля, если его ослабить, то поведение может стать потенциально опасным. Таким школьникам тяжело самим принимать решения, возникает неуверенность в себе, несамостоятельность, замкнутость, тревожность, враждебность к окружающим, агрессивность по отношению к слабым.

Отрицательно сказываются на развитии культуры безопасности такие типы родительских тактик воспитания, как:

  • гипопротекция–недостаточное проявление заботы;
  • доминирующая гиперпротекция – гиперопека, чрезмерная озабоченность проблемами и действиями;
  • потворствующая гиперпротекция – обожание, немедленное удовлетворение желаний;
  • эмоциональное отвержение;
  • непрогнозируемые эмоциональные реакции;
  • противоречивые воспитательные воздействия. 

Все тактики содействуют возникновению виктимности (от лат. victima – жертва) – склонность стать жертвой преступления. 

Стили воспитания культуры безопасности детей в процессе взаимодействия семьи и школы

В процессе взаимодействия семьи и школы воспитание культуры безопасности детей имеет большое значение, также как и его стиль. Выделяют авторитетный, попустительский и авторитарный стили.

При авторитетном виде развития культуры безопасности детей родитель контролирует растущую самостоятельность учащегося. В семье есть четкие, понятные школьнику правила поведения, которые обсуждаются с ним и принимаются безоговорочно. Родители исходят из потребностей и чувств школьника, его запросов. Возникает совместное преодоление трудностей. Родители проявляют симпатию, уважение к школьникам, но и твердость в вопросах выполнения требований.

Дети из семей, где предпочитают данный стиль, уважают своих родителей, они общительны, активны, отзывчивы, компетентны, инициативны, открыты, уверены в себе. У них высокоразвитый самоконтроль, они умеют дружить со сверстниками, стремятся к исследованиям, а не избеганию каких-либо ситуаций. При этом у них адекватная и несколько завышенная самооценка.

При попустительском стиле воспитания культуры безопасности взрослые практически не сдерживают их поведение, мало контролируют его, не требуют от них ответственности и самоконтроля. Родители могут проявлять неуважение и антипатию, может наблюдаться яркая эмоциональная дистанция между взрослыми и детьми, здесь практикуется физическое наказание. Стиль создает отклонения в поведении школьника, проявляющиеся в нарушениях дисциплины, правил, норм, требований.

Дети, воспитывающиеся таким образом, испытывают недостаток любви, внимания, сочувствия со стороны родителей. Для них характерно лидерство, но также и низкий уровень развития самоконтроля, игнорирование близкого взрослого, упрямство, хитрость, конфликтность, повышенная чувствительность к неуспеху, на который они реагируют сильным регрессом.

Авторитарный стиль в процессе взаимодействия семьи и школы заключается в постоянном контроле над их поведением. Существует свод чрезвычайно жестких требований, которые не обсуждаются с детьми. В данном стиле демонстрируют средний и низкий уровень качества взаимодействия со школьником, что проявляется в выраженной эмоциональной дистанции, повышенной требовательности, в отсутствии сотрудничества и в неудовлетворенности отношениями.

У школьников из семей с авторитарным стилем воспитания культуры безопасности формируется заниженная самооценка с высоким уровнем притязаний. Для них характерен слабый самоконтроль, чувство вины и даже страха, злобы, раздражения по отношению к взрослым.


Это полезно знать!

Личность безопасного типа – это человек, который ориентирован на добро, способен к продуктивной деятельности по сохранению своего духовного и физического здоровья, защите окружающих людей и природы от внешних угроз, и который обладает высокоразвитыми духовными качествами, навыками и умениями.


Дети уязвимы эмоционально, повышается тревожность и застенчивость, преобладает плохое настроение. Им трудно устанавливать дружеские отношения со сверстниками, часто стремятся компенсировать дефицит эмоций за счет плохого контакта со взрослым – педагогами, родителями (цепляние, прижимание, приставание).

Этот стиль приводит к подавлению инициативности и появляется стремление принимать решения самому. Вырастая, школьник может остаться безответственным или начать бунтовать и неактивно принимать ненавистные правила.

Проведенное исследование, а также данные, приводимые в психолого-педагогической литературе, свидетельствуют, что 100 процентов родителей младших школьников стремятся оградить их от опасностей, но у большинства из них усилия носят запретительный характер. Анализ освоения необходимых представлений и тактики культуры безопасности детьми из данных семей показал, что они знают, чего делать нельзя, но мало осведомлены, как делать безопасно то, что делать можно. Учащиеся этой группы испытывали сложности при анализе опасных ситуаций и в ходе поиска возможностей выхода из них.

Лишь у 20% родителей было выявлено наличие продуктивной родительской тактики воспитания. Дети этих родителей во время диагностической игры демонстрировали высокий уровень умения выстраивать алгоритм действий в проблемной ситуации.

Таким образом, выбор родителями непродуктивных методов воспитания, наличие у них низкого уровня культуры безопасности, безответственного поведения, делегирование ими воспитательных полномочий общеобразовательным организациям приводят к проблемам социализации детей, конфликтам, психологическим травмам, затрудняют формирование школьника как личности безопасного типа. Кроме того, все это свидетельствует и о низком уровне развития родительской компетентности у взрослых.

Процесс взаимодействия семьи и школы, понятие родительской компетенции в воспитании культуры безопасности детей

Родительская компетентность в процессе взаимодействия семьи и школы над вопросом воспитания культуры безопасности детей предполагает наличие знаний, умений, опыта в этой области, а также необходимых личностных качеств и соответствующих мотивов.

Родительская компетентность включает в себя следующие составляющие:

  • контроль действий школьника;
  • требовательность к его социальной зрелости;
  • общение со школьником и эмоциональная поддержка.

Анализ практики взаимодействия педагогов с родителями учащихся показывает, что проблема обеспечения культуры безопасности детей неизменно интересует родительское сообщество. В этой связи выбор задач родительского образования определяется целями преодоления в сознании родителей типичных проблем семейного воспитания и формирования у них современных представлений о сути родительской компетентности. На основе выявленных в ходе опроса и анкетирования родителей наиболее типичных их затруднений в воспитании детей мы определили содержание работы по повышению родительской компетентности в области формирования безопасности жизнедеятельности младших школьников.

В приложении 1 представлен перечень тем для работы педагога по повышению компетентности родителей в вопросах развития культуры безопасности детей. Данные темы могут быть освещены как в форме родительских собраний, так и в других формах работы с родителями учащихся. (Ознакомиться>>)

Закономерности организации процесса взаимодействия семьи и школы в вопросе культуры безопасности детей

Определяющим фактором успеха работы по повышению родительской компетентности в организации процесса взаимодействия семьи и школы в вопросе культуры безопасности детей становится учет педагогом определенных закономерностей.

При формировании родительского образования нужно учитывать специфику, отличие семейного воспитания от общественного. Если основой общественного формирования личности является система социальных требований к школьнику, то основанием родительского влияния выступает родительская любовь, забота о нем как о самоценной личности, принятие его таким, какой он есть. Основными результатами образования родителей должны стать: изменение места, которое занимают дети в их жизни, улучшение взаимоотношений взрослых с ними, значимость воспитательной деятельности, родительская ответственность, освоение конкретных умений, которые связаны с воспитанием.

Организуя учебный процесс со взрослыми, педагогу нужно помнить о намеченных планах, о потребностях обучаемых.

Взрослые стремятся деятельно участвовать в обучении, привносить в обучающие ситуации собственный опыт и свои жизненные ценности, соотносить содержание образовательного процесса со своими целями, задачами и проблемами в воспитании детей. Обычно, взрослые беспрекословно учатся, если им необходимо обучение и возможности применить результаты для улучшения своей деятельности, повышения уровня жизни.

Следовательно, приглашение родителей младших школьников к обсуждению проблемы формирования культуры безопасности детей, стоит начинать с совместного рассмотрения актуальных, острых моментов, аргументирования в пользу невозможности воспитания безопасной личности без компетентного взаимодействия родителей со школьником, с выявления образовательных потребностей семьи. Необходимо отметить, что лишь при учете упомянутых выше закономерностей, активные и интерактивные методы обучения взрослых становятся популярными и носят характер эффективности. 

Интерактивные методы обучения родителей учащихся:

  • тренинги;
  • креативные игры;
  • управляемое игровое взаимодействие родителей и детей;
  • игровое моделирование способов родительского поведения;
  • анализ педагогических ситуаций;
  • решение проблемных педагогических задач;
  • двигательные, игровые, рисуночные упражнения проективного характера;
  • анализ мотивов детского поведения, примеров из личной практики семейного воспитания и др. 

В приложении 2 описан процесс взаимодействия семьи и школы - родительское собрание по теме «Расширение зоны самостоятельности детей и ответственности за собственную безопасность» с использованием метода «Мировое кафе». Этот метод позволяет обеспечить эффективное взаимодействие педагогов и родителей путем снятия коммуникативных барьеров. (Ознакомиться>>)

Во втором приложении вложено приложение 3 - алгоритм составления индивидуальной программы расширения "зоны ответственности" ребенка. (Ознакомиться>>)

Рассматривая пути решения такой задачи учебного процесса в начальной школе, как формирование личности безопасного типа, необходимо помнить, что приемлемого результата школа не может достичь автономно, без взаимодействия с родителями

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
  • Документ №6.jpg
  • Документ №7.jpg
  • Документ №8.jpg



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль