Значение проектной деятельности младших школьников

183

Значение проектной деятельности младших школьников 

С 1 по 4 классы дети только начинают приобщаться к проектной дея­тельности , поэтому педагогу важно заинтересовать учеников решением про­ектных задач начальной школы, учитывая возрастные особенности учащихся. Это станет прооб­разом проектной деятельности детей в основной школе.

Проектные задачи начальной школы могут быть предметными, межпредметными и разново­зрастными. Они имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками, они могут придумывать, фантазировать.

Решение плановых задач требует коллективно-распределенной деятель­ности учащихся. Поэтому особую роль они играют в становле­нии учебного сотрудничества в малых группах.


Проектная задача – это система заданий (действий), направленных на поиск пути достижения результата, которая ориентирована на применение учащимися ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в специально создаваемых учителем образовательных пространствах. Отличие проектной задачи начальной школы от полноценного проекта заключается в том, что для ее решения младшим школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных. Кроме того, плановая учебная задача – менее объемная дидактическая единица по сравнению с проектом.


Взаимодействуя, дети приходят к пони­манию того, что для достижения общей цели всем участникам группы необходимо дого­вориться между собой, выработать общий путь решения задачи, распределить обязан­ности, осуществить взаимопомощь и взаи­моконтроль в процессе ее решения. 

Актуальность метода проектов в настоя­щее время обусловливается, прежде всего, его направленностью на формирование у детей понимания смысла и предназначе­ния своей работы, умения самостоятельно ставить цели и задачи деятельности, проду­мывать способы их осуществления и многое другое. Важнейшей миссией современного образования, обозначенной в федеральном государственном образовательном стан­дарте начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в дей­ствие федерального государственного обра­зовательного стандарта начального общего образования», является формирование уни­версальных учебных действий (далее - УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Решение проектных задач начальной школы на уроках и во внеуроч­ной деятельности позволяет развивать все виды УУД учащихся.

Особенности организации проектной деятельности младших школьников 

Работа по организации проектной деятельности в начальной школе младших школьников в МБОУ «СОШ № 3» ст. Павловской Краснодарского края построена в рамках трех образовательных модулей, каждый из которых состоит из цикла заданий, и направлен на отработку различных УУД.

Первый образовательный модуль «Первый раз в первый класс» - это пе­реходный этап от дошкольного образования к школьному.

Второй образовательный модуль «Развитие УУД через решение пред­метных проектных задач» должен помочь в организации деятельности де­тей на уроке, способствовать развитию у них УУД в процессе работы на учеб­ных занятиях в малых группах.

Третий образовательный модуль «Развитие УУД через решение проект­ных задач во внеурочной деятельности» позволяет ввести процесс решения задач начальной школы в ход внеурочных занятий младших школьников.

Работа в каждом из этих модулей строится с использованием технологии решения проектных задач начальной школы. Рассмотрим содержание каждого образовательно­го модуля более подробно.

Модуль образовательной деятельности «Первый раз в первый класс»

Образовательный модуль «Первый раз в первый класс» направлен на то, чтобы помочь учителю облегчить первоклассникам прохождение периода адаптации к обучению.

Работа учащихся в рамках данного модуля осуществляется с 1 сентября, она рассчитана на 7 дней, в каждый из которых дети работают над новой про­ектной задачей начальной школы, например:

  • «Путешествие по стране Математике»;
  • «Город величин»;
  • «Путешествие в страну сказок»;
  • «День здоровья»;
  • «Путешествие в удивительный мир природы»;
  • «Азбука дорожного движения»;
  • «Посвящение в первоклассники».

Целью первых трех плановых заданий является актуализация дошкольного опыта учащихся, остальных четырех - плавный переход детей от игровой к учебной деятельности. В рамках каждой проектной задачи начальной школы учащиеся выпол­няют 2-3 задания.

Особенностью данного модуля является то, что в рамках него дети работа­ют над решением проектных задач начальной школы в смешанных межклассных группах, к каж­дой группе прикреплен родитель-консультант. Непринужденная обстановка, интересные задания, возможность получить помощь от сверстников и взрос­лых способствуют адаптации детей к школьной жизни.

Участие родителей в работе над проектными задачами начальной школы на данном этапе очень важно, т. к., с одной стороны, дети еще не адаптировались к учебному учреждению и тес­но связаны с родителями на психологическом уровне, а с другой стороны, ро­дители могут увидеть своего ребенка в новой социальной ситуации. У каждого родителя появляется возможность сравнить уровень развития и подготовлен­ности к школе своего ребенка и его сверстников, что позволит более адекват­но оценить способности детей. Еще одним важным аспектом участия роди­телей в работе над плановыми заданиями является привлечение родителей к взаимодействию с учителями в рамках организации образовательного про­цесса в начальных классах.

В результате работы над этими плановыми заданиями дети безболезненно вливаются в школьную жизнь, получают первые навыки работы в группе, обоб­щают дошкольный опыт в различных предметных областях, у них формируется правильная речь, развиваются коммуникативные способности. Дети учатся выстраивать логические цепочки, анализировать и делать выводы.

Модуль образовательной деятельности «Развитие УУД через решение предметных проектных задач»

Особенностью проектных задач начальной школы образовательного модуля «Развитие УУД через решение предметных проектных задач» является то, что в большей сте­пени они носят обучающий характер, помогают детям научиться организовать работу, выстроить взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе ее выполнения. Часть заданий, которые используются в данных заданиях, ученики могут выполнять индивидуально, а часть - во взаимодействии внутри малой группы. Работа проходит под руководством учителя. Для оценки дей­ствий учащихся в ходе решения плановых заданий используется экспертная оценка учителя, а внутри малой группы - взаимопроверка и взаимооценка учащихся. По итогам решения задания оценивается ре­альный «продукт» деятельности группы, пу­блично представленный классу, и класс дает оценку «продукту» по критериям, которые выработала эта группа.


При подготовке к работе над проектом учителю важно:

  • обеспечить наличие всех необходимых для выполнения проекта материалов;
  • учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
  • обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом;
  • внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта;
  • создавать группы численностью не более 5 человек;
  • учитывать возможности учебных предметов для реализации проектной деятельности младших школьников. 


Среди проектных задач начальной школы данного обра­зовательного модуля: «Иллюстрированное пособие. Изученные орфограммы», «Обо­значение мягкости согласных на письме», «Способы проверки безударных гласных», «Путешествие по стране Орфографии».

При решении каждого из предметных за­даний к работе также привлекаются родители учащихся в роли консультантов.

В приложении 1 представлено описание планового задания «Обозначение мягкости согласных на письме». В приложении 2 - описание проектного задания «Способы про­верки безударных гласных».

В результате работы над этими проектными заданиями дети учатся взаимо­действовать в группе, распределять обязанности, сравнивать, классифициро­вать, моделировать, оценивать свой труд. У них развиваются коммуникатив­ные способности, творческий потенциал.

Модуль образовательной деятельности «Развитие УУД через решение проектных задач во внеурочной деятельности»

Работа учащихся в рамках первого и второго образовательного модуля находит свое продолжение в третьем образовательном модуле «Развитие УУД через решение проектных задач во внеурочной деятельности». Это означает, что проектная деятельность младших школьников становится обязательной частью программ кур­сов внеурочной деятельности в начальной школе.

В качестве примера можно привести планирование заданий в кур­се внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности «Путешествие капельки».

При решении данных задач дети изучают сезонные изменения в природе, знакомятся со свойствами воды, проявляют творческие способно­сти в рисовании,конструировании.

Проектные задачи начальной школы направлены на достижение следующих планируемых результатов:

  • личностных (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
  • коммуникативных УУД (планирование учебного сотрудничества с учи­телем и сверстниками, умение договариваться, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданиями и условия­ми коммуникации);
  • регулятивных УУД (целеполагание, составление плана и последователь­ности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция, выделение учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить);
  • познавательных УУД (поиск и выделение необходимой информации, умение работать по инструкции, формулировать проблему, осущест­влять контроль и оценку своей деятельности, структурировать свои зна­ния, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме).

По итогам организации проектной деятельности младших школьников планируется повышение уровня обученности и уровня сформированности УУД. Кроме того, ожидается воспитание чувства ответственности у детей по отношению к выполняемой работе, формирование у них умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.

Приложение 1

Описание проектной задачи начальной школы «Обозначение мягкости согласных на письме»

Пояснение: Данное задание - диагностическое по теме «Обозначение мягкости согласных на письме». Класс делится на 4 группы (3 - по количеству способов обозначения мягкости согласных на письме, и 1 - эксперты, составляющие общий проект). Три группы выполняют задания и передают результат экспертам. Эксперты на листе А3 заполняют общую таблицу способов обозначения мягкости соглас­ных на письме.

Цели проектной задачи начальной школы:       

  • обучение младших школьников совместному решению заданий; 
  • освоение детьми способов обозначения мягкости согласных на письме;
  • формирование у учащихся коммуникативных компетенций.

Планируемые результаты работы учащихся в рамках проектной задачи начальной школы:

  • личностные: формирование у детей мотивации к учебной деятельности;
  • предметные:
  • оценка учениками своих знаний и умений в рамках изученной темы;
  • восполнение пробелов в знаниях некоторых учащихся;
  • метапредметные:
  • регулятивные УУД: формирование у детей умений определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления; ориентироваться на образец и правило выполнения действия;
  • познавательные УУД: формирование у детей умений использовать знаково-символические средства для решения заданий, проводить анализ и сравнение, выдвигать гипоте­зы и давать им обоснования;
  • коммуникативные УУД: формирование у детей умений слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, менять свою точку зрения, с достаточной полнотой и точностью выра­жать свои мысли в соответствии с заданиями и условиями коммуникации.

Способы оценивания результатов работы:

  • педагогическое наблюдение за работой учеников в группе;
  • публичная презентация результатов работы.

Этапы работы в рамках проектной задачи начальной школы:

  • определение способа обозначения мягкости согласных на письме;
  • составление рассказа о способе обозначения мягкости согласных на письме;
  • составление задания для проверки усвоения способа обозначения мягкости согласных на письме;
  • разработка критериев оценки усвоения способа обозначения мягкости согласных на письме.

Значение проектной деятельности младших школьников

Значение проектной деятельности младших школьников

Значение проектной деятельности младших школьников

Приложение 2

Описание проектной задачи начальной школы «Способы проверки безударных гласных»

Пояснение: Данное задание - диагностическое по теме «Безударные гласные». Класс делится на 4 группы (3 - по количеству способов проверки безударных гласных, и 1 - эксперты, составляю­щие общий проект). Три группы выполняют задания, результат размещают на листе формата А3, иллюстрируя способы проверки безударных гласных, передают результат работы в экспертную группу.

Цели проектной задачи начальной школы:

  • обучение младших школьников совместному решению заданий; 
  • освоение детьми способов проверки безударных гласных;
  • формирование у учащихся коммуникативных компетенций.

Планируемые результаты работы учащихся:

  • личностные: формирование у детей мотивации к учебной деятельности;
  • предметные:
  • формирование у младших школьников умения различать ударные и безударные гласные;
  • освоение детьми способов проверки безударных гласных (с помощью орфографического сло­варя, с помощью изменения слова, по правилу);
  • метапредметные:
  • регулятивные УУД: формирование у детей умения рефлексировать (видеть проблему; анали­зировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); планировать (составлять план своей деятельности);
  • познавательные УУД: формирование у детей умений моделировать (представлять способ дей­ствия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное);
  • коммуникативные УУД: формирование у детей умений проявлять инициативу при поиске спо­соба (способов) решения заданий; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Способы оценивания результатов работы:

  • педагогическое наблюдение за работой учеников в группе;
  • публичная презентация результатов работы.

Этапы работы в рамках проектной задачи начальной школы:

  • способ проверки безударной гласной;
  • составление рассказа о способе проверки безударной гласной (правило);
  • составление задания для проверки усвоения способа проверки безударной гласной.

Значение проектной деятельности младших школьников

Значение проектной деятельности младших школьников

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль