Значение проектной деятельности младших школьников

261

Значение проектной деятельности младших школьников 

С 1 по 4 классы дети только начинают приобщаться к проектной дея­тельности , поэтому педагогу важно заинтересовать учеников решением про­ектных задач начальной школы, учитывая возрастные особенности учащихся. Это станет прооб­разом проектной деятельности детей в основной школе.

Проектные задачи начальной школы могут быть предметными, межпредметными и разново­зрастными. Они имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками, они могут придумывать, фантазировать.

Решение плановых задач требует коллективно-распределенной деятель­ности учащихся. Поэтому особую роль они играют в становле­нии учебного сотрудничества в малых группах.


Проектная задача – это система заданий (действий), направленных на поиск пути достижения результата, которая ориентирована на применение учащимися ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в специально создаваемых учителем образовательных пространствах. Отличие проектной задачи начальной школы от полноценного проекта заключается в том, что для ее решения младшим школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных. Кроме того, плановая учебная задача – менее объемная дидактическая единица по сравнению с проектом.


Взаимодействуя, дети приходят к пони­манию того, что для достижения общей цели всем участникам группы необходимо дого­вориться между собой, выработать общий путь решения задачи, распределить обязан­ности, осуществить взаимопомощь и взаи­моконтроль в процессе ее решения. 

Актуальность метода проектов в настоя­щее время обусловливается, прежде всего, его направленностью на формирование у детей понимания смысла и предназначе­ния своей работы, умения самостоятельно ставить цели и задачи деятельности, проду­мывать способы их осуществления и многое другое. Важнейшей миссией современного образования, обозначенной в федеральном государственном образовательном стан­дарте начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в дей­ствие федерального государственного обра­зовательного стандарта начального общего образования», является формирование уни­версальных учебных действий (далее - УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Решение проектных задач начальной школы на уроках и во внеуроч­ной деятельности позволяет развивать все виды УУД учащихся.

Особенности организации проектной деятельности младших школьников 

Работа по организации проектной деятельности в начальной школе младших школьников в МБОУ «СОШ № 3» ст. Павловской Краснодарского края построена в рамках трех образовательных модулей, каждый из которых состоит из цикла заданий, и направлен на отработку различных УУД.

Первый образовательный модуль «Первый раз в первый класс» - это пе­реходный этап от дошкольного образования к школьному.

Второй образовательный модуль «Развитие УУД через решение пред­метных проектных задач» должен помочь в организации деятельности де­тей на уроке, способствовать развитию у них УУД в процессе работы на учеб­ных занятиях в малых группах.

Третий образовательный модуль «Развитие УУД через решение проект­ных задач во внеурочной деятельности» позволяет ввести процесс решения задач начальной школы в ход внеурочных занятий младших школьников.

Работа в каждом из этих модулей строится с использованием технологии решения проектных задач начальной школы. Рассмотрим содержание каждого образовательно­го модуля более подробно.

Модуль образовательной деятельности «Первый раз в первый класс»

Образовательный модуль «Первый раз в первый класс» направлен на то, чтобы помочь учителю облегчить первоклассникам прохождение периода адаптации к обучению.

Работа учащихся в рамках данного модуля осуществляется с 1 сентября, она рассчитана на 7 дней, в каждый из которых дети работают над новой про­ектной задачей начальной школы, например:

  • «Путешествие по стране Математике»;
  • «Город величин»;
  • «Путешествие в страну сказок»;
  • «День здоровья»;
  • «Путешествие в удивительный мир природы»;
  • «Азбука дорожного движения»;
  • «Посвящение в первоклассники».

Целью первых трех плановых заданий является актуализация дошкольного опыта учащихся, остальных четырех - плавный переход детей от игровой к учебной деятельности. В рамках каждой проектной задачи начальной школы учащиеся выпол­няют 2-3 задания.

Особенностью данного модуля является то, что в рамках него дети работа­ют над решением проектных задач начальной школы в смешанных межклассных группах, к каж­дой группе прикреплен родитель-консультант. Непринужденная обстановка, интересные задания, возможность получить помощь от сверстников и взрос­лых способствуют адаптации детей к школьной жизни.

Участие родителей в работе над проектными задачами начальной школы на данном этапе очень важно, т. к., с одной стороны, дети еще не адаптировались к учебному учреждению и тес­но связаны с родителями на психологическом уровне, а с другой стороны, ро­дители могут увидеть своего ребенка в новой социальной ситуации. У каждого родителя появляется возможность сравнить уровень развития и подготовлен­ности к школе своего ребенка и его сверстников, что позволит более адекват­но оценить способности детей. Еще одним важным аспектом участия роди­телей в работе над плановыми заданиями является привлечение родителей к взаимодействию с учителями в рамках организации образовательного про­цесса в начальных классах.

В результате работы над этими плановыми заданиями дети безболезненно вливаются в школьную жизнь, получают первые навыки работы в группе, обоб­щают дошкольный опыт в различных предметных областях, у них формируется правильная речь, развиваются коммуникативные способности. Дети учатся выстраивать логические цепочки, анализировать и делать выводы.

Модуль образовательной деятельности «Развитие УУД через решение предметных проектных задач»

Особенностью проектных задач начальной школы образовательного модуля «Развитие УУД через решение предметных проектных задач» является то, что в большей сте­пени они носят обучающий характер, помогают детям научиться организовать работу, выстроить взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе ее выполнения. Часть заданий, которые используются в данных заданиях, ученики могут выполнять индивидуально, а часть - во взаимодействии внутри малой группы. Работа проходит под руководством учителя. Для оценки дей­ствий учащихся в ходе решения плановых заданий используется экспертная оценка учителя, а внутри малой группы - взаимопроверка и взаимооценка учащихся. По итогам решения задания оценивается ре­альный «продукт» деятельности группы, пу­блично представленный классу, и класс дает оценку «продукту» по критериям, которые выработала эта группа.


При подготовке к работе над проектом учителю важно:

  • обеспечить наличие всех необходимых для выполнения проекта материалов;
  • учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
  • обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом;
  • внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта;
  • создавать группы численностью не более 5 человек;
  • учитывать возможности учебных предметов для реализации проектной деятельности младших школьников. 


Среди проектных задач начальной школы данного обра­зовательного модуля: «Иллюстрированное пособие. Изученные орфограммы», «Обо­значение мягкости согласных на письме», «Способы проверки безударных гласных», «Путешествие по стране Орфографии».

При решении каждого из предметных за­даний к работе также привлекаются родители учащихся в роли консультантов.

В приложении 1 представлено описание планового задания «Обозначение мягкости согласных на письме». В приложении 2 - описание проектного задания «Способы про­верки безударных гласных».

В результате работы над этими проектными заданиями дети учатся взаимо­действовать в группе, распределять обязанности, сравнивать, классифициро­вать, моделировать, оценивать свой труд. У них развиваются коммуникатив­ные способности, творческий потенциал.

Модуль образовательной деятельности «Развитие УУД через решение проектных задач во внеурочной деятельности»

Работа учащихся в рамках первого и второго образовательного модуля находит свое продолжение в третьем образовательном модуле «Развитие УУД через решение проектных задач во внеурочной деятельности». Это означает, что проектная деятельность младших школьников становится обязательной частью программ кур­сов внеурочной деятельности в начальной школе.

В качестве примера можно привести планирование заданий в кур­се внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности «Путешествие капельки».

При решении данных задач дети изучают сезонные изменения в природе, знакомятся со свойствами воды, проявляют творческие способно­сти в рисовании,конструировании.

Проектные задачи начальной школы направлены на достижение следующих планируемых результатов:

  • личностных (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
  • коммуникативных УУД (планирование учебного сотрудничества с учи­телем и сверстниками, умение договариваться, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданиями и условия­ми коммуникации);
  • регулятивных УУД (целеполагание, составление плана и последователь­ности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция, выделение учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить);
  • познавательных УУД (поиск и выделение необходимой информации, умение работать по инструкции, формулировать проблему, осущест­влять контроль и оценку своей деятельности, структурировать свои зна­ния, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме).

По итогам организации проектной деятельности младших школьников планируется повышение уровня обученности и уровня сформированности УУД. Кроме того, ожидается воспитание чувства ответственности у детей по отношению к выполняемой работе, формирование у них умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.

Приложение 1

Описание проектной задачи начальной школы «Обозначение мягкости согласных на письме»

Пояснение: Данное задание - диагностическое по теме «Обозначение мягкости согласных на письме». Класс делится на 4 группы (3 - по количеству способов обозначения мягкости согласных на письме, и 1 - эксперты, составляющие общий проект). Три группы выполняют задания и передают результат экспертам. Эксперты на листе А3 заполняют общую таблицу способов обозначения мягкости соглас­ных на письме.

Цели проектной задачи начальной школы:       

  • обучение младших школьников совместному решению заданий; 
  • освоение детьми способов обозначения мягкости согласных на письме;
  • формирование у учащихся коммуникативных компетенций.

Планируемые результаты работы учащихся в рамках проектной задачи начальной школы:

  • личностные: формирование у детей мотивации к учебной деятельности;
  • предметные:
  • оценка учениками своих знаний и умений в рамках изученной темы;
  • восполнение пробелов в знаниях некоторых учащихся;
  • метапредметные:
  • регулятивные УУД: формирование у детей умений определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления; ориентироваться на образец и правило выполнения действия;
  • познавательные УУД: формирование у детей умений использовать знаково-символические средства для решения заданий, проводить анализ и сравнение, выдвигать гипоте­зы и давать им обоснования;
  • коммуникативные УУД: формирование у детей умений слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, менять свою точку зрения, с достаточной полнотой и точностью выра­жать свои мысли в соответствии с заданиями и условиями коммуникации.

Способы оценивания результатов работы:

  • педагогическое наблюдение за работой учеников в группе;
  • публичная презентация результатов работы.

Этапы работы в рамках проектной задачи начальной школы:

  • определение способа обозначения мягкости согласных на письме;
  • составление рассказа о способе обозначения мягкости согласных на письме;
  • составление задания для проверки усвоения способа обозначения мягкости согласных на письме;
  • разработка критериев оценки усвоения способа обозначения мягкости согласных на письме.

Значение проектной деятельности младших школьников

Значение проектной деятельности младших школьников

Значение проектной деятельности младших школьников

Приложение 2

Описание проектной задачи начальной школы «Способы проверки безударных гласных»

Пояснение: Данное задание - диагностическое по теме «Безударные гласные». Класс делится на 4 группы (3 - по количеству способов проверки безударных гласных, и 1 - эксперты, составляю­щие общий проект). Три группы выполняют задания, результат размещают на листе формата А3, иллюстрируя способы проверки безударных гласных, передают результат работы в экспертную группу.

Цели проектной задачи начальной школы:

  • обучение младших школьников совместному решению заданий; 
  • освоение детьми способов проверки безударных гласных;
  • формирование у учащихся коммуникативных компетенций.

Планируемые результаты работы учащихся:

  • личностные: формирование у детей мотивации к учебной деятельности;
  • предметные:
  • формирование у младших школьников умения различать ударные и безударные гласные;
  • освоение детьми способов проверки безударных гласных (с помощью орфографического сло­варя, с помощью изменения слова, по правилу);
  • метапредметные:
  • регулятивные УУД: формирование у детей умения рефлексировать (видеть проблему; анали­зировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); планировать (составлять план своей деятельности);
  • познавательные УУД: формирование у детей умений моделировать (представлять способ дей­ствия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное);
  • коммуникативные УУД: формирование у детей умений проявлять инициативу при поиске спо­соба (способов) решения заданий; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Способы оценивания результатов работы:

  • педагогическое наблюдение за работой учеников в группе;
  • публичная презентация результатов работы.

Этапы работы в рамках проектной задачи начальной школы:

  • способ проверки безударной гласной;
  • составление рассказа о способе проверки безударной гласной (правило);
  • составление задания для проверки усвоения способа проверки безударной гласной.

Значение проектной деятельности младших школьников

Значение проектной деятельности младших школьников

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль