Профилактика выгорания у педагогов (эмоционального и профессионального)

66

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образова­тельном процессе. Да и администрация общеобразовательной организации (далее - ОО) поднимает планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, использование новых педагогических технологий и т. д, и все это требует профилактики выгорания у педагогов. Пере­смотра педагогом подходов к организации своей деятельности требует и вве­дение федерального государственного образовательного стандарта началь­ного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государствен­ного образовательного стандарта».

Профилактика выгорания у педагогов: эмоциональный тип

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно­психическое напряжение, наступает переутомление. Различного рода пере­грузки усугубляются многочисленными страхами: страх не найти поддержки, страх оказаться непрофессионалом, страх перед контролем и пр.

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истоще­нию педагогов, известному как синдром эмоционального выгорания. Хрони­ческая усталость лежит в основе многих психосоматических заболеваний, появление которых напрямую связано с душевным состоянием человека. Эмоционально выгоревшие педагоги отличаются повышенной тревожно­стью, агрессивностью и категоричностью. Эти проявления значительно огра­ничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к само­совершенствованию.

И если не проводить профилактику выгорания у педагогов, в результате порождается ряд таких деформаций личности, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрез­мерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог превращается в своеобразную «ходячую энциклопедию»: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему. Но при этом он становится абсолютно закры­тым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам. Эмоциональное выгорание - это своего рода выработанный личностью механизм психологи­ческой защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Профилактика выгорания у педагогов: профессиональный тип

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса, ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Синдром профессионального выгорания - опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людь­ми: учителей, социальных работников, врачей, журналистов.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего нака­пливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «осво­бождения» от них. Американский психолог Кристина Маслач в своих трудах отмечает, что выгорание может проявляться в виде трех стадий.

Профилактика выгорания педагогов имеет свои предпосылки. На первой стадии выгорания человек истощен эмоционально и физически. Он может жаловаться на плохое самочувствие, головную боль, разбитость, упадок сил, плохое настроение. Эти признаки и симптомы проявляются в легкой форме и выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления или органи­зации перерывов в работе.

На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, но­сят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным даже после продолжительного сна. Для трудо­вой деятельности требуется специальный настрой, но и это не всегда помога­ет. У педагога может развиться отрицательное, циничное и обезличенное отношение к людям, с которыми он работает. Появляются первые срывы либо апатия. Для заботы о себе требуются дополнительные усилия.

Заключительная стадия - полное выго­рание, которая, согласно мнению К. Мас­лач, обнаруживается не очень часто и вы­ливается в полное отвращение ко всему на свете. Педагог обижен на себя и на все че­ловечество. Человек может подвергать со­мнению ценность не только своей работы, профессии, но и самой жизни.

Итак, можно сделать вывод, что профилактика выгорания педагогов очень важна, поскольку «сгора­ют», как правило, не изначально равнодуш­ные и безучастные к своей работе люди, а, наоборот, профессионалы, для которых деятельность значима, она сознательно ими выбрана и предполагает известное эмоцио­нальное отношение.

В приложении 1 представлен экспресс-опросник «Эмоциональное выгора­ние педагога». Он поможет учителям самостоятельно определить уровень сво­его эмоционального выгорания. В приложении 2 представлено описание упражнений, направленных на преодоление педагогами профессиональных трудностей.

Полезные качества при профилактике выгорания педагогов

Рассмотрим качества, помогающие специалисту избежать профессиональ­ного выгорания:

Выгорания избегают люди, во-первых:

  • имеющие опыт успешного преодоления стресса;
  • способные конструктивно изменять свое поведение в напряженных ус­ловиях;
  • отличающиеся высокой подвижностью, открытостью, общительностью, самостоятельностью, стремлением опираться на собственные силы.

Во-вторых, такие люди обладают рядом индивидуальных особенностей:

  • хорошее здоровье;
  • сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (к примеру, занятия спортом и поддержка здорового образа жизни);
  • высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возмож­ностях.

В-третьих, важной отличительной чертой в процессе профилактики выгорания педагогов является способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности - как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.


Регуляция психоэмоционального состояния с помощью цветотерапии

В повседневной жизни мы постоянно занимаемся цветотерапией, даже не подозревая об этом. Достаточно вспомнить о наших цветовых предпочтениях, например в одежде, в косметике, в выборе интерьера для дома. У нас есть любимые и нелюбимые цвета, приятные для глаз или раздражающие оттенки. Если вы ощущаете, что Вам недостает жизненной энергии – смело используйте красный цвет. Если вам не хватает чувства психологической свободы и умения приспосабливаться к внешним обстоятельствам – работайте с оранжевым цветом. Желтый цвет поможет вам, если вы чувствуете упадок сил и хотели бы получить заряд активности или если вы находитесь в конфликте с самим собой. При равнодушии и чувстве апатии, при желании быть более открытым и более спокойным вам поможет зеленый цвет. Голубой цвет следует использовать, если вас тяготят ваши обязанности, если вы действуете, не задумываясь о последствиях своих поступков. Если вы проявляете излишнюю эмоциональность, не контролируете свои реакции, используйте синий цвет. Фиолетовый цвет оказывает большое влияние на область чувств, именно его надо использовать, если вы часто, по необъяснимым причинам, чувствуете себя обманутым, если вас мучают сомнения и вы впадаете в состояние депрессии.


Условия восстановления здоровья при профилактике выгорания педагогов

Эмоциональное состояние человека во многом зависит от его здоровья. Однако существует и обратная зависимость. Так, психологическими условия­ми восстановления здоровья педагогов являются развитие и формирование эмоциональной активности и поведенческой гибкости, обеспеченные меха­низмами осознанной саморегуляции. Основным средством восстановления психологического и физического здоровья педагогов является психоэмоцио­нальная и двигательная активность.


Регуляция психоэмоционального состояния с помощью ароматерапии

На наше настроение, эмоциональное состояние большое влияние оказывает окружающие нас запахи. Поэтому с помощью приятных ароматов можно помочь себе настроиться на положительный лад. Различные ароматы эфирных масел действуют по-разному:

  • ароматы апельсина, бергамота, герани, ели, лаванды, лимона, ладана, мяты, розы помогают при переутомлении;
  • лаванды, пихты, розы, шалфея – при депрессивных состояниях;
  • аниса, ели, кипариса, мандарина, межжевельника, розмарина – при раздражительности;
  • жасмина, лаванды, ладана, мяты, розы, сосны – при повышенной эмоциональности.

Способы применения эфирных масел различны: вдыхание ароматов, ванны, массаж. Важно помнит, что запахи, которые приятны вам, не всегда приятны окружающим, поэтому применят эфирные масла следует с осторожностью, чтобы не причинить дискомфорт другим людям.


К активным средствам восстановления здоровья относятся все формы лечебной физкультуры: разнообразные физические упражнения, ходьба, бег, упражнения на тре­нажерах, хоротерапия, трудотерапия и др.

Пассивные средства - массаж, мануаль­ная терапия, физиотерапия.

Психорегулирующие (психологические) средства в процессе профилактики выгорания педагогов - аутотренировка, мышечная ре­лаксация, специально подобранные психо­техники.

В приложении 3 представлено описание упражнений, направленных на снятие у пе­дагогов эмоционального и физического на­пряжения. Особенностью данных упраж­нений является чередование в процессе выполнения сильного мышечного напря­жения и следующего за ним расслабления. В приложении 4 дано описание упражне­ний, направленных на улучшение отноше­ний педагогов с окружающими. В приложении 5 - психологическая зарядка, повышающая самооценку и улучшающая настроение. Данные комплексы упражнений можно предложить педагогам в качестве памяток. Кроме того, представленные упражнения, модифицировав, учителя могут использовать в работе с учащимися.

Приложение 1

Профилактика выгорания у педагогов (эмоционального и профессионального)

Профилактика выгорания у педагогов (эмоционального и профессионального)

Приложение 2

Профилактика выгорания у педагогов (эмоционального и профессионального)

Профилактика выгорания у педагогов (эмоционального и профессионального)

Приложение 3

Профилактика выгорания у педагогов (эмоционального и профессионального)

Профилактика выгорания у педагогов (эмоционального и профессионального)

Приложение 4

Профилактика выгорания у педагогов (эмоционального и профессионального)

Профилактика выгорания у педагогов (эмоционального и профессионального)

Приложение 5

Профилактика выгорания у педагогов (эмоционального и профессионального)

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
  • Документ №6.jpg
  • Документ №7.jpg
  • Документ №8.jpg
  • Документ №9.jpg



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль